Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиционная система ценностей российской цивилизации как основа общенационального единства: состав и иерархия.



Нравится это кому-то или нет, но та система ценностей и то миропонимание, которые могут быть названы для России «общенациональными», исторически были сформулированы как «православные». Иначе и быть не могло – ведь на этапе становления Российской государственности именно Православная Церковь являлась для народа «главным идеологом». Именно на этом духовном фундаменте формировалась веками вся культура, этика и мораль государствообразующего Русского Народа, которые стали «культурообразующими» для всей сформировавшейся затем вокруг него из многих этносов и племён Русской цивилизации. Причём, заметим, что ценности эти (понимание «добра и зла», «правильного и неправильного») не противоречили радикально миропониманию и других влившихся в Россию народов и культур. На общих ценностях строилось более или менее общее миропонимание, общие идеалы, стремление к которым становилось общей целью. И именно в этом, а не в «силовом принуждении», была подлинная основа нашего единства.

Какие ценности имеются в виду? К числу таковых можно с полным основанием отнести, например, следующие:

§ Это ДУХОВНОСТЬ, т.е. первичность в человеческом сознании неких «высших» убеждений и принципов перед личным корыстным интересом, заставляющая человека поступать по совести, а не по выгоде.

§ Это СПРАВЕДЛИВОСТЬ – устройство межчеловеческих отношений «по правде» и неприятие всего, что ей противоречит.

§ Это ОТЕЧЕСТВО – наша Родина и её Народ (что в русском национальном сознании нераздельно), служить которым, каждый на своём месте, обязан каждый.

§ Это СВОБОДА (она же – ВОЛЯ) – право на нравственный выбор, на поступок в любой ситуации «по совести», который никто не вправе тебе запретить, но за который отвечаешь ты сам.

§ Это СОБОРНОСТЬ (общинность, коллективизм) – солидарное единство всего общества (а «общество» в русском языке – от слова «общий») на основе общего служения и общей судьбы – того, что по выражению Ивана Ильина «или у всех будет, или у всех не будет». Понятие Соборности тесно переплетено с понятием СЕМЬИ – общество, народ традиционно воспринимается Русской культурой как «расширенный вариант Семьи» (НА-РОД), у которой общие традиции, общие друзья и враги, общая судьба.

Эти (а также, возможно, некоторые другие) ценности относятся для нас к категории «фундаментальных», на которых строится всё остальное. Сегодня некоторые пытаются размыть само понятие «ценности», включив в него всё, что, в их понимании, имеет хоть какую-то ценность для человека. Как отличить «фундаментальную» ценность от «нефундаментальной»? Очень просто – за «фундаментальные» ценности человек готов, если надо, отдать жизнь…

кое мировоззрение возникло на их основе? Упрощённо говоря, в повседневной жизни мировоззрение человека определяется его отношением к Богу (назовём так условно любые убеждения и принципы), к Обществу (Народу, Родине) и к другим людям.

«Человек – Бог» - то есть: какие мотивации для человека приоритетны - «высшие» (убеждения, принципы, честь, долг, любовь, патриотизм, сострадание и т.д.) или материальные (то, что называется «шкурным интересом»)?

«Человек- Общество» - то есть: что важнее – общественное благо (общая польза) или личная «успешность», пусть даже и достигнутая вопреки общему благу?

«Человек - другой человек» - то есть, кем является для тебя другой человек: «ближним» («другом, товарищем и братом»), достойным сострадания и помощи или конкурентом в борьбе за жирный кусок (карьеру, «успех»)?

Надо ли говорить, что мировоззрения, основанные на традиционных ценностях Русской цивилизации и на том, что предлагает в качестве ценностей современный Запад, ответы на эти вопросы – диаметрально противоположны?!

кие идеалы предложила миру Русская цивилизация? Настоящая цель развития любого человеческого общества – не «кушать (потреблять, получать удовольствий) завтра больше, чем сегодня», а стремление приблизиться в своей реальной жизни к неким заявленным идеалам, показывающим «как должно быть».

Общественным идеалом Русской цивилизации являлась исторически «Святая Русь» - т.е. идеальное общество, построенное на заявленных выше ценностях и подходах – на правде, братском отношении к ближнему, справедливости, милосердии и т.д. Государственным идеалом может быть назван «Третий Рим» (в соответствии с известной идеологемой Филофея). Назначение его – быть защитной конструкцией, «скорлупой», под защитой которой можно было выстроить «Святую Русь», не позволив никому лишить нас этого права. То есть, речь идёт о мощной имперской государственности, патриотизм и служение которой считались долгом каждого. На протяжении всей своей истории, и даже во времена «атеистического» СССР (вспомним хотя бы переписанный со Священного Писания «моральный кодекс строителя коммунизма»! ), Россия всегда стремилась в том или ином качестве реализовать идеал «Святой Руси». И только с начала 90-х он был отвергнут в принципе, как и право России на собственный путь.

Именно отказ от многовековых идеалов и целей развития стал первопричиной растаскивания общенародной собственности, перекосов в экономике, утраты смысла бытия у большинства Народа (включая даже немалое число людей преуспевающих), привёл к катастрофическому падению авторитета Власти. Страна стремительно утрачивает внутреннюю жизнеспособность и совершенно не может ни динамично развиваться, ни противостоять сколько-нибудь серьёзным внешним вызовам. Это необходимо быстро и решительно преодолеть, ибо итог может быть трагическим: уже завтра никто не позволит нам владеть ТАКИМИ ресурсами и территорией, которые на Западе давно и открыто провозглашаются «принадлежащими всему человечеству».

Таким образом, необходимую стране государственную идеологию не надо «изобретать». Она может и должна основываться на проверенных веками традиционных ценностях. Введение такой идеологии в качестве государственной даст стране общую для всех цель, которая позволит восстановить соборное единство общества.

Ценностно-нормативный цивилизационный подход в культурной политике. Структура ценностного содержания культурной политики.

Важнейшие принципы КП:

 

П ервый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентироваться на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов социокультурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении, стимулировать его ускоренную модернизацию по объективно наметившемуся пути.

Второй существенный принцип – правильное определение объекта этой политики. Если объектом оперативного управления культурой являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие организации (институты), то объектом культурной политики должно быть все общество в целом, и отсюда масштабы воздействия этой политики проектируются как общенациональные (общегосударственные). Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная и т.п.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.

Третий принцип: определение субъекта культурной политики. Было бы большой ошибкой ограничивать понимание субъекта лишь одним государством и органами его управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентации, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т. п.).

Четвертый принцип: подспудность воздействия культурной политики. Она предполагает постепенное содержательное воздействие на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры социальной престижности и не должна выражаться в каких-то оргмероприятиях немедленного действия и непосредственно формотворческого характера. Поэтому основной инструментарий культурной политики — не столько культуротворческие институты, создающие актуальные образцы культурных форм, сколько наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика и т.п., формирующие ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом.

Пятый принцип: постоянный учет гетерогенного характера российской культуры. В вопросе о российском культурном своеобразии (неизбежно ключевом вопросе в современных условиях) необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на проблеме национального или религиозного своеобразия как уникальном синтезе черт и форм различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа, на общих целях и интересах народов полиэтнической российской цивилизации, на образе «симфонии» (как в музыкальном, так и в религиозном смыслах) как неслитном, но слаженном звучании множества голосов — этнических культур в целостной российской культуре. В конечном счете, цивилизация сама отберет приемлемые для нее инновации и интегрирует их в свою культуру, главным образом на основании их соответствия глубинным, исторически сложившимся ценностным установкам (далеко не всегда формально выраженным в предшествующей традиции и потому порой неожиданным в своем выборе), чертам идентичности данного общества и формам актуальной социальной престижности.

С этим связан шестой принцип культурной политики: глубокое изучение национальной традиции, ценностных ориентации и признаков идентичности нашего общества, всего комплекса явлений, объединяемых в категорию национальное культурное наследие, исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации, не входящих в непримиримое противоречие с национальной цивилизационной спецификой. Особое внимание стоит уделить изменчивой системе форм и символов социальной престижности, роли «великих текстов», как правило, заимствуемых Россией извне, но во многом определяющих актуальную направленность социокультурных предпочтений тех или иных слоев общества.

В настоящее время в российской культуре можно выделить несколько основных субкультурных подсистем:

· «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию национальной элитарной культуры, крайне тяжело адаптирующаяся к современным рыночным отношениям и меркантильным ценностным приоритетам, проявляющая тенденцию к «съеживанию», самозамыканию в своей элитарности;

· «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий, основанная на привычке населения к государственному патернализму в отношении любых социокультурных запросов людей, к социальной уравниловке, приоритету коллективного над личным, эйфории великодержавности; носителями этой системы «совковых» ценностей в основном остаются люди старшего поколения, испытывающие вполне понятную ностальгию по годам своей молодости и всей совокупности ценностей, образов и символов, ассоциируемых с той эпохой;

· западная (по преимуществу — американская) культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции («the newrussians» — «новые русские»), отличающихся, с одной стороны, сравнительной индифферентностью к духовным и интеллектуальным ценностям, установками на получение удовольствия от жизни, на немедленное удовлетворение любых социальных запросов, на особую престижность материального достатка, с другой — значительной социальной активностью, высокой степенью идейного плюрализма, интернационализма, толерантностью, уважением права каждой личности на свободное социальное и культурное самоопределение;

· комплекс маргинальных субкультур социальных «низов», существующий в широком спектре проявлений от «блатного» стиля и непосредственно криминального образа жизни до национал-шовинистических и мистико-оккультных движений; весь этот набор паракультурных явлений объединяет происхождение от первобытно-мифологического сознания и родогенетической (кровно-племенной) системы ценностных ориентаций, преимущественно тоталитарный (обобществляющий) подход к личности, а также «манихейский» тип мировосприятия, «окопная» психология непрерывной борьбы «наших» с «не нашими».

Необходимо специально рассмотреть и еще один пласт социально-дифференцированной культуры – народную культуру. Под этим словосочетанием, как правило, понимают три совершенно различных явления:

· этнографическую культуру того или иного народа во всем многообразии ее хозяйственно-бытовых, обрядово-ритуальных, мифо-легендарных и фольклорно-художествённых компонентов;

· любое непрофессиональное (самодеятельное) художественное творчество, к каким бы видам искусства оно ни относилось;

· художественно-стилевое направление в искусстве, профессионально исполняющее произведения подлинного фольклора или воспроизводящее его традицию в новосозданных произведениях, стилизованных под фольклор.

Как представляется, первое из упомянутых выше явлений – этнографическая культура – должно пользоваться всемерным государственным покровительством и поддержкой. Пласт этнографической (по преимуществу — сельской) культуры, буквально «вымирающей» на наших глазах, заслуживает специальной государственно-региональной программы изучения, охраны и консервации, точно такой же, как государственный патронаж над памятниками истории и культуры. Этнографическая культура является памятником не менее ценным, чем древние храмы, хотя охранять и поддерживать ее намного труднее, чем каменные шедевры минувшего.

Особое место занимают вопросы культурной политики в области науки и образования. Именно эта сфера видится ключевой в решении задач содержательных реформ отечественной культуры, создающей и внедряющей в массовое сознание новые культурные смыслы (в отличие от художественной деятельности, чьё смыслоноваторство в современных условиях по преимуществу ограничено внутрипрофессиональной, художественно-критической аудиторией).


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  3. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  4. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  5. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  6. I. Логистика как системный инструмент.
  7. I. Основания и фундаменты зданий и сооружений
  8. I. Понятие как форма мышления
  9. I. ПОЧЕМУ СИСТЕМА МАКАРЕНКО НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ
  10. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  11. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  12. I. Флагелляция как метод БДСМ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 5538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь