Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Московский телеграф». Полевой.



Краткое описание эпохи: при Николае I появилась система региональной журналистики. Одним из первых шагов Николая I в области журналистики стало принятие нового Цензурного устава. Николай I хотел предотвратить революцию. Было запрещено суждение о политических видах его величества. Шишков разрабатывал новый цензурный устав. Он состоял из 230 параграфов. Он был очень подробный, детализированный. Его называли чугунным, он регламентировал каждый шаг издателя. Цензор обязан был затребовать, кто написал ту или иную статью. В основном авторами были чиновники, они имели право отдавать свои статьи только с разрешения начальства. Но были и цензоры просветители (Тютчев, Гончаров, Пирогов, Никитенко, фон Крузер, Платонов).

1832 г. – Киреевский: талантливый литератор. Создал Кружок любомудров, туда ещё Виневитенов входил. 1848-1855 гг. – мрачное семилетие (контроль за умами, революция в Европе 1848 года). Министром просвещения был Уваров. Он изобрёл формулировку, которая стала национальной идеей: православие, самодержавие, народность.

Дата издания: 1825-1834 гг.

Литературная позиция: защита 3-его сословия, научно-популярные статьи о всех сферах науки. Он делает литературную критику обязательным разделом журнала. «Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, рассчитанный в равной мере как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Полевой чутко улавливал запросы времени и умел удовлетворить их, не опускаясь до уровня непросвещенного читателя, а поднимая читателей до журнала

Причины закрытия: антидворянская направленность всех бесила, поэтому за журналом был серьёзный надзор. Пришлось искать повод для закрытия журнала, а их было немало. Он говорил о Пугачеве, о народной свободе. Цензуре нужен был повод. В январе 1834 г. на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге была поставлена пьеса кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» о Сусанине. Написал отрицательную рецензию на пьесу. Но в Петербурге на первом представлении был сам Николай, ему она очень понравилась, Полевого поздно предупредили об опасности. 3 апреля 1834 г. журнал был закрыт. Дальнейшая судьба Полевого сложилась трагически.

Публиковались: Пушкин, Вяземский (после ушли из-за антидворянской направленности). Беллетристику писали Полевой и его брат.

 

Издавался Полевым. Первое выступление Полевого в печати относится к 1817 г. Он был купцом, родился в Иркутске. Полевому в профессии не прощали его прошлое, а по ночам он пытался книги читать, стихи писать, рукописную газету писал. Полевой начинает публиковаться в «Вестнике Европы», в «Русском вестнике», в «Северном архиве». Он получил медаль академии наук Российской за филологические труды, написал свою «Историю государства российского» в пику Карамзину (у него главный деятель – народ).

В 1825 он начинает издавать журнал «Московский телеграф». Тираж: 2500-3000 экземпляров. Символ быстрой передачи информации в названии. В «Московском телеграфе» были следующие постоянные отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Критика», «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»), «Известия и смесь». При «Московском телеграфе» выходили два сатирических прибавления – «Новый живописец общества и литературы» (1829-1831 гг.) и «Камер-обскура книг и людей» (1832 г.). Само слово «журналистика» было придумано и использовано Полевым. Журнал Полевого поражал своей талантливостью. Программа журнала выкристаллизовывалась в критических статьях. Полевой был и критиком. Он начинал создавать энциклопедические статьи: об авторе сначала, потом теоретический кусок о жанре, а потом он уже подробно разбирает, обильно цитируя, произведение. Задача критики — обличение невежества. Критика должна иметь философскую основу. Литература существует рука об руку с философией – системой взглядов. Первым это понял Полевой. При этом он был поклонником романтизма, защищал его в литературе. В его литературно-критических статьях видно, что он высоко ценил Пушкина, особенно его «Южные поэмы». А «Евгения Онегина» Полевой не понял — он рассматривал его с точки зрения романтизма. Полевой первым заговорил о том, что творчество истинного понятия должно быть народным. Не понял Полевой и творчества Гоголя. Он сказал, что это карикатура. Жуковский и Пушкин были рады закрытию журнала. Они рассматривали журнал как враждебный. Полевой не мог найти себе работу, единственное место, где его приняли, – у Булгарина. Он писал все, что только можно. Его обвиняли в предательстве, отступничестве.

 

Телескоп». Надеждин.

Краткое описание эпохи: при Николае I появилась система региональной журналистики. Одним из первых шагов Николая I в области журналистики стало принятие нового Цензурного устава. Николай I хотел предотвратить революцию. Было запрещено суждение о политических видах его величества. Шишков разрабатывал новый цензурный устав. Он состоял из 230 параграфов. Он был очень подробный, детализированный. Его называли чугунным, он регламентировал каждый шаг издателя. Цензор обязан был затребовать, кто написал ту или иную статью. В основном авторами были чиновники, они имели право отдавать свои статьи только с разрешения начальства. Но были и цензоры просветители (Тютчев, Гончаров, Пирогов, Никитенко, фон Крузер, Платонов).

1832 г. – Киреевский: талантливый литератор. Создал Кружок любомудров, туда ещё Виневитенов входил. 1848-1855 гг. – мрачное семилетие (контроль за умами, революция в Европе 1848 года). Министром просвещения был Уваров. Он изобрёл формулировку, которая стала национальной идеей: православие, самодержавие, народность.

Дата издания: 1831-1836 гг.

Литературная позиция: общественная позиция «Телескопа» в первые годы его существования проявилась в отношении к двум важнейшим политическим событиям: к Июльской революции 1830 г. во Франции и отзвукам ее в других странах Европы и к восстанию в Польше и Литве. В освещении этих вопросов журнал Надеждина не расходился с официальной периодикой. В 1831-1832 гг. в «Телескопе» была напечатана серия статей и заметок, в которых осуждались революционные события во Франции, приведшие к свержению Карла X, последнего представителя «законной» династии Бурбонов. Очень характерна для взглядов Надеждина его статья «Современное состояние сатиры во Франции», большая часть которой посвящена творчеству Барбье. Барбье – революционный поэт Франции, воспел героизм простого народа в революции 1830 г. и сурово осудил предательство буржуазии. Надеждин хвалит Барбье, но отнюдь не за его политический радикализм. Критик нашел в Барбье союзника для нападок на французскую буржуазию, только нападали-то они на нее с разных сторон: если Надеждин не мог простить буржуазии уничтожение во Франции феодальных порядков, то Барбье, напротив, обвинял буржуазию в трусости и непоследовательности, в предательстве интересов народа. В журнале появляются верноподданнические стихотворения, положительно оцениваются статьи и рассказы из других журналов, в которых сотрудники Надеждина усматривают близкие им тенденции.

Причины закрытия: С начала 1834 г. «Молва» стала выходить объединенно с «Телескопом» как приложение к нему, и текст ее состоял из переводов повестей, пустых заметок в разделе «Смесь» и рассказов о путешествиях. «Телескоп» также наполнялся переводными произведениями. Издатель, занятый службой, не мог уделять достаточного внимания журналу. В качестве секретаря Совета университета он готовил материал «Ученых записок», созданных при Московском университете в июле 1833 г. В них были обязаны принимать участие профессора и адъюнкты – и Надеждин лишился многих авторов статей для «Телескопа» и «Молвы». Большая группа сотрудников Надеждина, пришедших из «Московского вестника» и «Европейца», еще летом 1834 г. решила «отколоться» от Надеждина и основать собственный журнал «Московский наблюдатель». К осени 1834 г. Надеждину нужно было либо прекратить выпуск «Телескопа» и «Молвы», либо ввести в них освежающую струю – привлечь нового сотрудника, способного оживить умирающие издания и не связанного служебными отношениями с университетом. Таким сотрудником для Надеждина мог быть только Белинский, Надеждин разрешил публикацию в «Молве» первой оригинальной работы Белинского «Литературные мечтания». Публиковались: Павлов, Востоков, Погодин – в науке; Загоскин, Лажечников («Ледяной дом») — в беллетристике; а также — Тютчев, Панаев. Были первые литературные переводы Бальзака; 2 статьи Пушкина (Надеждин ценил Пушкина, его критерий – где жизнь, там и поэзия. Но он не увидел цельности романа «Евгений Онегин»). Здесь печатался Белинский, поэты Хомяков и Аксаков. В 1836 г. журнал публикует «Философическое письмо» Чаадаева.

Надеждин — издатель и редактор недворянского происхождения. Из семьи учителя. Его ждала духовная карьера. Учился в семинарии рязанской. Он был там очень талантливым учеником, уже вёл занятия в 11 лет, но избрал светскую карьеру. Стал профессором Московского университета. Закончив Московскую духовную академию, отказался от продолжения духовной карьеры и стал профессором. Начинал с «Вестника Европы». Он ввёл термин «нигилизм». Он был убежденным монархистом, но считал, что необходимо улучшение в жизни народа. Путём принятия новых законов, ни в коем случае не революция. Он считал, что высшие и низшие классы должны сближаться.

Надеждин был литературным критиком в своём журнале. У него тоже были свои литературные взгляды. Он был первым, кто заговорил о новом искусстве, которое придёт на смену классицизму, романтизму. Это будет искусство о гармонии человека и общества. Он говорил о реализме. Он ввёл в литературу термин историзма. Он первым стал рассматривать литературное произведение в контексте литературного процесса.

К журналу издавалась еженедельная газета «Молва». Журнал – дважды в месяц. Подзаголовок журнала: «Журнал современного просвещения». Он привёл в журнал многих преподавателей и профессоров. Были разделы: «Изящная словесность», «Литературная критика», «Науки», «Современная летопись», «Смесь». «Телескоп» был суше и академичнее «Телеграфа», потому что большее значение имел раздел «Наука». Тираж: 1000-2000 экземпляров.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь