Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.
Вопросы лекции. 1. Природа и население региона. Источники и историография. 2. Элам и Мидия 3. Персидское царство в VI веке до н.э. 4. Упадок и гибель Персидской державы.
I. Природа и население. Источники и историография Природа. К востоку от Месопотамии лежит обширное Иранское нагорье, простирающееся до устья реки Инд. Центральную часть его занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбурса. К нему примыкают Хорасанские горы. С запада и юго-востока нагорье ограждают хребет Загрос и Южно-Иранские горы. В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках рос дикий ячмень. Здесь до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Иранского нагорья земледелие требует искусственного орошения. Для этого используются все водные ресурсы - небольшие речки, сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана – современный Хузистан. Сухой субтропический климат и плодородная почва дают здесь возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых, кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра. В этом районе возникло древнейшее государство Иранского нагорья - Элам. Население региона В древнейшие времена на территории Ирана жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках, сведения о которых очень скудны, за исключением эламского. Эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидам. Позднее в этот регион проникают народы индоевропейской языковой группы. Они именовали себя ариями («благородными»). Отсюда название Иран - сокращенная форма от Арианам - «страна ариев». Вопрос о прародине индоевропейской общности народов остается спорным. Начало распада её относят к IV тысячелетию до н.э. Индоевропейские племена стали двигаться на юг - в Малую Азию (хетты, лувийцы), на Балканский полуостров (древние греки, фракийцы). Позже началось перемещение племен на запад - в Италию (италики), в западные области Европы (кельты, германцы), а также в леса Прибалтики (литовцы, латыши), к Дунаю (славяне). Племена индоиранской языковой группы утвердились также на Иранском нагорье, в Средней Азии и Индии. Источники по истории Древнего Ирана Отдельные периоды истории народов и государств Иранского нагорья хорошо освещены письменными источниками. Древнейшие из них относятся к Эламу с III по I тысячелетие до н. э. Это - царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках. Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы. К ним относятся хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является Бехистунская напись. Надписи персидского царя Дария I (522-486 гг. до н. э.) расположены в скалах Накш-и-Рустама, в нескольких километрах к северу от древней столицы Персии - Персеполя. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I с текстами на древнеперсидском, эламском, аккадском, египетском языках. Ценные сведения об иранских племенах на границах Передней Азии содержатся в ассирийских надписях IX-VII в. до н. э. Вавилонская историческая хроника (« Хроника Набонида – Кира» ) повествует о захвате Месопотамии персами. Об этом же событии рассказывает и « Цилиндр Кира II », составленный на аккадском языке. Кир Великий повелел выбить на нем клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных клинописных документов персидского времени. В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так называемая « Антидэвовская надпись »). Персидские клинописные надписи обнаружены и за пределами Ирана. Например, в Египте нашли три стелы Дария I с надписью на древнеперсидском, эламском, аккадском и египетских языках. Они сообщают о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем,. В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке из персидского царского архива. Они сообщают о транспортировке продуктов, взимании налогов, выдаче пищи работникам и выплате жалованья государственным чиновникам. Некоторые документы представляют собой служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников. В Персидской державе был широко распространён арамейский язык. До нас дошли многочисленные надписи на нём, сделанные на папирусе, кожаных свитках, камнях, монетах, гирях, печатях и т. д. Их находят в самых различных местах, от острова Элефантина в Египте и до реки Инд. Среди этих текстов - указы персидских царей, другие официальные документы. Особую ценность представляет архив Аршамы, персидского наместника в Египте. Документы из него рисуют картину жизни в этой стране под властью персов в V в. до н. э. Это - инструкции по приобретению рабочей силы, обращению с непослушными рабами, управлению имениями персидских вельмож и т. п. Основными повествовательными (нарративными) источниками по истории Мидии и Персии являются произведения древнегреческих авторов. Почти вся дипломатическая и политическая история региона в V-IV веках до н. э. известна лишь из них. Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота. Знаменитый греческий историк Фукидид в своей «Истории» подробно и достоверно рассказывает о войнах между Персией, Спартой и Афинами в 433-411 гг. до н. э. Продолжением его труда является «Греческая история» Ксенофонта. Последнему принадлежит еще несколько произведений, содержащих важные сведения о Персидской державе. Особенно ценны среди них исторические мемуары «Анабасис» («Восхождение»). В них содержатся сведения об образе жизни, нравах и обычаях персов и других народов Передней Азии IV века до н.э. Важные данные по истории Персии имеются в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского. Особое значение для историков имеет священная книга древних персов « Авеста». Древнейшими ее частями являются « Гаты » - проповеди пророка Заратуштры (Зороастра), а также « Яшты » - гимны богам. Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории. II. Элам и Мидия. Элам Религия и культура Элама. Религия. В договоре между эламским царем Хитой и аккадским правителем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали «Матерью богов». Большую роль играл культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Почитались местные боги, покровители городов и областей. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Судя по изображениям на печатях, культовые действия жрецы совершали обнаженными. В религиозных церемониях участвовали музыканты. Культура. Около 3000 года до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо. Пока оно остается нерасшифрованным. Письмо отличалось от шумерского, возникшего несколько ранее. Оно употреблялось около 400 лет и имело примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо, имевшее около 80 знаков. Им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении. Основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но затем появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью эламиты пользовались до V века до н. э., после чего перешли на арамейское письмо. Искусство. Уже в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени. Во второй половине III-II тысячелетии до н. э. большое влияние оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Эламские статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии. Шедевром считается бронзовая статуя царицы Напирасу. Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII-XII вв. до н. э., в период усиления государства. Образцом монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз. У входа в храм стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых составляла 42 метра. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб. Культурные достижения Элама оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов. Мидия Историческая область Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть её у границ с Ассирией известна в истории как Атропатена. В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Мидии обитали неиндоевропейские племена земледельцев и скотоводов. Мидийцы и родственные им персы вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии до н. э. Шло смешение пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. С расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения связано широкое распространение могил вооруженных всадников. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей. Правление Бардии. По официальной версии, зафиксированной в Бехистунской надписи царя Дария I, власть в государстве 11 марта 522 года до н. э. под видом Бардии захватил маг (жрец) Гаумата. Не позже чем через месяц он был признан царем в Вавилонии, откуда происходят датированные его правлением государственные документы. В них Бардия – Гаумата фигурирует как «царь Вавилонии, царь стран». Вскоре он получил всеобщее признание и стал правителем Персидской державы. Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в обществе. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не был популярен в народе, отбирал у народа дома и прочее имущество, разрушал храмы. Однако из других источников известно, что Гаумата пользовался поддержкой как в самой Персии, так и в других областях державы. 29 сентября 522 г. до н. э., после семи месяцев правления, Гаумата был убит заговорщиками - представителями семи наиболее знатных родов персов. Новым царем стал один из них - 28 летний Дарий (др.-перс. Дараявауш - «Добронравный»), сын Гистаспа, представитель младшей линии Ахеменидов.
Подавление мятежей. Сразу после восшествия на престол Дария I против него восстала Вавилония. Дарий сам возглавил поход на восставших. Персы вступили в Вавилон и казнили руководителей мятежников. Тем временем восстали Персида, Элам, Маргиана, Парфия, сакские племена Средней Азии и Египет. Началась долгая и кровопролитная борьба за восстановление державы. Лишь через год с небольшим после прихода к власти Дарий смог подавить восстания и восстановить державу Кира и Камбиза в ее прежних границах. После этого царь приступил к сооружению величественного памятника, рассказывающего о его победах. Бехистунский рельеф, изображающий триумф Дария над плененными вождями мятежей, был высечен на отвесной скале на высоте 105 метров. Он сопровождается грандиозной надписью, составленной на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. В ней царь заявляет, что до захвата им власти в государстве царил беспорядок, люди убивали друг друга, а он умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных. Внешняя политика Дария I. Упрочив свою власть и завершив реформы, Дарий I приступил к расширению владений. Около 517 года до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. Одновременно продолжались завоевания в бассейне Эгейского моря. В следующем году Дарий I собрал большой флот и направился к Черному морю. Различные племена и греческие города, расположенные у южного побережья, подчинились, не оказав сопротивления. Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Черного моря. Скифские вожди прибегли к тактике выжженной земли. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники воды землей. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить. Скифский поход Дария состоялся около 514 года до н. э. К тому времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге. Греко-персидские войны В 500 г. до н. э. в греческом городе Милете, расположенного на малоазийском берегу Эгейского моря, произошло восстание против персидского господства. Греческие города на юге и севере Малой Азии примкнули к нему. Восставшие обратились за помощью к грекам Балканского полуострова. Помощь им оказали афиняне и жители города Эретрия на острове Эвбея откликнулись на призыв. Тем не менее, к 493 году до н. э. восстание было жестоко подавлено. После этого Дарий начал приготовления к походу против Балканской Греции. В это время она состояла из множества самостоятельных городов-государств, постоянно враждовавших друг с другом. Поэтому казалось, что покорение Греции не будет представлять трудности для персов, располагавших огромной, хорошо вооруженной армией и лучшим для своего времени флотом. Однако персы недооценили военные силы греков. В крупном сражении на Марафонской равнине (в 40 км от Афин) 12 августа 490 г. до н. э. афинские тяжеловооруженные пехотинцы нанесли поражение персидской армии и заставили ее отступить. Однако Дарий не оставлял мысли о новом походе на Грецию, подготовка которого требовала времени. В октябре 486 года до н. э. в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Через месяц Дарий I умер, не успев подавить это выступление. Продолжателем династии стал его сын Ксеркс I (486 - 465 гг. до н. э.). Он тут же столкнулся с целым рядом мятежей. Поэтому только в январе 484 г. до н. э. Ксеркс подавил восстание в Египте. Население страны подверглось безжалостной расправе, имущество многих храмов было конфисковано. Летом 484 года до н. э. вспыхнуло восстание в Вавилонии. Оно было подавлено, а его зачинщики сурово наказаны. Однако уже через два года вавилоняне восстали снова. Осада Вавилона длилась долго и завершилась в марте 481 года до н. э. взятием города, срытием его стен и других укреплений, разрушением зданий. Весной 480 года до н. Ксеркс во главе огромной армии выступил в поход против Балканской Греции. Все сатрапии от Индии до Египта послали свои контингента войск. По утверждению Геродота, в армии Ксеркса было 1 700 000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях и 20 000 на верблюдах, а также вспомогательные войска, всего 5 283 220 человек. Однако эта цифра сильно преувеличена. Полагают, что персидская армия насчитывала не более 100 000 воинов. Но по тем временам это была действительно громадная армия. Воинство Ксеркса переправилась через пролив Геллеспонт (совр. Дарданеллы), прошла через Южную Фракию и Македонию в Северную Грецию. Пройдя ущелье Фермопилы, которое защищал отряд во главе со спартанским царем Леонидом, персы наводнили Среднюю Грецию. Был захвачен и разрушен один из крупнейших греческих городов - Афины. Судьба всей кампании должна была решиться в морском сражении. 28 сентября 480 г. до н. э. произошла битва при Саламине, продолжавшаяся двенадцать часов. Большой персидский флот (650 кораблей) оказался скованным в узком заливе, его корабли мешали друг другу. Греки, имевшие 380 кораблей, одержали в этой битве полную победу, большая часть персидского флота была уничтожена. Ксеркс с частью армии решил вернуться в Малую Азию, оставив в Греции полководца Мардония с войском. Решающая сухопутная битва произошла в 479 г. до н. э. близ города Платеи. Она завершившаяся разгромом персов. Осенью этого же года произошло крупное морское сражение у мыса Микале, на юго-западном берегу Малой Азии. Персы потерпели поражение, которое послужило сигналом к повсеместным восстаниям греческих государств в Малой Азии против персидского господства. Военные неудачи обострили положение в Персидской державе. Летом 465 г. до н. э. Ксеркс был убит в результате заговора, и царем стал его сын Артаксеркс I. В 460 г. до н. э. в Египте вспыхнуло очередное восстание во главе с Инаром. Афиняне послали на помощь восставшим свой флот. Персы потерпели несколько тяжелых поражений. В 455 году до н. э. Артаксеркс 1 направил против восставших египтян и их союзников сильное войско и финикийский флотом. Восставшие потерпели поражение. Инар и другие вожди были взяты в плен, доставлены в Персию и казнены. Таким образом, Египет снова стал персидской сатрапией. Тем временем продолжалось греко-персидское противостояние в Эгейском море. После десятилетий тяжелых сражений, обе стороны поняли, что не в состоянии достигнуть победы. В 449 года до н. э. в Сузах был заключен мир, знаменовавший окончание греко-персидских войн. Гибель Персидского царства В 338 году до н. э. македонский царь Филипп II подчинил своей власти материковую Грецию. Вскоре он был избран командующим объединенной греческой армией и начал подготовку к походу на Восток. В 336 году до н. э. царь послал 10 000 македонских воинов для захвата Западного побережья Малой Азии. Но в том же году он был убит заговорщиками. Царем стал его двадцатилетний сын Александр (336-323 гг. до н.э.). Весной 334 года до н. э. македонская армия выступила в поход. Первое столкновение произошло на берегу Геллеспонта (совр. Дарданеллы), в устье реки Граник. Победителем оказался Александр. После этого он захватил греческие города в Малой Азии и двинулся в глубь Персидской державы. В ноябре 333 года до н. э. произошло сражение при Иссе, на границе Киликии с Сирией. В ходе ожесточенной битвы Дарий III потерял самообладание. Не ожидая исхода сражения, бежал, бросив свою семью. Битва окончилась победой Александра. Под его власть перешла Финикия. Осенью 332 года до н. э. Александр подчинил Египет и затем вернулся в Сирию. У местности Гавгамелы недалеко от города Арбелы его ожидал Дарий III со своим войском. 1 октября 331 года до н. э. произошла решающая битва. И вновь персидский царь бежал с поля боя. Александр одержал победу и захватил Вавилонию. В феврале 330 г. до н. э. его армия вступила в Сузы. Вскоре в руки захватчиков попали Персеполь и Пасаргады, где находились главные сокровищницы персидских царей. Дарий со своими приближенными бежал из Экбатан в Восточный Иран, где был убит Бессом, сатрапом Бактрии. Персидская держава перестала существовать. Все ее владения стали частью империи Александра.
Религия и культура Персии Религия. В период царствования Дария I официальной религией персов стал зороастризм. Продолжалось почитание древних культов, том числе бога солнечного света Митры и богини плодородия Анахиты. Следует отметить исключительную веротерпимость персидских царей. Например, Кир II повелел восстановить разрушенные ранее храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям и участвовал в религиозных церемониях, поклоняясь местным божествам. Дарий I объявил себя сыном египетской богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей. Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства, Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал в качестве меры, лишавшей враждебное ему население помощи местных богов. Культура. Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного смешения народов, культур и религиозных культов. Оживленные этнические контакты способствовали обмену культурными достижениями, научными знаниями и приемами искусства. Персы и другие народы заимствовали достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развивали их, обогащая мировую культуры. Одним из культурных достижений персов было создание своеобразной клинописи. В отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, она была почти алфавитной и имела немногим более 40 знаков. Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Пасаргады располагались на обширной равнине, на высоте 1900 метров над уровнем моря. Здания города были сооружены на высокой террасе. Они облицовывались светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Самый замечательный памятник Пасаргад - сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. К ней прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и Мавзолей – гробница сатрапа Карии Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света. Строительство Персеполя началось около 520 года до н. э. и продолжалось около 70 лет. Площадь города составляла 135 000 кв. метров. У подножия горы была сооружена искусственная платформа. Для этого пришлось выровнять около 12 000 кв. метров неровной скальной поверхности. Построенный на платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича. С четвертой - восточной стороны он примыкал к неприступной горной скале. Парадный дворец Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. метров, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана - зал для больших государственных приемов, имела площадь около 100 кв. метров. Сюда вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы изображена длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. При Дарии I большое строительство велось в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. На строительных и декоративных работах были заняты ремесленники из многих областей – вавилоняне, ассирийцы, греки, лидийцы, согды и бактриане, египтяне и другие. Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные - бараны, львы, кабаны и т. д. Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают совершенством форм и оригинальностью сюжета.
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.
Вопросы лекции. 1. Природа и население региона. Источники и историография. 2. Элам и Мидия 3. Персидское царство в VI веке до н.э. 4. Упадок и гибель Персидской державы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1388; Нарушение авторского права страницы