Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Для неподготовленного читателя.
(ролевикам пропустить)
Здравствуйте папы, мамы, дяди, тети, мальчишки и девчонки далекие от Ролевых Игр. Признаюсь, я удивлен, что эта книга попала к вам в руки. Что вас заинтересовало? Название? Это да, придумать красивое, а, главное, многозначительное название – значит, сделать первый шаг в сторону успеха. А может вы нашли ее в комнате вашего чада (брата, сестры, друга) и вам все же стало интересно, чем же оно (он, она) увлекается? Или же она попалась вам на глаза во время ваших скитаний по Internet'у? Не важно. Я рад встрече с вами. Вы просто не поверите, как счастлив я увидеть хоть одно нормальное лицо, не обезображенное клеймом " человек играющий". Я, конечно, шучу, но сами понимаете, любой бумагомаратель, чтобы он там не говорил, мечтает о широкой известности, как безвестный приходской священник в тайной гордыне своей мечтает о славе великого проповедника. Жаль только, что книга эта предназначена для довольно узкого круга читателей, к которому вы, увы, не относитесь. Просто по определению. О, нет! Я не гоню вас, просто хочу предупредить, что интересы у нас различны. Но этот факт, безусловно, еще не делает нас чужаками. У каждого человека есть своя отдушина. У каждого – свое увлечение. Или несколько. И увлечения это самые разные. Одни занимаются боксом и ходят в тренажерный зал, а другие – пьют водку и курят траву. Кто-то коллекционирует марки, монеты, значки, спичечные коробки и т.п. хлам, а кто-то смертельные вирусы в пробирках. Многие ходят на футбол и выступления музыкальных групп, посещают театры, кино и музеи, но есть и те, кому больше по вкусу черные мессы. Некоторые, просто так, удовольствия ради, рядятся в костюм клоуна и, выйдя на улицу, веселят народ. А кто-то, наоборот, испытывает радость, причиняя страдания ближнему. И список этот можно длить и длить. Причем люди, имеющие какое-то увлечение, зачастую, отдаются ему столь самозабвенно, словно у них в запасе вечность. Я сам сменил увлечений добрую дюжину. Нет-нет! Никаких наркотиков, черных месс и прочих ужасов. Но что осталось со мной, так это стрельба из лука и ролевые игры. Мне нравится играть и нравится стрелять. Но о луке – чуть позже, ибо не о том сейчас речь. Что такое ролевая игра? Если отбросить всякую возвышенную чепуху, это возможность отдохнуть с друзьями на свежем воздухе, посидеть у костра, побренчать на гитаре, выпить, как водиться, подурачиться, представить себя на время жителем другой эпохи (героем фильма или книги, что определяется темой игры). Любители экстремала могут, соблюдая определенные правила, померяться силой в поединках или командных сражениях, без особого риска получить серьезную травму. Иначе говоря, ролевая игра – это помесь пикника, любительского театра и старой доброй " Зарницы". О, вот начались нападки. Нет, не с вашей стороны, со стороны игроков. Клеймят и анафеме придают. Друзья мои! Если б вы могли объяснить нормальным людям простые вещи доступным языком, а не нагромождали баррикады слов и лабиринты понятий, если бы не кричали о своей избранности и элитности, нас, ролевиков, быть может, не считали бы всех поголовно толкиенистами, а всех толкиенистов – душевнобольными членами религиозной секты. Ну да бог с ними. Собственно, то, о чем я сейчас рассказал – лишь часть ролевого движения, так называемые полевые ролевые игры. И, честно говоря, я в сомнениях – стоит ли вам забивать голову разговорами о том, что темой нашей беседы не является. Хотя, с другой стороны, " видел я кота без улыбки, но чтобы улыбку без кота…" Так вот. Ролевое движение включает в себя несколько направлений. Я не беру на себя смелость привести здесь полную классификацию, упомяну лишь о том, что сразу приходит мне на ум. Это и компьютерные ролевухи, и настольные D& D, и словески, а также городские и полевые ролевые игры на фантастические, фэнтэзийные, исторические и техногенные темы. К ролевому движению можно отнести и реконструкторов, большинство из которых воссоздают не только одежду, оружие и доспехи, но и быт, и обряды дней давно минувших. Как у нас, так и за границей вырастают даже целые реконструкторские поселения. Есть еще любители исторического фехтования или попросту любители подраться на стальном оружии. Последние, чаще всего, происходят из полевых игроков и реконструкторов. К слову сказать, при серьезном отношении к экипировке, десять боев на железе безопаснее единственного боксерского поединка. Говорю это, по собственному опыту. Поэтому, если ваше чадо решило попробовать себя на этом поприще, не спешите биться в истерике или падать в обморок. Проконтролируйте лучше, надежность его снаряжения. Кстати, в последнее время, бои на тяжелом клинковом оружии – историческое фехтование – еще молодой, но быстро развивающийся вид спорта. Четкие границы между группами, представляющими названные направления, отсутствуют, иначе говоря, человек может увлекаться хоть всем сразу, хотя, и в этом случае, предпочтение отдается, как правило, чему-либо одному. И все же люди стремятся выделить себя из прочих групп, навешивая бирки себе и другим. Поэтому принято говорить – это реконструкторы, это железники, это ролевики. Причем деление может продолжаться и продолжаться, в результате чего гине…, простите, генеалогическое дерево получается довольно-таки развесистым. Но я не стану растекаться мыслью по этому древу, а скажу лишь, что практически в каждой группе и подгруппе можно встретить людей с отклонениями в психике. Они охотно идут на контакт со средствами массовой информации, пытаясь донести до обывателя свою правду жизни, рассказать о своей избранности и элитности. Журналисты их столь же охотно демонстрируют. Но вот беда, как правило, такие люди представляют собой очень мало и смотрятся довольно убого. В результате чего обыватель, совершенно спокойно воспринимающий взрослых мужиков в камуфляже, самозабвенно пуляющих друг в друга шариками с краской, воспринимает людей в кольчугах и с мечами в руках как инфантильных дегенератов, которым нечем заняться. А ведь все так просто – активный отдых, романтика, экзотика. Ну да, скажете вы, экзотика, схлопотать палкой по голове! Согласен. Можно. Схлопотать. Палкой. По голове. По дурной. Легко. Столь же легко, как попасть под машину в свой обычный день, отправляясь на работу. Судите сами, если человек действительно клинический дебил и всегда переходит дорогу на красный сигнал светофора, кто виноват, если его таки задавят? Так и на играх. Есть определенные правила, гарантирующие достаточную степень безопасности тем, кто их соблюдает. Есть еще и элементарный здравый смысл. Лезешь в драку, – надень каску. Нет каски, – не лезь в драку или обижайся, прежде всего, на себя самого. Специально бить в голову никто не будет, но ведь бывает же, прилетает. И вот тут уместно будет поговорить о полевой игре. Нет, нет! Я не стану вас загружать вещами от вас далекими и малопонятными. Расскажу я о том, что не может не волновать сердце родительское. А сердце родительское об том болит, чтобы чадушко, ежели и подпало под влияние страшных зверей-ролевиков, вернулось бы домой живое и не покалеченное. Ну, самое главное. Если вы подумали, что Игра, это когда кучка придурков, движимая каким-то неведомым сезонным инстинктом, сбивается в стаи и молотит, почем зря, друг друга по голове деревянными палками, то вы ошиблись. Страшно не хочется вас разочаровывать, но это не так. Игра – явление планируемое. Подготовка к ней начинается обычно за 6-10 месяцев на базе какого-либо клуба. Выбирается тема. Мастерская группа разрабатывает проект, правила, рассылает приглашения и принимает заявки команд и отдельных игроков. Причем обычно правила пишутся с тем расчетом, чтобы в Игре нашлось место, как тем, кто жаждет воинской славы и подвигов, так и для людей сугубо гражданских и мирных. Ищется полигон, то есть местность, на которой и будет походить Игра. Полигон тщательно изучается на предмет максимальной безопасности. Участки, могущие представлять реальную угрозу жизни и здоровью игроков (если таковые находятся) четко помечаются или ограждаются. Планируется расстановка команд, их обеспечение продовольствием и медикаментами, эвакуация серьезно заболевших или травмированных. Рассчитываются материальные затраты. Собираются взносы и ищутся спонсоры. И много еще всего. И, разумеется, мастерам совершенно ни к чему, чтобы на Игре, которую они делают и за которую они отвечают, кому-то проломили череп. Поэтому в правилах четко прописываются виды оружия, требования к их