Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иога Освобождения путем Отречения. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Благословенному Кришне земной поклон! Да будет радость!
Так кончается Бхагават-Гита.
Мир всем мирам!
[1] Знак ^ в санскрите совершенно меняет значение слова; так, Бхарата — имя предка знаменитого рода, Бхâ рата — его потомки. [2] В священных книгах Индии встречается учение о циклах, вытекающее из космогонического летосчисления. По этому учению солнечная минута равняется дню человека, земной месяц — солнечному часу, земной год — одному дню солнечной жизни; 300 таких дней составляют один божественный год. 12.000 божественных лет = одному дню Брахмы. Сутки Брахмы — 8.640.000 астрономических лет. Такой период называется Кальпой. Кальпа заключает в себе 7 Манвантар. Каждая Манвантара состоит из 4 Юг. Kali Yuga означает темный цикл, который должен смениться светлым циклом (белой Югой). По оккультному учению, Kali Yuga нашей Манвантары только что завершилась. С начала XX века мир вступил в восходящую полосу Светлой Юги, которая должна ознаменоваться раскрытием высшего духовного начала. [3] Аватара — особое проявление Бога в человеческом образе, являющимся на земле как Богочеловек, чтобы побороть накопившуюся злую Карму мира и помочь человечеству подняться на следующую ступень эволюции; титул «Шри» прибавляется к Кришне из чувства благоговения. [4] Риши — мудрец, подвижник. [5] Индра — царь Богов. За совершенный им проступок Махадева, первое лицо Индусской Божественной Троицы, посылает четырех Индра на землю, чтобы они воплотились людьми. Они родились, как Юдиштхира, Бхима, Накула и Сахадева. Арджуна был также сыном Индры. Не забудем, что под богами индусы подразумевали второстепенные божества, подвластные воле Брахмана. [6] The Bhagavad-Gita, transleted by Annie Besant. New and revised editon. — Недавно вышел подстрочный перевод с санскритским текстом и кратким руководством к изучению санскрита, А. Безант и Бхагаван Дас. [7] Подвижник, стремящийся к слиянию с Богом. [8] «я» означает здесь духовный центр человека, а «Я» духовный центр вселенной, Мировое Я [9] Ученик (чела) — человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости, или признанного ученика последнего. [10] The Lord of Peace. [11] Песнь начинается словами: «На поле Дхармы, на поле Курукшетра»... Слово Дхарма знаменательно. [12] Ишвара — Бог, Логос солнечной системы. [13] Дословный перевод с санскритского сделан нашим сотрудником, членом Теос. О-ва в Париже, И. Манжиарли. [14] Дритараштра и Панду — родоначальники Курусов и Пандавов, воюющих двух родов. [15] Дядя Арджуны, по наущению которого Арджуна и его братья были изгнаны. [16] В числе их сын Саубхадры, и Арджуна, и сыновья и внуки Драупады. [17] Эпитет бык, употребляется часто как эмблема мужественной силы и энергии. [18] Дважды-рожденный — человек, духовно столь поднявшийся, что ему остается еше раз родиться на земле, чтобы достигнуть освобождения (moksha). [19] Бхишма — дед Курусов и Пандавов, главный герой поэмы Махабхарата. [20] Брат Арджуны [21] В Индии раковина служила рогом. [22] Шри-Кришна. [23] Арджуна. [24] Титул Хришикеша (Владыка чувств) дается Шри-Кришне. [25] Раковина Ш.-Кришны называется «Панчаджания», потому что была сделана из костей побежденного им великана «Панчаджана». [26] Счастьем рожденный. [27] Раковина Арджуны именуется «Девадатта», т.е. Богом данная. [28] Бхима, брат Арджуны. [29] Раковины остальных трех братьев Арджуны назывались: «бесконечная победа», «медовый звук» и «жемчужный цвет». [30] Царь Каши (в настоящее время Бенарес). [31] Ачиюта — титул Шри-Кришна. [32] Бхâ рата — потомок рода Бхарата. [33] Партха — сын Притхы. [34] Каунтея — сын Кунти, Арджуна. [35] Лук Арджуны. [36] Эпитет, означающий: «имеющий великолепные волосы»; также «спящий на водах». [37] Один из титулов Божества. [38] Побежающий Мадху — демона. [39] «Уничтожающий людей» в качестве победителя зла. [40] Когда погибает Дхарма, воцаряется а-дхарма, беззаконие. Дхарма — долг, вытекающий из всех кармических условий и из данной ступени развития человека, касты, нации. Это — закон внутреннего развития. [41] Варшнея — мужественный, сильный, имя рода, к которому принадлежал Кришна. [42] Совершающий высшие подвиги, искусный в Tapas, духовной дисциплине. [43] Учитель, духовный руководитель. [44] Suras, духи света. [45] По верованьям браманизма человек после смерти проходит через Камалоку (чистилище) в Девакан (рай, состояние блаженства). Человек же, совершивший подвиг, переходит прямо в Девакан, минуя Камалоку. [46] Санкхия, школа дуалистической философии, в которой неизменный духовный принцип Purusha противопоставляется вечной материи (Prakriti), орудию духа. [47] Закон причин и последствий в человеческой жизни. [48] Buddhi. [49] Индусы различают Веды (св. писания во мн. числе) от Вед’ы (в един. числе) — знания вечного, знания Бога. Веды заключают 4 книги, в которых отчасти выражается вечная мудрость Вед’ы. Поэтому индусы считают себя совершенно свободными исследовать вопросы духовные. В Индии полнейшая свобода мысли. Насколько браманизм строг по отношению к внешней деятельности человека, настолько он терпим по отношению к внутренней работе мысли. Веду признают все; Вед придерживаются те или иные течения. Узкие неразвитые люди не понимают Веду и признают только писание Вед. О них и говорит Кришна. [50] Самадхи — состояние экстаза, которого Иог достигает в созерцании, и во время которого ему открывается истинная природа Бога. [51] Гуны — аттрибуты или формы энергии, действующей через материю: Sattva (ритм, гармония или чистота); Rajas (движение, деятельность или страсть); и Tamas (инерция, темнота, глупость). [52] Буквально: свободен от «пары противоположностей». [53] Член высшей касты (жрецы и учителя). [54] К плодам деятельности. [55] Buddhi. [56] Т. е. отказывается от всяких плодов деятельности, даже праведной. [57] Т. е. к прошлым и будущим св. писаниям, Shruti. [58] Т. е. соединения с Высшим Я (Atmâ ); Иога требует гармонии с Божественной Волей. [59] Он получает название Муни, эпитет, прилагаемый к достигшим святости. Будда тоже назывался Сакия-Муни. [60] Радость надо понимать как бурную эмоцию, выбивающую из равновесия. В том же смысле употреблено и слово «ненависть». Требуется спокойное отношение к испытываемым чувствам, а не индиферентизм. [61] Предметы чувств отвращаются от человека, когда он отвергает их, но стремление к ним теряется, когда человек узрел Бога. [62] Медитация в сидячей позе Иога. [63] Человек, теряя самообладание, делается рабом страсти. Страсть затемняет его разум, и человек отрывается от своего духовного центра, т. е. погибает. [64] Состояние Брахмана, т. е. божественное состояние. [65] Высшее состояние сознания просветленного духа, слившегося с Богом, и потому наивысшая полнота бытия, доступная посвященному. По сравнению с обыденным сознанием, центр которого — наше малое земное «я», это состояние полноты сознания представляется как небытие. [66] Философского познания. [67] Последователи религиозной философии Санкия [68] Гуны, три свойства природы: движение, инерция и гармония, лежащие в основе всех мировых проявлений. [69] Карма-Иога — один из трех путей восточной мистики, ведущих к совершенству или к слиянию с Богом: Карма-Иога — слияние путем деятельности, Бакта-Иога — путем любви и Джнана-Иога — путем знания. [70] Prajâ pati, Господь Эманации. [71] Брахма — первое лицо Индусской Троицы (Trimurti). [72] Брахман — Непроявленный, Первопричина. [73] Буквально: Само, т. е. истинная, Божественная Суть Вселенной. [74] Гуны, как органы чувств, двигаются среди гун, как объектов чувств. Можно бы сказать и так: «функции заключены в наклонностях». Шанкарачариа различает «разряд свойств и разряд действий», или соотношения свойств и действий. [75] Rajas. [76] Вселенная — ЭТО в противоположность к «ТО», означающего Брахмана. [77] Брахман. [78] Vivasvan — светильник, излучающий свет, Солнце; также эпитет Ману IV расы; чаще Vаivasvat. [79] Ману — руководитель V или арийской расы. [80] Ikshvâ ku — царский род Мория в Индии, из которого должен родиться Ману будущей расы. [81] Эта власть — Майя, сила мысли, производящая формы, преходящие и оттого нереальные в сравнении с вечной Реальностью; отсюда Майя считается силой, производящей иллюзии. [82] Дхарма и а-дхарма, ее противоположность, все беспорядочное, идущее против порядка вещей. [83] Тapas от tap, сверкающее как огонь. [84] Кто видит Вечного Бога под всем преходящим, только тот идет к Нему; все остальные остаются связанными с миром форм. [85] Наука о дыхании, примененная к внутренней молитве. [86] Amrita, пища бессмертия. [87] Буквально: припадая к ногам Учителя. [88] Потомок рода Панду. [89] Sannyâ sî , неустанно отрешающийся. [90] Тело; называется «градом Брахмана». [91] Брахман. [92] ТО — БРАХМАН. Божественный Первоисточник Жизни, без предиката и без атрибутов. То, чему имени нет и перед чем можно лишь благоговейно склониться. [93] Т. е. видят Единую Божественную Суть за всеми проявленными формами. [94] Парии, не принадлежащие ни к одной касте, едят мясо; это считается большим грехом в Индии, так как мясо добывается убийством. Вследствие этого к ним относятся с большим презрением. [95] В Нирвану Брахмана. [96] Святые Индии. [97] Аскет, подвижник, который не зажигает жертвенного огня и не совершает жертвоприношений и церемоний; но это отсутствие внешних обрядов, без истинного отречения, еще не делает настоящего Саниази. [98] Sankalpa, способность строить планы на будущее. [99] Т. е. одинаково добр и спокоен со всеми. [100] Эти слова не надо принимать буквально. [101] Брахмачария дает обет целомудрия. [102] Нирваны. [103] Т. е. с пути нормальной эволюции, по которому идет все человечество, и с пути ускоренной эволюции, на который вступает Йог. [104] Иога состоит в способности слияния низшего с высшим Я человека. Для этого внутреннее его внимание из сферы чувственно-интеллектуальной должно перейти в мир духовный (Buddhi). Этим начинается духовное достижение. [105] Buddhi. [106] Ahankâ ra. [107] Prakriti, материя в самом широком смысле, включающая все, что обладает протяжением. «Высшая Prakriti», о которой говорится в следующем стихе, называется иногда Daiviprakriti, Свет Логоса. [108] Священное слово (Ом), творческий Глагол, Пранава. [109] Т. е. те, в которых преобладает одна в из трех космическими сил, гун: sattwa — гармония, rajas — энергия, страстность, tamas — инерция, неподвижность. [110] Иллюзия. [111] Asuras, противоборствующие божественным силам, Suras. [112] Одно из имен Кришны. [113] Махатма — великая душа, совершившая путь Богочеловеческий. [114] К Светозарным. [115] Yoga-Mâ yâ , творческая сила иги, так как все существующее есть мысле-образы Единого. [116] Adhibhû ta. [117] Adhidaiva. [118] Познание через внешний культ и поклонение. [119] Смерти. [120] Карма. [121] Purusha, мужская творческая энергия. [122] Врата тела — органы чувств. [123] Проявленный Бог. [124] Purusha. [125] «Это» — вселенная, в противоположность «ТОМУ», Источнику всего. [126] Т. е. лунное или астральное тело. Пока последнее не побеждено, человек неизменно рождается вновь. [127] Dharma, закон духа. [128] Akâ sha, космический эфир. [129] Prakriti, космическая материя. [130] Период деятельности, период проявления. [131] Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога. [132] Krashu — особый вид ведической жертвы. [133] Aumkâ ra, обладающее творческой силой, свящ. слово Аум. [134] Три Веды: Rig-Veda (гимны); Sâ maveda (священные песни); Yajuraveda (молитвы, сопровождающие жертвоприношения). Четвертая Веда (Atharvaveda) посвящена мантрам и священным формулам. [135] Sat и Asat, последняя пара противоположностей, за которой пребывает лишь Единое. [136] Напиток, дававшийся в древние времена посвященным перед тем, как они впадали в транс. Символ посвящения и экстаза (Samâ dhi). [137] Индры, Бога богов и ангелов. [138] Истощив свою естественную награду, т.е. плоды своих добрых деяний. [139] Pitris. [140] Элементали, Bhû tas, духи природы. [141] Принадлежащие к касте торговцев, ремесленников и земледельцев. [142] Принадлежащие к касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры, Ваишия, Кшаттрия (воины) и Брахманы (священники). Первая учила послушанию; вторая — разумной деятельности; третья — мужеству и бескорыстию; четвертая — сверхличному служению. [143] Четыре Кумара, Девственники-Юноши, стоящие на высочайшей ступени оккультной иерархии, правящей землей. [144] Viveka. [145] Известный мудрец и подвижник Индии. [146] Азита — сын Бхарата, Риши и мудрец. [147] Девала — также Мудрец. [148] Виаса — мудрец, собравший Веды, автор Магабхараты. [149] Данавы — полубоги в греческом смысле слова. [150] Purushottama. [151] Победитель врагов. [152] 12 сыновей Адити, матери богов. [153] Маричи, глава ветров, рожденный мыслью Брахмы. [154] Sâ ma-Veda. [155] Chetanâ . [156] Могучие; небесное воинство, рожденное Брахмой. [157] Якши и Ракшазы. [158] Вазу. [159] Павака, Агни, символ проявленного Бога, 2-го лица Тримурти браманизма, и вместе с тем Дух Огня. [160] Свящ. гора, Обитель Богов. [161] Буквально: домашних священнослужителей, т. е. отцов семейств. Брихаспати значит Отец Слова. [162] Мифический предводитель богов. [163] Мудрец, сын Варуны, один из семи Риши. [164] Свящ. Слово ОМ. [165] Jара, постоянно повторяющаяся молитва. [166] Asvattha. [167] Знаменитый мудрец и подвижник Индии. [168] Gandharvas. [169] «Имеющая сияющую колесницу», имя музыкантши, пребывающей в раю Индры. [170] Мудрец-подвижник, основатель одной из 6 философских школ Веданты. [171] Uchchaishravas, белый конь Индры. [172] Airâ vata, слон Индры. [173] Кâ madhuk, корова желания. [174] Кама, страсть или земная любовь. [175] Vâ suki, царь змей. [176] Мистический змей, с человеческим ликом, живущий в подземном царстве. Так звали Учителей Мудрости. [177] Ananta, царь Нагов. [178] Бог морей. [179] Aryamâ n, первый Ариец. [180] Yama, бог смерти. [181] Prahlada, имя знаменитого Даития — получеловеческого существа. [182] Лев. [183] Vainateya, Гарушмет, птица-вещун, сын Вината, царь-птицы. На ней летают Вишну и Кришна. [184] Dvandva, сочетание двух букв в санскрите. [185] Brihatsâ man, главный гимн. [186] Gâ yatri, размер стихов в Ведах, имеющий мистическое значение; приближается к нашему гекзаметру. [187] Mâ rgashî rsha, первый в десятый месяц года, когда луна стоит в 3-ем своем «доме». [188] Vrî shnis, потомки Ясу, род Кришны. [189] Vâ sudeva, сам Кришна. [190] Pâ ndavas, название одного из индусских кланов. [191] Dhananjaya, потомок Панду, из рода Арджуны. [192] Vyâ sa, составитель Вед. Муни — Мудрецы. [193] Ushanâ , победитель в сражениях. [194] Adityas, 7 сыновей Адити, матери Богов. [195] Vasus, представители небесной иерархии. [196] Rudras, демоны. [197] Ashvins, божественные близнецы, боги зари. [198] Мaruts, духи стихий, боги ветра и бури. [199] 2-ое лицо Индусской Тримурти. [200] Ishvara. [201] Мahâ tma. [202] Svasti, т. е. да будет конечная цель всех проявлений — Свет. [203] Слепой царь, сыны которого сражаются на поле Курукшетра. [204] Сын Бхарадвая, один из гуру. [205] Sat-Asat. [206] Бог жизни. [207] Бог смерти. [208] Бог огня. [209] Бог воды. [210] Prajâ pati. [211] Кришна. [212] Признак Аватара — способность проявлять себя, как Логос. [213] Buddhi. [214] В медитации. [215] Свободный от привязанности к формам. [216] Amrita-Dharma. [217] Prakriti и Purusha. [218] Kshetrajna, т. е. Познавший Поле. [219] Краткие изречения из Вед, относящиеся к Брахману. [220] Ahankâ ra. [221] Buddhi. [222] Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты, воспринимаемые каждым из пяти чувств. [223] Adhyâ tma — см. VII, 29. [224] Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы. [225] Purusha. [226] Prakriti. [227] Единение с Богом, достигаемое путем познания. [228] Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности. [229] Акаша. [230] Мудрецы. [231] Здесь речь идет о новом периоде творчества, о проявленной Вселенной (Манвантара) и о ее возвращении в непроявленное состояние (Пралайа). [232] Rajas, движение, энергия, страсть. [233] Amrita. [234] Дхармы. [235] Asvattha — священное фиговое дерево, символ вечной жизни. [236] т. е. высшее ведение, в отличие от Вед, св. книг, в которых Веда раскрывается. Веда — единая, Вед — четыре. [237] Первичному Человеку, Purusha. [238] Jî va, частица жизни Вселенского Духа, ставшая индивидуальностью. [239] Буквально: «став водяной луной»; по смыслу: «сделавшись соком»; сома — напиток, извлекаемый из растения сома, — употребляется как символ посвящения. [240] Vaishvâ nara. [241] Prâ na и Apâ na. [242] Purusha. [243] Purushottama. [244] Asuric; Асуры — враги светлых Духов. [245] Yakshas, гномы, хранящие сокровища земли, служат силам богатства. [246] Râ kshasas, великаны, сильные в колдовстве и магии, являются символом гордыни в самости. [247] Т. е. младенческие души, стоящие на первых ступенях эволюции. [248] Pretas, призраки умерших людей. [249] Bhû tas, лукавые духи природы. [250] Asuras, демоны. [251] По Индусскому обряду, жертва Богу должна сопровождаться актом милосердия относительно нуждающихся. [252] Без мантры. [253] Великие подвижники, достигшие высоких ступеней посвящения. [254] Часть Св. Писаний, содержащая гимны и молитвы. [255] «ТО», чего назвать нельзя, перед чем можно лишь благоговейно преклониться. [256] «Бытие», т. е., единственно Реальное, что действительно существует в мире. [257] «Не-есть», т. е. то, что в действительности не существует, нереальное. [258] Sannyasa и Tyâ ga. [259] О Keshinisû dana. [260] Тигр среди людей. [261] Presiding Deities. [262] Gunas. [263] Dharma и Adharma, законное и беззаконное, добро и зло в самом широком смысле. [264] Карма, т. е. деятельность, определяемая природой человека, которая возникла от мыслей и желаний его прошлых жизней. [265] Здесь долг употребляется в смысле Dharma; идея Дхармы отличается от идеи Кармы тем, что, возникая также, как последняя, из прошлого человека, она в то же время заключает в себе и закон, управляющий последующей ступенью его эволюции; иными словами, кроме исполнения своей кармы, у человека должно быть стремление перейти на следующую ступень развития, подняться выше. [266] Карма. [267] Buddhi-yoga. [268] Карма. [269] Dharmas. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы