Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вводная часть. Общие идеи и принципы философии истории



Г.И.РУЗАВИН

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

 

Рекомендовано к изданию

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

 

ЮНИТИ

UNITY

Москва Ÿ 2001


УДК 930.1(075.8)

ББК 63.0я73 Р83

 

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. кафедры философии РАН С.И. Гончарук;

д-р филос. наук, проф., зам. председателя Совета учебно-методического объединения вузов России В.А. Никитин

 

Главный редактор издательства И.Д. Эршимши

 

Рузавин Г.И.

Основы философии истории: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 303 с. ISBN 5-238-00238-6.

 

Излагаются основные понятия и принципы философии истории, эволюция ее становления. Материал учебника охватывает три группы проблем, связанные с субъектом исторического процесса, его движущими силами и методами исторического познания.

Особый интерес представляет раскрытие специфики исторического познания: методы установления исторических фактов, способы их объяснения и понимания, анализ причин событий прошлого, случайности и детерминизма в истории.

Для студентов вузов и всех интересующихся вопросами истории и философии.

 

 

ББК 63.0я73

 

 

ISBN 5-238-00238-6

© Г.И. Рузавин, 2001

© 000 " ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИГИ-ДДНА", 2001.

Воспроизведение всей книги или любой ее част

запрещается без письменного разрешения

издательства

Предисловие

Предлагаемый вниманию читателя учебник возник из курса лекций, прочитанных студентам Московского Государственного Социального Университета. Его содержание соответствует программе курса по указанной дисциплине и охватывает изучение основных понятий, принципов и закономерностей исторического процесса.

Изучение философии истории естественно начать с анализа субъекта исторического процесса, который определяет этот процесс. Первая группа рассматриваемых нами проблем охватывает социальные системы и структуры, считающиеся субъектом истории.

Вторая группа проблем, всегда интересовавшая историков, - это движущие силы исторического процесса. Одна из важнейших проблем этой группы касается роли личности в истории. С демократизацией общественной жизни, ростом политического и национального самосознания народов эти проблемы приобретают особую значимость.

Третья группа проблем касается истолкования, и понимания исторического процесса в различные периоды и в разных школах философии истории. Особую актуальность они приобретают сегодня, когда некоторые идеологи делают вывод о «конце истории» для оправдания существующего положения дел в западном мире.

Наконец, четвертая группа проблем относится к исследованию методов и средств познания исторического процесса. Эту часть философии истории обычно называют эпистемологией истории; она изучает структуру исторического знания, ее наиболее общие понятия и принципы, которые непосредственно связаны с объяснением, интерпретацией и пониманием исторического процесса-

Мы начнем знакомство со всеми этими проблемами с подробного обсуждения предмета и метода исследования философии истории, с раскрытия общих понятий и принципов философии истории и, прежде всего, смысла и цели истории.

 


Вводная часть. Общие идеи и принципы философии истории

Глава 1. Предмет философии истории

 

Литература

Основная. (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 1999.

Гобозов И.А. Введение в философию истории, 2 изд. - М., 1999.

Ивин АА. Введение в философию истории., - М., 1997.

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.

 

Первоисточники:

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - Л., 1940.

Краткие выдержки из книги даны в «Философии истории. Антология». - М„ 1994.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории//Философия истории. Антология.

Гердер И. Идеи к истории философии человечества//Философия истории. Антология.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977.

Риккерт Г. философия истории. - СПб., 1908.

Дополнительная.

Бурдон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения'. - М., 1998,

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, //Избранные произведения - М., 1990

Герменевтика и современность. - М., 1985.

Гулька А.В. Гердер И.- М., 1975.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Гл. 25. - М., 1992.

Подумайте и ответьте

 

1. Какой взгляд на историю человечества существовал у античных греков?

2. В чем, заключается натуралистический взгляд на историю?

3. В чем состоит различие и единство естествознания и истории?

4. В чем заключается ограниченность герменевтического взгляда на историю?

5. Что понимают под интерпретацией и как она применяется в истории?

6. Почему гегелевский взгляд на философию истории несостоятелен?

7. В чем ошибочность экономического детерминизма?

8. Назовите основные точки зрения по вопросу о сущности исторического процесса.

9. В чем состоит формационный подход к истории?

10. Что нового вносит в историю, цивилизационный подход к обществу?


Литература

Основная : (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина - М., 1999.

Ивин АА. Введение в философию истории. - М., 1997.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

Первоисточники:

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990.

Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб., 1904.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. Гл. 25. - М., 1992.

Вригт Г. Логико-философские исследования. Гл. IV. - М., 1986.

Риккерт Г. Философия жизни. - Киев, 1998.

Дополнительная:

Зиммель Г. Проблемы философии истории. Этюд о теории познания. - М., 1898.

Дильтей В. Философия в систематическом изложении. - СПб., 1909.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - СПб., 1910.

Риккерт Г. Философия истории. - М., 1908.

Сартр Ж.П. Проблема метода. - М., 1994:

Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. - М., 1991.

Февр Л. Бои за историю. - М., 1991.

Подумайте и ответьте

 

1. Почему несостоятелен позитивистский взгляд на историю?

2. Какое различие проводили неокантианцы между науками о природе и культуре?

3. В чем состоит сущность герменевтического подхода к истории?

4. Охарактеризуйте методологические взгляды Г. Риккерта на историю?

5. Чем отличаются исторические интерпретации от естественнонаучных?

6. Чем руководствуется историк при интерпретации событий и процессов прошлого?

7. Чем отличается современный детерминизм от классического?

8. Какие типы детерминизма применяются в истории?

9. Какие объяснения называются телеологическими и как они используются в истории?

10. В чем проявляется диалектика необходимости и случайности в истории?

11. Какую роль играют статистические законы в истории?


Литература

 

Основная: (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 1999.

Гобозов ИА. Введение в философию истории. - М,, 1999.

Первоисточники:

Бердяев Н.А. Смысл истории..- М., 1997.

Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. II. Гл. 25.

Тойнби А. Повторяется ли история // Цивилизация перед судом истории. - М. СПб., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

Дополнительная:

Риккерт Г. Философия истории. - М., 1908.

Тойнби А. Постижение Истории: Сборник. - М., 1992.

Подумайте и ответьте

 

 

1. В чем заключается циклический взгляд на развитие общества, и где он впервые возник?

2. Как истолковывается смысл истории в религиозных и теологических учениях?

3. В чем заключается прогрессистский взгляд на смысл истории?

4. Раскройте внутреннюю противоречивость идеи всеобщего прогресса?

5. В чем заключается натуралистический взгляд на прогресс и смысл истории?

6. Существует ли закон всеобщего универсального прогресса? Обоснуйте свой ответ.

7. Как истолковывает смысл истории К. Поппер?

8. В чем заключается сущность взглядов А. Тойнби на смысл истории?

9. Как рассматривает смысл и цель истории К. Ясперс?

10. Как соотносятся свобода и необходимость в истории?


Литература

Основная:

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.

Ивин АА. Введение в философию истории. - М., 1990.

Дополнительная:

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. - М., 1988.

Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. - Л., 1934.

Тойнби Л.Д. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

Подумайте и ответьте

1. Что называют субъектом исторического процесса?

2. Что понимают под термином общество в истории?

3. Почему историки изучают наряду с отдельными, конкретными обществами также различные типы обществ (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое)?

4. Как понимается существование различных типов обществ в реальной истории?

5. В каком смысле употребляется термин «всемирная история»?

6. Чем характеризуется переход от дикости к цивилизации?

7. В чем сходство и различие между понятиями общества и государства?

8. Когда происходил процесс образования централизованных государств в Европе и России?

9. Дайте краткую характеристику древнего аграрного общества.

10. Перечислите основные особенности аграрно-промышленного общества.

11. Какую роль сыграла рыночная экономика в становлении индустриального общества?

12. Какие этапы можно выделить в становлении индустриального общества?

13. Чем отличается постиндустриальное общество от индустриального?

14. Перечислите разные типы периодизации истории.

15. Что такое осевое время в периодизации истории К. Ясперса.


Литература

Основная:

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. -М., 1996.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Гумилев Л.Н, Этногенез и биосфера земли. - М., 1993.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу//Полн. собр. соч. Т. 24.

Дополнительная:

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1987.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994.

Козинг А. Нация в истории и современности. - М., 1978.

Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос/ /Соч. Т. 2.

Подумайте и ответьте

 

1. Что собой представляет этнос, и какими характерными особенностями он обладает?

2. Какая связь существует между этносом и биосферой, с одной стороны, и этносом и социальной сферой, с другой?

3. 5. Является ли этнос социально-исторической категорией? Обоснуйте свой ответ.

4. Какие две концепции о природе этноса существуют в отечественной этнографической и исторической литературе?

5. Охарактеризуйте взгляды Л.Н. Гумилева о сущности и генезисе этносов. В чем их достоинства и недостатки?

6. Чем отличается племя от рода? Почему они являются социальными ячейками первобытного общества?

7. Какие факторы способствуют возникновению и разрушению этносов?

8. Какова структура этносов и как она меняется в историческом времени?

9. Когда происходит формирование наций и национальных государств в Западной Европе и других частях мира?

10. Охарактеризуйте основные типы национально-освободительных движений?

11. В чем заключаются особенности национально-освободительных движений после окончания второй мировой войны?


Литература

Основная:

Семенов Ю.И. Загадки Клио: Учебное пособие.- М., 1996.

Первоисточники:

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1995.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - М., 1995.

Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Февр Л. Бои за историю. - М., 1991.

Подумайте и ответьте

 

1. Как определяет культурно-исторический тип Н.Я. Данилевский?

2. Почему Н.Я. Данилевский отождествляет его с цивилизацией? 5. Допускает ли Н.Я. Данилевский связь и преемственность между цивилизациями?

3. Какие основные формы деятельности выделяет Н.Я. Данилевский в функционировании цивилизации?

4. В чем позитивные моменты и недостатки концепции Н.Я. Данилевского?

5. Чем отличается понятие культуры О. Шпенглера от понятия культурно-исторического типа Н.Я. Данилевского?

6. В чем видит О. Шпенглер своеобразие мировых культур?

7. Почему О. Шпенглер отличает понятие культуры от цивилизации?

8. Что служит наименьшей единицей истории у А. Тойнби?

9. В чем состоит разница в понимании цивилизации О. Шпенглером и А. Тойнби?

10. Что служит причиной возникновения цивилизаций у А. Тойнби?

 

 


Литература

Основная:

Гобозов ИА. Введение, в философию истории. - М., 1998.

Семенов Ю.И. Секреты Клио, - М., 1996.

 

Дополнительная:

Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб., 1904.

Тойнби А. Цивилизации перед судом истории. - М., 1995.

 

 

Подумайте и ответьте

 

1. Какие взгляды существуют по вопросу об отношении между событиями и историческим процессом?

2. Как рассматривают исторический процесс эмпирики и позитивисты? 5. В чем заключается системный взгляд на исторический процесс?

3. Как можно использовать категории отдельного и общего для анализа отношения события и исторического процесса?

4. Чем отличается плюралистический подход к историческому процессу от унитаристского?

 


Литература

Основная:

Семенов Ю.И. Секреты Клио. - М„ 1996.

Гобозов И.А. Введение в философию истории.- М., 1998.

Первоисточники:

Вико, 4. Основания новой науки об общей природе наций. - Л.. 1940.

Макиавелли Н. История Флоренции. - Л., 1973.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. 2-е изд.

Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок»//Там же. Т. 19.

Маркс К. Письмо П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. //Там же. Т. 27.

Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1-2. - М. Л., 1948.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке// Маркс К. и

Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. 2-е изд.

 

 

Подумайте и ответьте

1. Как соотносятся между собой события и исторический процесс?

2. Почему совокупность независимых событий не составляет исторический процесс?

3. Какая диалектическая связь существует между отдельными событиями и историческим процессом в целом?

4. В чем заключается системный взгляд на исторический процесс?

5. Какое различие существует между системным взглядом на историю и плюралистическим ее истолкованием?

6. В чем.единство и многообразие исторического процесса?

7. Чем характеризуется циклический взгляд на историю, и когда он возник?

8. В чем коренной недостаток цивилизационного подхода к истории?

9. Какое различие существует между разными формами циклизма?

10. Почему циклический взгляд противоречит идее единства истории?

11. В чем необратимость исторического развития?

12. Как влияют прогресс и регресс на общий характер исторического процесса развития?

13. Охарактеризуйте концепцию Д. Вико о кругообороте истории?

14. Почему взгляды О. Шпенглера и А. Тойнби на эволюцию цивилизаций воскрешают старую идею о круговороте истории?

15. На чем основывается периодизация исторического процесса?

16. В чем состоит основной недостаток традиционного деления истории на древнюю, средневековую и новую?

17. На чем основана классификация истории по цивилизациям?

18. В чем состоит основной недостаток выделения стадий исторического процесса, осуществленного учеными Нового времени?

19. Охарактеризуйте взгляды А. Сен-Симона на исторический процесс.

20. В чем сущность марксистской концепции исторического процесса?

21. Какие интерпретации марксистской схемы смены общественно-экономических формаций выдвигались в отечественной литературе?

22. Какая периодизация развития индустриального и постиндустриального развития появилась в последние годы?


Подумайте и ответьте

 

1. В чем заключается сущность провиденциализма; какова его с современной' теологией?

2. Раскройте объективно - идеалистическую интерпретацию Г. Гегелем.

3. В чем состоит субъективно идеалистическое истолкование прогресса истории? Приведите конкретные примеры.

4. Почему взгляды Т. Карлейля на роль героев в истории ошибочны?

5. В чем ошибочность концепции П.Л. Лаврова о роли критически мыслящих личностей в истории?

6. Как повлияла концепция П.Л. Лаврова на деятельность народов в России?

7. Как решался вопрос о народных массах и выдающихся личностях в истории в разных концепциях философии истории?

 


Литература

Основная:

Гобозов ИА. Введение в философию истории. - М., 1999.

Семенов Ю.И. Загадки Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.

Первоисточники:

Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПБ, 1914.

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения//Антология экономической классики. - М., 1993.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1924, 1995.

Монтескье Ш. О духе законов//Избранные произведения. - М„ 1955.

Подумайте и ответьте

 

1. Что подразумевают под географической средой общества?

2. В чем состоит сущность географического детерминизма?

3. Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье о роли географической среды в развитии общества.

4. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды и ее воздействия на хозяйство?

5. Какую роль отводит Л.И. Мечников природной среде и большим рекам, морям и океанам в становлении цивилизации?

6. Что представляет собой экологический детерминизм?

7. Какое влияние оказывает народонаселение на развитие общества?

8. В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселении?

9. Охарактеризуйте сущность мальтузианства.

10. Как оценивается фактор народонаселения в теориях материалистического понимания истории?


Литература

Основная:

Общественное развитие и научно-техническая революция. - Л., 1982.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ /Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Тоффлер О. Будущее труда // Там же.

Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Философия истории. Антология. - М., 1995.

Дополнительная:

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1973.

Toffler A.P. owershift: Knowledge: Wealth and Violence at the at the Edge of 21 Century. - New York, 1990.

Подумайте и ответьте

 

1. Охарактеризуйте периодизацию истории в зависимости от развития техники производства.

2. Как влияло на развитие техники открытие новых источников энергии?

3. Чем отличается современная научно-техническая революция от прежних революций в технике?

4. В чем особенности возникающего постиндустриального общества?

5. Что такое технологический детерминизм?

6. От чего зависит развитие техники?

7. Какая связь существует между техникой и производительными силами общества?

8. Какое влияние оказывает наука на развитие техники в современном обществе?


Экономический детерминизм

Сторонники концепции экономического детерминизма хорошо осознают, что техника и производительные силы общества в целом, не могут развиваться в отрыве от экономических, или производственных отношений, складывающихся в данном обществе. Поэтому в качестве определяющей силы исторического развития они выделяют экономический фактор. По их мнению, именно в зависимости от экономических отношений формируются не только политические, правовые, нравственные и другие, идеи и учреждения общества, но и характер его науки и искусства. Как уже отмечалось в 1 главе, в экономическом детерминизме нередко упрекали К. Маркса. Однако эти упреки относятся не столько к нему самому, сколько к его последователям и особенно к комментаторам. Не избежал этого и талантливый пропагандист учения К. Маркса Поль Лафарг (1842-1911), которому принадлежит известная работа «Экономический детерминизм Карла Маркса», где он пытается доказать зависимость самых отвлеченных идей и понятий от общественных, классовых отношений.

«Экономический детерминизм, - пишет П. Лафарг, - есть новое орудие, предоставленное Марксом в распоряжение социалистов для установления некоторого порядка в беспорядке исторических фактов, которые историки и философы неспособны были классифицировать и объяснить»[118].

Действительно, выделив экономические отношения в качестве определяющих отношений в обществе, марксизм установил повторяемость в истории, а тем самым и закономерный характер ее развития. Опираясь на это, П. Лафарг смог показать, что такие понятия, как социальный прогресс, справедливость, свобода и другие имеют исторический характер и возникают на основе социально-экономических условий, складывающихся в данном обществе. Однако он не учитывал относительной самостоятельности развития теоретического мышления, и поэтому даже возникновение абстрактных математических понятий и аксиом пытался объяснить с помощью «фактов, взятых из опыта»; во всяком случае, он не делал никакого различия между социально-историческими понятиями и понятиями таких абстрактных наук, как математика.

«Понятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и. т.д., как и аксиомы математики, - указывал он, - не существуют сами по себе и вне опыта. Они не предшествуют опыту, а следуют за ним»[119]. Но неевклидовы геометрии, на которые он ссылался для обоснования исторического взгляда на развитие геометрического знания, как раз предшествовали опыту, а не следовали ему. На самом деле, творцы неевклидовых геометрий (Н.И. Лобачевский, Я. Бойаи, К. Гаусс и Б. Риман) к своим новым идеям пришли не с помощью опыта, а чисто логически. Они заменили аксиому о параллельных линиях в геометрии Евклида противоположной аксиомой и вывели из вновь полученной системы аксиом все логические следствия. Эти следствия оказались настолько несоответствующими традиционным геометрическим представлениям, что Н.И. Лобачевский из осторожности в первое время назвал свою геометрию воображаемой. Только столетие спустя неевклидовы геометрии, нашли применение в общей теории относительности и космологии, которые исследуют свойства физического пространства и материи во Вселенной. Этот пример ясно показывает, насколько несостоятельны попытки объяснения происхождения абстрактных идей из эмпирического опыта, а тем более из экономической структуры общества.

Бесспорно, П. Лафарг отнюдь не пытался выводить философские взгляды и научные теории непосредственно из экономики, хотя такие попытки иногда и предпринимались. Так поступил, например В.М. Шулятиков в своей книге «Оправдание капитализма в западноевропейской философии»[120]. Однако, увлекшись критикой идеализма в истории и социологии, П. Лафарг в ряде случаев делает уступки экономическому детерминизму.

Тот факт, что экономика играет, если не определяющую, но важную роль в развитии общества, признавали и многие историки, весьма далекие от марксизма. Сама логика исследования исторического материала подводила их к таким выводам, хотя они не могли правильно объяснить, как именно экономический базис влияет на идеологическую надстройку общества. В связи с этим нелишне отметить, что экономический детерминизм появился до возникновения марксизма и некоторые представления о нем можно встретить в сочинениях ряда экономистов XIX в. Наиболее отчетливую формулировку его сущности мы находим в трудах английского экономиста Ричарда Джонса (1790-1855), который подчеркивал, что основу любого общества.составляет способ производства и распределения общественного богатства, образующий его экономическую структуру или организацию. Именно эта организация, по его мнению, определяет все остальные связи и отношения людей, живущих в данном обществе. «Изменения в экономической организации общества, ~ писал он, - сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье на родов» [121] (курсив наш - Г. Р.).

Приведенная цитата свидетельствует, что для Р. Джонса экономическая организация общества определяет не только его политическую, правовую и социальную структуру, но и все конкретные особенности существования и поведения живущих в нем людей.

На протяжении почти двух столетий идеи господства экономики в обществе оказывают все более негативное воздействие на умы и дела многих людей. Стали говорить даже о появлении своеобразного типа человека, обозначаемого термином homo economicus, который не интересуется ничем, кроме прибыли и денег. Именно в а этом он видит свой успех и смысл жизни, именно с точки зрения умения «делать деньги» подходит он к самой оценке прогресса в обществе. Подобное отношение к жизни усиленно навязывается современными идеологами экономического детерминизма, которые единственным регулятором хозяйственной жизни считают рынок, а государству отводят роль ночного сторожа, призванного обеспечить условия для свободной конкуренции[122].

Ошибка экономического детерминизма заключается не в том, что он выдвигает экономический фактор в качестве определяющего в развитии общества, а в том, что пытается объяснить все явления и процессы не только материальной, но и духовной жизни, развития науки и культуры исключительно экономическими факторами и практикой, т.е. экономический фактор выдвигается здесь не в качестве существенного, а единственного, определяющего - развитие общества, его идеологию и другие формы сознания.

Литература

Учебные пособия:

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.

Гобозов НА. Введение в философию истории. - М., 1999.

 

Первоисточники:

Джонс Р. Экономические сочинения. - Л., 1937.

Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса// Сочинения. Т. 3. - М.-Л., 1931.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие// Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке//Там же. Т. 19.

Энгельс Ф. Анти - Дюринг//Там же. Т. 20.

Подумайте и ответьте

 

1. Что такое экономический детерминизм?

2. Чем экономический детерминизм отличается от марксистского взгляда на развитие общества?

3. Охарактеризуйте понятие экономической структуры Р. Джонса.

4. Какое различие существует между экономической структурой Р. Джонса и экономическим базисом К. Маркса?

5. Рассмотрите структуру понятия общественно-экономической формации.

6. Как элементы входят в состав производительных сил?

7. Чем отличаются производственные отношения от отношений в организации технологического процесса?

8. Какие идеи и учреждения принадлежат к идеологической надстройке?

9. Какие идеи и учреждения не относятся к идеологической надстройке и почему?

10. Чем отличаются общественные законы от законов природы?

 


Литература

 

Учебная:

Гобозов ИА. Введение в философию истории. - М., 1999.

Первоисточники:

Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.

Маркс К. Сочинения. Т. 12//Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.. 2 изд.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

Подумайте и ответьте

 

1. Когда и как возникла идея прогресса в философии истории?

2. В чем заключалась идея прогресса в философии Просвещения?

3. Как рассматривается прогресс в философии Г. Гегеля?

4. В чем состоит различие между прогрессом и эволюцией?

5. Почему прогресс и регресс - взаимодополняющие понятия?

6. Почему ошибочно представление о конечной цели прогресса?

7. В чем выражается относительный характер прогресса?

8. Существует ли общий критерий прогресса? Обоснуйте свой ответ.

 


Литература

Основная:

Философия и методология науки - М., 1996.

Теория предвидения и принятия решений - М., 1977.

Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность - М., 1975.

Дополнительная:

Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное предвидение - М., 1984.

Гемпелъ К. Логика объяснения - М., 1998.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография - М., 1980.

Подумайте и ответьте

 

1. Назовите особенности традиционного подхода к истории.

2. Почему традиционный подход характеризуют как подход догматический?

3. В чем состоит главная особенность современного подхода к истории?

4. Как сочетаются в современном подходе общие принципы и специфические особенности исторического исследования?

5. Охарактеризуйте специфику исторического исследования?

6. Какую роль в историческом исследовании играет интуиция, воображение и логика?

7. Как осуществляется поиск истины в историческом познании?

8. В чем деятельность историка сходна с действиями детектива, и чем она отличается от него?

9. Почему история не может быть основана на памяти?

10. Какую роль играют дедукция и индукция в историческом познании?

 

 


Литература

Основам:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография - М., 1980.

Никифоров Л-Л. Научный факт и научная теория//Творческая природа научного познания - М., 1984.

Дополнительная:

Мерзон Л.С. Проблемы научного факта - Л., 1972.

Can H.C. What is history? - London, 1962.

 

 

Подумайте и ответьте

 

1. Какие точки зрения 'существуют по вопросу о сущности исторического факта?

2. Чем отличаются факты/истории от фактов естествознания?

3. Почему факты не могут служить исходным пунктом исторического исследования?

4. Почему в исторической науке XIX века господствовал культ фактов?

5. Какая связь существует между культом фактов и позитивизмом?

6. По каким направлениям велась критика позитивизма в истории?

7. Какую позицию в исторической науке защищали неокантианцы?

8. В чем достоинства и недостатки герменевтического подхода В. Дильтея к истории?

9. Что нового внес в понимание факта и истории в целом Б. Кроче?

10. Какое развитие идеи В. Кроче получили у Р. Коллингвуда?

 


Литература

 

Основная:

Маркс К. Письмо Кугельману // Сочинения. Т. 33.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю //Избранные философские произведения. Т 1. - М., 1956.

 

Дополнительная:

Коллингвуд Р.Д. - Идея истории. Автобиография. - М., 1980.

Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.

Паскаль Б. Мысли// Всемирная литература. Т. 42.

Carr E.H. What is history. - London, 1962.

 

 

Подумайте и ответьте

 

1. В чем состоят особенности причинных связей в истории?

2. Как можно установить связь между историческими событиями?

3. Какой характер имеет связь причины с действием?

4. Когда и где впервые зародились идеи порядка и причины?

5. В чем состоит относительность причинных связей событий?

6. Можно ли говорить о существовании сложной или составной причины?

7. Перечислите основные определения случайности

8. Чем отличается случайность от причинности?

9. Какая связь существует между случайностью и необходимостью?

10. В чем заключается иерархия причинных связей?

 

 


Литература

Основная:

Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1982.

Современный детерминизм и наука. Т. 1. - Новосибирск, 1975.

Дополнительная:

Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм.- М.Л., 1933.

Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. - М., 1986.

Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. - М., 1908.

Пригожин И„ Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1983.

Подумайте и ответьте

 

1. Приведите основные определения детерминизма

2. На чем основываются определения детерминизма?

3. Какой детерминизм называют классическим или лапласовским?

4. Какая связь существует между таким детерминизмом и фатализмом?

5. Перечислите основные виды фатализма

6. Как фатализм решает вопрос о свободе воли?

7. Чем отличается современный детерминизм от классического?

8. Как детерминизм решает вопрос о свободе воли?

9. Чем отличаются социальные законы от законов природы?

10. Дайте характеристику историческому детерминизму.

 


Литература

 

Основная:

Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.

Первоисточники:

Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. - М., 1986.

Гемпель К. Логика объяснения. - М., 1997.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

 

 

Подумайте и ответьте

 

1. В чем заключается сущность исторического объяснения?

2. Какие объяснения называют каузальными, или причинными?

3. Какую логическую структуру имеют каузальные (причинные) объяснения?

4. В чем состоят особенности дедуктивно-номологического объяснения историй?

5. Что называют экспланансом и экспланандумом исторического объяснения?

6. Какие законы включаются в эксплананс объяснения?

7. Как относятся позитивисты и антипозитивисты к историческим законам?

8. В чем состоят особенности комплексного объяснения в истории?

9. Почему вероятностно-статистические объяснения не считаются окончательными?

10. С каких позиций критиковал позитивистские объяснения Р. Коллингвуд?

 


Литература

Основная:

Герменевтика. История и современность. – М., 1985.

Иванов Г.М.. Коршунова А.М„ Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. - М., 1981.

Первоисточники:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. - М., 1986.

Тадамер Г.Г. Истина и метод. - М., 1991.

Дильтей В. Описательная психология. - М., 1924.

Дильтей В. Описательная психология. - М., 1924. - С. 12.

Подумайте и ответьте

 

1. Что называют интерпретацией?

2. Почему интерпретация не сводится только к усвоению смысла текста?


Поделиться:



Популярное:

  1. II.3.3. Исследования по истории мирового кино
  2. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  3. III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм
  4. XVII ВЕК - НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ
  5. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы
  6. XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам
  7. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  8. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.251 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь