Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Христианство и христианские притчи⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46
Христианство – одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Она возникла в I веке н. э. Это был период духовного кризиса, охватившего все Средиземноморье. Время требовало религии объединяющей, мировой, способной повести человечество. Этой религией стало христианство, в котором не было разделений – ни национальных, ни государственных, ни родовых, поэтому оно стало религией межнациональной. Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютных благости, знания и могущества, имеющего свою причину в себе самом и являющегося создателем Мира. При этом в христианстве Бог является триединым, соединяющим в себе три лица: Бога Отца (творческого начала), Бога Сына (воплощения деятельной любви) и Святого Духа (их вездесущности, разлитости во всем мире). Христианство связано с именем Иисуса Христа («Христос» от греч. – «помазанник», «мессия»), рождение которого, как гласит предание, было предсказано пророками и от рождения которого позже начала исчисляться наша эра. По преданию, мать Иисуса Дева Мария получила ангельское видение, что она чудесным образом зачнет во чреве от Святого Духа и родит сына, который будет наречен Сыном Всевышнего. Рождение Иисуса было ознаменовано, как и предсказывалось, рождением на небе новой звезды[21]. Ниже приведено краткое описание жизненного Пути Иисуса в изложении В.у. Аткинсона (текст изменен). Оно не претендует на исключительную точность и в этой книге приводится лишь для улучшения понимания христианских притч. Для получения более достоверных данных (если таковые вообще имеются в настоящее время) обращайтесь к библейским первоисточникам. …Иисус уже с ранних лет показал особое дарование в постижении не только текста, но и духа различных иудейских писаний и во многом превзошел своих товарищей по учению. Рассказывают, что Он рано стал проявлять нетерпение при угрюмом изложении иудейских учителей, стремясь подлинно разобраться в тексте, чтобы постичь дух, его оживляющий. Этим Он часто навлекал на себя выговоры со стороны учителей, которые в своем усердии передать точные слова учения пренебрегали его духом. В молодости Иисус долго путешествовал по Индии, Персии и Египту, а вернувшись на родину, провел по крайней мере год среди различных лож и обителей братства ессеев. За время отдыха и учения в их обителях внимание Иисуса было привлечено к труду Иоанна Крестителя, в котором Он увидел ключ, отворяющий Ему путь для Его предстоящего великого труда. Иисус сообщил отцам-ессеям о намерении впоследствии отправиться к месту служения Иоанна, и отцы оповестили об этом Иоанна. Говорят, что тот не знал, кто придет; ему сообщили только, что со временем к нему присоединится великий Учитель из дальних стран, и Иоанну было велено подготовить народ к Его пришествию. Иоанн исполнил волю отцов ессейских братств. Он проповедовал покаяние, правдивость, обряд крещения и главным образом приход Учителя. Он говорил народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Кайтесь, ибо вскоре придет Учитель! » – повторял он, возвышая голос. А когда народ окружал его и спрашивал, не есть ли он, Иоанн, сам Учитель, он отвечал: «Нет, я не тот, кого вы ищете. Идущий за мною сильнее меня; я недостоин развязать ремень обуви Его. Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас огнем и Духом Святым! » Иоанн был истым мистиком, он весь ушел в труд, к которому был призван, и гордился быть предшественником Учителя, о приходе которого его оповестило братство. Однажды перед Иоанном предстал молодой человек с благородной, спокойной осанкой и, взглянув на него выразительным взором, попросил окрестить Его. По преданию, во время крещения Иисуса произошло странное событие, будто голубь спустился с неба и сел Ему на голову и послышался тихий голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И тогда чужестранец, очевидно смущенный странным явлением свыше, отошел от толпы и направился в пустыню. Иисус почувствовал, что наступил важный период Его жизненного труда. Он покинул восторженные толпы приверженцев Иоанна и отправился искать уединения в заброшенных местностях пустыни, чувствуя, что там Он предстанет лицом к лицу перед собственной душой и получит, наконец, ответ на вопрос «кто Я? ». В самых отдаленных расщелинах в центре пустыни Иисус много дней боролся духовно Сам с Собой (Бог Отец и Бог Сын), без всякой пищи и без крова. И борьба эта была достойна столь великой души. Сначала Ему пришлось одолеть телесные потребности. По преданию, когда физическая борьба Иисуса достигла наивысшей точки, Его инстинктивный разум, руководящий физическими действиями, требовал хлеба. Он искушал Его сознанием того, что Он, в силу Своей Божественной природы, может превратить даже камни в хлеб. Разум требовал сотворения этого чуда для удовлетворения собственных потребностей. Но Иисус не поддавался искушению, хотя уже знал, что может сделать это. Чудотворный дар, при помощи которого Он впоследствии превратил воду в вино и накормил массы народа в пустыне хлебом и рыбой, мог тогда принести Ему пользу для личного насыщения. Здесь следует отдельно отметить, что использование Божественных способностей для удовлетворения собственных потребностей осуждалось, и Иисус не прибег к подобному даже перед распятием. Иисус выдержал пост и получил ответ из души Своей в образе видений будущего. Он избрал Свой путь и знал все, что Ему предстоит… Иисус покинул пустыню и возвратился к Иоанну и его последователям. Во временном отдыхе и подкреплениях едой и питьем Он набирал энергию и силы для Своего великого труда. Приверженцы Иоанна собрались вокруг Иисуса, считая Его Спасителем, пришедшим, чтобы вести их к победе. Но Он разочаровал их своим спокойствием, своей простотой и отрицанием всяких царских прав. «Что вам от Меня надо? » – спрашивал Он, и многие отходили в смущении и примыкали к толпе. Но несколько смиренных душ осталось при Нем, к ним примкнули еще некоторые, и так образовалась маленькая группа верных учеников, первых последователей Христа. Впоследствии Иисус путешествовал по всей стране, основывая всюду небольшие кружки учеников и центры деятельности. В городах, деревнях и хижинах Он оставлял небольшие группы учеников, поддерживавших пламя Истины и воспламенявших тех, кого привлекал свет. Он всегда трудился среди самых бедных и униженных, считая, что Ему следовало начать свой труд с самых низких общественных ступеней. Но вскоре на Его собрания стали приходить люди более избранного класса. Они приходили просто из любопытства, для увеселения, но часто поддавались впечатлению и оставались для молитвы. Дрожжи хорошо смешались в тесте еврейского общества, и их действие начинало сказываться. Однажды во время пасхальных праздников Иисус увидел, как безжалостно убивали ягнят, как жертвенная кровь текла по алтарям, по каменным полам во дворах. Он видел бессмысленное лицемерие церковных обрядов, казавшихся Ему еще более презренными. Он знал, что и сам будет убит, как эти жертвуемые ягнята, и в Его уме возникло сравнение – представление Себя в образе ягненка, жертвуемого на Алтарь Человечества. Узнав о смерти Иоанна, Иисус вновь удалился в пустыню. Его горе сочеталось с убеждением, что Ему предстоит соединить труд Иоанна с собственным служением. Иисус уединился в пустыню, чтобы обдумать дальнейшие действия и подробности предстоящего Ему труда. По возвращении из пустыни Иисус выступил перед народом, представ как пылкий проповедник и страстный народный оратор. С тех пор Он не ограничивался небольшим кружком слушателей, а выступал перед толпами народа. Иисус странствовал, проповедовал, показывал чудеса, исцеляя людей и помогая, но эта миссия имела конец, о котором он знал. В ночь по пришествии в Иерусалим Иисус беседовал со своими двенадцатью учениками. Он сказал им, что кончина Его близка, что Ему придется умереть, а им еще предстоит продолжить Путь, стать странниками на Земле, подвергаясь преследованиям ради Него и во имя Его. На следующий день в Вифании Иисус уединился от учеников и день провел в умственном созерцании, очевидно, набирая силы для приближавшегося испытания. Так же Он провел и часть следующего дня, а при наступлении вечера собрал всех двенадцать учеников на пасхальный ужин, составлявший один из пасхальных обрядов. Иисус удивил всех Своим требованием омыть ноги. Этот неожиданный для учеников обряд исполнялся Иерофантами по отношению к собратьям перед отправкой их с особенно важным поручением. Затем Он велел ученикам омыть ноги друг другу в знак признания великой миссии каждого. В этот день Иисус, предчувствуя события следующего дня, озабоченно воскликнул: «Один из вас, Моих избранников, предаст Меня! » Огорченные ученики спрашивали Его по очереди: «Не я ли, Господи? » Иисус каждый раз качал головой. Но Иуда Искариот не спросил, а в смущении протянул руку и взял кусок хлеба с тарелки Учителя. Тогда Иисус взял кусочек хлеба и, помочив его в Своей тарелке, передал Иуде, проговорив спокойно: «Иуда, делай свое дело, не теряя времени». Иуда смутился и украдкой удалился от стола. Тогда начался достопримечательный разговор последнего ужина, о котором сказано в Евангелии. Вскоре после этого все ушли из комнаты. Под сенью деревьев, в саду Гефсимании, уединившись от учеников Своих, Иисус предался молитве и размышлению. Он громко взывал к Отцу, моля дать Ему силы для конечного испытания. Борясь с сомнением и страхом, победив плотские стремления и побуждения, Он воскликнул: «Отец, да будет воля Твоя», – и этими словами Он навсегда отказался от Своего права остановить ход наступающих событий. Слагая с Себя свою могущественную силу обороны, Он, подобно пасхальному ягненку, «лег на жертвенный алтарь». Позже, выйдя из сада, в котором Иисус сотворил величайшее чудо, чудо Самоотречения, Он приблизился к ученикам со словами: «Вот приблизился час – предатель пришел сделать свое дело». Послышались бряцание оружия и тяжелые шаги, и появилась военная стража и духовенство, а перед ними шел Иуда Искариот. Он продвигался, будто в столбняке, и, подойдя к Иисусу, поцеловал Его со словами: «Радуйся, Равви! » Иисус воскликнул: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? » Казалось, что в эту минуту горе Учителя достигло крайних пределов. Стража окружила Его. Иисус не сопротивлялся. Когда они подходили, Он спросил: «Кого вы ищете? » Начальник ответил: «Мы ищем того, которого люди называют Иисусом Назарянином». Учитель сказал: «Я тот, которого вы ищете». Ученики попытались воспротивиться аресту Учителя, но Иисус приказал ученикам не сопротивляться. Он сказал, что, если бы Он пожелал, все небесные легионы спустились бы в Его защиту. После этого Он попросил начальника увести Его. Петр пожелал следовать за ним, но Иисус сказал ему: «Нет необходимости следовать за мной, потому что ты откажешься от меня. До того как прокричит петух и встанет солнце, ты откажешься от меня трижды». Так и случилось. Все ученики сбежали, но Петр последовал за ним. Однако, когда арестовавшие Иисуса люди заподозрили, что среди них был чужак, они спросили его: «Кто ты? Не ученик ли ты Иисуса? » Он ответил: «Нет, я не знаю этого человека». А Иисус оглянулся и сказал: «Утро еще не наступило». Подобное случилось и во второй, и в третий раз. Иисус улыбнулся и, глядя на толпу, сказал: «Петух еще не пропел». Трудно идти за Учителем, когда он идет к смерти. И так же всякая смиренная душа остается одинока в минуту высочайшей борьбы – одна со своим Создателем. Иисуса повели в город; направились ко дворцу иудейского первосвященника, где в ожидании тайно собрался Синедрион. Иисус предстал перед судом связанный, подобно простому преступнику. Он, который одним усилием воли мог бы уничтожить весь дворец и всех его обитателей! Иисус был обвинен духовенством в попытке возбудить восстание и провозгласить себя Царем Иудейским, и его приговорили к смерти. Ему привязали крест на спину и заставили нести его. Сделав несколько шагов, Иисус упал, так как не был в состоянии нести тяжелый крест, но Он поднялся и с большим трудом донес свой крест до места распятия. Там Иисус отказался от напитка, который полагался распинаемым, чтобы облегчить их страдания. Он был пригвожден к кресту и умирал длительной и мучительной смертью. Когда поднимали крест, Иисус громко воскликнул: «Отец, прости им: ибо не знают они, что делают! » Оскорбляемый воинами и народом, Он висел и переносил ужаснейшие муки распятия. Один из преступников злословил и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А народ спрашивал, почему Он, спасавший других, не мог спасти Себя. Но Иисус, который мог призвать силы для сотворения требуемого чуда, не отвечал и молча ожидал конца. Толпа ждала чуда, но чуда не случилось, и в конце концов все разошлись по домам разочарованные. Ученики тоже ждали, затерявшись в толпе, потому что они тоже сомневались. Они уважали Учителя и имели веру в него, но не в такой степени, чтобы последовать за ним на смерть. Ученики прятались в толпе. Они не раскрывали себя, потому что боялись. Если бы они раскрыли себя, то также были бы убиты или как минимум побиты. Они боялись и тоже ждали чуда. Возможно, они думали, что если Учитель будет иметь успех, если Бог или ангелы спустятся с небес и спасут Иисуса и Он обнаружит ту славу, о которой Он всегда говорил, то они смогут раскрыть себя. Тогда они закричат: «Мы его ученики! » Они ждали, прячась в толпе. Но чуда не случилось. Это было их последним уроком…[22] По евангельскому изложению, у могилы Иисуса была поставлена стража, чтобы тело не могло быть украдено с целью объявления, что Иисус воскрес, так как ходили слухи о предстоящем воскресении Иисуса. Во время поднявшейся после смерти Иисуса бури солнце померкло, в воздухе чувствовалось смятение. Но после ветер стих, и наступила странная тишина. Раздался подземный гул, и произошло землетрясение. Затряслись самые основы Иерусалима, разлетелись могильные камни, обнаружив тела мертвых… Великая тьма спустилась на Иерусалим. По преданию, первой, увидавшей воскресшего Христа, была Мария Магдалина. Она плакала у пустой могилы и вдруг увидала приближавшийся к ней образ, довольно неясный и ей чуждый, так что сначала она не узнала Его. Затем голос назвал ее по имени, и, взглянув кверху, она заметила, что образ стал более ясным и знакомым, и признала в нем черты своего Иисуса. В течение сорока последующих дней Иисус являлся немногим избранным. Он сказал им: «Вы были свидетелями величайшего события, которое когда-либо случалось, – воскресения. Теперь идите и распространяйте эту благую весть тем, кому недостаточно повезло, чтобы быть здесь». «…Иисус достойно прошел свой Путь до конца. Даже своей смертью он старался внести в жизнь людей запредельное. Он пытался сделать невозможное, и он потерпел «неудачу». Его неудача прекрасна. Он потерпел неудачу на пути истины, а лучше потерпеть неудачу на пути истины, чем иметь успех на пути лжи. Неудача и успех ничего не значат. Усилие и намерение значат все»[23]. Ученики разошлись по всей Земле. Они были авторитетным источником, потому что видели то, чего до них не видел никто. В их глазах можно было увидеть отражение возвращения Иисуса после смерти. В каждом их жесте чувствовались сила и присутствие Бога. Они создали великое движение, которое, начавшись в Иерусалиме, распространилось по всей Земле. Наша эра недаром ведет свой отсчет от рождения Христа. Все последующие 2000 лет – это новая история человечества, которую с полным правом можно назвать христианской, и не только потому, что количество христиан (верующих или просто причисляющих себя к таковым) на Земле самое большое, но и потому, что мир изменился, христианство принесло человеку новые представления о себе самом и об окружающем мире, об истоках и целях своего бытия[24]. Легендарные предания о Божественном Спасителе были собраны и детально изложены в четырех Евангелиях (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), составляющих основу христианского Нового Завета. В различные времена возникал вопрос о подлинности (об авторах и времени написания) Евангелий. Действительно, Евангелия очень похожи друг на друга и материалом (часто дословное совпадение), и стилем – очень простым. В настоящее время многие исследователи сходятся во мнении, что отдельные части Евангелия действительно принадлежат Матфею, Марку, Луке и апостолу Иоанну, имена которых стоят в заголовках. По наиболее распространенному убеждению, автор самого древнего из Евангелий был Марк, затем Матфей, Лука и самым поздним – Иоанн. Близкое сходство Евангелий между собой, иногда вплоть до буквального совпадения, дает ключ к вопросу об их происхождении. У древних писателей мы имеем прямые указания на существование сборника изречений Христа, равно как и на множество других Евангелий, кроме принятых Церковью и частью дошедших до нас, а частью утраченных. Таким образом, критика нашего времени признает за Евангелиями значение реальных исторических источников[25]. Важная особенность христианства заключается в том, что Иисус Христос не есть полубог, то есть промежуточное существо ниже Бога и выше человека, а совмещает в себе всю полноту как Божественной, так и человеческой природы. Этим христианство принципиально отличается от других мировых религий, в которых основатель являлся не кем иным, как проповедником учения, Учителем, представителем и провозвестником Бога, возвещающим путь спасения. Основатель в других религиях всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению. При этом основанная им религия не пострадала бы, если бы ее возвестил другой Учитель или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель. Ислам спокойно мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Для христианства Иисус Христос имеет исключительное значение. Крестная жертва богочеловека Иисуса Христа за других людей – главное отличие христианства от других религий. Можно понять, почему весь огонь отрицательной критики в разные времена был направлен на упразднение Христа как реально существовавшей личности[26]. Священное Писание христианства – Библия, которая включает Ветхий и Новый Заветы. В основе комплекса заповедей Ветхого Завета лежат заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай. Эти десять синайских заповедей стали основой христианских ценностей: не убий; не укради; не прелюбодействуй; почитай отца своего и мать свою; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего и др. Иисус Христос придал заповедям существенно иной, более глубокий смысл. Новый Завет содержит девять заповедей блаженства, данных Иисусом в Нагорной проповеди. Они существенно отличаются от предостерегающих, сдерживающих синайских заповедей. Заповеди блаженства являются не сдерживающими, а скорее поддерживающими, направляющими. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге. Этими словами Иисус указывал на Сокровенное Учение, что тот, кто откажется от тщетной славы и мелкого честолюбия сего мира, окажется на пути Самосознания, сознания Внутреннего, сознания Духа. В этом смысл распятия: распинается «я». Когда распинается человек Иисус, рождается бог Христос. В этом смысл воскресения. Иисус говорил: «Последний из вас станет первым в Царствии Небесном». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Этими словами Иисус указывал на тщетность всего материального, которого многие так усиленно добиваются. В конце концов, утешение получат «в покое, превышающем всякое постижение», лишь те, кто сознает Царство Небесное в себе самом. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам. Этими словами Иисус объяснял, что те, которые достигли послушания Внутреннего Духа, станут Властелинами земного. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Слово «правда» означает всякий вид добродетели, так что равно достоин ублажения алчущий и благоразумия, и мужества, и целомудрия или чего-либо другого, что только заключается в том же понятии добродетели. Ибо невозможно одному какому-либо виду добродетели, в отдельности от прочих, самому по себе быть совершенной добродетелью. Те, кто искал Царство Божие (внутри себя), найдут его, и их духовные голод и жажда будут удовлетворены. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Милостивый весьма блажен, потому что плод милости делается собственным достоянием милующего… Ибо одинаково доброе дело есть то и другое, и себя самого миловать, и сострадать беде ближнего. Также эти слова учат терпению, милосердию и терпимости. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Надо со всей осторожностью охранять свое сердце и чувства, потому что в этой жизни мы ведем великую брань, и враг наш неистов. С мужеством исправляй то, что требует исправления. Непорочность собственного сердца и признание Внутреннего Бога ведет к познаванию Бога во всем. «Кто познал Бога в себе, познает Его во всем», – сказал древний персидский писатель. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Ничто так не свойственно христианину, как быть миротворцем; за это и Господь обещал нам Свою величайшую награду. Если ты предотвратил бедствие войны, одним даром для тебя служит награда, другим – сам подвиг, потому что, если бы за это и не ожидалось воздаяния, мир сам по себе, для имеющих ум, дороже всякой о нем заботы. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Блаженно быть гонимым ради Господа потому, что изгнание злом делается причиной пребывания в добре. Отчуждение от лукавого служит поводом к сближению с добром. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Этими словами Иисус старался утешить и обнадежить тех, которым предстояло быть призванными к распространению наставлений в последующие столетия. Христианство отличается особым общинным, социальным характером. Заповеди содержат в себе не только пути к внутреннему совершенству, но и социальные нормы, призванные сделать мир более совершенным. Они проповедуют заботу не только о своей душе, но и о душах близких людей. Важная идея христианства заключается в том, что Бог есть любовь. В других религиях представление о Боге в большей степени проявляется как о праведном, милостивом, справедливом и заботливом судье. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь. Эта мысль присуща всему Преданию христианской церкви. Другая важная идея христианства – идея греха и спасения человека. Принятие себя как подобия Божественного, сохранение этого Божественного в себе, сохранение души и достижение Царства Божьего (возвращения домой) – вот главная цель христианина. Для этого человеку необходимо осознать грешность жизни, принять свой путь и следовать по нему с соблюдением Божественных законов. Чтобы встать на путь христианина, необходимо принять крещение. Но дальнейшее следование по этому пути есть процесс, длящийся всю жизнь. Путь христианина выходит за рамки его жизни. Важным понятием в христианстве является «прощение». «Если вы попросите прощения из своего самого глубокого ядра, то вы будете прощены». Христианство уникально в этом смысле. Никакая другая религия – особенно индийские религии – не говорит о покаянии и прощении. «… Иисус говорил: «Приходи, следуй за мною». Этим он говорил: отбросьте ложь своей жизни, отбросьте ваши иллюзии относительно власти, престижа, денег, отбросьте алчность и ревность. Отбросьте эти иллюзии вашей жизни; приходите, следуйте за мной. Следуйте за Истиной. Истина освобождает. Но в самом начале она бывает болезненной. И вместо того, чтобы изменить самих себя, люди убили Иисуса. Так устроен мир. Иисус должен был разрушить их иллюзии. Иисус дал доказательство того, что смерть – это не конец всему. Зачем нужно было это доказательство? Потому что если душа бессмертна, то вся человеческая жизнь преобразуется. Если бы этой жизнью все и ограничивалось (все начиналось с рождения и заканчивалось смертью), тогда не имело бы значения, что человек делает, ведь каждый когда-то умрет, будь он грешник или святой. Прах в прах – ничего не остается, поэтому какая разница между добродетелью и грехом? Но если душа остается, если ничто не умирает, тогда имеется огромная разница между добродетелью и грехом. Потому что, что бы ты ни сделал, тебе с этим жить. Ну а если «жить» с этим вечно? Тут уж действительно придется лучше выбирать, как поступать. Притчи и истории в христианстве часто употребляются для изложения поучительных истин. Они содержатся в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. Согласно Евангелиям, Христос часто использовал различные истории, придавая им духовный смысл и переводя вечные истины на язык человеческих понятий и интересов. Кто из нас не обращался с просьбой к матери или бабушке рассказать что-нибудь интересное? Эту жажду слышать интересное Христос использовал для служения высшим духовным целям. Известно, что яркий пример запоминается легче, чем проповедь. Даже когда контуры мысли проповеди уже изгладятся из памяти слушателей, то иллюстрации, использованные в проповеди, останутся. Иллюстрация проникает туда, куда хорошо аргументированное учение не находит дороги[27]. «…Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да услышит! »[28] История христианства включает более двух тысяч лет, на протяжении которых появлялось множество различных притч. Так, жертвенность Христа ради людей, его безмерная любовь и забота о человеке отражены в притче «Следы на песке». Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и спросил Господа: – Господь мой, ты говорил, не оставишь людей, следующих путем Твоим. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? – Мое милое, милое дитя, – ответил Господь. – Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Действительно, когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках. Иисус исполнил свое предназначение на земле. Он с трудом нес свой крест, но прошел свой Путь до конца. В основу многих христианских притч заложен символизм креста, который каждый человек несет по жизни. Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И он пошел к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него: – Можно я выберу себе иной крест? Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит: – Выбирай. Человек зашел в хранилище, посмотрел и удивился: каких только здесь нет крестов – и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и легкий крест, и, наконец, нашел маленький-маленький, легонький-легонький крестик, подошел к Богу и говорит: «Боже, можно мне взять этот? » – Можно, – ответил Бог. – Это твой собственный и есть. Христианские притчи отражают культурно-христианскую традицию. Они несут в себе доброту и любовь к Богу и людям, смирение и принятие себя в сочетании с ответственностью за собственную жизнь.
Суфизм и суфийские притчи
Суфизм (тасаввуф – араб.) – мистическое течение, зародившееся в исламе в VIII веке и сложившееся к X веку в самостоятельное религиозно-философское учение. Принято полагать, что суфизм зародился на территории современных Ирака и Сирии. Считается, что основы суфизма как учения заложены египтянином Зу н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби в IX веке н. э. В арабском языке слово «суфи» буквально означает «носящий шерстяные одежды» (от «суф» – «шерсть», «грубая шерстяная ткань»). Атрибутом суфия было рубище (хырка) – грубая и прочная одежда (мантия), состоящая, как правило, из лоскутков. Мантия обладала для дервиша[29]большим символическим значением. Вручение своей мантии другому человеку символизировало передачу ему своей неосязаемой благодати или энергии (бараки). Преемственность учителей также осуществлялась наследованием мантии. Если шейх видел в своем ученике проявление святости, считал, что тот достиг совершенства, обрел знание, и желал сделать его своим преемником, то он надевал на него Плащ Святости. «Суфизм – это «наука» об успокоении того, что должно быть успокоено, и о пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать, будто вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам»[30]. Приверженцы суфизма считали (и считают) своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное, непосредственное познание Истины и Бога с помощью Любви и Преданности. Согласно суфизму, человек скован своими страстями, желаниями и потребностями, вследствие чего его чувства оказываются ущербными, а мысли и восприятие – измененными. В результате вера человека и его понимание Истины очень далеки от реальности. Поэтому для адекватного восприятия реальности и познания Истины прежде всего следует избавиться от болезненных мыслительных процессов и трансформировать страсти в нравственное начало. Учение, разработанное суфийскими мастерами, направлено на уменьшение влияния на человека ограничивающих факторов, делающих большинство людей пленниками своего воспитания, окружения и собственных переживаний. Суфийский мистицизм – это особый способ приближения к Истине на основе раскрытия дремлющего потенциала интуиции и эмоциональных способностей в процессе особой тренировки и изменения (прохождения Пути) под руководством наставника. Конечная цель подобной тренировки – сбрасывание завесы, скрывающей истинное существование за личным «я» человека. Это духовный Путь – Тарикат, посредством которого суфий приходит к гармонии с Божественной природой. В противовес официальной религии, во многом проповедовавшей страх перед карающим Богом, мистики-суфисты в большей степени учили своих последователей любви к Богу, к Его Абсолютной, непреходящей Красоте, к постижению Высшей Истины, не требуя ничего взамен. По этому поводу аль-Шибли[31]говорил: «Тот, кто умирает с любовью к материальному миру, умирает лицемером. Тот, кто умирает с любовью к загробному миру, умирает аскетом. Но тот, кто умирает с любовью к Истине, умирает суфием». Стремясь уйти от мирских дел, отказываясь от имущества и земных привязанностей, усмиряя свои чувства и страсти, суфии как бы противопоставляли себя обычным правоверным и считали необязательными для себя те нормы жизни, обряды и условности, которые были обязательны для последних. Так, вместо пятикратной молитвы суфии обычно исполняли обряд радения (зикр), формы которого изменялись от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого к индо-буддийской медитации. Погруженный в себя, отвлеченный от всего внешнего, мистик учился познавать свои физические и психические способности, регулировать их, достигая состояния покоя или особого типа экзальтации. Методология суфизма включала в себя использование различных методов достижения таджрид (внешнего отделения) и тафрид (внутреннего уединения). Развитие особых способностей достигалось с помощью отказа от желаний, связанных с этим миром, и отказа от награды и в этом мире, и в мире ином. Приемы суфизма разнообразны и включают в себя: должное поведение; отказ от земных страстей и эгоистических желаний; специальные физические упражнения и дыхательную гимнастику; предельную целеустремленность и сосредоточенность. Притчи и легенды активно использовались суфиями для того, чтобы закрепить в уме не верование, а скорее определенный образец, оттиск, помогающий сознанию действовать иным, «новым» образом. Также использовались слуховые, зрительные и иные стимуляторы. Аль-Мухасиби историками отводится разработка своеобразных техник самонаблюдения и контроля над психическим состоянием. Другого основателя, аль-Бисри, называют создателем науки «о сердцах и помыслах и о человеческих намерениях». Его учению присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознаванию религиозных истин. В их высказываниях появляются мотивы бескорыстной любви к Богу и стремления сблизиться с Ним. Это становится характерной особенностью суфийской идеологии, придавшей ей отчетливый мистический оттенок. Большинство суфиев в тот или иной период своей жизни являлись последователями одного из Путей, называемых западными учеными орденами. В определенных местах и под руководством отдельных мастеров возникали школы, деятельность которых должна была способствовать реализации стремления человека к завершенности. Такие школы (например, школа Руми или Дата Гандж Бахша) привлекали очень большое число мусульман. Ученик, принимавшийся в орден для прохождения определенной подготовки под руководством мастера, первоначально готовился к восприятию новых переживаний, к которым его «неразвитый ум был не способен». Этот процесс, следующий за уничтожением обусловленности и шаблонности мышления, получил название «активизации тонкости восприятия»[32]. Путь мистического самосовершенствования в историческом (мусульманском) суфизме делился на три основных этапа. Первый этап – Шариат – есть начало Пути познания, освоение свода мусульманских религиозных законов. Он не относился к суфизму в узком смысле слова, но вместе с тем был необходим и для суфия для вступления на дальнейший путь. Второй этап – Тарикат – путь духовного совершенствования, посредством которого суфий приходит к гармонии с Божественной Природой. На этом этапе осваивались различные морально-психологические методы, при помощи которых человек, ищущий самосовершенствования, может быть направлен к цели кратчайшим путем. Это своего рода путеводитель духа, ищущего Бога. Термин «тарикат» может заменяться почти равнозначным «сулук» («странствие»), а путник на этом пути – «салик» («странник»). Поскольку вводится образ странствия, то вводится и образ стоянок на Пути. Стоянки эти обозначаются термином «макам». Каждый из макамов представляет собой определенное психическое состояние (психологическую установку), свойственное данному этапу. Количество и характеристика стоянок Пути могут значительно различаться в зависимости от суфийской школы. Основные макамы следующие. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы