Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журнал «Отечественные записки» в 1840-е



Краткое описание эпохи: журналистика во многом уже коммерческая. Происходит капитализация печати: высокие гонорары, неплохие доходы издателей, которые, как правило, уже нанимают редакторов, появление журналистов-профессионалов, которые так зарабатывают себе на хлеб. Расширение типологии изданий. Появляются издания, рассчитанные на определенную аудиторию (2 театральных журнала – «Репертуар» и «Пантеон», потом они объединились). Появился журнал «Ералаш». Появился 1-ый еженедельный журнал. Потом еженедельник «Иллюстрация». Газеты появляются в крупных городах. Журналы, как правило, делятся по направлениям (например, антикрепостническое направление).

Полемика становится более содержательной. Во всех журналах главными становятся литературные критики. Полемика вокруг литературных произведений («Мертвые души» Гоголя вызывал бурную полемику). Не имея возможности говорить о политике, об общественно важных событиях, литературная критика выходит на первый план. В статьях литературных критиков темы намного шире литературных. Белинского приглашают в качестве литературного критика. Краевский – известный издатель периодики в те годы, купил право на издание журнала «Отечественные записки» (до 1884 г.).

В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития. Белинский, Герцен и их последователи вели непримиримую идейную борьбу против славянофилов, к которым принадлежали Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Самарин и некоторые другие представители московской дворянской интеллигенции. Противопоставление Европы и России, путей и перспектив их исторического развития является коренной идеей славянофилов. Они во многом справедливо критиковали буржуазный Запад, но всего враждебнее относились к европейскому революционному движению, социалистическим учениям, материалистической философии.

Дата издания: 1818-1838 гг. - Свиньин, 1839-1868 гг. - Краевский.

Литературная позиция: Краевский смотрел на журнал, прежде всего, как на удачное коммерческое предприятие. Понимая при этом, что в русской журналистике первостепенное значение имеет борьба с «журнальным триумвиратом», что и литераторы, и читатели давно ждут появления печатного органа, способного положить конец монополии Булгарина, Греча и Сенковского, Краевский решил, по его словам, «противопоставить оплот смирдинской клике». Он рассчитал верно: борьба с засильем «триумвирата» привлекла в «Отечественные записки» людей самых разнообразных направлений. Цели журнала Краевский формулировал туманно: «способствовать, сколько возможно, русскому просвещению», «обогащать ум знаниями», «настроить к восприятию впечатлений изящного» и т.п. Выступая против реакционной журналистики, «Отечественные записки» не противопоставляли органам Булгарина, Греча и Сенковского своего направления. Другим значительным недостатком, связанным с отсутствием определенной положительной программы и в какой-то мере объяснявшим его, был невысокий уровень критического отдела журнала. Поднимающееся общественное движение и новая литература нуждались в осмыслении и идейном руководстве. И журнал, который объединял литераторов самых различных убеждений, но не имел собственного лица, не мог рассчитывать на продолжительный успех. Все это довольно быстро понял Краевский и пригласил руководить критическим отделом Межевича, учителя словесности, который выступал иногда в печати. Но первые же бесталанные статейки Межевича показали, что на роль критика «Отечественных записок» он не годится. Обстоятельства вынуждали издателя обратиться к Белинскому, от сотрудничества с которым он раньше наотрез отказывался, и связать свою судьбу с «крикуном-мальчишкой» (так Краевский называл Белинского) и его друзьями. В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс. Передовые идеи находили выражение не только в статьях Белинского и Герцена, в художественных произведениях, публиковавшихся в «Отечественных записках», но и в содержании всех отделов журнала. Не случайно, например, под рубрикой «Смесь» часто появлялись материалы о рабовладении в Америке, в отделе «Науки» помещались статьи, прозрачно доказывающие необходимость отмены крепостного права. Отдел «Современная хроника России» с сочувствием следил за развитием отечественной промышленности и торговли.

Причины закрытия: Общественный подъем, наступивший после смерти Николая I и Крымской войны, уже не смог вдохнуть жизнь в журнал. Даже публикация таких произведений, как «Тысяча душ» Писемского (1858) и «Обломов» Гончарова (1859), не улучшила его положения. Былая популярность не вернулась к журналу и в 1860-е годы. И лишь, после того как отчаявшийся в успехе издания Краевский в 1868 г. передал его в руки Некрасова и Салтыкова-Щедрина, к «Отечественным запискам» вновь пришла слава передового общественно-политического и литературного журнала.

Публиковались: Среди сотрудников были и литераторы пушкинского круга (Жуковский, Вяземский, Одоевский, Давыдов), и будущие активные участники «Москвитянина» (Погодин, Шевырев, Дмитриев, Давыдов), и будущие славянофилы (Хомяков, Аксаков), и перешедшие из «Литературных прибавлений» молодые писатели (Лермонтов, Сологуб, Панаев), а также Белинский. Много своих «песен» и «дум» поместил в «Отечественных записках» Кольцов, в их числе такие стихотворения, как «Хуторок», «Что ты спишь, мужичок? », «Доля бедняка». Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». Здесь появилось несколько его стихотворений и поэм, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов», «Бреттер» и др. С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Кроме нескольких рассказов («Необыкновенный завтрак», «Опытная женщина») и стихотворений («Современная ода», «Огородник»), ему принадлежало значительное количество острых анонимных рецензий, которые нравились Белинскому. Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие. С «Отечественными записками» связано начало литературной деятельности Салтыкова-Щедрина. В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», а в следующем году – повесть «Запутанное дело», за которую автор поплатился ссылкой. Кроме названных писателей, в отделе словесности «Отечественных записок» 1840-х годов помещали свои произведения Грегорович, Даль, Квитка-Основьяненко, Огарев, Гребенка, Галахов, Майков, Фет и др. Переводная художественная литература в журнале также отличалась высоким качеством. В «Отечественных записках» работали опытные переводчики: Кронеберг, Кетчер, Струговщиков. Помещались почти исключительно произведения современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Купера, Гейне. Кроме того, было опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира. В качестве критиков и рецензентов «Отечественных записок» выступали также Боткин, Некрасов, Галахов, Катков и другие литераторы, которые в большей или меньшей степени находились тогда под влиянием Белинского. Критика журнала уделяла внимание не только отечественной, но и зарубежной словесности, помещая обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных писателях. Среди произведений, опубликованных в других отделах, необходимо назвать статьи Герцена, Бакунина («О философии»), Милютина («Пролетарии и пауперизм в Англии и Франции»), Заблоцкого-Десятовского («О причинах колебания цен на хлеб в России»), полемические выступления Грановского против Хомякова, рецензии Кавелина на книги по русской истории.

История журнала. В 1818 г. чиновник Свиньин опубликовал отчёт о своих путешествиях в Бессарабию в двух книгах и назвал их «Отечественные записки», он добился разрешения издавать журнал. Это был просто сборник текстов (описание балов, военных кампаний, путешествий), денег у него не хватало, издание приостановилось в 1831 г. Коммерчески грамотный Краевский, который умел зарабатывать деньги, в 1838 г. берет журнал в аренду. Это сугубо практический человек. Он понимал, что у журнала должно быть лицо, направление. Долго думал, кого пригласить. Выбор пал на Белинского. Тот умел придать журналу направление. В первый год Белинский писал в журнал из Москвы. «Библиотека для чтения» многих раздражала, Краевский понимает, что издатели и читатели, недовольные Сенковским, пойдут к нему в журнал. Краевский в своём журнале мог предложить богатство идей и богатство текстов. В программном объявлении сообщалось, что в журнале будет 8 больших отделов, что в нем участвуют все виднейшие русские литераторы и ученые – их список составляли несколько десятков фамилий – что цель этого энциклопедического издания – «передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного». 1 января 1839 г. первая книжка обновленных «Отечественных записок» вышла в свет. «Это была, впрочем, не книжка, – вспоминал Панаев, – а книжища, вдвое – если не более – толще «Библиотеки для чтения». Все любители литературы бросились смотреть на нее – и вот: «Громада двинулась и рассекает волны»...». Журнал Краевского был с одобрением встречен читателями. «Отечественные записки» не замедлят занять первое место в современной русской журналистике», – писал Белинский, высоко оценивая художественную прозу и стихотворения в первых номерах издания.

Толстый журнал в России выполнял три функции:

1. Журнал заменял собой художественную книгу (большая часть литературы сначала публиковалась в журналах);

2. Журнал заменял собой научную энциклопедию;

3. Журнал заменял собой газету (их было мало). В журнале был раздел текущей информации (хроники).

Преобразованные «Отечественные записки» стали объемистым (до 40 печатных листов) ежемесячником.

Каждая книжка журнала была разбита на восемь отделов:

• «Современная хроника России»

• «Науки»

• «Словесность»

• «Художества»

• «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще»

• «Критика»

• «Современная библиографическая хроника»

• «Смесь»

Отдел словесности — остро социальная литература. В ней очень явно чувствуется антикрепостнический подтекст (повесть «Деревня» Грегоровича). Отдел критики и библиографической хроники – защищает просвещения, свободы, критика крепостничества. В этом отделе печатались тексты Белинского, среди которых главные – взгляды на русскую литературу, знаменитые обзоры на годовую литературу (обзор и анализ), их 7. Главные идеи в этих статьях:

1. Жизнь – высшее искусство. Искусство – одно из проявлений жизни. Чего в действительности не бывает, того не может быть в искусстве, а предметом в искусстве может быть все что угодно, что есть в действительности;

2. Специфика искусства – идея и пафос. Пушкин мечтал, чтобы в России появился конституционный орган (он не был против самодержавия). Это к теме идеи и пафоса;

3. Вопрос об отношении художника к действительности, изображаемой им (должен ли он быть объективным и бесстрастным или субъективен). По словам Белинского, он должен быть субъективен (идея может возникнуть только при наличии страсти, субъективности).

4. Художник должен быть гуманен и должен придерживаться просветительских целей.

Краевский, весьма заинтересованный в успехе своего издания, некоторое время не препятствовал превращению журнала в орган Белинского и его единомышленников. Желание Краевского сделать «Отечественные записки» массовым журналом совпадало с планами Белинского, но в то время как издатель руководился лишь материальными интересами, критик старался превратить и превратил журнал в трибуну идей народного освобождения и прогресса России. Белинский хотел, чтобы «Отечественные записки» сделались подлинным выразителем народных чаяний и обращались бы не только к узкому кружку оппозиционно настроенной интеллигенции, а ко всем передовым читателям. Белинский вел «Отечественные записки» в духе своих убеждений. Известно, что в период написания первых статей для «Отечественных записок» («Бородинская годовщина», «Очерки Бородинского сражения», «Менцель, критик Гете», «Горе от ума») он находился под влиянием теории «примирения с действительностью». Однако уже в 1840 г. Белинский порвал с «примирением». В своих последующих статьях, которые решали не только литературно-эстетические, но все «проклятые вопросы» русской жизни, он стремился пробудить политическую активность у читателей журнала, воспитать их в революционном духе. Падение Полевого, ставшего соратником своих недавних врагов – Греча и Булгарина, глубоко возмутило Белинского. В первом номере журнала за 1840 г. появилась его статья об «Очерках русской литературы» Полевого. В ней резко осуждался «новый и особенный против прежнего» образ действий бывшего издателя «Московского телеграфа», вскрывалась реакционность политических взглядов, отсталость его эклектической философии, романтической эстетики и суждений о конкретных явлениях русской литературы. Неоднократно выступали «Отечественные записки» и против псевдопатриотической драматургии Полевого и его ходульно-романтической прозы.

Еще более враждебным было отношение журнала к Булгарину, Гречу, Сенковскому и к их периодическим изданиям – «Северной пчеле» и «Библиотеке для чтения». Несмотря на все цензурные препятствия («цензура, верная воле Уварова, марает в «Отечественных записках» все, что пишется в них против Булгарина и Греча», – сообщал Белинский Кетчеру 3 августа 1841 г.), критик в своих «Литературных и журнальных заметках» систематически разоблачал продажность «Северной пчелы» и беспринципность «Библиотеки для чтения». Законченный портрет Булгарина Белинский нарисовал в статье о его «Воспоминаниях» (1846, №4 и 5), где отвратительная фигура агента Третьего отделения в литературе, прикрывающего свои доносы болтовней о правдолюбии и патриотизме, показана во весь рост. Из выступлений Белинского против Сенковского и его журнала наиболее значительным является «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке» (1842, №9), дополняющий ту блестящую характеристику «Библиотеки для чтения», которую критик ранее дал в статье «Ничто о ничем», «Литературный разговор» раскрыл отсутствие убеждений и самостоятельных оценок у «барона Брамбеуса» и его плоское остроумие. Особенно много внимания уделил Белинский мнениям «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения» о «Мертвых душах». Вульгарное отрицание Булгариным и Сенковским поэмы Гоголя как «грязного» и «бессодержательного» произведения дало Белинскому возможность убедительно показать все убожество их критических взглядов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2005; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь