Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Юриспруденция в средневековье ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В Средневековье наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия. Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н.э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана. В арабских странах господство перешло к религиозному праву - шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением. В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право. Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским. Большую роль в развитии учения о государстве и праве в Средние века сыграл доминиканский монах, учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии. От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существо общительное, в нём изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этой причине и возникает государство. Цель государственности - общее благосостояние, обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Также Фома Аквинский построил и концепцию права. По его теории право - это состояние справедливости, это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает, оно уже существует, главным существенным признаком права является справедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, право народов, позитивное право и божественное право. В России же вехи развития можно разделить на четыре части: Первый - XI-XVII вв. - период становления русской юриспруденции и политико-правовой мысли относится к временам великих княжений Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Расцвет Киевской Руси сопровождающийся становлением правового материала, принятием христианства, становления первых правовых аспектов. К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Что привело к значительному пересмотру государственной власти и систем управления. Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил Правительствующий сенат, вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью создана Духовная коллегия, переименованная затем в Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления - магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие - шляхетство. Московское государство превратилось в Российскую империю. Второй - конец XVIII - начало XIX вв. - период начала развития дореволюционной российской политико-правовой мысли, главной характеристикой которой является то, что она формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Известный русский юрист конца XIX - начала XX в. Н.М. Коркунов в этой связи писал: «Наше отношение к западной науке можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки… Тем не менее в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий» Важную роль в становлении юриспруденции сыграли реформы Петра I. По его указанию в начале XVIII в. была переведена работа С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Первыми преподавателями в русских университетах были иностранцы, из них большую часть составляли немцы, которые ориентировались на положения тогдашней немецкой юриспруденции и философии естественного права. Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий (1740-1789), который во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном и позитивном праве. К числу первых работ русских юристов относится произведение В.Т. Золотницкого «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества» Заметной вехой в становлении и развитии русской юриспруденции стала «Энциклопедия законоведения» Неволин К. Энциклопедия законоведения. Т. I. Киев, 1839 (новое издание этой работы -- СПб., 1997 -- подготовили Д.И. Луковская, С.С. Гречишкин, Ю.В. Ячменев) К.А. Неволина, профессора Киевского университета. Он, вместе с П.Г. Редкиным, И.В. Киреевским и др., изучал юриспруденцию в Германии, слушал лекции Гегеля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской юридической науки и философии права в то время. И все же, в России XVIII века правовая наука в сравнении с другими европейскими странами была развита слабо. Как ни странно, но определенное влияние на это оказало правление Петра I, который, «прорубая окно в Европу», делал акцент на военно-практическом деле, мало заботясь о развитии общественных наук, что, впрочем, неудивительно: личный диктат самодержца не мог считаться с появлением идей, не совпадающих с его взглядами. В результате в XVIII веке помимо Екатерины II появилось лишь несколько серьезных имен, занимавшихся правовыми вопросами.(В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого). Эти ученые предлагали, составить новое уложение - взамен Соборного уложения 1649 г., причем подчеркивалось, что новое уложение должно быть написано более ясным, понятным народу языком, считали необходимым резко ограничить применение смертной казни. Я.П. Козельский (1729-1795 гг.) и А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) выступали за раскрепощение личности и защиту ее прав и свобод, независимо от сословной принадлежности, отмену телесных наказаний. А.Н. Радищев касался и пенитенциарной сферы, в частности, он полагал, что целью наказания является не «мщение» (оно всегда «гнусно»), а «исправление преступника или действие примера для воздержания от будущего преступления». Как известно, далеко не все из них находили поддержку властей, и более того были властями гонимы. Большим вкладом в развитие юридической мысли рассматриваемого периода, стала кодификация русского права и издание Свода законов в 1832 году под руководством видного государственного деятеля и юриста М.М. Сперанского. Третий - конец XIX - середина XX вв его еще принято называть большевистский период. Марксизм встал за идею у вновь пришедшей власти. В сущности, историю юриспруденции советского периода можно охарактеризовать как историю борьбы против понятий «государства» и «права» в их некоммунистическом смысле и значении, против «юридического мировоззрения» как буржуазного мировоззрения, история замены правовой идеологии идеологией пролетарской, коммунистической, марксистско-ленинской, истории интерпретации учреждений и установлений тоталитарной диктатуры как «принципиально нового» государства и права, необходимых для движения к коммунизму и вместе с тем «отмирающих» по мере такого продвижения к коммунистическому будущему. После революции в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях постепенно в общем русле марксистского подхода к праву стали складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права и государства. Четвертый - конец XX начало XXI вв. - период развития юриспруденции, как и политико-правовой мысли в постсоветской Росси характеризуется тем, что уже нет марксистско-ленинской идеологии и коммунистических представлений о праве и государстве, нет концептуальной основы, мировоззрения, понятийного аппарата и словаря постсоветская теория права и государства и в целом юридическая наука и юридическая практика оказались в переходном состоянии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2056; Нарушение авторского права страницы