безопасности, внешнему виду и весу. Оружие, что естественно, не настоящее. Конечно, это не мечи из латекса, которые как-то раз привозили к нам в клуб наши норвежские соседи и которыми нереально не то что травмировать, но даже поставить синяк. Подобным оружием впору драться не взрослым людям, а малолетним школьницам. А людей, которые ездят на наши игры бойцами, трудно упрекнуть в изнеженности. Поэтому скажу честно, – бывает больно. Только травм, серьезных травм, я могу припомнить очень и очень мало. Мелких травм больше, хотя и их количество не велико. И, как правило, в большинстве случаев виноваты сами потерпевшие. Мне, к примеру, сломали как-то мизинец на руке. Кто виноват? Правильно. Я сам. После этого я сделал войлочный " стакан" на гарду и мне сразу перестали отбивать пальцы. Помяли ребра – сделал кольчугу и войлочный подкольчужник. Приложили по уху, – обзавелся шлемом. И, каждый раз удивлялся, – почему я это сразу не сделал? Задним умом, как говорится… Кроме того, существуют правила, явно и косвенно поддерживающие безопасность игроков на должном уровне. Вот пример явного правила. Поражаемая зона – туловище, исключая пах; руки до кистей, исключая кисти; и ноги сверху до колен, исключая колени. Запрещены преднамеренные удары в непоражаемую зону. Попадание в голову или пах – " смерть" для попавшего. (Либо, как вариант – минусуются хиты.) Замеченных в преднамеренном нанесении ударов в непоражаемую зону, особенно когда это привело к травме, тоже наказывают, вплоть до удаления с полигона. Но на безопасность влияют и косвенные факторы. Пример – хитовая система. Попросту говоря, система, определяющая сколько раз тебя нужно стукнуть в поражаемую зону, чтобы ты считался мертвым. Если, скажем, нет у тебя никакого бронежилета, стукнули тебя раз, – ты и сложился. И никто тебя больше бить не будет. Получается, что чем меньше ты защищен, тем меньше тебя будут бить. Поэтому особенно волноваться за свою безопасность не следует. Конечно, если ты придерживаешься правил и " умираешь" когда тебя " убивают". Но если ты решил изобразить из себя Дункана МакЛауда, не обижайся, если игроки, обозленные твоей неубиваемостью, поступят с тобой как с истинным Горцем и отрубят-таки тебе голову. (Шутка). Если ты человек по Игре сугубо мирный и ведешь себя соответственно, то " производственные" травмы просто исключены. И последнее, для особо умных, тех, кто находит странное удовольствие в том, чтобы калечить ближнего своего. В правилах большинства Игр сказано: " Оружие может быть опробовано перед Игрой на его владельце". Комментарии, как говорится, излишни. Есть еще такой фактор, как мастерский контроль за Игрой. За ее ходом, а также за ходом крупных боевых действий всегда наблюдают мастера (или полумастера – действующие игроки, исполняющие функции мастера). Помимо контроля за соблюдением правил, их задача – выявление источника потенциальной опасности (пьяный боец, человек с повышенной агрессивностью или просто временно неадекватный мен) и выводить его из Игры, до тех пор, пока опасность сохраняется. Быть может, поэтому мне не приходилось видеть на играх ни одного случая мордобоя. Хотя дело здесь, скорее, в другом. Просто абсолютное большинство бойцов – люди культурные, но, в общем-то, неслабые и решительные. И отморозкам, ежели таковые проявляются, культурно объясняют, что они неправы. И ведь понимают, что характерно. Можно много чего еще рассказывать и объяснять. Но главное я уже сказал. Мы такие же люди, как и вы. По жизни нас волнуют те же проблемы. Мы также ходим на работу, учимся, влюбляемся, создаем семьи и рожаем детей. Также любим и также ненавидим. Ходим на выборы. Платим налоги и уклоняемся от них. Любим материальные блага и комфорт, и если отрываемся от них на неделю-две, то, возвращаясь, ценим их еще больше. Так что вот. Не так все и страшно. А теперь можете попрощаться со мной, потому что дальнейшее предназначено даже не столько для игроков, а для игроков-лучников.
Эй, лучники! Братья и сестры! Мы – соль Игры. Если не мы, то кто сделает ее соленою? Мы – элита! Мы – избранный народ! Все остальные игроки – пыль у наших ног! Никаких переговоров с противником! Пленных не брать! Сам погибай, а раненых добивай! Доспехи – для трусов. Лучше смерть, чем промах. Последнюю стрелу в висок!
Стоп! Эээээ… О чем это я? Вот черт! Опять все испортил. А ведь так умело притворялся.
Книга 1
Кузница победы.
Предисловие к 1-му изданию - …Это лучший выстрел, какой я видел в жизни! - Худший выстрел, – я целился в лошадь. Фильм “Великолепная Семерка”
Начиная разговор, сразу оговорюсь, что не ставлю своей задачей создание пособия для начинающих игроков-лучников, отвечающего на все их многочисленные вопросы. Я хочу лишь поделиться тем немногим знанием и опытом, которые у меня накопились за пять лет моей карьеры стрелка из лука. Этим я желаю подать пример тем, кто, обладая опытом, быть может, значительно превосходящим мой, старательно прячет свои секреты, обрекая потенциальных конкурентов на ошибки. А к чему приводит неопытность лучника, все мы знаем. Лично меня бросает в дрожь, когда я вижу, напротив себя, ошалевшего от страха паренька, с луком, сделанным из двух деревянных лыж и кривыми, с мятым оперением стрелами. Тайна траектории полета стрелы гарантирована. Гораздо спокойнее, когда тебе противостоит профессионал с хорошими стрелами и сильным луком. Согласитесь, лучше потерять хиты и даже заработать синяк (если нет доспеха), чем получить стрелу в лицо. Безусловно, правы те, кто скажет, что и хороший лучник может случайно зарядить в глаз. Может, не спорю. Однако, и это подтверждается статистикой и моим личным наблюдением, подавляющее число подобных травм, причиняются ”чайниками”. Я сам четыре года тому назад контузил глаз своему товарищу. Но тогда лук и стрелы у меня были значительно хуже, и парень поймал стрелу, пытаясь увернуться от нее. Останься он на месте, или лети стрела быстрее, все обошлось бы. Поэтому давайте делиться информацией, а не создавать себе дешевый авторитет, делая значительные лица и разглагольствуя о цеховых тайнах. Сам я, Серегэдэль Куталион, без ложной скромности заявляю о себе, как о лучнике-профессионале среди игроков. Конечно, любой спортсмен-лучник заткнет меня за пояс, тут и спорить нечего, ведь для спортивного лука выстрел на 90 метров в мишень с прицеливанием от подбородка – необходимое требование. При этом стрела идет по низкой траектории, т.е. по траектории, близкой к прямой линии. На такой выстрел мой лук не способен, хоть он тресни. Совсем недавно мне рассказали, что в Москве и Питере достаточно много настоящих сильных луков, сделанных на заказ по образцу исторических. Что на турнирах ближний рубеж стрельбы – 50 метров, причем не редкость, когда лучник из пяти стрел укладывает пять в десятку – десятисантиметровый кружок. На сколько это соответствует истине, я не знаю. Для меня это недостижимо, по крайней мере, с нынешним луком. Но, чтобы ни говорили, – столицы есть столицы. Про другие города таких страстей мне слышать не приходилось. Чтобы вы сразу могли решить, стоит ли читать дальше, я, в двух словах, расскажу о собственных успехах. На август 99 моя максимальная скорострельность – 21-23 стрелы в минуту с обычной для моего лука силой и удовлетворительной точностью на дистанции строевого боя (до 10 метров). Максимальная боевая скорострельность – 15 стрел в минуту. Разумеется, при самых благоприятных условиях. Средняя боевая скорострельность – 10 стрел в минуту. Как правило, я стараюсь не стрелять по людям с расстояния свыше 20 метров, хотя мне приходилось стрелять (и попадать) в цель и с 30 и 40 метров. Наиболее эффективная стрельба – от 10 метров и ближе, когда противнику трудно увернуться от стрелы, даже если он видит, что я стреляю. Но, довольно саморекламы. Итак, те, кто еще со мной, поехали. Предметом нашего внимания станет, конечно же, лук. А в частности – лук игровой. Предисловие ко 2-му изданию. I had a part in everything… Morgoth (Blind Guardian'98 - Nightfall In Middle-Earth)
Случалось ли вам, перечитывая свои старые письма или дневники, а то и просто оглядываясь на недавнее прошлое, понимать, что тот, прошлый " вы" наивен и глуп? Случалось? Но означает ли это, что вы стали умным и опытным? Уверен, что даже если вы сейчас ответили да, спустя несколько месяцев вы уже будете смеяться над собой нынешним. Проводя периодически такой вот анализ, неизбежно приходишь к осознанию того, что ум и опыт понятия относительные. Вот так и теперь, вновь перечтя свою книгу, я вижу в ней массу недостатков, исправлять которые я не имею сейчас ни времени, ни желания и предпочитаю предоставить это занятие тем, кто умнее и опытнее, либо почитает себя таковым. Многие люди читали " Кузницу победы". Мнения были разные. Кто-то в восторге, кого-то она раздражает. Кто-то считает книгу чересчур занудной и непонятной, кто-то наоборот, излишне легкомысленной и перенасыщенной дешевыми приколами. Кто-то не нашел в ней ничего нового, для кого-то она явилась откровением и руководством к действию. Одного моего знакомого она просто бесит. Он боится, что теперь вся страна будет смеяться над Мурманском, потому как, дескать, луки там из лыж делают. Справедливое замечание. Да вот беда, не делают в Мурманске других луков. Была правда текстолитовая модель, да как-то не прижилась. Поэтому хорошо, если смеяться будут. И чем больше смеяться будут, тем лучше – глядишь, и у нас мастера вроде Вадима из Москвы появятся. А лучников, таких, чтоб более-менее, у нас в городе можно по пальцам одной руки счесть. Так что смейся страна, смейся. Другой чел говорит, что эта книга – лучшее, из написанного по теме игровых луков и лучников. Сами понимаете, что оспаривать это утверждение мне совсем не хочется. Посыпать голову пеплом – не мой стиль. Позитивная критика – это приятно. Но, тем не менее, если вам вдруг попадется нечто, на ваш просвещенный взгляд лучшее, сообщите мне. Если окажется, что вы были правы и первым сообщили мне о находке, обещаю при встрече упоить вусмерть. А пока я предоставляю вниманию читателей второе издание своей книги, исправленное и дополненное. Кажется, так это принято писать в подобных случаях. С той поры, как первое издание было запущено в FIDO прошло уже более двух лет. За это время много чего происходило. Так, вторая часть книги «Лук и Игра», заявленная ранее на май 2000 года, в срок написана не была, более того, пишется до сих пор. Причиной того является, в первую голову, моя лень, которая родилась, как известно, раньше меня. Тем не менее, жизнь не стояла на месте. Были новые Игры, интересные встречи, полезная информация и новый (увы, в том числе и печальный) опыт. Менялись и мои взгляды, как на отдельные аспекты, так и на всю проблему в целом. Менялась и книга. То здесь, то там, вносились исправления в первую часть, по большей части, незначительные. Медленно и со скрипом писалась вторая часть, посвященная обучению технике игровой стрельбы. В том, что такая книга нужна, сомнений у меня не возникало. В конце концов, если убрать (или переписать) главу, посвященную изготовлению лука, смеяться, в общем-то, не над чем. Если предположить, что вообще было над чем смеяться. Действие лучше бездействия. А любой путь начинается с первого шага. Как я уже и писал в предисловии к первому изданию, " Кузница победы" – не пособие для начинающих. Это скорее мой собственный автопортрет с неизбежной долей хвастовства и самолюбования. Увы, не смотря на смирение, диктуемое разумом, сердце мое готово достать до небес. Первая часть – отражение моего опыта. Попытка заинтересовать и привлечь. Вторая часть – тоже опыт. Но это уже пособие. Это для моих учеников. Для тех, кто не просто прочитал первую часть, но и сделал первый шаг, в надежде стать первым. Если эта книга поможет им осуществить свои устремления, я буду счастлив, зная, что часть их успеха принадлежит мне. (I had a part in everything…) Если вы захотите высказать свое мнение или замечания о книге, я с удовольствием (эй, только без матов) выслушаю их. Критика, в особенности конструктивная, очень для меня важна. Я заранее благодарен за любые интересные материалы и рассказы обо всем, что связано с луком игровым или луком вообще. Если кто захочет поделиться своими успехами или опытом, – это вдвойне здорово. Я не обещаю ответить на каждое письмо, но буду стараться по мере сил. За сим остаюсь искренне ваш, Серегэдэль Куталион (Сергей Моховиков, Leopold Gray) bow_and_play@mail.ru
183053 г. Мурманск, ул. Шабалина, д.59, кв.12 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы