Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преемственность культурных традицийСтр 1 из 3Следующая ⇒
Преемственность культурных традиций План: 1. Периоды культурного развития. 2. Государство и общество в древнем Китае. 3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм. 4. Триединство искусств. 5. Научные достижения Древнего Китая. 6. Мировое значение китайской культуры. Терминология: Яншао, Джаньго, Янцзы, династия, деспотия, мандаринат, даосизм, буддизм, моизм, конфуцианство, «недеяние». Персоналии: Лю Бан, Цинь Шихуанди, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян, Сыма Цянь, Пу И. Периоды культурного развития Китай, или Срединное Царство, как в древности называли свою страну китайцы, расположен в Восточной и Центральной Азии. Около 5 тыс. лет назад здесь зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Слово «китай» пришло из языка среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени народа (китаев) монгольского происхождения, проживавшего в X-XII вв. н. э. на севере страны. Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Международные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали культуре этой страны сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния. Вся история Китая связана с правлением династий императоров. Одни династии правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще всего становились потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания. Периоды культурного развития представляют собой этапы правления династий, переживающих подъем, период стабильности и спад, Можно говорить об особой «культурной династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, которые оставили наибольший след в развитии китайской культуры, следует выделить Шан, Чжоу, Цинь, Тан, Цин. Выделяются следующие периоды культурного развития. 1. Культура Яншао (5-3 тыс. до н. э.). 2. Культура эпохи династии Шан (XVI-XI вв. до н. э.). 3. Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго (XI—III вв. до н. э.), 4. Культура Цинь и Хань (III в. до н. э.- Ш в. н. э.). 5. «Золотой век» правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). 6. Культура Мин и Цин (XIV-XVII вв. - 1911 г.) Культура Яншао Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших ре Китая в 5-3 тыс. до н. э., создавали поселения из небольших, углубленных в землю, глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. Эта культура получил свое название по месту первых раскопок, где были найдены керамические сосуды из бледно-желтой и красновато-бурой обоженной глины. Керамические сосуды служили для хозяйственных нужд: в ни хранили вино, масло, в них готовили пищу. Большие сосуды служил погребальными урнами. Глиняные изделия отличались необычайно правильностью форм и сложностью геометрического узора. Обжиг этих изделий происходил при температуре около 1500 °С. Культура эпохи династии Шан Во 2 тыс. до н. э. образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства. Столица государства — город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, - в отличие от древних поселений, имела отчетливый план. В Шан обрабатывали нефрит, создавая из этого твердого материала прекрасные вещи. Есть много свидетельств тому, что в Шан употребляли алкогольные напитки, приготавливали с нимии использовали их в церемониях. Полагают, что чрезмерное увлечение вином негативно влияло на способность управлять государством. Культура Цинь и Хань В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую могущественную империю, во главе которой стала династия Цинь, а затем Хань. Цинский правитель — ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.), завершив объединение Китая. Он правил недолго, но сумел укрепить централизованную власть. Цинь Шихуанди уничтожил границы самостоятельных царств, разделил страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил чиновника. По его повелению были построены благоустроенные дороги, прорыты каналы, введена единая письменность (упразднены региональные варианты и уменьшено на 25% число иероглифов, используемых на территории Китая), проведена стандартизация системы мер и весов. По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение того времени с сигнальными огнями на башнях, использующимися во время опасности — Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников (ее высота — 10 м, ширина — 5-8 м). Не менее грандиозным было сооружение мавзолея Цинь Шихуанди, который строили около 36 лет (не закончив его строительства) 700 тыс. человек. Великим чудом света можно назвать терракотовую армию из этого мавзолея в 6 тыс. солдат. После падения династии Цинь, в результате ожесточенной борьбы за власть в 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. За 400 лет правления династии Хань сопутствовали достижения: расцвет художеств, ремесел и музыки, исследования в области географии и философии, технический рост и экономический прогресс. Но в то же время это период не только гражданского мира, но и кровопролитных крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бездействий. В пору расцвета империя Хань не уступала в силе и славе Римской империи, процветавшей в ту пору на далеком Западе. Ханьская империя вела торговлю по Великому шелковому пути с Римом. На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла. Великий шелковый путь проходил от Чаньань (центр Китая), через Дунькуань (пустыню Гоби), огибая пустыню Такла-Макан («пойдешь, не вернешься») с двух сторон, через Самарканд, Багдад в Антиохию (на побережье Средиземного моря), по Средиземному морю в Рим. В этот период зародилась историческая наука. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь создал 5-томный трактат истории Китая. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. В эпоху Хань зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Значительными находками археологов были рельефы гробниц аристократов в провинции Сычуань. В III в. н. э. Ханьская империя была сметена народным восстанем «желтых повязок». «Золотой век» Культура Тан и Сун После крушения Ханьской империи страна оказалась раздробленной и легко доступной для кочевых северных племен. Китайцы в большинстве своем бежали на юг за Янцзы. Этот период вошел в историю как период Северных и Южных династий. Его характерной особенностью является то, что политическая ситуация отразилась на духовной культуре эпохи и ее бурном развитии. Возникает религиозный даосизм и чань-буддизм (буддизм пришел в Китай в 65 г. н. э.). В VI в. буддизм приобретает статус государственной религии. Наряду с буддизмом развивается даосизм, который был тесно связан с мистическими сектами, возглавлявшимися священниками из простолюдинов. Период правления династии Тан (VII-X вв.) и династии Сун (X-II вв.) был эпохой истинного расцвета Китая — «золотым веком» ее культуры. Об этом говорит и тот факт, что, например, чиновники этой эпохи были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в. Период Тан и Сун - время расцвета архитектуры и скульптуры. Дворцы, усадьбы и храмы возводили из дерева по единому принципу. Крыши с загнутыми углами придавали архитектурным сооружениям торжественность. Буддийские пагоды строили из кирпича с нечетным (счастливым) количеством этажей (3, 5, 7...). Статуи храмов были необычайно красивы, примером может служить 17-метровая статуя Будды — Вайрочаны (Владыки Космического света) VII в. в провинции Луньмэнь. На период Тан и Сун приходится расцвет всех жанров китайской живописи и декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткани, эмаль, фарфор. Философская идея «великое в малом» выражалась в жанрах живописи: хуа-няо («цветы-птицы»), шань-шуй («горы-воды»). Культура Мин и Цин В XIII в. Сунская империя прекратила свое существование, страна была завоевана монголами. В результате долгой борьбы в середине XIV в. монгольское владычество было свергнуто и установлено правление китайской династии Мин. С этого периода начинается новый подъем культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремесла и торговля. Сооружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена (достигшая 3 тыс. км). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а принесенные монголами обычаи искоренялись правительством. Возрождая имперские традиции, минские правители вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое заняло господствующее положение. Прослеживалось стремление ограничить даосизм и буддизм. Получили разрешение на прибытие в Китай итальянские иезуиты, а позже в страну были допущены другие католические миссионеры. Императорская власть приняла деспотический характер. В XVII в. страну захватили маньчжуры, установившие династию Цин, и правили вплоть до 1911 г., до установления республики. В середине XVIII в. цинские правители отгородили Китай от всего мира, ограничив его контакты с другими странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними противоречиями страна стала ареной борьбы западных держав, завершившейся поражением цинского Китая в «опиумной войне». После свержения императорской власти в стране начались либеральные и демократические реформы. Конфуцианство Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основатель причислен к лику святых. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Он происходил из знатной, но разорившейся семьи. В возрасте 50 лет получил пост министра в своем родном царстве Лу. Результатом его деятельности на посту министра было потрясающее снижение уровня преступности. Говорили, что если потеряешь на улице кошелек, то он будет днями лежать нетронутый. «Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний философа, дает представление об учении Конфуция. В работе прослеживается система этических норм, политические вопросы и проблемы поведения личности, принципы, следуя которым можно принести пользу обществу и каждому человеку в отдельности. Главные принципы учения Конфуция. 1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим». 2. Принцип «ли» - почтительность, ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». 3. Принцип «чжен мин» (исправление имен), гласивший, что в обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и должности. В учении об обществе Конфуций на первое место ставил этот принцип. Он сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом: «Государь есть государь, отец есть отец, император - отец народа, а народ - его дети». 4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. «образ благородного мужа». Все люди одинаково способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором. 5. Принцип «ди» — повиновения старшим по возрасту и должности. 6. Принцип «чжун» — нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». 7. Принцип «вэнь» - образованность и просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению. Конфуцианство с течением времени превращается из господствующей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей являлись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу. Как видим, учение Конфуция пользуется признанием, а имя почитанием. Его учение изложено учениками (поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и ответов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыслей и наставлений. Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в течение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной. Даосизм Даосизм, моизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) резко отличались от конфуцианства. Конфуций и Лао Цзы были современниками. Учение Лао Цзы как и Конфуция было изложено после смерти в сборнике изречений «Дао-дэ-цзин». Центральной идеей философии Лао Цзы была теория Дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция Лао Цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические ражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника. Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным... ветхое новым». Таким образом, в мире все переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Удел человека - созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Теория недеяния - основной принцип даосизма. Центральной проблемой доктрины даосизма является учение о бессмертии. Даосы создали учение о бессмертии, исходя веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. На базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составляло понятие абсолютного Дао. Центральная идея: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возращение к Дао — истинному бытию бессмертной души. В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Они занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица), геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли), они были врачами, собирателями трав. Буддизм Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и, фактически, занял положение третьей религиозной системы. Буддистские обряды исполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма. Самая примечательная — школа чань-буддизма (термин «чань» означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхидрахма. Цель чань-буддизма: медитация и самораскрытие человека. Китайской целью медитации было достижение особого состояния «просветления». В XI в. рождается народная религия из сплава культа предков, жертвоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, буддистских понятий о карме и перевоплощении, даоской иерархии богов. Все боги этой религии - обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов - Нефритовый государь (верховное божество даосистского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками. Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция).
Легизм Основоположник легизма Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформировал основные концепции легизма об управлении обществом и государством. Шан Ян был советником правителя в царстве Цинь, провел там ряд реформ, ввел частную собственность на пахотные земли. После смерти правителя Шан Ян был казнен по настоянию аристократии. Выступая против конфуцианства, он утверждал что человеколюбие — причина всех проступков, что политика не совместима с нравственностью, что вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа легистов (законников) была реализована в империи Цинь Шихуанди. Здесь была предпринята попытка такого правления, когда уничтожались культурные традиции. Триединство искусств Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с вовлечением в композицию картины каллиграфической поэтической подписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины — горизонтальный или вертикальный свиток. Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала способность китайцев мыслить образами и символами. Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Скульпторы, как правило, считались ремесленниками и оставались обычно неизвестными. преемственность культурных традиций План: 1. Периоды культурного развития. 2. Государство и общество в древнем Китае. 3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм. 4. Триединство искусств. 5. Научные достижения Древнего Китая. 6. Мировое значение китайской культуры. Терминология: Яншао, Джаньго, Янцзы, династия, деспотия, мандаринат, даосизм, буддизм, моизм, конфуцианство, «недеяние». Персоналии: Лю Бан, Цинь Шихуанди, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян, Сыма Цянь, Пу И. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы