Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предметная область, статус и функции истории и
Философии науки. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и принцип их производства. Как и другие формы познания, наука – социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность. Наука - это система знаний (форма общественного сознания), род человеческой деятельности, социальный институт, суммарный опыт человека, непосредственная производительная сила общества. Наука - особый тип человеческого познания. Существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание (чаще объективных законов действительности), наука как особый вид деятельности человека, наука как социальный институт. Задачи науки – изучение сущности законов, а не явления – изучение новых объектов, их связей и свойств. Целый ряд дисциплин изучает науку: науковедение и наукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формирования научного знания), социология науки (структурирует научные сообщества и анализирует науку как социальный институт), психология науки (проблемы научного творчества), история науки (процессы научных открытий и изобретений). В настоящее время принято различать два варианта в понимании философии науки: 1) как направления в западной и отечественной философии 19 – 20 веков. 2) как особая философская дисциплина, которая возникает во второй половине 20 века. Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания, получение нового знания. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. История и философия науки изучает вопросы исторического развития научного знания, его структуру и особенности, общие закономерности научного познания и эволюции научного знания. Экстернализм – методологическое направление в истории и философии науки, согласно которому развитие науки определяется внешними условиями (" социальный заказ", " социоэкономические условия", " культурно-исторические контексты" и проч.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки - структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития. Представители: Дж. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др. Интернализм – методологическое направление в истории и философии науки, согласно которому развитие науки определяется внутринаучными, интеллектуальными факторами. Наука развивается не из-за социальных воздействий извне, а в результате внутренней эволюции, следуя логике научного мышления. Представители: А. Койре, Р. Холл, Дж. Рэнделл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др. Основные особенности научного знания: объективность, предвидение, системность, постоянная методологическая рефлексия, доказательность, предметность, верифицируемость и др. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. Методология как учение о научных методах познания. Классификация научных методов познания. Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Методоло́ гия (от греч. μ ε θ ο δ ο λ ο γ ί α — учение о способах) учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей. Гносеоло́ гия (от др.-греч. γ ν ῶ σ ι ς — «знание» и λ ό γ ο ς — «учение, наука»); эпистемоло́ гия (от др.-греч. ἐ π ι σ τ ή μ η, «знание» и λ ό γ ο ς — «слово, учение») — теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание. Рационали́ зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Эмпири́ зм (от греч. έ μ π ε ι ρ ί α — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли ); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. Солипсизм(от лат. solus, «единственный», и лат. ipse, «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. В этическом смысле термин означает крайний эгоизм. Агностици́ зм (от дргреч. ἄ γ ν ω σ τ ο ς — непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Учение о методе - методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Учение о методе появляется впервые в Новое время, до этого не проводилось различия между наукой и научным методом» Метод(от греч metbodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. Методология как учение о познавательной деятельности может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Многоуровневая концепция методологического знания разделяет методы научного познания на основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, методы междисциплинарного исследования. Эмпирические методы познания - наблюдение, измерение и эксперимент. Теоретические методы познания - индукция, дедукция, анализ, синтез, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, формализация. Методологические принципы научного познания - принципы подтверждаемости (верификации), опровергаемости (фальсификации), принцип наблюдаемости, принцип простоты, принцип соответствия, принцип системности (согласованности), принцип красоты, принцип свободы от ценностей. НАУКА И КУЛЬТУРА 3.1 Наука как социокультурный феномен. 3.2 Наука в традиционных и техногенных обществах. Наука каксоциокультурный феномен зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, детерминирует общественную жизнь. Наука - фундамент культуры в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, в базисные основания отношений самих людей, во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Наука опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Культурно-технологическая функция науки связана с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности. Культурная сущность науки обусловливает ее этическую и ценностную наполненность. Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов, воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Наука, как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий способ жизнедеятельности, знаковая система и система ценностей. Сущность культуры можно определять с точки зрения предметно-ценностного наполнения («аксиологическая концепция»), как технологию воспроизводства жизнедеятельности общественно развитого человека («деятельностная концепция»), как духовное богатство личности и основу творческой активности («личностная концепция»), как совокупность информации и знаковую систему («информационная концепция»). Цивилизация в современном понимании имеет во–первых, унитарное значение: идеал общественного развития; во- вторых, стадиальное значение: особые этапы развития; в-третьих, локально-историческое значение: имеет специфический характер, ограниченный пространственно-временными рамками существования. В качестве интегральных оснований цивилизации выделяют единое нормативно-ценностное пространство; генотип социального развития (эволюционный, мобилизационный, инновационный); культурный архетип как совокупность поведенческих установок. Культуру и цивилизацию либо отождествляют, либо различают, либо противопоставляют. Культура – это царство органически жизненного, цивилизация совокупность технико-механического; цивилизация – символ технической мощи, культура – символ духовного богатства человека и т.д. Традиционный тип общества обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов развития, канонизированных и регламентирующих форм мышления, традиций, норм, принятых и устоявшихся образцов поведения. Техногенный, западный тип общества – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна, развитие техники и технологии. В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства - «увей» - прерывается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы. Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая функция науки; функция непосредственной производительной силы; функция социальной силы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы