Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отечественные записки». Краевский.



Краткое описание эпохи: журналистика во многом уже коммерческая. Происходит капитализация печати: высокие гонорары, неплохие доходы издателей, которые, как правило, уже нанимают редакторов, появление журналистов-профессионалов, которые так зарабатывают себе на хлеб. Расширение типологии изданий. Появляются издания, рассчитанные на определенную аудиторию (2 театральных журнала – «Репертуар» и «Пантеон», потом они объединились). Появился журнал «Ералаш». Появился 1-ый еженедельный журнал. Потом еженедельник «Иллюстрация». Газеты появляются в крупных городах. Журналы, как правило, делятся по направлениям (например, антикрепостническое направление).

Полемика становится более содержательной. Во всех журналах главными становятся литературные критики. Полемика вокруг литературных произведений («Мертвые души» Гоголя вызывал бурную полемику). Не имея возможности говорить о политике, об общественно важных событиях, литературная критика выходит на первый план. В статьях литературных критиков темы намного шире литературных. Белинского приглашают в качестве литературного критика. Краевский – известный издатель периодики в те годы, купил право на издание журнала «Отечественные записки» (до 1884 г.).

В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития. Белинский, Герцен и их последователи вели непримиримую идейную борьбу против славянофилов. Противопоставление Европы и России, путей и перспектив их исторического развития является коренной идеей славянофилов. Они во многом справедливо критиковали буржуазный Запад, но всего враждебнее относились к европейскому революционному движению, социалистическим учениям, материалистической философии.

Дата издания: 1818-1838 гг. - Свиньин, 1839-1868 гг. - Краевский.

Литературная позиция: Краевский смотрел на журнал, прежде всего, как на удачное коммерческое предприятие. В русской журналистике первостепенное значение имеет борьба с «журнальным триумвиратом», литераторы и читатели давно ждут появления печатного органа, способного положить конец монополии Булгарина, Греча и Сенковского. Цели своего журнала Краевский формулировал туманно: «способствовать, сколько возможно, русскому просвещению», «обогащать ум знаниями», «настроить к восприятию впечатлений изящного» и т.п. Выступая против реакционной журналистики, «Отечественные записки» не противопоставляли органам Булгарина, Греча и Сенковского своего направления. Другим значительным недостатком, связанным с отсутствием определенной положительной программы и в какой-то мере объяснявшим его, был невысокий уровень критического отдела журнала. Поднимающееся общественное движение и новая литература нуждались в осмыслении и идейном руководстве. И журнал, который объединял литераторов самых различных убеждений, но не имел собственного лица, не мог рассчитывать на продолжительный успех. Обстоятельства вынуждали издателя обратиться к Белинскому, от сотрудничества с которым он раньше наотрез отказывался, и связать свою судьбу с «крикуном-мальчишкой» (так Краевский называл Белинского) и его друзьями. В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс. Передовые идеи находили выражение не только в статьях Белинского и Герцена, в художественных произведениях, публиковавшихся в «Отечественных записках», но и в содержании всех отделов журнала.

Причины закрытия: Общественный подъем, наступивший после смерти Николая I и Крымской войны, уже не смог вдохнуть жизнь в журнал. И лишь, после того как отчаявшийся в успехе издания Краевский в 1868 г. передал его в руки Некрасова и Салтыкова-Щедрина, к «Отечественным запискам» вновь пришла слава передового общественно-политического и литературного журнала.

Публиковались: Среди сотрудников были и литераторы пушкинского круга (Жуковский, Вяземский, Одоевский, Давыдов), и будущие активные участники «Москвитянина» (Погодин, Шевырев, Дмитриев, Давыдов), и будущие славянофилы (Хомяков, Аксаков), и перешедшие из «Литературных прибавлений» молодые писатели (Лермонтов, Сологуб, Панаев), а также Белинский. Много своих «песен» и «дум» поместил в «Отечественных записках» Кольцов, в их числе такие стихотворения, как «Хуторок», «Что ты спишь, мужичок? », «Доля бедняка». Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие. С «Отечественными записками» связано начало литературной деятельности Салтыкова-Щедрина. Переводная художественная литература в журнале также отличалась высоким качеством. В «Отечественных записках» работали опытные переводчики: Кронеберг, Кетчер, Струговщиков. Помещались почти исключительно произведения современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Купера, Гейне. Кроме того, было опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира. Критика журнала уделяла внимание не только отечественной, но и зарубежной словесности, помещая обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных писателях.

История у него очень интересная. В 1818 г. чиновник Свиньин опубликовал отчёт о своих путешествиях в Бессарабию в двух книгах и назвал их «Отечественные записки», он добился разрешения издавать журнал. Это был просто сборник текстов (описание балов, военных кампаний, путешествий), денег у него не хватало, издание приостановилось в 1831 г. Коммерчески грамотный Краевский, который умел зарабатывать деньги, в 1838 г. берет журнал в аренду. Это сугубо практический человек. Он понимал, что у журнала должно быть лицо, направление. Долго думал, кого пригласить. Выбор пал на Белинского. Тот умел придать журналу направление. В первый год Белинский писал в журнал из Москвы. «Библиотека для чтения» многих раздражала, Краевский понимает, что издатели и читатели, недовольные Сенковским, пойдут к нему в журнал. Краевский в своём журнале мог предложить богатство идей и богатство текстов. В программном объявлении сообщалось, что в журнале будет 8 больших отделов, что в нем участвуют все виднейшие русские литераторы и ученые – их список составляли несколько десятков фамилий – что цель этого энциклопедического издания. 1 января 1839 г. первая книжка обновленных «Отечественных записок» вышла в свет. Журнал Краевского был с одобрением встречен читателями.

Толстый журнал в России выполнял три функции:

1. Журнал заменял собой художественную книгу (большая часть литературы сначала публиковалась в журналах);

2. Журнал заменял собой научную энциклопедию;

3. Журнал заменял собой газету (их было мало). В журнале был раздел текущей информации (хроники).

Преобразованные «Отечественные записки» стали объемистым (до 40 печатных листов) ежемесячником. Каждая книжка журнала была разбита на восемь отделов: «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

Отдел словесности — остро социальная литература. В ней очень явно чувствуется антикрепостнический подтекст (повесть «Деревня» Грегоровича). Отдел критики и библиографической хроники – защищает просвещения, свободы, критика крепостничества. В этом отделе печатались тексты Белинского, среди которых главные – взгляды на русскую литературу, знаменитые обзоры на годовую литературу (обзор и анализ), их 7. Главные идеи в этих статьях:

1. Жизнь – высшее искусство. Искусство – одно из проявлений жизни. Чего в действительности не бывает, того не может быть в искусстве, а предметом в искусстве может быть все что угодно, что есть в действительности;

2. Специфика искусства – идея и пафос. Пушкин мечтал, чтобы в России появился конституционный орган (он не был против самодержавия). Это к теме идеи и пафоса;

3. Вопрос об отношении художника к действительности, изображаемой им (должен ли он быть объективным и бесстрастным или субъективен). По словам Белинского, он должен быть субъективен (идея может возникнуть только при наличии страсти, субъективности).

4. Художник должен быть гуманен и должен придерживаться просветительских целей.

В своих статьях, которые решали не только литературно-эстетические, но все «проклятые вопросы» русской жизни, он стремился пробудить политическую активность у читателей журнала, воспитать их в революционном духе. Падение Полевого, ставшего соратником своих недавних врагов – Греча и Булгарина, глубоко возмутило Белинского. Неоднократно выступали «Отечественные записки» и против псевдопатриотической драматургии Полевого и его ходульно-романтической прозы.

Еще более враждебным было отношение журнала к Булгарину, Гречу, Сенковскому и к их периодическим изданиям – «Северной пчеле» и «Библиотеке для чтения». Несмотря на все цензурные препятствия, критик в своих «Литературных и журнальных заметках» систематически разоблачал продажность «Северной пчелы» и беспринципность «Библиотеки для чтения». Особенно много внимания уделил Белинский мнениям «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения» о «Мертвых душах». Вульгарное отрицание Булгариным и Сенковским поэмы Гоголя как «грязного» и «бессодержательного» произведения дало Белинскому возможность убедительно показать все убожество их критических взглядов.

 

Современник». Некрасов.

Краткое описание эпохи: журналистика во многом уже коммерческая. Происходит капитализация печати: высокие гонорары, неплохие доходы издателей, которые, как правило, уже нанимают редакторов, появление журналистов-профессионалов, которые так зарабатывают себе на хлеб. Расширение типологии изданий. Появляются издания, рассчитанные на определенную аудиторию (2 театральных журнала – «Репертуар» и «Пантеон», потом они объединились). Появился журнал «Ералаш». Появился 1-ый еженедельный журнал. Потом еженедельник «Иллюстрация». Газеты появляются в крупных городах. Журналы, как правило, делятся по направлениям (например, антикрепостническое направление).

Полемика становится более содержательной. Во всех журналах главными становятся литературные критики. Полемика вокруг литературных произведений («Мертвые души» Гоголя вызывал бурную полемику). Не имея возможности говорить о политике, об общественно важных событиях, литературная критика выходит на первый план. В статьях литературных критиков темы намного шире литературных. Белинского приглашают в качестве литературного критика. Краевский – известный издатель периодики в те годы, купил право на издание журнала «Отечественные записки» (до 1884 г.).

В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития. Белинский, Герцен и их последователи вели непримиримую идейную борьбу против славянофилов. Противопоставление Европы и России, путей и перспектив их исторического развития является коренной идеей славянофилов. Они во многом справедливо критиковали буржуазный Запад, но всего враждебнее относились к европейскому революционному движению, социалистическим учениям, материалистической философии.

Дата издания: 1847-1866 гг.

Литературная позиция: По своему направлению «Современник» при Белинском был журналом революционно-демократическим. Главной целью «Современника» была борьба против крепостного права. Насколько это было возможно, «Современник» пропагандировал социалистическое устройство общества. Главной задачей литературной критики журнала была борьба за реалистическое, подлинно народное искусство, искусство большого идейного и общественного значения. «Современник» энергично боролся за развитие натуральной школы и сумел правильно оценить и выдвинуть таких писателей, как Герцен, Гончаров, Тургенев, творчество которых недоброжелательно оценивалось врагами журнала (литературными архаистами, например). Выступая за развитие промышленности, торговли, транспорта в России, понимая прогрессивность капитализма по сравнению с крепостничеством, руководители «Современника» видели и коренные пороки буржуазного строя и враждебно относились к любым попыткам его идеализации.

Причины закрытия: 28 мая 1866 г. журнал был закрыт личным распоряжением императора Александра II.

Печатались: Герцен, Гончаров, Тургенев, Белинский, Бенедиктов, Кукольник, Полевой, Хомяков, Булгарин, сам Некрасов, Чернышевский, Майков, Огарев, Полонский, Фет, первые произведения Толстого: «Детство», «Набег» и «Отрочество».

 

Некрасов был Ярославским дворянином, имение его отца находится за Волгой, отец его был малообразованным, человек грубоватый, служил в армии, в Польше. Влюбился в полячку, она вышла за него замуж. Он её увёз. Мать Некрасова была тонкой, воспитанной, интеллектуальной. Папа был строг с крестьянами, считал, что они его рабы. Мать так не считала и сумела внушить этот гуманизм Некрасову. Он видел бурлаков, убегая на Волгу. К матери до последнего были нежные чувства. У него трогательные несчастные стихи. Папа отправил Некрасова поступать в полк. Но Некрасов хотел окончить Петербургский университет. Отец лишил его всякого денежного вспоможения. Помирились они нескоро. В университет он не поступил. 5 лет в Петербурге он ночевал на чердаках, работал за копейки. Он писал водевили, фельетоны, публиковался в «Пантеоне». Баловался стихами («Мечты и звуки»), это была романтическая кислятина, он её уничтожил. Потихоньку входит в литературный круг, знакомится с Белинским, находит с ним общий язык, с Краевским. Тот называл его одаренным, но малообразованным. У них идейная близость: ненавидели крепостничество, хотели привить людям гуманизм, главная цель журналистики – просвещение.

В те годы нужно было 50000 рублей – огромные деньги. Это жалованье чиновника за 50 лет службы. Половину этой суммы дал Панаев (писатель, беллетрист, большой друг Некрасова, его жена была гражданской супругой Некрасова). В 1846 г. существовал запрет на новые журналы, им пришлось купить «современник» у Плетнёва. За 4000 в год Плетнёв уступил право издания журнала. Плюс ещё ему проценты. Сделка была норм.

Для журнала нужен был официальный редактор. Чтобы получить разрешение, надо было обладать политической благонадежностью, у Некрасова не было её. Никитенко – либеральный профессор из крестьян стал этим редактором. Он был ещё цензором, входил в совет по цензуре в министерстве внутренних дел. Ему платили 8000 в год.

Некрасов обращается ко всем приятелям, друзьям, говорит о том, что «Отечественные записки» сменили квартиру. Надо было организовать читателей, переманить аудиторию. Подписка дорогая – 15 руб. в год. Некрасов идёт на беспрецедентный по тем временам шаг (обычно давали объявления): заказывает огромные афиши на зеленой бумаге.

Программа была довольно обобщенной: главная забота редакции – чтобы журнал наполнялся произведениями русских учёных и литераторов, чтобы соответствовал потребностям современного образования. Он должен был служить современным целям и задачам – борьбе с крепостничеством. Он ежемесячный. Некрасов ещё устраивал обеды для цензоров. Иногда даже такие меры были: Некрасов публиковал беллетристику цензора Толстого, поэтому ссылая на его пропуск, если его обвиняли.

Он был членом самого элитного английского клуба. В этом клубе играли в карты. Он использовал приём: нужным людям поигрывал в карты. На самом деле он никогда не поигрывал крупных сумм. Значительное место занимали в «Современнике» статьи по вопросам науки. Содержательным и разнообразным был в «Современнике» отдел «Смесь», игравший весьма существенную роль. В пределах цензурных возможностей этот отдел заменял журналу не разрешенные ему общественно-политические отделы и нередко включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь