Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.э. Многие источники подтверждают, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. как балто-славянские племена. В V в. до н. э. они разделились на балтов и славян. Прародиной славян признается территория южнее Балтийского моря. Первые документальные сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских авторов, где они упоминаются как венеды, склавины и анты. Распространение славянских племен началось в IV в. н.э. под влиянием Великого переселения народов. Начало этому миграционному процессу положило вторжение тюркоязычных кочевников – гуннов из Центральной Азии в причерноморские степи в конце IV в. В ходе расселения славяне разделились на три большие группы – западных, южных, восточных. В VI-VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине, где уже проживали балтийские и финно-угорские племена. Однако колонизация этих мест была мирной, славяне не конфликтовали с местным населением. Соседями восточных славян на востоке и юго-востоке были кочевые народы - аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, весь), а на юге - с Византийской империей со столицей в Константинополе (на Руси его называли Царьград). С VII в. восточными соседями стали Волжская Булгария, Хазарский каганат. Многие племена восточных славян платили дань хазарам до X в. Занятия восточных славян. Занятия восточных славян определись природно-климатическими условиями, в которых они проживали. Основным занятием было земледелие, более развитие в лесостепной зоне. Здесь применялась переложная система земледелия, когда участок земли использовался несколько лет подряд до полного истощения почвы, затем распахивался соседний, затем следующий, и через много лет, когда плодородие первого восстанавливалось, возвращались к нему. На севере, в лесной зоне использовалась подсечно-огневая система земледелия, заключавшаяся в том, что сначала вырубался лес, после высыхания древесина сжигалась и на удобренный золой участок высеивались семена. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, репу, капусту и другие культуры. Скотоводство также играло важную роль: разводились свиньи, коровы, лошади, козы. Кроме того, существовали охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), ремесла. Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в короткие сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому важнейшую роль у славян играла община. Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки», связывавший Балтийское море с Черным. Торговали пушниной, медом, лесом и т.д. Предметами импорта являлись пряности, украшения, шелк. Общественное устройство. В начальный момент расселения восточные славяне жили родоплеменным строем. Низшей ячейкой общества был род – коллектив родственников. Во главе рода находился старейшина – самый авторитетный член рода. Несколько родов объединялись в племена. Во главе племени находился вождь. Ему помогал управлять совет старейшин. С усилением внешней опасности родственные племена стали объединяться в союзы племен (или племенные союзы). Именно такие союзы племен фигурируют в «Повести временных лет» как племена полян, древлян, северян, радимичей, кривичей, ильменских словен и т.д. Во главе племенного союза находился уже князь, главными функциями которого были военные. Он опирался на племенную верхушку – «лучших мужей». Князья формировали особую военную организацию – дружину, в которую входили воины и советники князя. У восточных славян существовала «военная демократия» – догосударственная форма общественного взаимодействия, при которой важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вече. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца – Хорс (Даждьбог); бог войны и молнии – Перун, бог огня – Сварог, покровитель скота – Велес и др. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы – волхвы и кудесники. Стоит отметить, что у каждого племени были свои боги, которых не признавали другие восточные славяне, что вносило разобщенность.
Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных соседей – варягов и кочевников. Появлению государства у восточных славян предшествовало складывание ряда предпосылок, т.е. необходимых условий: 1) Рост производительности труда благодаря появлению земледелия и использованию орудий труда из железа. Появляется прибавочный продукт, который концентрируется у одной части общества, и который можно было использовать на управленческий аппарат. 2) Разложение родоплеменного строя в ходе расселения славян и распад родовой общины. Родовая община уступила место территориальной, «соседской» общине, основанной уже не на кровных связях, а на общности интересов (например, совместной обработке земли). 3) Происходит социальное расслоение. Появляются богатые и бедные, что было невозможно при родовом строе, где все равны. Усложняется социальная структура: появляются земледельцы, ремесленники, торговцы, дружинники и т.д. Интересы различных социальных групп становятся разнонаправленными. Для удержания порядка в таком дифференцированном обществе требуется специальный аппарат управления и принуждения. 4) Появление дружины, которая выполняла не только защитные функции, но и управленческие, поскольку следила за сохранением порядка. Во главе дружины находился князь. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках князей, приобретая характер раннефеодальной монархии. 5) Рост числа городов, которые становятся административными центрами, резиденциями князей и дружины. Совокупность перечисленных предпосылок сформировалась в VII-VIII вв. В IX в. усилившаяся внешняя опасность заставила объединиться уже племенные союзы восточных славян в т.н. «суперсоюзы», которые рассматриваются как протогосударственные образования. Один такой «суперсоюз» возник на юге вокруг племени полян для защиты от хазар. Его центром был Киев. Другой «суперсоюз» возник на севере для защиты от варягов. Его образовали восточнославянские племена ильменских словен и кривичей, а также финно-угорские племена чудь и весь. Его центром был Новгород. Нестор в «Повести временных лет» утверждает, враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей, чудь и весь пригласили в 862 г. варяжского князя для наведения порядка. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете же княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга: Рюрик, ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов – слова «сине хус тру варинг» означают «с домом и верной дружиной»). После смерти Рюрика в 879 г. при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (879-912), прозванный Вещим. В 882 г. Олег захватил Киев и соединил два протогосударственные объединения. Киев Олег сделал столицей возникающего восточнославянского государства. Далее он покорил древлян, северян, радимичей, обложил все население данью. 882 г. некоторыми историками считается временем создания государства у восточных славян, но это не так. Государство – особая политическая организация общества, имеющая власть над определенной территорией, ее населением и суверенное право сбора налогов. Оно возникает тогда, когда имеются все его признаки, к которым относят: а) единая территория; б) наличие суверенной власти; в) налоговая система; г) законодательная система; д) наличие аппарата принуждения. Совокупность этих признаков сложилась у славян только в X в., когда при Святославе Русь получила независимость от хазар и при Владимире окончательно сформировалась территория Киевской Руси. В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, находящимися на русской службе, была выдвинута норманнская теория. Используя «Повесть временных лет», они доказывали, что государство у восточных славян образовали варяги, а сами славяне создать государство были неспособны. Слово «русь» они также считали варяжским. Против этой концепции выступил М.В. Ломоносов, обосновавший антинорманнскую теорию. Согласно его версии, государство было создано самими восточными славянами безо всякого участия скандинавов, а слово «русь» имеет славянские корни. В настоящее время считается, что государство создано самими восточными славянами, но при участии варягов, которые сыграли роль катализатора и дали начало великокняжеской династии Рюриковичей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы