Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Телеканал «Культура», 05.05.05.



Если б я встретился с самим собой вот двадцатилетним или даже уже потом - на второй, на третий год войны - то вряд ли бы мы поняли друг друга. Вряд ли бы он узнал меня и понял, во что он превратился.

Когда мы кончили войну и было совершенно невероятное ощущение победы, мы представляли себе, что мы теперь самые главные в мире: мы его спасли, мы спасли Европу, что мы самые счастливые, что у нас всё будет не так, как было. И с этим ощущением вот тот лейтенант или капитан, каким я был уже к концу войны, конечно, он вряд ли понял бы меня нынешнего, довольно скептического человека. Объяснить ему всё, что произошло за эти годы - очень трудно. Почти невозможно! Мы сами себе объяснить не всегда всё можем - это надо пережить, это на, прожить, это надо прочувствовать. Поэтому мы с ним не сошлись бы, и я не знаю, на чём бы мы примирились. Мне даже хотелось когда-написать такую пьесу, на эту тему.

Моя жизнь после войны сложилась разнообразно: я по специальности инженер, я работал как инженер, потом в научном институте. Но всё время хотелось мне писать. И я писал. Вначале я это делал тайно. Тайком от жены писал даже, потому что стыдился этого.

Я понимал, что я никакой не писатель. И долгое время среди писателей я чувствовал себя как-то чужим, белой вороной. У меня не было филологического образования никакого: я не знал, чем отличает фабула, там, от сюжета и тому подобное. Вот... но очень хотелось писать. Долгое время тоже я не мог выбрать между наукой и литературой. Наконец литература пересилила и я стал писателем. О чём часто жалел, потому что литература такая вещь, которая... потому что реального результата не видно. Книга - это не результат. Книга - это как бы возможность результата. А что такое результат в литературе - это вообще странное понятие. Мало и никогда почти, редко, видишь людей которые читают твою книгу, знают, что ты написал, поняли, что ты хотел сказать и так далее.

Вот всё, что я хотел вам сказать для начала. Прошу задавать вопросы! Давайте начнем эту встречу.

 

ТЕКСТ 111.7

Интервью с В. Познером

«Школа злословия»

НТВ, 2004

А. С. Владимир Владимирович, как Вы относитесь к правде?

В. П. Не понял...

А. С. Любите ли Вы правду?

В. П. Ну, это странный вопрос. Что значит «любите ли Вы правду»?

А. С. Ну, это вообще как бы вопрос сложный и...

В. П. Есть правда... или нет.. Как категория? Или как что? Есть правда очень неприятная...

А. С. Так... И как? Ну, например, великий пролетарский писатель Максим Горький правду ненавидел. Я тоже правду не люблю.

В. П Как?

А. СОн писал об этом.

В. П Вы знаете, что я хочу сказать... Вот, значит, у меня был главный редактор, когда я работал в главной редакции радиовещания «X» собственно, занимался пропагандой... такой, значит, Гелий Алексеич Шахов. Был человек совершенно замечательный, умнейший, тонкий, то, что по-английски называется sophisticated такого слова нет по-русски.

А. СИзысканный...

Т.Т. Нет!

В. П Да нет. Не изысканный. Не изысканный... да!

А. СНе то!

В. П... который мне как-то сказал: «Володя, не обязательно всем говорить правду. Вот идет женщина... некрасивая. И она Вам говорит: «Как я сегодня выгляжу? » Можно ей сказать: «Да Вы никогда хорошо не выглядете! Вы уродина! ».

А. СИ ничего Вам не поможет!..

В. П...и это будет правда. Но это не обязательно говорить, согласитесь!.. то есть вот... потом вопрос-то...

А. СЯ не люблю правду. Я честно это заявляю, что я правду не люблю!

В. П Нет, я бы хотел слышать правду во всём, что касается существования моей страны. Э-э-э... Что собирается или не собирается делать избранный мной депутат или президент. Я не хочу, чтобы мне врали по поводу того, что происх... скажем так: я к вранью отношусь гораздо хуже, чем к правде.

А. СОтлично! Суп ер!

В. П Годится?

А. СДа! Супер!!!

В. П...как определение?

А. СОтлично! Отлично!., а вот Вы сказали, что Вы хотите знать правду о том, что происходит в стране.

В.ПДа, я хочу знать

А.С.Вы же как пропагандист знаете, что это невозможно

В.П. Я не пропагандист, это кончилось.

А.С. Ну, бывший.

В.П.Что я знаю?

А.С. Что они все равно не будут говорить правду.

В.П. То, что они не будут говорить правду нигде в мире

А. С. У них работа такая.

В. П. Да, конечно! А моя задача как журналиста все-таки её искать. Все-таки её искать... И это... я занимаюсь этим и буду этим заниматься И, может быть, как раз - если угодно - именно раскаяние по поводу того, чем я занимался, меня особенно подталкивает в эту сторону.

А. С. Скажите, сейчас свободы становится больше или меньше? В России.

В. П. Вы знаете, странные вещи... В России вообще нет свободы. Как японимаю, так... русский человек понимает свободу как волю: что хочу, то и ворочу! Вот это и есть моя свобода. Что хочу, то и леплю! Что хочу, то и говорю!

Я всегда в этих случаях вспоминаю слова такого Председателя Верховного суда Соединенных Штатов - такой был Оливер Вендер Хоумз - совершенно изумительный человек, который в двадцатых годах сказал, что человек не имеет права кричать «Пожар! » в битком набитом кинотеатре только потому, что он хочет кричать «Пожар! ». Не имеет права...

 

ТЕКСТ Ш.8

Интервью с актером Алексеем Гуськовым

Новости культуры Телеканал «Культура», 25.05.05

Журналист Нара Ширалиева

Н. Ш....говорили, что как раз вот за этим, за возможностью работать системе Станиславского Вы пришли в труппу Художественного театра. Наконец Вы получили эту роль. А почему вот внутренне Вам так интересно работать в этом направлении?

А. Г. Сейчас очень превалирует форма. Очень. Мы поставлены в рамки того, что происходит, и это ни хорошо и ни плохо, это факт. На телевидении существуют говорящие головы. Мы либо бегаем, либо нас догоняют. Постоянное некое такое движение. Замена.. психологизм присущ русскому характеру, русской культуре вообще, на мой взгляд. Он от нас и пошёл и по всему миру распространился. Вряд ли где можно найти таких авторов, как Чехов, Достоевский, самых читаемых.

Н. Ш. Платонов...

А. Г. А Платонов действительно с этим своим рассказом - это определенный прорыв... Потому что война... знаете.... дивизия дивизия налево, армия направо. Армия генерала такого-то. А в этой армии, в дивизии 30 тысяч, 5 тысяч, 7 тысяч и тысяч, понимаете? А каждая человеческая судьба, она индивидуальна, она уникальна, она единична и...

Н. Ш. Как Вам кажется, насколько актуальна сегодняшнему зрителю будет сюжет.... ну скажем так, сюжет пьесы, когда герой-солдат живёт по законам военного времени: изменяет семье, жене, но не может простить измену жены, которая остается одна и... переносит эти тяжелые годы?... Вот если так взглянуть на сюжет.

А. Г. Хороший сериальный сюжет. (Смеется). Конечно, сами рассказали, но смысл не в этом. Про любовь. А любовь, я думаю, она всегда, в любое время будет тревожить, бередить, и мы будем сопереживать.

Н. Ш. Но Платонову этот рассказ в своё время стоил практически творческой жизни. Его обвинили в том, что он клеветнически описывает войну. Тогда о войне нельзя было писать и говорить так. Сегодня можно. Но сегодня же тоже есть... ветераны, которые в штыки воспринимают любой взгляд не с той стороны, не с официоза.

А. Г. Да я не знаю, какие ветераны есть. Есть генерал Шапошников, который везде выступает. А есть мой дедушка, который нигде никогда не выступал. На вопрос о войне, который я ему задавал, он говорил: «Внучек, не спрашивай! Это страшно! » Он никогда ничего не говорил. У него был абсолютно полный иконостас, но никогда ни разу он этого не вспоминал.

Н. Ш. Каково было бы, как Вам кажется, его восприятие этого спектакля?

А. Г. Ну, я вообще стараюсь делать то, что последнее время стараюсь, куда бы я мог позвать свою семью, своих детей, свою маму, потому что, Вы знаете, ... современный театр... вот я, как на удивление, буду выступать ретроградом, хотя я поработал в плоскости авангарда, и... мне это неинтересно. На 7-й-10-й спектакль ты осваиваешь форму, а дальше двигаться некуда, ну мне так кажется. Кому-то это нравится, мне не очень. Оказывается, у Танаши Судзуки такая короткая пьеска «Король Лир» час двадцать, у него и «Гроза» умещается в час сорок пять. Странно! А там читаешь её там 4 часа, тонна любви, сцен. Это из серии того, кто чего отстаивает, кто чего нравится. Мне нравится вот это. Им нравится другое. Пожалуйста, на здоровье.

Н. Ш. Вам сегодня нравится, интересен Платонов на сцене Художественного театра...

А. Г. Абсолютно!

Н.Ш....я думаю, что зрители этому очень рады. Спасибо! В нашей студии сегодня был актер Московского Художественного театра Алексей.

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь