Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературная газета». Дельвиг.
Краткое описание эпохи: см выше Дата издания: 1830-1831 гг. Литературная позиция: Газета защищает романтизм. Хотя политический раздел в газете был запрещен Цензурным комитетом, всё издание с первого же выпуска носило оппозиционный политический характер. Газета сразу вступила в литературную борьбу с консервативными изданиями и провозвестниками романтических «чистых искусств» — «Северной пчелой» Булгарина, «Московским вестником» Погодина, «Московским телеграфом» Полевого. Оппозиционная деятельность, конечно, не могла длиться долго. Борьба между «Северной пчелой» и «Литературной газетой» разгоралась. Авторы обоих изданий вели друг с другом ярую борьбу. Редакция подчеркивала литературный характер газеты и ее ориентацию преимущественно на просвещенного («образованного») читателя. «Литературная газета» отказывалась от «критической перебранки» и допускала на свои страницы только «критики, имеющие в виду не личные привязки, а пользу какой-либо науки или искусства». Причины закрытия: «Литературная газета» в 30-м г. была закрыта. Ее обвинили в том, что она опубликовала стихотворение в память павших во Французской революции. Пушкин добился, чтобы её не закрыли, но редактором вместо Дельвига стал Сомов. Пушкин охладел к этой газете, почти перестал в ней печататься. В 1831 г. она закрывается. Печатались: Сомов, Любич-Романовский, Кюхельбекер, Пушкин. Были опубликованы две главы из повести Гоголя «Страшный кабан», главы из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого» Пушкина. В отделе поэзии сотрудничали Пушкин, Дельвиг, Вяземский, Давыдов, Баратынский, Глинка и др.; без подписи печатались стихотворения ссыльных декабристов – Бестужева и Кюхельбекера.
Пушкин принимал участие в 4 журналах и 8 газетах: 1. «Сын отечества» Греча; 2. «Вестник Европы»; 3. «Московский телеграф» Полевого; 4. «Северные цветы» (альманах); 5. «Литературная газета» Дельвига; 6. «Современник».
Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, литератора и журналиста Сомова и секретаря редакции Щасного, который занимался переводами и переложениями научных статей. Цензурный комитет определил для нового издания чисто литературный характер, а политический отдел вовсе не был дозволен. Отдел критики собрал самых ярких российских авторов и мыслителей времени. Нещадно разбирались и критиковались все основные произведения времени. Оппозиционная деятельность, конечно, не могла длиться долго.
Выходила на 8 полосах; каждая полоса была разбита на 2 колонки. Выпустив два номера «Литературной газеты», Дельвиг по делам уехал из Петербурга, и руководство газетой на два месяца перешло к Пушкину. В отсутствие Дельвига Пушкин совместно с Сомовым издал 10 номеров (с 3 по 12). За 1830 г. он поместил в «Литературной газете» более 20 своих статей, рецензий, полемических заметок и свыше 10 подготовил, но не опубликовал. Газета не ограничивалась чисто литературными материалами, хотя они были ведущими в номере: в ней печатались также статьи по научным вопросам. Номер обычно открывался художественным произведением в прозе, затем шли стихотворения и научная или полемическая статья; последние две-три полосы отводились на библиографию русских и иностранных книг и «Смесь». В отделе прозы помещались повести, отрывки из романов, описания Большое значение придавалось в «Литературной газете» статьям по литературе, искусству и различным отраслям знаний. Здесь можно было встретить серьезные научные работы по истории и теории литературы, переводные статьи о современной литературе. Живым и злободневным был отдел библиографии, в котором рецензировались новинки русской и зарубежной литературы и науки, печатались отзывы о периодических изданиях. В этом отделе и в «Смеси» велась острая борьба с реакционной прессой, закладывались основы подлинно научной критики и просветительской журналистики. Борьбу «Литературной газеты» с продажной прессой возглавлял Пушкин. Он был первым и единственным в то время журналистом, показавшим в подцензурной печати политическое лицо Булгарина как агента Третьего отделения.
Цензурные уставы. 9 (21) июля 1804 г. Александр I утвердил первый устав о цензуре в Российской империи, в соответствии с которым все издания должны были проходить цензуру в цензурных комитетах при Санкт-Петербургском, Московском, Казанском, Дерптском и Виленском университетах. Первый цензурный устав был плодом коллективной работы Негласного комитета. Отличался сравнительной краткостью и включал всего 47 параграфов. В качестве главной задачи государственной цезуры устав указывал на необходимость «доставлять обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалять книги и сочинения, противные сему намерению». Система цензуры в России начала складываться ещё в начале XVIII в. В то время она подразделялась на предварительную и карательную. Цензура могла быть как общей, так и ведомственной. Одним из первых актов, регламентировавших цензурную практику, стало установление порядка, в соответствии с которым цензура сочинений богословского характера являлась обязательной прерогативой Святейшего Синода. В 1783 г. предварительную цензуру издаваемых книг было предписано осуществлять органам полицейского надзора. Цензурная политика была ужесточена в связи с событиями Великой Французской революции; ярким примером этого стал арест и ссылка русского писателя Радищева в 1790 г., а также закрытие книгоиздательства журналиста Новикова в 1792 г. По Указу 1796 г. в Петербурге и Москве были учреждены цензурные комитеты для контроля за изданием и ввозом книг в Россию, а в 1800 г. императором Павлом I и вовсе был запрещён ввоз иностранной литературы. Цензурная политика Павла I не могла удовлетворить стремления Александра I и его помощников, опиравшихся на традиции екатерининского Просвещения. В соответствии с устремлениями императора в 1804 г. в России был учреждён первый цензурный устав, который определил всю издательско-типографскую деятельность в государстве. По этому уставу была введена предварительная цензура на ранней стадии подготовки издания к производству. Устав вводил личную ответственность цензора за содержание пропущенного им произведения. Цензору запрещалось делать собственные поправки или изменения в тексте рукописи. Он должен был отсылать свои замечания издателю, чтобы тот сам исправил или исключил места, которые цензор счел недопустимыми. В случае запрещения рукописи он должен был объявить автору о его причинах, при этом рукопись удерживал у себя. Хотя сам принцип предварительной цензуры освобождал автора от ответственности за содержание рукописи, в ряде случаев такая ответственность устанавливалась, независимо от соблюдения автором законного порядка представления рукописи. Цензорам вменялось в обязанность трактовать в пользу сочинителя те места в тексте, которые будут сочтены ими «двойными по смыслу». Аппарат цензуры руководствовался первым цензурным уставом 20 лет. Влияние его идей в той или иной степени распространялось и на более отдаленные времена через деятельность наиболее прогрессивных цензоров. Подвергались цензурным гонениям, несмотря на первый цензурный устав и издания масонов, мистические сочинения. В целом цензурный режим первого десятилетия XIX в. был достаточно мягким, даже в сравнении с екатерининским правлением лучшего времени, что соответствовало тем иллюзиям, которые питала тогда власть. В 1826 г. императором Николаем I был утверждён новый цензурный устав, существенно ужесточивший контроль за выпуском литературы. - цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе; - назначение цензуры – «доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению»; - в связи с этим запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения цензуры; - цензура вверялась цензурным комитетам из профессоров и магистров при университетах во главе с Главным правлением училищ Министерства народного просвещения; - печатная продукция не должна содержать в себе ничего «против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина» 4 мая 1828г. Николаем I был утверждён третий Устав о цензуре. Согласно Уставу запрещению подлежали сочинения, в которых содержалось «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви», а также «что-либо противное коренным государственным постановлениям», или же оскорбляющее благопристойность. Запрещалось также затрагивать честь какого-либо лица. Особое внимание необходимо было обращать на дух рассматриваемой книги, на видимую цель и намерение автора. Цензоры не должны были привязываться к словам и отдельным выражения. Помимо этого, не обращать внимания на слог автора и на ошибки «в литературном отношении». Цензура иностранных книг руководствовалась правилами, изложенными для цензуры внутренней. По уставу внутренняя и иностранная цензура были объединены в одном ведомстве: Министерстве народного просвещения. Публицистика Куницына. Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия. 14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в. Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристы восторгались «Горем от ума» и не любили Жуковского, считали, что не нужно ничего заимствовать у Запада, они заговорили о народности русской литературы. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков». Кюхельбекер – друг Пушкина, критик – ненавидел элегии и романтизм. Он развенчивает унылость романтизма. «Послание к Русским» - пронизано духом патриотизма. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется как тиран, зверь в образе человека. Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества. Статья Куницына содержит призыв к согражданам быть мужественными, смело отстаивать независимость и свободу родины, даже если ради этого придется погибнуть. «Умрем свободными в свободном отечестве». Многие поняли это как призыв к борьбе против Александра I «Замечания на нынешнюю войну» - патриотическая статья. В начале текста Куницын оправдывает действия Кутузова, «который сожалел о взятии столицы неприятелем, но не хотел подвергнуть русской армии невыгодному сражению». Взятие Москвы Наполеоном – «высокопарная сказка». Благодаря тактическим ходам русского полководца. Своей видимой пассивностью Кутузов «поворотил французов к себе тылом, дабы удобнее наносить им удары» Стиль Куницына – ораторская проза, много восклицаний, образность речи. Куницын – мастер метафор.
Куницын стал активным публицистом «Сына отечества» еще во время Отечественной войны. Его патриотические статьи были заметным явлением в публицистике того времени. Вновь имя Куницына замелькало на страницах журнала с 1818 г., когда появилась в журнале его статья «О конституции».
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2133; Нарушение авторского права страницы