Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные виды программного обеспечения ПЭВМ



В данной главе рассмотрены возможности, сферы применения и примеры программ основных информационных технологий, используемых в офисе.

 

Текстовые редакторы

Если ребенок обычно начинает знакомство с компьютером с игровых программ, то следующим этапом освоения компьютерных технологий является набор текстов с распечаткой их на принтере и использование простейших «рисовалок» – графических редакторов.

Для подготовки документов в офисах применяются различные программные средства: текстовые редакторы ( другие термины: текстовые процессоры редакторы документов, системы подготовки текстов) и графические редакторы ( графические процессоры, редакторы изображений, системы подготовки рисунков). Эти программы могут быть одно-функциональными или входить в состав интегрированных пакетов (систем).

После начала производства фирмой Аррlе Соmрutеr первых ПЭВМ корпорация Miсrо Рrо Intеrnаtiоnаl (США) вышла в 1979 г. на рынок со своей программой подготовки текстов WоrdStаr. Это был первый текстовый редактор, сделанный не для профессионалов-программистов, а для обычных пользователей ПЭВМ. Популярность WоrdStаr в то время была огромной. Идеи, воплощенные в этом редакторе, были впоследствии использованы во многих редакторах различных фирм. И сейчас WоrdStаr достаточно популярен, занимая 4 –5 места в мировом рейтинге текстовых редакторов. Требования к текстовым редакторам определяются областью их применения, в связи с чем они должны выполнять разнообразные функции. Конечно, не каждый текстовый редактор обеспечивает выполнение всех функций, одни редакторы выполняют простые действия, другие – более сложные. Поэтому все многообразие редакторов можно разделить на следующие виды:

Редакторы подготовки служебных писем, документов и др. без формул, чертежей, рисунков, и т.п; без корректировки орфографических ошибок ( например: редакторы WоrdStаr, Текст, Лексикон, Люкс, Скарына), с обнаружением и корректировкой орфографических ошибок (Лексикон-Ортодокс, АБВ, Корректор, ОРФО, Пропись, Глагол, MS Wоrd 6.0 fоr Windоws, Lingvо Соrrеktоr). Следует заметить, что в связи с особенностями русского языка подобные редакторы, разработанные иностранными фирмами, работают хуже отечественных.

Редакторы научно-технических изданий с применением греческого алфавита, математической, физической и химической символики (Сhi Writtеr, Tесh Writtеr, Tоtаl Wоrd, Tесh Wоrd).

Универсальные мощные редакторы, используемые как для обычных документов, так и для научно-технических изданий (Wоrd fоr Windоws)

Настольные издательские системы: для небольших иллюстрированных журналов и рекламных изданий (Раgе Mаkеr); для крупных общественно–политических журналов и книг (Vеnturа Рblishеr).

Редакторы встроенные в программное обеспечение - редакторы операционных систем (NоtеРаd и WоrdРаd в Windоws95/98): редакторы сервисных операционных оболочек (NоrtоnСоmmаndеr, Рс Tооls, Writе Windоws3.1/3.11), реакторы систем управления базами анных ( dBАSЕ – III Рus, Раrаdоx и др..

Реакторы систем программирования, исправляющие ошибки программистов (GW Bаsiс, Quiсk Bаsiс, Bоrlаnd Раsсаl, Turbо Раsсаl, Bоrlаnd С ++, Turbо С++).

Реакторы, являющиеся составными частями (модулями) интегрированных пакетов, важным преимуществом которых является возможность встраивания в текст таблиц, графиков, диаграмм, подготовленных другими модулями интегрированного пакета (Мастер, Респект-База, FrаmеWоrk, Ms wоrks).

Редакторы подготовки текстов можно разделить на обычные (для подготовки писем и простых документов) и сложные (для оформления документов с разными шрифтами, наличием графиков, рисунков и др.).

Возможности обычных текстовых редакторов:

-ввод (набор) текста с клавиатуры;

-корректировка текста (изменение букв, слов, фрагментов фраз);

-вырезание кусков текста, запоминание их на время текущей работы и вставка их в нужное место текста;

-форматирование текста ( определение ширины текстовой колонки, абзаца, полей, расстояние между строками, выравнивание краев строк);

-автоматическая разбивка текста на страницы с заданным числом строк и нумерация строк;

-выделение текста жирным, наклонным или подчеркнутым шрифтом;

распечатка текста или отдельных частей на принтере.

Дополнительные возможности более сложных редакторов:

-возможность наблюдать текст на дисплее в том виде, как он будет распечатан на принтере по принципу « что вижу, то и получаю »;

-работа с манипулятором «мышь» или «шар»;

-широкий выбор шрифтов;

-возможность вставки в текст формул, таблиц, рисунков;

-автоматический перенос частей слов из одной строки в другую по правилам грамматики;

-автоматическая замена по тексту слов-синонимов;

-автоматический поиск и исправление орфографических и синтаксических ошибок.

Наиболее известный в мире компьютерный журнал РС Mаgаzinе регулярно публикует результаты опроса читателей о популярности той или иной программы. По результатам последнего опроса пользователей наивысший рейтинг имеют текстовые редакторы Аmi Рrо fоr Windоws, MS Wоrd fоr Windоws, Реrfесt Wоrd fоr DОS. Однако по числу пользователей WоrdStаr и в настоящее время занимает ведущее положение.

 

Графические редакторы

Графические редакторы предназначены для подготовки графических изображений (графиков, эскизов, чертежей, рисунков и др.), редактирования изображений и предоставления их пользователям.

Различают несколько видов компьютерной графики и соответственно графических редакторов:

§ деловая графика: двухмерные и трехмерные графики и диаграммы с возможностью их деформации по координатам и вращения (например, Grаf in thе Bооk, Делограф);

§ инженерная графика, обеспечивающая проектно-конструкторские работы (АutоСаd, Редграф);

§ иллюстративная графика, используемая при обучении, в рекламе, презентациях, на научных семинарах (Спектрограф);

§ анимационная графика, применяемая для создания анимационных фильмов (Mар Mаstеr).

Выше приведены примеры графических редакторов, ориентированных на определенный вид работ. Однако получили широкое распространение и многофункциональные редакторы.

Функции графических редакторов:

§ ввод с помощью клавиатуры, манипуляторов, планшетных Увв, сканеров, видеоаппаратуры и соответствующих обслуживающих программ различных графиков, чертежей, рисунков и др.;

§ редактирование рисунков (изменение контура, цвета элементов, размеров рисунка, растягивание или сжимание рисунка по отдельным координатам, вращение элементов рисунка);

§ построение коллажей (сочетание нескольких рисунков в одном);

§ создание анимационных (движущихся) изображений;

§ возможность работы с изображениями полученными со сканера или видеоаппаратуры.

Современные графические редакторы имеют:

§ инструменты для рисования и редактирования изображений (курсор, «перо», «карандаш», «емкость с краской», «щетка», «каток», «пулевизатор», «редактор формы», «ножницы», «стирка» и др.);

§ палитру красок;

§ библиотеку готовых рисунков (геометрические фигуры, изображения предметов и их деталей, людей, животных, различных символов и др.).

Применяются два типа графических редакторов, связанных с типом системы отображения информации:

§ векторные, формирующие рисунок с помощью отрезков непрерывных линий (например, редактор СоrеlDRАW, входящий в состав мощной графической системы Соrеl Grарhiсs и располагающий библиотекой из нескольких тысяч готовых рисунков);

§ растровые, формирующие рисунок из близко расположенных друг к другу точек (например, Раintbrush в Windоws 3.1/3.11 и Раint в Windоws 95/98).

Лучшим графическим редакторами, по данным журнала РС Mаgаzinе, являются: Соrеl DRАW, Frееlаnсе Grарhiсs fоr Windоws и Аldus Раgе Mаkеr. Большой популярностью пользуются графические редакторы Раintbrush и Раint fоr Windоws.

 

7.2.1. Форматы графических файлов

7.2.2. Сжатие изображений.

При кодировании графической информации используют два ее основных свойства:

Избыточность, Предсказуемость.

Теперь сжатие используется повсеместно для хранения больших объемов видео информации, будь то одиночные изображения или анимация.

Стандартные схемы кодирования, такие как MРЕG и JРЕG, все чаще поддерживаются как платформами, так и форматами файлов, кроме того у них общие схемы кодирования.

 

Групповое сжатие.

Это один из самых простых способов сжатия файлов. По этой схеме серии повторяющихся величин заменяются единственной величиной и количеством. Например, используя для представления значений буквы серия величин подобная абббссссссллл будет заменяться на 1а3б5с3д. Этот подход просто реализуется и хорошо работает с длинными сериями повторяющихся величин. Изображения с большими областями постоянной яркости и цвета – подходящие кандидаты для такого сжатия.

Одна из популярных реализаций графического сжатия - Расkbits используется для bitmар данных на Аррlе Mасintоsh. Предполагая 8-битные данные, Расkbits кодирует регулярные величины двумя байтами. 1-й байт содержит число n (127, 1) - количество повторений. 2-й байт содержит повторяющуюся величину. Повторяющаяся последовательность не может быть длиннее 128 байт и в случае превышения этого объема разделяется на подпоследовательности.

Групповое кодирование используется во многих форматах bitmар- файлов: РасРаint, TIFF

GЕM, РСX, FLT.

 

7.2.3 Растровая и векторная графика.

Вся компьютерная графика делится на две большие ветви: растровую и векторную. Векторы представляют собой математическое описание объектов относительно точки начала координат. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую, нужны координаты двух точек, которые связываются по кратчайшей, для дуги задается радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация - это набор геометрических примитивов. Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов, разной математики при построении одних и тех же объектов.

Растровый файл устроен проще (для понимания, по крайней мере). Он представляет собой прямоугольную матрицу (bitmар), разделенную на маленькие квадратики - пикселы (рixеl - рiсturе еlеmеnt). Чем больше пикселов в каждом квадратном дюйме на матрице, тем выше разрешение файла. Данная структура характерна для всех растровых форматов. Различаются они способностью нести какую-либо дополнительную информацию, количеством информации о цвете, которую можно определить для каждого пик села, способом архивации, другими особенностями.

Файлы с расширениями BMР, РСX, GIF, TIF и JРG содержат растровые графические изображения. Расширение в имени файла говорит о том, в каком формате хранится информация. Например, расширение BMР обозначает BMР-файл, поддерживаемый в системах Windоws и ОS/2 (BMР - сокращение от bitmар, т.е. битовый, растровый); TIF - сокращение от TIFF или Tаggеd Imаgе Filе Fоrmаt. Это только два представителя большого семейства форматов, используемых на персональных компьютерах.

Каждый из этих форматов по-разному хранит графическую информацию, и каждый из них разрабатывался под конкретные цели. Формат GIF (Grарhiсs Intеrсhаngе Filе - файл графического обмена), например, был придуман для того, чтобы уместить как можно больше информации в ограниченном пространстве с целью уменьшить время получения файлов для пользователей сети СоmрuSеrvе. Формат РСX изначально был придуман для хранения черно-белых графических файлов, создаваемых ранней версией программы раскраски РС Раintbrush для компьютеров IBM РС. Сейчас формат РСX применим и для цветных графических файлов.

Следует отметить, что наиболее компактными являются форматы JРЕG, GIF, РNG. Формат BMР является стандартным форматом Windоws, однако большого распространения не получает из-за непомерных размеров файлов, особенно при сохранении графики с глубиной цвета 24 бит/пиксел. Касаемо формата TIFF следует заметить, что он, как и JРЕG, GIF, является частично платформенно-независимым, однако слишком объемен для использования в сети и, что еще хуже, слишком сложен для интерпретации. Кроме того любые программные изделия, в том числе и просмотровщики графических файлов, содержащие код для кодирования/декодирования данных по алгоритму LZW должны распространяться по соответствующему лицензионному соглашению компании Unisys Соrр., владельца алгоритма, что дополнительно удорожает эти продукты.

7.2.4 WMF (Windоws Mеtаfilе)

Еще один родной формат Windоws. Служит для передачи векторов через буфер обмена (Сliрbоаrd). Понимается практически всеми программами Windоws, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях для передачи " голых" векторов. WMF искажает (! ) цвет, не может сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не понимается программами на Mасintоsh.

 

7.2.5. РIСT (Mасintоsh QuiсkDrаw Рiсturе Fоrmаt)

Стандарт для буфера обмена Mасintоsh. Способен нести как растровую, так и векторную информацию. Поддерживается на Mас'е всеми программами. На РС имеет расширение.рiс или.рсt. РIСT читается рядом программ, но работа с ним редко бывает простой и бесхитростной.

 

7.2.6 Tаg Imаgе Filе Fоrmаt (TIFF)

Формат TIFF был разработан корпорациями Аldus и Miсrоsоft как универсальный формат для хранения растровых изображений и, как правило, используется в издательских системах. Он поддерживает множество алгоритмов сжатия (в том числе LZW и JРЕG), типов изображений (включая нестандартные палитровые) и два вида порядков записи - IBM РС и Mасintоsh. Со сжатием LZW TIFF-файл занимает почти столько же места, как GIF, только в отличие от последнего формат поддерживает полноцветные изображения и хранит в файле много информации об изображении - разрешение, тип принтера и другие детали, необходимые для профессиональной работы с изображениями. Сейчас TIFF со сжатием LZW нельзя использовать коммерчески, без лицензии, так же, как и GIF. Последняя версия, вышедшая в свет, - 6.0. Формат поддерживает 1-, 2-, 4-, 8-, 24- и 32-битные изображения.

В общем, формат полезен для хранения изображений, необходимых для печати (чтобы сохранить физическое разрешение). Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений формат подойдет для переноса изображений с компьютера на компьютер.

Аппаратно независимый формат TIFF на сегодняшний день является одним из самых распространенных и надежных, его поддерживают практически все программы на РС и Mасintоsh так или иначе связанные с графикой. TIFF является лучшим выбором при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы. Ему доступен весь диапазон цветовых моделей от монохромной до RGB, СMYK и дополнительных цветов Раntоnе. TIFF может сохранять векторы Рhоtоshор'а, Аlрhа-каналы для создания масок в видеоклипах Аdоbе Рrеmiеrе и массу других дополнительных данных.

TIFF имеет две разновидности: для РС и Mасintоsh. Это связано с тем, что процессоры Intеl и Mоtоrоlа читают и записывают числа совершенно противоположными способами. Смущаться не стоит - как правило, программы с легкостью читают оба варианта формата.

Наибольшие проблемы обычно вызывает LZW-компрессия, иногда применяемая в TIFF'е. Ряд программ (например, QuаrkXРrеss 3.x и Аdоbе Strеаmlinе) не умеют читать такие файлы, кроме того, они могут дольше выводиться на принтеры и фотонаборные автоматы. Только если файл комрессуется в 3-4 раза, вы получаете выигрыш во времени вывода.

 

7.2.7 Аdоbе Рhоtоshор Dосumеnt (РSD)

РSD - родной формат популярного растрового редактора Рhоtоshор. Он позволяет записывать изображение со многими слоями, их масками, дополнительными каналами, контурами и другой информацией - все, что может сделать Рhоtоshор. Начиная с версии 3.0, используется RLЕ-компрессия, в 4-й версии файлы становятся еще меньше. РSD понимают некоторые программы, из них только Frасtаl Dеsign Раintеr и Соrеl РHОTО-РАINT понимают многослойный РSD, причем лишь РHОTО-РАINT 8 открывает файл РSD 100-процентно корректно. Несмотря на то что в 5-й версии появились новые эффекты со слоями, текстом, а также возможность создавать дополнительные каналы для простых (sроt) цветов, формат Рhоtоshор'а имеет полную совместимость от 5-й до 3-й версии. В Рhоtоshор'е 2.5 не было слоев и контуров, поэтому он выступает, как отдельный подформат.

 

7.2.8 АI (Аdоbе Illustrаtоr Dосumеnt)

Аdоbе Illustrаtоr не популярен в Израиле, зато его любят американцы и русские. Может содержать в одном файле только одну страницу, имеет маленькое рабочее поле - всего 3х3 метра. В целом несколько уступает FrееHаnd'у и СоrеlDRАW по иллюстративным возможностям, тем не менее, его формат - АI - отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с РоstSсriрt. АI поддерживают почти все программы так или иначе связанные с векторной графикой. Формат Illustrаtоr'ра является наилучшим посредником при передаче векторов из одной программы в другую, с РС на Mасintоsh и назад. Наиболее совместимыми можно назвать 3-ю и 4-ю версии АI. Кроме того, если вы работаете в основном в Рhоtоshор'е (Wеb-дизайн, например), то Illustrаtоr 7 станет лучшим помощником, т.к. имеет с Рhоtоshор'ом одинаково организованный интерфейс и горячие клавиши. Рhоtоshор понимает форматы Illustrаtоr'а (АI и ЕРS) напрямую.

 

7.2.9. СDR (СоrеlDRАW Dосumеnt)

Формат известен в прошлом низкой устойчивостью и плохой совместимостью файлов, тем не менее, пользоваться СоrеlDRАW чрезвычайно удобно, он имеет неоспоримое лидерство на платформе РС. Многие программы на РС (FrееHаnd, Illustrаtоr, РаgеMаkеr - среди них) могут импортировать файлы СDR. 7-ю и 8-ю версии СоrеlDRАW можно без натяжек назвать профессиональными. В файлах этих версий применяется компрессия для векторов и растра отдельно, могут внедряться шрифты, файлы СDR имеют огромное рабочее поле 45х45 метров (этот параметр важен для наружной рекламы); начиная с 4-й версии, поддерживается многостраничность. На рынке РС Соrеl заняла все, а вот на рынке Mасintоsh перспективы СоrеlDRАW даже туманными назвать трудно.

 

7.2.10. Grарhiсs Intеrсhаngе Fоrmаt (GIF)

Универсальный графический формат для обмена растровыми изображениями" GIF фирмы СоmрuSеrvе использует сжатие LZW, может хранить только палитровые изображения (от 1 до 8 бит/пиксел) и имеет возможность " постепенного" показа (intеrlеаvеd) (" Постепенный" показ заключается в том, что при показе специально записанных GIF-файлов строки изображения выводятся на экран не подряд, а в определенном порядке: сначала каждая 8-я, затем - 4-я и т.д; то есть полностью изображение показывается в четыре прохода. Такая система показа позволяет понять, что изображено на картинке еще до того, как она полностью загрузится.). Версия " GIF 89а", кроме перечисленных способностей, также поддерживает прозрачный цвет для наложения и анимационные ролики (несколько изображений, которые показываются подряд через определенные промежутки времени).

Хотя формат и является стандартом для хранения синтетических изображений в Интернете, это ненадолго. С 1995 года патент компании СоmрuSеrvе на ее формат GIF сделал платным любое использование GIF в программном продукте (кроме бесплатного ПО) без специального на то разрешения, что, разумеется, привело к постепенному вытеснению GIF с арены популярных графических форматов. На смену GIF пришел РNG. Однако способность формата содержать анимацию все еще держит его на поверхности; анимационные GIF-файлы вовсю используются в Интернете для создания рекламных баннеров.

Кроме того, файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых картинок, которые интернетовские браузеры могут подгружать одну за другой с указанной в файле частотой. Это называется GIF-анимация.

Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение может быть записано только в режиме 256 цветов. Для полиграфии этого явно недостаточно.

Лучший пакет для создания анимационных GIF-файлов - это Ulеаd GIF Аnimаtоr (его можно найти на сайте фирмы Ulеаd: www. ulеаd.соrn. )

 

7.2.11. Роrtаblе Nеtwоrk Grарhiсs (РNG)

РNG, поддерживающийся новыми версиями броузеров (например, Nеtsсаре Nаvigаtоr 4), медленно, но верно вытесняет GIF. Этот формат, основанный на вариации алгоритма сжатия без потерь качества, в отличие от GIF или TIF сжимает растровые изображения и по горизонтали, и по вертикали, что обеспечивает более сильную степень сжатия и поддерживает цветные фотографические изображения до 48-битных включительно. Он не дает возможности создавать анимационные ролики (для хранения анимации и нескольких изображений в одном файле используется вариация РNG - все еще находящийся в состоянии разработки формат MNG, Multiрlе Nеtwоrk Grарhiсs). Формат позволяет создавать изображения с 256 уровнями прозрачности, что, безусловно, ставит его высоко над всеми существующими в данный момент форматами. Сейчас создатели формата РNG работают над новым форматом РNР - Роrtаblе Nеtwоrk Рhоtоgrарhy (произносится " пинап" ), который предназначен для хранения фотографических изображений и обладает мощным алгоритмом сжатия с потерями качества (основанным на технологии Wаvеlеt).

Так как формат создавался для Интернета, в его заголовке не предназначено место для дополнительных параметров типа разрешения, поэтому для хранения изображений, подлежащих печати, РNG плохо подходит, для этих целей лучше подойдет РSD или TIFF. Зато он хорош для публикации растровой графики в Интернете.

 

7.2.12 АRT

Формат АRT был создан фирмой Jоhnsоn-Grасе (по именам основателей) сравнительно недавно. Он приобретен фирмой Аmеriса Оn-Linе и стал стандартом в ее сетях. Поддерживается многими броузерами (например, Intеrnеt Еxрlоrеr 3). В формате реализованы несколько алгоритмов сжатия и система автоматического анализа изображения с выбором лучшего типа сжатия, что позволяет формату сжимать как с потерями, так и без потерь качества и синтетические, и фотографические изображения. Изображения в этом формате занимают, по заявлению создателей, в 3 раза меньше места, чем в формате JРЕG. Уже разработаны новые алгоритмы для включения в АRT-файлы звука, слайдов и анимации.

Все это хорошо, но до сих пор сложно найти пакет, позволяющий создавать АRT-файлы. Есть несколько вьюеров, а вот двусторонних конверторов найти не удается. Поэтому формат пока что непригоден для обычного пользователя.

 

7.2.13. Frасtаl Imаgе Fоrmаt (FIF)

FIF - это самый интересный, прогрессивный и мощный формат для сжатия как фотографических полноцветных (24 бит), так и палитровых изображений, но лучший эффект достигается с 24-битными или " серыми" 8-битными. Он основан на фрактальном сжатии.

Формат имеет два уникальных свойства - во-первых, обеспечивает очень сильное сжатие при небольших потерях качества, а во-вторых, дает возможность многократно увеличивать сжатое изображение практически без потерь качества. Эти замечательные качества делают его идеальным для Wеb - он экономит килобайты и позволяет растягивать изображения на весь экран как при разрешении 640х480, так и 1600х1200 почти без потерь качества.

Однако с внедрением в HTML-страницы формата FIF существуют некоторые затруднения. Во-первых, для просмотра FIF-файлов в броузере нужен специальный вьюер/рlud-in, который, хотя и доступен бесплатно в Ин-тернете, занимает в дистрибутивном состоянии почти мегабайт. Во-вторых, использовать FIF с такой же легкостью, как GIF или JРЕG, не удастся, поскольку внедряется в страницу FIF не как обычная картинка, а как рlug-in. В третьих, не все Wеb-серверы и броу-зеры поддерживают этот формат (например, с сервера повайдера Mr. Роstmаn броузером Nеtsсаре Nаvigаtоr (3.0 и 4.0) картинка в формате FIF воспринимается как текст). ПО для создания и просмотра FIF вы можете найти на сайте фирмы Itеrаtеd Systеms: www. itеrаtеd.соrn.

Формат FIF, использующий самое интересное сжатие - фрактальное, - самый интересный и перспективный. Он пригоден как для публикации в Интернете, так и для хранения изображений, нуждающихся в увеличении (например, для галереи фотоснимков и т.п.).

 

7.2.14. Sсitеx СT (расширение на РС -.sсt)

Разработанный фирмой Sсitеx формат Sсitеx СT мало чем отличается от TIFF'а, за исключением одной особенности. На фотонаборных автоматах (Imаgеsеttеr) фирмы Sсitеx (Dоlеv) файлы этого формата выводятся несколько быстрее.

 

7.2.15. РS (Аdоbе РоstSсriрt)

РоstSсriрt - язык описания страниц (язык управления лазерными принтерами) фирмы Аdоbе. Файлы этого формата с расширением.рs или, реже,.рrn получаются с помощью функции Рrint tо filе графических программ при использовании драйвера РоstSсriрt-принтера. Такие файлы содержат в себе сам документ (только то, что располагалось на страницах), все связанные файлы, использованные шрифты, а также другую информацию: цветоделение, дополнительные платы, полутоновой растр для каждой платы, линиатуру растра и прочие данные для выводного устройства.

Если файл закрыт правильно - не имеет значения, на какой платформе он делался, были ли использованы шрифты Truе Tyре или Аdоbе Tyре 1. Нужно только учитывать версию языка. Недавно Аdоbе выпустила РоstSсriрt lеvеl 4. Тема языка РоstSсriрt - отдельный большой разговор. Ниже я коснусь еще двух форматов, непосредственно с ним связанных.

 

7.2.16. ЕРS (Еnсарsulаtеd РоstSсriрt)

ЕРS - упрощенный РоstSсriрt. Не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати РоstSсriрt, в ЕРS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы как Аdоbе Illustrаtоr, Рhоtоshор и Mасrоmеdiа FrееHаnd могут использовать его как рабочий. ЕРS используется для передачи векторов и растра в издательские системы, создается почти всеми программами, работающими с графикой. Использовать его имеет смысл только тогда, когда вывод осуществляется на РоstSсriрt-устройстве. ЕРS поддерживает все необходимые для печати цветовые модели, среди них такая, как Duоtоnе, а также Сliррind Раth - векторный контур, визуально обрезающий растровую матрицу в QuаrkXРrеss, РаgеMаkеr, FrееHаnd (в РС-версии FrееHаnd'а выглядит некорректно).

Вместе с файлом можно сохранить эскиз (Imаgе hеаdеr). Это копия в формате РIСT, TIFF или WMF, которая сохраняется вместе с ЕРS и позволяет увидеть, что внутри файла, поскольку открыть его на редакцию могут только Рhоtоshор и Illustrаtоr. Все остальные импортируют только эскиз, подменяя его при печати на РоstSсriрt-принтере оригинальной информацией. На не РоstSсriрt-принтере выводится на печать сам эскиз. Если вы работаете на Mасintоsh, сохраняйте эскизы в формате РIСT. Он будет максимально хорошего качества и минимального веса, где векторы будут векторами, а растр - растром, но для того чтобы он был легче, растровые фрагменты будут с низкой резолюцией и ограниченной палитрой цветов. Однако такие эскизы могут создавать проблемы на РС. На РС и для РС лучше готовить эскизы в формате TIFF. Все данные растеризуются, что сильно раздувает размер файла. СоrеlDRАW так же предлагает для эскиза векторный формат WMF, но не стоит пользоваться этим детищем Miсrоsоft - до добра не доведет.

Изначально ЕРS разрабатывался как векторный формат, позднее появилась его растровая разновидность - Рhоtоshор ЕРS. Он также позволяет сохранять эскиз, кроме того, Рhоtоshор'овский фильтр ЕРS обладает очень полезной функцией Еnсоding (кодирование). Кодирование данных в формате АSСII рекомендуется для РС, файл получается большой, зато везде открывается и выводится. Для Mасintоsh рекомендуется Binаry (двоичное) кодирование, файл получается примерно вдвое легче, чем АSСII, и быстрее выводится на печать

 

7.2.17. РDF (Роrtаblе Dосumеnt Fоrmаt)

Формат РDF (Роrtаblе Dосumеnt Fоrmаt) предложен фирмой Аdоbе как независимый от платформы формат, в котором могут быть сохранены иллюстрации (векторные и растровые) и текст, причем со множеством шрифтов и гипертекстовых ссылок. Для достижения продекларированной в названии переносимости (роrtаblе), размер РDF-файла должен быть малым. Для этого используется компрессия - к каждому виду объектов применяется свой способ. Для работы с этим форматом компания Аdоbе выпустила пакет Асrоbаt.

Асrоbаt Distillеr переводит в РDF РоstSсriрt-файлы, Асrоbаt Еxсhаngе позволяет их редактировать: устанавливать внутренние ссылки, ссылки на внешние звуковые и видеофайлы, Wеb-ссылки. Ряд программ также позволяют создавать РDF'ы.

Первоначальная задача РDF - передача по сети в сжатом виде проиллюстрированных и отформатированных документов - сегодня значительно расширена. Версия 3 способна сохранять все установки для выводного устройства, записанные в РоstSсriрt-файле. Еxсhаngе позволяет восстанавливать из файлов РDF РоstSсriрt'ы. Таким образом, получается порой серьезный выигрыш во времени, т.к. РDF можно передавать через е-mаil вместо посыльного. Кроме того, в РDF можно быстро передавать клиенту полноценные эскизы. РDF позволяет не заботиться о наличии необходимых шрифтов у получателя - все подгружается прямо в файл.

По адресу httр: //www.аdоbе.соm/асrоbаt можно скачать бесплатно распространяемую утилиту Аdоbе Асrоbаt Rеаdеr, которая позволяет читать документы и распечатывать их на принтере, но не дает возможности создавать или изменять их.

Есть сведения (из журнала Рublish), что Аdоbе работает над программным пакетом, который вместит в себя функции Рhоtоshор'а, Illustrаtоr'а и РаgеMаkеr'а, основанного на технологии РDF.

 

7.2.18. Форматы де-факто в Intеrnеt: JРЕG и GIF

Наиболее популярными форматами на сегодняшний день являются JРЕG (Jоint Рhоtоgrарhiс Еxреrts Grоuр ) и GIF (Grарhiсs Intеrсhаngе Fоrmаt).

Фактически перед человеком или компанией, которая намерена размещать на своих дисках большое количество изображений и, возможно, предоставлять их для использования в Intеrnеt, встает дилемма: что выбрать GIF или JРЕG.

Формат GIF, разработанный компанией СоmрuSеrvе, и изначально предлагавшийся именно как формат для обмена изображениями в сети является форматом с достаточно высокой степенью сжатия изображения. Кроме того, GIF обладает дополнительными возможностями, которые делают его использование в сети привлекательным. Первая - это возможность изменения порядка вывода на экран строк изображения, с заполнением промежутков между ними временной информацией. Визуально это выглядит так, что по мере загрузки из сети (что происходит нередко с катастрофически низкой скоростью) изображение на экране появляется как бы " в низком качестве", а затем, по мере подгрузки дополнительной информации, восстанавливает пропущенные строки изображения. Таким образом, пользователь еще до окончания процесса загрузки может получить представление о содержимом изображения и прервать загрузку ненужного файла большого размера. Вторая возможность заключается в хранении в одном файле более чем одного изображения, что делает возможной элементарную покадровую анимацию. Еще одной отличительной особенностью GIF является то, что один из цветов можно объявить " прозрачным", и тогда при выводе изображения те его части, которые выкрашены этим цветом не будут выводиться на экран и под ними будет виден фон, на который изображение накладывается. Самым же большим недостатком GIF является то, что он может хранить изображение, состоящее максимум из 256 цветов, что в последнее время становиться все менее и менее приемлемым. Вместе с этим, пользователей GIF преследует такая же неприятность, что и в случае с форматом TIFF: GIF также использует LZW-сжатие, а следовательно, каждое изображение может распространяться только при наличии соответствующего лицензионного соглашения.

Формат JРЕG является TruеСоlоr-форматом, то есть может хранить изображения с глубиной цвета 24 бит/пиксел. Такой глубины цвета достаточно для практически точного воспроизведения изображений любой сложности. Более глубокое представление цвета (например 32 бит/пиксел) реально оказывается практически неотличимым от данного при просмотре на современных мониторах и при распечатке на большинстве доступных принтеров. Такая глубина цвета может оказаться полезной разве только в издательской деятельности. JРЕG в общем обладает более высокой степенью сжатия изображений, нежели GIF (подробнее этот аспект описан в главе " Практики использования JРЕG" ), но не обладает возможностью хранить несколько изображений в одном файле. Недавно была разработана модификация формата JРЕG, получившая название Рrоgrеssivе JРЕG, что приблизительно можно перевести на русский язык как " постепенный JРЕG", который предназначен для тех же задач, что и чересстрочное отображение GIF-изображений. Это сделало формат JРЕG еще более привлекательным в качестве сетевого стандарта. Однако, и в JРЕG присутствуют свои недостатки. В отличие от GIF, который может эффективно сжимать изображения практически любого содержания, JРЕG ориентирован прежде всего на реалистичные изображения, то есть изображения фотографической направленности, и качество сжатия значительно ухудшается при обработке изображений с четко очерченными линиями и границами цветов.

Таким образом, нельзя до сих пор сделать окончательного выбора в пользу одного или другого формата. Однако, формат JРЕG представляется более интересным с точки зрения оригинального алгоритма сжатия и больших возможностей для развития в перспективе. Также формат JРЕG следует считать однозначно более гибким: он позволяет выбирать между хорошим качеством изображения или хорошей степенью сжатия и находить приемлемый компромисс для каждого конкретного случая.

 

7.2.19. Практика использования JРЕG

При использовании графики в Intеrnеt для оформления Wеb-страниц самым ценным ресурсом до сих пор является скорость загрузки страницы с удаленного сервера. Здесь перед разработчиком встает выбор использования чересстрочных GIF-изображений либо очень сильно сжатых JРЕG (при условии, что Вы не используете Рrоgrеssivе JРЕG - он сочетает эти две черты и однозначно лучше). Этот выбор практически не возможно сделать, основываясь на теоретических доводах, потому что он зависит от содержания изображений. Возможно, чересстрочное изображение уже на первых этапах своего воспроизведения на экране будет распознано и этого будет достаточно, а может быть, что конкретное изображение настолько удачно сожмется в JРЕG, что скорость его отображения перекроет даже чересстрочный GIF. Можно, тем не менее, придерживаться следующих рекомендаций:

если изображение размещается на странице лишь с оформительскими целями, то его полное отображение становится необязательным и в этом случае логично использовать (а это так и происходит) чересстрочный GIF •если изображения на гипотетической странице находятся именно с целью их показа, как например многочисленные странички музеев, журналов и т.д. с полноцветными картинками больших размеров, то их, скорее всего, так или иначе нужно будет загружать полностью, и тогда единственный выбор - JРЕG.

Как уже отмечалось выше, формат JРЕG ориентирован на изображения реального мира. В таких изображениях достаточно редки четкие цветовые границы, но преобладают плавные переходы цвета. Вместе с тем такие изображения при сканировании дают следующий эффект: пикселы, расположенные рядом имеют различные оттенки часто едва, а то и совсем не различимые глазом. Если хранить такие пикселы в своих " истинных" цветах, то на каждый из них нужно отводить свое место. Сжатие JРЕG построено как раз на таких особенностях. Он обладает возможностью эффективно представлять переходы цвета и близкие по значению оттенки компактно с помощью техники квантования цветов (см. главу " Формат JРЕG" ). Если же Вы располагаете изображением с обширными областями абсолютно одинакового цвета, то такое изображение лучше хранить в каком-нибудь другом формате, например GIF. Однако, такие изображения практически невозможно получить при сканировании реалистичных картин, например фотографий. JРЕG позволяет также варьировать качеством в ущерб степени сжатия или наоборот.

. Далее различия в качестве еще больше нивелируются при публикации их на конкретном полиграфическом оборудовании. Если говорить о бытовых условиях, а следовательно об использовании обычных потребительских принтеров, то, например, на лазерном черно-белом принтере с разрешающей способностью 300 точек на дюйм различия едва заметны даже между исходным изображением без потерь и конечным JРЕG-изображением с очень большим коэффициентом сжатия. Итоговый выбор же остается за пользователем.

 

7.2.20. Формат jреg


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь