Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Об истории – немного и ненавязчиво.



Нужно знать своих кумиров.

В.Храмцов

 

Как вы, наверное, уже заметили, авторы большинства статей норовят начать с истории предмета, о котором собираются говорить. Помниться, пять лет назад я обратился к своему другу-культуристу за советом, как побыстрее развить мышцы рук. Первое, что он сказал, открывая книгу по бодибилдингу – ”Нужно знать своих кумиров”. Ну что же, я не собираюсь становиться исключением из правил, правда, постараюсь коротенько, дабы не утомлять вас ненужными подробностями.

Итак, представьте себе турнир стрелков. У мишени стоит человек, с яблоком на голове. Выходит стрелок с арбалетом. Прицеливается и пришпиливает яблоко к мишени. На трибунах буря восторга.

– Айм Вильгельм Тель, – раскланивается стрелок.

Выходит лучник, и, выстрелив, расщепляет первую стрелу. Зрители неистовствуют.

– Айм Робин Гуд, – представляется мастер.

Следующий участник тоже лучник. Выходит, долго целится, ловит малейшее дуновение ветерка. Наконец стреляет и попадает мужику у мишени прямо в лоб. Гробовая тишина на трибунах.

– Айм Сори… – виновато разводит руками лучник.

Есть еще байка про Одиссея, как он стрелял сквозь кольца, а затем перелупил из лука дружков своей жены, но это читайте у Гомера. Речь-то несколько о другом. Наши кумиры – не Одиссей, Робин Гуд и даже не Айм Сорри, а Лук во всем его великолепном многообразии. Предупреждаю сразу – почти все, по истории лука я списал из статьи Ю.Шитова “Летопись лучного спорта”, немного сократив, дабы не растекаться мыслию по древу.

Когда и где появился первый лук – тайна, покрытая мраком тысячелетий. Оно и понятно, в земле дерево гниет быстро. Наиболее древний лук, дошедший до наших времен, датируется мезолитическим временем. Лук был распространен практически по всему земному шару, за исключением полярных районов, островов Тасмания, Новая Каледония и большей части австралийского континента.

Луки можно разделить на два основных типа – простой и сложный. Вот так, без особых выкрутасов. Технологию изготовления простого лука воспел еще А.С. Пушкин в ”Сказке о царе Салтане”:

 

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый.

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил.

 

Как понятно из этих строк, простой лук изготовляется из целой заготовки без использования дополнительных усиливающих накладок. Классической формой простого лука считается римский Arkus, сходный по форме с этой самой аркой. Встречаются луки, у которых только один конец согнут дугой, а другой же прямой или выгнут в противоположную сторону.

Наряду с простым с древнейших времен известен и лук сложный, который изготовляется из нескольких частей. Он имеет другую форму. Наиболее широко использовался в Восточной Европе, Азии и северных районах Америки.

Обычно сложные луки делали из нескольких пород дерева, которые склеивали между собой рыбьим клеем. О прочности склейки можно судить по тому, что почти все найденные археологами останки луков сохранили целостность этой склейки, пролежав в земле несколько столетий. Лучшим сырьем для приготовления рыбьего клея считались плавательные пузыри осетра. Их очищали от наружной пленки, разрезали и, набив специальной (? – С.К.) травой, высушивали на солнце. Сушеные пузыри размачивались при разжевывании и без добавления воды растапливались на огне в каком-либо сосуде. Вот клей и готов.

Сложный лук имеет форму, что при не надетой тетиве его концы загибаются вперед. Для большей упругости и усиления лука на его “спинку” дополнительно наклеивали жгут сухожильных волокон, а на внутреннюю часть – роговые или костяные накладки. Накладкам заранее придавали форму той части оружия, к которой они должны быть наклеены. Места сочленения пластин стягивали промазанной клеем сухожильной обмоткой, затем лук оклеивали берестой и долго просушивали. Окончательный этап изготовления луков – их украшение. Однако, далеко не все луки украшали – это считалось привилегией знатных охотников и воинов.

Тетиву делали из шелковых нитей, “кишечной струны” и других материалов.

Иногда луки изготавливали из целого рога горного барана, вытачивали из моржовых клыков, кости, твердых пород дерева, а позднее из стали. Многие жители тропических лесов делали луки из бамбука и других видов гибких, но прочных материалов.

Стрелы оперяли чаще всего гусиными и орлиными перьями, но некоторые народы использовали и неоперенные стрелы.

Техника стрельбы из лука в различные времена и у разных народов также имела существенные отличия. Египтяне, персы, индусы, русские, французы, германцы, и англичане стреляли, натягивая тетиву к уху, а греки и римляне тянули ее к груди.

При состязаниях на скорость лучшие лучники выпускали от 8 до 20 стрел в минуту, а если при этом хоть раз промахивались, то сразу же пускали себе стрелу в лоб, спасаясь от позора. Улыбнулись? Ну вот, совсем другое дело. А то уж больно серьезные у вас лица. Умное лицо еще не признак ума, как говорил один мой знакомый стрелок. Правда, стрелял он все больше из ружья, причем исключительно через дымоход. Я как-то хотел повторить его номер, но лук в дымоход не поместился. Кстати, с изобретением огнестрельного оружия, последнее стало вытеснять лук, как средство ведения войны, однако лук еще долго соперничал с ружьем. Пока солдат успевал насыпать в ружье порох и забить заряд, лучник мог выпустить несколько стрел.

Несколько раз проводились официальные соревнования между лучниками и снайперами. Последние такие соревнования проводились в 1792 году в Англии. Стрельба велась на дистанцию 91 метр по 20 выстрелов. В мишени оказалось 16 стрел и только 12 пуль.

В 1900 году на II Олимпийских играх состоялись показательные выступления лучников. Тут начинается уже история спортивных луков, а это уже отдельный разговор.

Оглядываясь на написанное, я вижу, что собственно об истории лука игрового не сказано, пока, ни слова. Да я, собственно, ничего о ней и не знаю. Поэтому, не мудрствуя лукаво, подменю-ка я историю попыткой классифицировать те виды луков, которые я имел удовольствие (или неудовольствие) видеть лично.

Но, сначала, давайте договоримся, что мы будем понимать под термином «лук игровой». Игровым я называю любой лук, привезенный на какую-нибудь из Игр, и допущенный к ней мастерами.

Как я уже говорил выше, факт существования крутых луков и лучников в столицах мне известен, только на фоне страны это капля в море. Итак, классификация в порядке возрастания моего удовольствия.

1. Конструкция, представляющая палку с резинкой от трусов вместо тетивы. Видел лишь один раз на видеокассете. Приведена здесь только, как чудесный пример и победитель конкурса Мега-Отстой.

2. Лук типа простой классический, изготовленный из ближайшего кустарника.

3. Лук, изготовленный по следующей технологии: лыжи распиливаются пополам, половинки, содержащие носки лыж прикручивают к плоской средней части, в которой сбоку прорезается окошечко для стрелы. Иногда оно отсутствует. Носки лыж обращены к стрелку. Как правило, используются деревянные или полупластиковые лыжи.

4. Улучшенная разновидность вида №3. Носки обращены от стрелка. Материал – пластиковые и стеклопластиковые лыжи, способные выдерживать значительный изгиб в противоположную сторону.

5. Луки, изготовленные по образу спортивных центральных луков. (Центральным называется лук, у которого стрела располагается в плоскости его продольной оси. Иначе это периферийный лук.) Лук отличается от вида №4 тем, что имеет среднюю часть, на которой явно выражены рукоять и полочка для стрелы и, иногда, прицельная рамка. Лучший материал для плеч – стеклопластиковые лыжи и тонкие текстолитовые полосы.. На сегодняшний день, это самый эффективный из наиболее распространенных видов игрового лука. Осмелюсь предположить, что история его началась в 1994 году, когда я сделал первый прототип. Если кто-то из игроков использовал такой лук раньше осени 94-го, то может смело утверждать, что история началась с него.

6. Добротные луки, изготовленные по типу простой классический или прямой спортивный. Материал – дерево, текстолит или углепластик. (Лук называется прямым, если без тетивы его плечи разворачиваются в прямую линию.) Лучшие луки этой модели которые я встречал – луки работы Фауста (Судницин Александр).

7. Лук, сделанный по типу сложного исторического лука. Я видел только один такой лук, на Нордконе-98. Лук изготовлен Лисом (Лисаченко Сергей) из нескольких (2-х? ) пород дерева, склеенных между собой в специальных формах клеем собственного приготовления. Угол разворота плеч этого конкретного лука был недостаточен, что не позволяло использовать всю их силу. Кроме того, Лис использовал слишком “длинную” тетиву, что делало выстрел вялым. Но эти недостатки наверняка уже им устранены.

Наконец, мне хочется упомянуть о луке, который я не включаю в свою классификацию, потому что на данный момент подобные луки еще слишком редко встречаются на играх. Этот лук (longbow) я видел в Москве у лучницы Лиссэ (Баусина Ирина). К сожалению, я не рассмотрел, сделан он из одного куска или склеен. Но поверхностный осмотр склейки не обнаружил. Лук достаточно мощный (по ощущениям 18-20 кг), но натягивается плавно, сила возрастает равномерно, без резкого увеличения в конце натяжки. В настоящий момент (июнь2001 года) я могу с уверенностью сказать, что это лучшая модель, которую я видел.

Как вы могли уже догадаться, я приверженец центральных луков. Почему? Просто потому, что никаких других луков пока не делал. Я заранее согласен с теми, кто скажет, что эти луки не историчны. Но много ли на Играх встречается луков, которые действительно историчны? И не только луков. Те, кто интересовался историей военного дела, не дадут соврать, – часто люди приезжают на Игру в прекрасных доспехах, прекрасных, историчных, но… эпохе несоответствующих. А, часто, и вовсе не историчных.

Приведу всего два примера. Зерцальный доспех на Игре по 9-10 векам – абсурд – не было их тогда, как, впрочем, и плоских кольчужных колец и много чего другого, центральных луков, например. Пример второй – русские кольчуги, выполненные из проволоки диаметром более 2 мм или весом более 17 кг. Может, такие и были, но среди десятков описаний найденных археологами кольчуг, я их не встретил. Про доспехи из жести и донышек пивных банок я просто молчу.

Так или иначе, никто этих людей не гонит, и правильно. Мы приезжаем, прежде всего, играть и общаться, а не только устраивать исторические представления. Безусловно, мы просто обязаны стремиться соответствовать, но делать из этого самоцель не стоит. Как сказал бы один умный еврей – не человек для Игры, но Игра для человека. Правда, сам он поступил, как раз, наоборот. Заигрался мужик и плохо кончил.

Так вот, к чему я веду – кроме совсем уж порнушного лука с резинкой вместо тетивы, все остальные имеют право на существование. Лишь бы стрелы в тело не втыкались. И, раз уж я заикнулся о стрелах, классификация виденных мной стрел:

1. Из веточек деревьев и кустарников. Второй приз конкурса Мега-Отстой.

2. Из реек квадратного сечения разной степени обработки. Без защитного покрытия.

3. Из реек круглого сечения разной степени обработки. Без защитного покрытия.

4. Стрелы подобные моим. Что представляют собой мои стрелы, будет сказано ниже.

Все эти виды могут различаться также материалом, формой и размерами наконечников и оперения. Лучшие стрелы из виденных мною – стрелы вышеупомянутого Фауста. Но, к сожалению, подобные стрелы – редкость на Играх. Мало хороших луков, а хороших стрел и того меньше.

Ситуацию будем исправлять вместе, а кому не нравится, – помоги себе сам.

 


Не навреди.

Хороший, плохой… Главное – у кого ружье!

Фильм “Армия Тьмы ”

Пред тем, как перейти к основной части моей книги, я считаю своим долгом затронуть тему, являющуюся, на мой взгляд, одним из краеугольных камней ролевой игры. Эта тема – забота о тех, против кого направлено наше оружие. Отличие нас, игроков, от воинов всех времен, в том и состоит, что слова враг и противник не являются для нас синонимами. Вступая в Игру, мы принимаем на себя обязательство, заботиться о том, чтобы противник, часто наш друг или хороший знакомый, не был покалечен или обезображен по нашей вине.

И речь не об ушибах и ссадинах – неизбежных спутниках любой ролевухи, где присутствует боевка. Тут уж ничего не поделаешь. Многие персонажи, в силу тех или иных причин не имеют защитных систем или защита их несовершенна. Что ж, заботиться о вашей безопасности должен не только ваш противник. Не нравятся синяки – сделайте хоть что-нибудь, чтобы их не получать или играйте в настольные ролевые игры.

Речь о том, что ломать черепа, ребра, ключицы и прочие кости; отбивать почки и другие внутренние органы; равно как выбивать глаза и зубы – все-таки не хорошо.

Я не стану углубляться в такие аспекты проблемы, как несчастный случай и злой умысел. Скажу лишь, что большинства несчастных случаев можно избежать, если не забывать простой принцип – не навреди. Злой же умысел на Игре просто недопустим.

Все вышесказанное относится, в равной степени, как к бойцам, так и к мирному населению, принимающему участие в отражении штурмов крепостей. Я, впрочем, пока не слышал, чтобы ребята настолько заигрывались, что сбрасывали на осаждающих реальные камни и лили крутой кипяток. Хотя я не исключаю и такую возможность. Но здесь уж – обязанность мастеров – отследить, у кого поехала крыша, и принять меры.

Подобный случай произошел на Нордконе-98, и, по счастью, остался в моей памяти, как забавный курьез. В конце Игры шел образцово-показательный штурм Тевтонской крепости. Все бойцы полигона (40-50 человек) собрались под стенами нашей крепости, которая оборонялась собственными силами (13-14 бойцов + женщины и дети). Штурм длился около 4 часов. Было жарко. Во всех смыслах. Ров, глубиной в рост человека, был доверху завален фашинами. Строй, накрывшись щитами, реально ломал ворота шестиметровым тараном (телеграфный столб). С обеих сторон шел интенсивный обмен стрелами из луков и арбалетов. Было жарко, чертовски жарко. Со стен летели " камни". Крыша у людей начинала ехать. И вот, у одного моего земляка, в мозгу сгорел какой-то маленький предохранитель, когда он ходил и искал, из чего бы сделать гуманизатор для арбалетного болта. Кто-то, в шутку, посоветовал ему не мучиться, и заострить болт. Так он и поступил – взял нож, и, очинив пару болтов, расстрелял их в нападавших. К счастью, те в кого он попал, были в доспехах, и, я думаю, даже не поняли, что произошло. Не понял и наш герой – как он сам потом рассказывал – в тот момент он был абсолютно уверен, что все делает правильно.

Рассказал я эту историю, дабы немного вас развлечь. Однако, у сказки есть и мораль – стрелы не должны втыкаться в тело человека или наносить прочие раны, нарушающие целостность его кожных покровов. Это – основное требование к стреле, как понимаю его я. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Разумеется, что, попадая в поражаемую зону, стрела не должна ломать кости и вообще наносить травмы более серьезные, чем ссадина или синяк. Поэтому какой-нибудь татарский лук с силой натяжения под 40 кг, конечно жутко историчен, но на Игре совершенно неуместен.

Впрочем, мастера давно уже нашли хороший способ проверки степени безопасности (читай – опасности) сомнительного на вид оружия – на его владельце. Это разумно и справедливо. Если стрелок перед Игрой не готов встать под выстрел из собственного оружия, то стрелять в других он просто не имеет права.

В завершение начатой темы, скажу, что ответственность (какое красивое женское имя! ), которая ложится на стрелка (лучника или арбалетчика) на порядок выше, чем у остальных бойцов. Следует помнить, что плохой лук (арбалет), некачественные стрелы и неумелый стрелок – три фактора риска, опасные для окружающих, как по отдельности, так и в любых сочетаниях.

Поэтому, дабы свести возможность несчастного случая к минимуму, мы должны иметь качественное оружие, и, овладев им, неустанно совершенствовать свое мастерство.


Лук.

Лук – моя душа.

 

Хороший лук и качественные стрелы – половина победы в турнире, говорил я на Нордконе-97. Спустя год, я уже считал, что это 75%. Сегодня я уверен – 90%. Оставшиеся 10% я отвожу на практику с этим луком и стрелами. Победа куется в мастерских. Это относится как к оружию, так и к доспехам. Да, не всегда на 90%, но тот, кто пренебрегает этой идеей, – обречен на поражение. Успех приходит к тем, кто готовит его приход.

Вооружение можно купить. Можно сделать его самому. Можно спроектировать и дать чертежи мастеру, который сделает его за вас. Все это правильные пути. Главное – вооружение должно быть хорошим, насколько позволяют ваши силы и средства.

Свои лук и стрелы я всегда делал сам. Когда работаешь для себя, то работаешь лучше, особенно, если знаешь, что никто лучше тебя эту работу не сделает. Задумайтесь над этим.

В этой главе я расскажу о том, как сделать лук, подобный моему. Мой опыт “сын ошибок трудных” перед вами. Ваше право – использовать его или нет. Как вы могли уже убедиться, я не ставлю свой лук на верхнюю ступень. Он не историчен, что делать! Но это тот тип лука, который может позволить себе большинство лучников.

Он дешев. При определенной доле везения или настойчивости можно не потратить ни копейки на его изготовление. Или же потратить такой минимум, что и говорить смешно.

Он прост в производстве. Найти пластиковые лыжи или же заменить их подходящими текстолитовыми пластинами сейчас гораздо менее проблематично, чем вот так, с нуля подобрать материал для изготовления приличного исторического лука.

Он центральный, что уже снимает массу требований к стреле, чем если бы она предназначалась для периферийного лука. Об этом, кстати, мы поговорим чуть позже.

При небольшой силе натяжения он выбрасывает стрелу с достаточной для игрового боя скоростью. (Так, сила моего лука 12 кг. Максимальная дальность, на которую он выбрасывает стрелу с игровым наконечником – 130 метров. Таким образом, дальность прямого выстрела составляет 13 метров.)

Правильно сделанный, он позволяет добиваться значительных успехов уже на первых этапах овладения искусством стрельбы. Как в меткости, так и в скорострельности. На коротких дистанциях (до 20 метров) во время боя вне крепостных стен, преимущество имеет тот, кто стреляет быстрее, пусть даже чуть менее точно.

Итак, что же представляет собой мой лук? В средней своей части он похож на спортивный центральный лук или на знаменитый лук Рембо. Существенным отличием является отсутствие характерной полочки для стрелы, роль которой у меня выполняет нижняя сторона выреза прицельной рамки. Поскольку, эта полка, в отличие от полочки спортивного лука, имеет достаточную длину в направлении стрелы и перпендикулярна тетиве, то и стрела, ложась на эту полку и прижимаясь к ней и стенке выреза прицельной рамки, оказывается прямо напротив тетивы и перпендикулярно ей. Как вы понимаете, стенка выреза открывает продольную ось лука (проекцию тетивы на лук) и отстоит от нее на половину толщины стрелы. Описанная конструкция позволяет уменьшить время, затрачиваемое на наложение стрелы, и обеспечивает ее вылет строго в плоскости движения тетивы. Плечи моего лука сделаны из передних частей стеклопластиковых лыж, укрепленных скользящей поверхностью вовнутрь.

Поговорим теперь более подробно о том, как все это делается, и о трудностях, с которыми вам предстоит столкнуться, если вы захотите воспользоваться моим опытом.

Наибольшую проблему представляет наличие материала для плеч. В дальнейшем, плечи лука я буду называть еще дугами и крыльями. Как я уже сказал, для плеч замечательно подходят стеклопластиковые лыжи. С точки зрения лыжников это, конечно же, варварство, но у нас, лучников, другая точка зрения. Лично для меня, стеклопластиковые лыжи это полуфабрикат лука. Конечно, достать его трудно, но… чего не сделаешь, ради заветной мечты?

Я хочу рассказать вам историю о человеке по имени Арагост, который, будучи лучником в душе, страстно желал стать им в действительности. Имея перед собой пример – мой и Боромиров луки, и по достоинству оценив их конструкцию и эффективность, но не имея ни пластиковых лыж, ни средств на их покупку, он, тем не менее, добился своей цели. Вот примерно как это выглядело. Приходит он к своей матери…

– Мам, дай столько-то денег.

– Зачем тебе столько?

– Мне нужны пластиковые лыжи.

– Да зачем они тебе? Вон, у тебя деревянных полно.

– А мне нужны пластиковые, они не ломаются.

Так продолжалось какое-то время, пока сынуля маму окончательно не забодал, и она не сдалась.

– Купил лыжи?

– Купил. Спасибо мама.

– Ну как, доволен теперь? Лыжи-то хоть хорошие?

– Конечно, доволен. Стеклопластик. Высший класс!

– Ну, слава богу.

Через четверть часа мать заходит в комнату и видит, что лыжи распилены пополам. Не знаю, что она там сказала, но то, что могла бы сказать моя мать, я опубликовать не решаюсь.

Вывод – кто хочет, тот добьется.

Кроме того, существуют еще и лыжные базы, места проведения соревнований, мусорные бачки, наконец. В первом случае, можно купить у служащего по дешевке, как это было с моим последним луком. Во время соревнований, случается, ломаются и пластиковые лыжи, причем, иногда удачно – в месте установки креплений. А как-то раз мне повезло, – выходя утром на работу, я нашел пластиковые лыжи в мусорном бачке у себя под окном.

Так что – как в песне – кто ищет, тот всегда найдет.

Теперь напряжем воображение и представим, что эта проблема была нами успешно разрешена. Счастливые обладатели пластиковых лыж могут воображение не напрягать, а просто взять их в руки и проверить, подходят ли они для наших с вами целей. Если на лыжах написано СТЕКЛОПЛАСТИК, считайте, что вам повезло, если нет, – не падайте духом.

Положите лыжу на стол подошвой вниз, так, чтобы ее носок выходил за край стола на предполагаемую длину крыла. Придерживая лыжу на столе, гнем носок вниз, моделируя сначала плечо лука с надетой тетивой, а, затем, плечо лука, растянутого на длину стрелы. Делать это нужно не торопясь, прислушиваясь, не ломается ли наш полуфабрикат. Теперь резко отпустите руку. Да не ту! Которой сгибали, а не которой придерживали. Надеюсь, остальные остались довольны результатом. Повторите эту операцию многократно, изменяя скорость сгибания. Если вы сломали-таки лыжу, – не огорчайтесь, – пусть лучше она сломается сейчас, чем когда лук будет готов.

Кстати, иногда пластиковыми называют лыжи, у которых пластмассовая подошва, а с обратной стороны наклеен слой ненаправленного пластика, такого же, как тот, из которого делают игральные карты. Этот пластик, и вы можете сами убедиться, взяв такую карту, способен тянуться в любом направлении. Нас это не устраивает. Крылья, сделанные из таких лыж, скоро придется менять. Нас же интересуют лыжи, имеющие с обеих сторон волокнистый стеклопластик, волокна которого направлены, разумеется, вдоль. У плеч комбинированных стеклопластиковых луков структура та же.

Теперь, когда мы подобрали материал для дуг, поговорим об изготовлении средней части нашего лука. Я предлагаю выполнить ее из дерева – доступного и легкого в обработке материала. Достать подходящую заготовку не проблема. Середина моего лука, к примеру, когда-то была частью ограждения дорожных работ, пока темной ночью... но это уже совсем другая история. Но есть более простой и надежный вариант. В любой школе есть столярная мастерская. Объяснить, что тебе требуется, и договориться с трудовиком, проблем, думаю, не составит.

Итак, … Нет, нет, оставьте пока в покое ножовку и стамески. Не будем торопиться отделять ненужное от куска древесины, который мы, к слову сказать, еще не выбрали.

Определимся, сначала, с тем, сколько и где нужно отделить этого самого ненужного. Ваятели, даже самые гениальные, дабы мрамор зазря не переводить, начинали процесс создания статуи с набросков, зарисовок и моделирования из мягких материалов. Можно догадаться, что вся эта возня, в глазах потребителя, принижала ценность творческого процесса, что напрямую сказывалось на оценочной стоимости произведения. По этой причине и была, как я полагаю, сказана фраза – “я просто беру кусок мрамора и… отделяю все ненужное”. Вот и реклама собственной гениальности, и, как следствие, рост популярности и доходов. Но у медали две стороны – появились люди, которые упростили процесс в ущерб красоте и стали, при этом, делать заявления о своей гениальности, а тех, кто упорно отказывался понимать, в чем же эта самая гениальность состоит, просто объявляли тупицами. Прослыть тупицей желающих не оказалось, поэтому весь мир теперь восхищенно качает головой, любуясь наглядным пособием к уроку геометрии, о котором только и можно сказать, что этот параллелограмм является прямоугольником и ромбом одновременно. Но довольно об этом. У этих людей свои пути, и чем меньше мы теми путями следуем, тем лучше.

К чему я веду. Изготовление тела лука, (а именно так я стану называть его среднюю часть) по сути своей, подобно созданию скульптуры. Чем красивее и выразительнее мы его выполним, тем лучше. Это об эстетике.

Кроме того, проектируя тело лука, (или, как выражаются спортсмены, рукоять лука) мы должны соблюсти определенные размеры и пропорции и сделать это, учитывая особенности материала и индивидуальной структуры заготовки, которая из этого материала состоит. Я не стану читать вам курс материаловедения. Незачем. Те, кто заинтересован в результате, литературу по обработке древесины найдут в любой библиотеке.

Дерево, вообще, такой материал, который надо знать и любить. Тогда оно отдаст вам все и еще чуть-чуть. Оно подобно женщине – капризно и своенравно, грубое и неумелое обращение лишает его красоты, но тому, кто любит его, ценит и знает, как с ним обращаться дерево дарит, порой больше, чем можно было ожидать. Минута лирики.

Невежды думают напрасно,

Что будто дерево мертво.

Но нет – волшебно и прекрасно,

Текстурой светится оно.

Природы дивное творенье,

В разнообразии твоем

Монах усмотрит провиденье

А я – жизнь, бьющую ключом.

Текстурой, завитком волокон

Волнуя прихотливо глаз,

Лишенное природных соков,

Пленяет резчика и вас.

И, под стамескою моею,

Рождается та красота,

Которую природа в чреве

Носила долгие года.

Однако, ближе к телу, в смысле к телу лука.

Начнем творить трафарет для его профиля. И тут, отдельных вопросов, связанных с древесиной я, все же коснусь.

Излагаю прописную истину, – древесина раскалывается вдоль волокон. Направление волокон – это направление текстуры. Текстура это рисунок, образованный чередующимися темными и более светлыми слоями дерева. Поэтому проектируйте трафарет так, чтобы у него был “стержень” – пучок волокон, толщиной, как минимум в палец, идущий вдоль всей рукояти.

Как правило, я рисую трафарет, исходя из предположения, что древесина заготовки окажется абсолютно прямослойной. Рукоять, не имеющая “стержня”, если только она выполнена не из какого-нибудь супер-пупер дерева, сломается обязательно. Если не после первого натяжения лука, то на первых 2000 выстрелах. Кто подумал, что 2000 много, – ошибся. Колчан из 15 стрел можно расстрелять за 1-2 минуты или быстрее. Тренируясь в домашних условиях, а раньше я упражнялся каждый день, мне случалось опустошать его 10-20 раз. Вот и считайте – 10 дней как раз и дадут нам среднестатистические 2000 выстрелов.

Трафарет следует изготовить в натуральную величину. Спрашивается – сколько сантиметров в натуральной величине. На этот вопрос вы ответите сами. Я только назову наиболее распространенные размеры рукоятей спортивных луков – 24, 22 и 20 дюймов, что соответствует примерно 61, 56 и 51 см. Рукоять моего лука – 46 см (примерно 18 дюймов).

Кроме того, можно рассчитать рукоять, определив подходящий вам размер прицельной рамки. Для этого вам придется принять несколько постулатов:

1. Стрела располагается от концов лука на равном расстоянии. (У спортивных луков стрела несколько смещена в сторону верхнего плеча. У японских, наоборот, в сторону нижнего в соотношении 9: 7. Чем одно лучше другого не знаю, я так никогда не делал.)

2. Расстояние прямого выстрела – максимальное расстояние, на которое стрела, летит строго по прямой линии. Для наших луков это ориентировочно 10 метров.

3. При вертикальном положении лука и натягивании его к подбородку (подбородок должен лечь на основание большого пальца), стрела, на расстоянии прямого выстрела, должна быть направлена прямо в мишень, а ваши глаза, при этом, - видеть мишень в верхней части прицельной рамки. Шею держим прямой.

Итак, нам потребуется линейка, достаточно длинная, и прочная нить подходящей длины. В качестве мишени будем использовать объект, сравнимый по размерам со стандартной крышкой от банки. Мишень располагаем в десяти метрах на уровне груди. Один конец нити крепим к мишени. Другой конец привязываем к какому-нибудь гвоздю. Гвоздь этот должен изображать тетиву, а нить – стрелу и траекторию прямого выстрела. Теперь, зацепив гвоздь указательным и средним пальцами и пропустив нить между ними, натягиваем ее так, чтобы она не провисала. Подбородок кладем на основание большого пальца, вернее в ложбинку, между большим и указательным пальцами. Держа в другой руке линейку (вертикально), подводим ее под нить. Теперь смотрим, на каком расстоянии от кулака нам виден верхний край мишени.

Это расстояние и есть высота нашей прицельной рамки. Плюсуем сюда расстояние для места крепления верхнего плеча и умножаем на два. То, что в результате – размер тела лука. Теперь накиньте по сантиметру с каждой стороны и чертите трафарет.

Как я уже говорил, – чем красивее, тем лучше. При этом не следует забывать о функциональности. Рукоятка должна удобно ложиться в руку, а угол наклона посадочных мест для крепления дуг (или просто угол наклона плеч) должен быть оптимальным. Что понимать под словом ОПТИМАЛЬНО, я поясню на крайних примерах. Предположим, что мы сильно, гораздо сильнее, чем разумно, наклонили плечи к себе. После надевания, тетива будет отстоять настолько далеко от рукоятки, что выстрел получится крайне вялым, если вообще останется место для стрелы. Если, наоборот, мы сильно наклоним плечи лука в противоположную сторону, то существует опасность сломать их уже только надевая тетиву.

Ваша задача – определить, при каком угле наклона выстрел получится наиболее эффективным. Изменяя угол соединения плеч и рукояти, можно регулировать силу первоначального натяжения тетивы.

При выстреле, скорость вылета стрелы зависит от скорости прохождения тетивы. Это, в свою очередь, зависит от расстояния, пройденного тетивой, массы стрелы, массы тетивы, силы первоначального натяжения тетивы, и скорости реакции дуг, т.е. того, с какой скоростью дуги принимают первоначальное положение. Сила первоначального натяжения тетивы, и скорость реакции дуг зависят, в свою очередь от материала дуг, и от распределения работы на участках их поверхности.

Выбор материала плеч мы произвели, теперь это константа. Массу стрелы и тетивы оставим, пока, в покое. Что же меняется?

Лук должен растягиваться ровно до подбородка, как я описывал уже ранее. Так что расстояние, проходимое тетивой можно менять только за счет изменения первоначального расстояния от тетивы до тела лука. Это расстояние, а также распределение работы определяются выбором длины плеча, мест крепления тетивы и ее длины и, опять же, углом наклона плеч.

Помните, что работа крыльев лука должна быть мягкой. Нужно выжать из них все возможное, не превысив, при этом, предела прочности. Сам я, не мудрствуя лукаво, плоскости посадочных мест под дуги расположил вертикально. Но к каждому виду лыж следует искать индивидуальный подход.

Наиболее разумным мне представляется определение оптимальных величин упомянутых параметров опытным путем. Для этого потребуется сделать прототип лука, представляющий из себя деревянный брусок требуемой длины, к концам которого струбцинами крепятся плечи. Теперь можно смело экспериментировать меняя угол наклона плеч. Я, правда, этим способом не пользовался, но, к счастью, мне не пришлось о том жалеть.

Итак, берем ножовку по металлу и… (содрогнитесь поклонники лыжного спорта! ) распиливаем лыжи, чтобы получить плечи нужной длины. Лучше сделайте их длиннее, чем предполагаете, – лишнее отрезать легче, чем нарастить недостающее. С выбором мест крепления тетивы, также, осторожность не помешает. (Здесь я несколько отвлекусь, чтобы сказать, что крылья, сделанные из полос текстолита толщиной 7-8 мм, практически не уступают лыжам, и значительно их дешевле. Луки работы Черного Капитана (Самохвалов Алексей) из города Арзамаса, – лучшее тому подтверждение).

Можно, также, вместо бруска использовать доску в палец толщиной, а наклон плеч изменять, подкладывая под них различные клинья. Чем не метод? Собственно, трафарет рукояти можно рисовать, руководствуясь тем же принципом.

Итак, чертим " стержень", попросту говоря, доску, толщиной 1, 5–2 сантиметра. Располагаем на концах " стержня" плечи. А, затем, пририсовываем все эти красивые выпуклости и вогнутости.

Примерно так же Природа творит из девочки девушку. Правда, сходство здесь, – на стадии проекта. Приступая непосредственно к изготовлению, мы удаляем лишнее, тогда как Природа добавляет недостающее. А трафарет мы рисуем, дабы удалить ровно столько, сколько нужно. Природа трафареты не рисует, но ведь и получается у нее не всегда. У вас – получится! Я верю в вас!

Вот трафарет готов. Приступим к отбору материала для воплощения нашего проекта.

Сразу вопрос – какую породу дерева лучше использовать. Да без большой разницы, лишь бы не такую мягкую как осину и не такую пористую как дуб, хотя и дубы разные бывают. Сосна или береза – вполне подходящий и доступный материал. Вопрос второй, – в каком виде материал этот должен быть. Лучше всего – в виде доски, толщиной по ширине крыла, или толще, и достаточно широкой, для того, чтобы можно было разместить на ней трафарет. Заготовка должна быть сухой, хотя и не слишком пересушена.

Если доска недостаточно гладкая, слегка остругайте ее рубанком, чтобы можно было ясно видеть рисунок текстуры. Всмотритесь в него. Я говорил и еще раз повторю: кто не знает теории, – тот слаб. Кто не слаб, – того учить не нужно. Эта доска для него – открытая книга, где все расписано. Книг по обработке древесины – море. В каждой такой книжонке – краткий курс материаловедения и приемов работы инструментами. И пересказывать то, что другие описали сотню раз, я не хочу. Уж лучше в тему, расскажу вам пошлый анекдот.

Приходит Буратино к папе Карло за советом – проблемы в интимной жизни –Мальвина отказывается заниматься с ним любовью, дескать, занозы, блин, больно. Папа Карло репу почесал.

– Вот тебе, – говорит, – мелкая наждачная шкурка. Зачистишь инструмент, и никаких заноз.

Через несколько дней папа Карло встречает сына.

– Как дела, Буратино, Мальвина дает?

– Да на кой мне теперь Мальвина? У меня теперь шкурка есть!

Продолжаем. Для тела лука вы должны выбрать такой участок заготовки, который не содержит пороков, могущих отрицательно повлиять на прочность и внешний вид будущей рукояти. При выборе, особое внимание уделите тому, как идут волокна. Если имеются изгибы волокон, например, вокруг сучков, постарайтесь трафарет разместить так, чтобы изгибы эти повторяли его профиль. Это повысит прочность рукояти.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь