Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и общество в Древнем Китае



Древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она явля­лась также сакральной: император провозглашался «сыном неба» — верховного духа, дававшего «добро на правление». В управлении го­сударством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного, сель­скохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя уп­равление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи. Государство занимало очень высокое место в системе ценно­стей, а представители государства — чиновники имели самый высо­кий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.

Можно сказать, что в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее организационной функции. Организованы и упорядоче­ны были труд, отношения между людьми, земельные площади. Все было организовано четко и слаженно. Для того чтобы государственный аппа­рат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система. Основой успеха и продвижения по социальной ле­стнице становилась не родовитость, а личные заслуги чиновника, его образование, которое очень ценилось в Китае. Ученость и эрудиция предполагали высшие знания и добродетель в человеке. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными, поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Сам принцип выдви­жения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность были провозглашены еще Конфуцием.

В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена. Система чиновничье-бюрократического аппарата, или мандарината, становилась опорой государственной власти. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников-мандаринов стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилиза­ции. Естественно, что носители знания (мудрецы, художники, фило­софы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Начало создания мощного управленческого аппарата было положе­но Цинь Шихуанди, который за время своего короткого правления создал основу имперской государственности и социально-экономи­ческой системы Китая. Для управления крупной империей нужно было унифицировать все стороны жизни ее населения, уничтожить проявления малейшей самобытности. Живое многообразие рассмат­ривалось лишь как препятствие на пути к объединению. Во времена правления Цинь Шихуанди критерием учености стали верноподданичество и угодничество по отношению к власти. Безжалостно уничто­жилось все, что не соответствовало идее империи и существовавшей власти, императору приписывают высказывание: «Книги — в костер, учеников — в яму». Преследовались исторические книги, поскольку ученых обвиняли в том, что «они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век». Исторические книги были публично сожжены, многие ученые бежали в горы. В стране насаждалась атмо­сфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вы­рождался умственно, нравственно и физически. Древнейший историк Сыма Цянь отмечал, что после правления династии Цинь людей в боль­ших городах осталось «из десяти лишь два или три». Аналогичные опу­стошения произошли и в области нравственной культуры, поскольку наблюдались случаи людоедства.

Не нужно думать, что тоталитаризм и культура исключают друг друга, поскольку они предполагают нечто общее в своей основе, а именно: организованность, четкость и порядок. Вот почему в исто­рии требование порядка и культуры нередко оканчивалось установ­лением тоталитарных режимов, а тоталитаристские настроения в об­ществе часто маскировались заботой о культуре и всеобщем порядке. Но тоталитаризм, как и рационалистически понимаемая культура, когда она сводится к определенным правилам поведения или к коли­честву прочитанных книг, ведут к однообразию в общественной жиз­ни, к снижению творчества и к угасанию всего живого в обществе и в человеке. Вот почему в конечном итоге рушились тоталитарные ре­жимы. В истории культуры им противостояли философские учения, обращенные, прежде всего, к внутреннему миру человека, гармония и порядок в котором являются предпосылкой культуры и благосос­тояния в обществе. Обращение к ритуалам и традициям древности осознавалось в Китае как средство сохранения стабильности и про­цветания в обществе.

В политической истории Китая, в развитии китайской государст­венности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Кон­фуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм выше всего ценил силу Закона, авторитет которого должен дер­жаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и созна­тельном оглуплении народа.

Тоталитарная доктрина легистов, с ее презрением к людям во имя процветания государства, оказалась нежизнеспособной. Это подтвер­дила практика династии Цинь и смена ее династией Хань, которая го­сударственной идеологией делает конфуцианство.

Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм

Главными принципами древнекитайского мировоззрения были поня­тия «Инь» и «Ян», которые разрабатывались различными философ­скими школами. Эти понятия восходят к древним космогоническим представлениям, в которых они означали противоположные космиче­ские силы, упорядочивающие первобытный хаос. В философии они употреблялись для обозначения многих противоположных явлений: тьмы и света, воды и огня, пассивности и активности, женского и муж­ского начал. Нарушение естественного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов. Эталоны представлений об этих изначальных качествах изложены в древнекитайском классическом тексте «И-цзин» («Книга перемен»). В этой книге представлены два аспекта: философский и мантический (гадательный). Во время ди­настии Цинь, когда была сожжена масса древних книг и рукописей, «И-цзин» уцелела только потому, что была воспринята как собрание мантических текстов. Практика гаданий была очень распространена в Древнем Китае. В то же время и древнекитайский пантеон богов был очень разнообразен: боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства. Верховным божеством в культуре Древнего Китая было Небо.

На единство человека и неба обращалось внимание, прежде всего, в классической философии. Согласно этим воззрениям, в мире суще­ствует единый и общий для всех вещей Путь (Дао), изменить который не может никто. Следование Дао - это высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник этой философской концеп­ции Лао Цзы. Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного самосовершенствования на пути соблюде­ния правил и ритуалов. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. В эту эпоху сложились учения так называемых «ста философских школ», среди которых был и моизм, и школа закона - легизм.

Конфуцианство

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основа­тель причислен к лику святых. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Он происходил из знат­ной, но разорившейся семьи. В возрасте 50 лет получил пост министра в своем родном царстве Лу. Результатом его деятельности на посту министра было потрясающее снижение уровня преступности. Говори­ли, что если потеряешь на улице кошелек, то он будет днями лежать нетронутый.

«Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний фило­софа, дает представление об учении Конфуция. В работе прослежива­ется система этических норм, политические вопросы и проблемы поведения личности, принципы, следуя которым можно принести пользу обществу и каждому человеку в отдельности. Главные принципы учения Конфуция.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли» - почтительность, ритуал. «Воспитанный чело­век предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжен мин» (исправление имен), гласивший, что в об­ществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и долж­ности. В учении об обществе Конфуций на первое место ставил этот принцип. Он сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом: «Государь есть государь, отец есть отец, император - отец народа, а народ - его дети».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. «образ благородного мужа». Все люди одинаково способны быть высоконравственными, но это, преж­де всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельнос­тью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристокра­тическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «ди» — повиновения старшим по возрасту и должности.

6. Принцип «чжун» — нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

7. Принцип «вэнь» - образованность и просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению.

Конфуцианство с течением времени превращается из господствую­щей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей явля­лись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу. Как видим, учение Кон­фуция пользуется признанием, а имя почитанием. Его учение изложе­но учениками (поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и отве­тов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыс­лей и наставлений.

Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в те­чение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной.

Даосизм

Даосизм, моизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) резко отличались от конфуцианства. Конфуций и Лао Цзы были современниками. Учение Лао Цзы как и Конфуция было изложено после смерти в сборнике изречений «Дао-дэ-цзин». Центральной идеей философии Лао Цзы была теория Дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция Лао Цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические ражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника.

Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным... ветхое новым». Таким образом, в мире все переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Удел человека - созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Теория недеяния - основной принцип даосизма. Центральной проблемой доктрины даосизма является учение о бессмертии. Даосы создали учение о бессмертии, исходя веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

На базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составляло понятие абсолютного Дао. Центральная идея: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возращение к Дао — истинному бытию бессмертной души. В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Они занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица), геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли), они были врачами, собирателями трав.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь