Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дайте краткую характеристику русской философской мысли конца XIX-нач.XX вв. и ее основным представителям (Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк)
Раздел, посвященный русской философской мысли есть в любом из рекомендованных учебников. Следует обратить внимание на причины возникновения систематической философии в России именно в этот исторический период, указать, какие общие черты объединяют всех названных мыслителей, выделить фундаментальные идеи каждого в отдельности.
10. Что представляет собой постструктурализм как философское течение? Назовите его основных представителей и их исходные философские позиции. Эта тема предполагает обращение к словарю постмодернизма И.Ильина, текстам А.Ф.Зотова, В.А.Канке, В.Д.Губина. Следует обратить внимание на такие понятия как постмодернизм, метанарратив, «деконструкция», а также перечислить те методологические принципы, на критике которых базируется философский постструктурализм. К последним относятся ряд положений философии К.Маркса, лингвистической теории Ф.де Соссюра, теории психоанализа З.Фрейда.
11. Опишите общие положения и принципы «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера. Понимание одного из наиболее известных в философии тезисов М.Хайдеггера «Язык-дом бытия» предполагает знакомство с такими понятиями как «фундаментальная онтология», «бытие-в-мире», «экзистенция», «дазайн». Обоснование тезиса у самого автора вычленить непросто в связи с тем специфическим типом языка и письма, которые он использует. Поэтому помощь в раскрытии темы могут оказать тексты П.П.Гайденко, Б.Л.Губмана, А.Ф.Зотова, В.А.Канке, В.Д.Губина.
Что представляет собой философское течение прагматизм? При раскрытии данной темы представляется необходимым использовать Философскую энциклопедию, учебные пособия А.Ф.Зотова, В.А.Канке. Глубокий анализ прагматистской концепции представлен в текстах Н.В.Мотрошиловой. Следует обратить внимание на основных представителей прагматизма, стоящих у его истоков философов англо-американской философской традиции – Дж.Дьюи, Ч.С.Пирса и др.
13. Раскройте проблему идеального и варианты ее решения. Эта тема может быть раскрыта через обращение к Платону и Аристотелю (книги В.Ф.Асмуса, «История философии: Запад-Россия-Восток» Книга первая), через обращение к средневековой философии в варианте идеалистической модели социальной реальности (см.учебник К.С.Пигрова) через анализ дискуссии, которую вели известные советские философы Д.И.Дубровский и Э.В.Ильенков (см. Новую Философскую Энциклопедию).
Проблема универсалий в средневековой философии. Эта тема раскрыта во вступительных статьях и комментариях к текстам средневековых мыслителей в «Хрестоматии по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение» под редакции Л.ИЯковлевой, в книге «История философии: Запад-Восток-Россия» (книга вторая), в учебниках и текстах таких авторов как С.С.Неретина, Соколов В.В.
Что такое объект и субъект познания? Во всех указанных в списке литературы учебниках эта тема освещается в разделах «Теория познания», «Философия науки», «Эпистемология», «Гносеология». Важно поместить описание объекта и субъекта процесса познания во временной и пространственный контекст, необходимо ссылаться на авторитетных мыслителей, разрабатывавших данную проблему, раскрыть как соотносятся эти понятия в различных науках, например, в естественнонаучном и в гуманитарном знании.
Дайте философское определение истины. Назовите ее атрибуты и характеристики. Раскройте основные идеи актуальных концепций истины. Эта тема раскрывается через обращение к текстам авторов различных (но не менее трех) концепций истины. Необходимо четко разделить атрибуты истинного знания и его критерии, указать на «слабые» места каждой из концепций истины. Кроме того, надо отметить, что существует не только научная трактовка понимания истины, но и экзистенциально-онтологический подход к ней. Для освещения последнего надо обратиться к текстам М.Хайдеггера.
Проведите сравнительный анализ социологии и социальной философии по предмету, объекту, методам. Опишите основные характеристики общества как целостного единства в социальной философии. Разделы учебников, посвященные философии общества, философии истории, философии культуры помогут разобраться в этой теме. Особенно такие авторы как Момджян Т.Х., Пигров К.С., Конев В.А. которые являются авторами специализированных учебных пособий по социальной философии. Опишите роль знания и веры в философском знании. В работе над этой темой можно обратиться к разделам «Теория познания», «Гносеология». Возможно также разбор поставленной проблемы через анализ философии Аврелия Августина и других средневековых мыслителей. Для этого надо ознакомится с вступительными статьями и комментариями к текстам средневековых мыслителей в «Хрестоматии по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение». Под ред. Л.И.Яковлевой. Определите сознание с философской точки зрения. Что означает интенциональность сознания? Не существует двух учебников по философии, которые бы одинаково определяли сознание. Поэтому следует ознакомиться со статьей из Новой Философской Энциклопедии «Сознание» и разделами учебников по этому вопросу. В анализе интенциональности как атрибута сознания необходимо опираться на философское наследие Ф.Брентано и Э.Гуссерля, чьи тексты в сокращенном варианте представлены в «Хрестоматии по онтологии и теории познания» (под ред. Разинова Ю.А.) на сайте Кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ. Материя, движение, время, пространство как философские понятия. В анализе следует опираться на статьи из Новой Философской Энциклопедии и разделы учебников, посвященные проблемам онтологии, фундаментальным свойствам и диалектике бытия. Концентрироваться следует на авторских позиция по определению материи, движения, времени и пространства. Эти темы широко представлены в философии Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса. Феноменология социальной реальности. Раскрытие этой темы требует обращения к разделу Новой Философской Энциклопедии, анализа трудов Ф.Брентано, Э.Гуссерля. В философии середины ХХ века феноменология авторитетно представлена в работах П.Бергера и Т.Лумана, Б.Вальденфельса. Учебник «Социальная философия» Пигрова К.С. раскрывает этот вопрос в разделе «Феноменологическая модель социальной реальности».
ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Алексеев А.В. История философии.: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 240 с. 2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 416 с. 3. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн: М.: Высш.шк., 2001. 784 с. 4. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). – 3-е изд. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2000. 480 с. 5. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIXвв.). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1996. 557 с. 6. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. Санкт-Петербург, «Наука», 2000. – 670с. 7. Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997. 8. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. Учебн. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996. 400 с. 9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Т.Е.Корявко, Т.В.Филатов, В.Т.Салосин, О.А.Торопкова, Т.В.Филатов.: Самарская ГСАХА – Самара, 2000. 254 с. 10. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.688с. (любое идание) 11. Философия: Учебник / Под ред.В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 828 с. (любое издание)
Дополнительная литература 1. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994. 2. Асмус, В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. М.: Высш. шк., 2001.400с. 3. Бибихин В.В. Язык философии. – 2-е изд., испр.и доп. М.: Языки славянской культуры, 2002. 416 с. 4. Виндельбанд В. История философии. Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1997. 560 с. 5. Гайденко П.П.Путь к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. 495 с. 6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. 7. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М. 2000. 8. Губман Б.Л.Западная философия культуры. - Тверь, ЛЕАН, 1997.287 с. 9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1999. 10. Канке В.А. Этика ответственности. Теории морали будущего / В.А.Канке. М.: Логос. 352 с. 11. Канке В.А. Основные концепции философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2000. 320 с. 12. Конев В.А. Человек в мире культуры. Самара. 1996г. (любое издание). 13. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 14. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: «Аграф», 2002. 320с. 15. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. 352 с. 16. Мамардашвили М.К.Лекции по античной философии. М.: «Аграф», 2002. 320 с. 17. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996. 18. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб. «Наука», 2001. 567 с. 19. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. К.: Касталь 1996. 448с. 20. Фуко М., Археология знания. Киев, Ника-центр, 1996.208с. 21. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. (любое издание) 22. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней и средневековой философии. М., 1991.(любое издание). 23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы