Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ. Определение понятия науки. Предметная область, статус и функции истории и Философии науки. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и принцип их производства. Как и другие формы познания, наука – социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность. Наука - это система знаний (форма общественного сознания), род человеческой деятельности, социальный институт, суммарный опыт человека, непосредственная производительная сила общества. Наука - особый тип человеческого познания. Существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание (чаще объективных законов действительности), наука как особый вид деятельности человека, наука как социальный институт. Задачи науки – изучение сущности законов, а не явления – изучение новых объектов, их связей и свойств. Целый ряд дисциплин изучает науку: науковедение и наукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формирования научного знания), социология науки (структурирует научные сообщества и анализирует науку как социальный институт), психология науки (проблемы научного творчества), история науки (процессы научных открытий и изобретений). В настоящее время принято различать два варианта в понимании философии науки: 1) как направления в западной и отечественной философии 19 – 20 веков. 2) как особая философская дисциплина, которая возникает во второй половине 20 века. Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания, получение нового знания. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. История и философия науки изучает вопросы исторического развития научного знания, его структуру и особенности, общие закономерности научного познания и эволюции научного знания. Экстернализм – методологическое направление в истории и философии науки, согласно которому развитие науки определяется внешними условиями (" социальный заказ", " социоэкономические условия", " культурно-исторические контексты" и проч.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки - структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития. Представители: Дж. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др. Интернализм – методологическое направление в истории и философии науки, согласно которому развитие науки определяется внутринаучными, интеллектуальными факторами. Наука развивается не из-за социальных воздействий извне, а в результате внутренней эволюции, следуя логике научного мышления. Представители: А. Койре, Р. Холл, Дж. Рэнделл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др. Основные особенности научного знания: объективность, предвидение, системность, постоянная методологическая рефлексия, доказательность, предметность, верифицируемость и др. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. Методология как учение о научных методах познания. НАУКА И КУЛЬТУРА 3.1 Наука как социокультурный феномен. 3.2 Наука в традиционных и техногенных обществах. Наука каксоциокультурный феномен зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, детерминирует общественную жизнь. Наука - фундамент культуры в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, в базисные основания отношений самих людей, во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Наука опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Культурно-технологическая функция науки связана с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности. Культурная сущность науки обусловливает ее этическую и ценностную наполненность. Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов, воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Наука, как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий способ жизнедеятельности, знаковая система и система ценностей. Сущность культуры можно определять с точки зрения предметно-ценностного наполнения («аксиологическая концепция»), как технологию воспроизводства жизнедеятельности общественно развитого человека («деятельностная концепция»), как духовное богатство личности и основу творческой активности («личностная концепция»), как совокупность информации и знаковую систему («информационная концепция»). Цивилизация в современном понимании имеет во–первых, унитарное значение: идеал общественного развития; во- вторых, стадиальное значение: особые этапы развития; в-третьих, локально-историческое значение: имеет специфический характер, ограниченный пространственно-временными рамками существования. В качестве интегральных оснований цивилизации выделяют единое нормативно-ценностное пространство; генотип социального развития (эволюционный, мобилизационный, инновационный); культурный архетип как совокупность поведенческих установок. Культуру и цивилизацию либо отождествляют, либо различают, либо противопоставляют. Культура – это царство органически жизненного, цивилизация совокупность технико-механического; цивилизация – символ технической мощи, культура – символ духовного богатства человека и т.д. Традиционный тип общества обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов развития, канонизированных и регламентирующих форм мышления, традиций, норм, принятых и устоявшихся образцов поведения. Техногенный, западный тип общества – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна, развитие техники и технологии. В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства - «увей» - прерывается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы. Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая функция науки; функция непосредственной производительной силы; функция социальной силы. Наука и религия. Наука и философия. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности (художественная, религиозная, обыденная, мистическая) – это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения научного и не(вне) научных построений. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. Особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, а также созерцанием и внерациональными средствами. 4. Существенным признаком познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д. 5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. 6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. 7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном. 8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности- фальсификацией. 9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое «научное оборудование». 10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Мировоззрение - это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности). Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии, но не науки. Философия по своему предмету и целям отличаетсяот науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности. Ближе всего по общественной функции к философии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения. Религия одна из форм “духовного производства” человека. Она имеет свои постулаты (бытие Бога, бессмертие души), особый метод познания (духовно-нравственное совершенствование личности), свои критерии в различении истины от заблуждения (соответствие индивидуального духовного опыта единству опыта святых), свою цель (познание Бога и достижение вечной в Нем жизни - обожение). Религия и наука - это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но, не опровергать одна другую. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Главные задачи познающей себя философской мысли, начиная от Сократа, - поиски высшего начала и смысла жизни. Исключительность и смысл жизни человека в мире, философия истории и социальная философия, проблемы эстетики и нравственности, идеи познания, смерть и бессмертие, идея души, проблемы сознания, отношение человека к Богу, а также история самой философии, - таковы, коротко говоря, основные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение. Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: натурфилософский, позитивистский (30-40 года XIX века). Трансценденталистская (метафизическая) концепция взаимосвязи философии и науки представлена формулой – «философия – наука наук», «философия – царица наук». Она артикулирует гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками, руководящую роль философии по отношению к частным наукам, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук. Трансценденталистская концепция сформировалась в период античности и просуществовала в качестве общепризнанной, а фактически единственной вплоть до середины 19 в. (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза, Гегель). Позитивистская концепция взаимоотношения науки и философии ( 30-е г. 19 в.) представлена такими деятелями как О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль, Б. Рассел, Р. Карнап, Л.Витгенштейн и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми», означающими установку на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»), традиционно понимающейся в качестве всеобщей теории бытия и познания.Позитивистская концепция выражала усиление роли науки в европейской культуре Нового времени и стремление науки к онтологической и методологической автономии не только по отношению к религии (что уже было в основном достигнуто к началу XIX в.), но и к философии. Согласно позитивистам, польза от тесной связи естествознания с философией для науки проблематична, а вред очевиден. Для естественнонаучных теорий единственной, пусть и не абсолютно надежной основой и критерием их истинности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам систематического наблюдения и эксперимента. Философия сыграла положительную роль в развитии науки, способствовала развитию абстрактного (теоретического) мышления, общих идей и гипотез о структуре мира (атомизм, эволюция). Философия сама теперь должна быть построена по законам конкретно-научного (позитивного) мышления. В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались: 1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж. Ст. Милль); 3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (О. Спенсер); 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богда- нов); 6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.); 7) теория развития науки (К. Поппер и др.); 8) теория, техника и методология лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.). Антиинтеракционистская концепция проповедует дуализм во взаимоотношении между философией и наукой, их абсолютное культурное равноправие и суверенность, отсутствие взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе функционирования этих важнейших элементов культуры. Развитие естествознания и философии идет как бы параллельным курсами и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции (представители философии жизни, экзистенциалистской философии, философии культуры и др.) полагают, что философия и естествознание имеют свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие естествознания и наоборот. В конечном счете они исходят из идеи разделения человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную в основном на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной составляющей). Философия в этом контексте относится к гуманитарной культуре наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека. Отношение человека к миру и осознание им смысла своего существования никак не выводятся из знания окружающего мира, а задаются некоторой системой ценностей, представлений о добром и злом, значимом и пустом, о святом, непреходящем и тленном. Мир ценностей и рефлексия над этим миром, не имеющим никакого отношения к существованию и содержанию физического мира – вот главный предмет философии с позиций антиинтеракционистов. Диалектическая концепция, развитию которой содействовали Аристотель, Р.Декарт, Спиноза, Г. Гегель, И. Кант, Б. Рассел, А. Пуанкаре, И. Пригожин, базируется на утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между естествознанием и философией, начиная с момента их появления и выделения в качестве самостоятельных подсистем в рамках единого знания, а также диалектически противоречивого механизма взаимодействия естественнонаучного и философского знания. Доказательство внутренней, необходимой связи естествознания и философии находится в анализе возможностей и предназначения естественных, и шире – конкретных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем. Предмет философии, особенно теоретической – всеобщее как таковое. Идеальное всеобщее – цель и душа философии. При этом философия исходит из возможности постигнуть это всеобщее рационально – логически, внеэмпирическим путем. Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый практически. Наличие у фундаментальных наук философских оснований и философских проблем является эмпирическим свидетельством реального взаимодействия философии и конкретных наук. Существуют различные виды философских оснований науки – в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологичес-кие, праксеологические. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ. Определение понятия науки. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы