Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древние христианские источники помимо Нового Завета
Помимо Нового Завета, первые христианские авторы написали множество важных текстов, дающих ценную информацию о вере ранних христиан, их доктринах и обрядах, а также содержащих различные назидания. Многие из этих сочинений также содержат краткие утверждения, связанные с историчностью Иисуса. В цели этой главы не входит исследование всех таких утверждений; мы рассмотрим только те из них, которые явно представляют исторический интерес. С учетом этого наш обзор древних христианских источников будет довольно кратким, несмотря на множество трудов, относящихся к этой категории[525]. Мы начнем с самых ранних авторов, которых обычно называют «апостольские мужи» (ок. 90-125 гг.н.э.), а затем рассмотрим некоторые исторические отрывки в текстах, появившихся непосредственно после завершения этого периода.
Гг.н.э Климент Римский Один из важнейших апостольских документов – послание Климента Римскогокоринфской церкви – обычно считается самым ранним христианским текстом, не включенным в Новый Завет. Климент был главным старейшиной церкви в Риме и написал «Послание к коринфянам» около 95 г.н.э., чтобы помочь решить разногласия между членами церкви и старейшинами в Коринфе. Хотя «Послание к коринфянам» носит в основном док-тринальный и назидательный характер, оно содержит по меньшей мере одно важное историческое упоминание об Иисусе и самом раннем христианстве: «Апостолы были посланы проповедывать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать наступающее царство Бо-жие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих»[526]. Здесь Климент Римский приводит несколько фактов. 1) Евангелие, или Благая Весть о Царстве Божьем, была центром христианской проповеди. 2) Это Евангелие передал Апостолам Сам Иисус, получивший его от Бога. 3) Воскресение Иисуса подтвердило истинность этого учения. 4) Имея дополнительное подтверждение – из Писания, -Апостолы распространяли Евангелие. 5) Везде, где проповедовалось Евангелие и были основаны поместные церкви, избирались руководители, которые должны были служить верующим. Такое последовательное подтверждение проповеди, идущее от Бога к Иисусу, от Него – к Апостолам, а от них к первым христианским старейшинам, интересно не только тем, что оно было основой раннего доктринального учения и церковной организации. Климент Римский основывает авторитет проповеди на вере в воскресение Иисуса из мертвых, а также на Писании. Таким образом, произошедшее в истории чудо считалось главным подтверждением авторитетности ранней христианской проповеди.
Игнатий Антиохийский Игнатий – епископ Антиохии и старейшина ранней церкви – был осужден на смерть в Риме. По пути на казнь он написал семь посланий, шесть из которых адресованы церквям и одно – личное (Поликарпу). Эти послания, написанные около 110-115 гг. н. э., служат ранними свидетельствами о христианской доктрине и иерархии в ранней церкви. Они также содержат несколько исторических упоминаний об Иисусе. В «Послании к траллийцам» Игнатий пишет: «… об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных, земных и преисподних, — Который истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа»[527]. Здесь Игнатий подтверждает несколько фактов об Иисусе. 1) Он произошел из рода Давида и 2) был рожден от Марии. 3) Таким образом, Он действительно жил, ел и пил на земле. 4) Иисус был распят и умер от руки Понтия Пилата. 5) Затем Бог воскресил Его из мертвых 6) как пример воскресения верующих. Мы снова видим, что Воскресение было для верующих главным знамением – в данном случае, знамением того, что они воскреснут из мертвых, как Иисус. В «Послании к смирнянам» Игнатий дважды упоминает исторического Иисуса. Первое упоминание – о том, что Иисус «… истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду, истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике (от сего-то плода, то есть, богоблаженнейшего страдания Его и произошли мы), чтобы через воскресение на веки воздвигнуть знамение для святых и верных своих»[528]. Игнатий снова утверждает, 7) что Иисус физически происходил из рода Давида, и добавляет, 8) что Он также был Сыном Божьим, о чем свидетельствует непорочное зачатие. 9) Иисус принял крещение от Иоанна, 10) а затем был распят при Понтии Пилате и Ироде четве-ровластнике. 11) После этого Иисус воскрес из мертвых. Во втором упоминании Игнатий больше внимания уделяет Воскресению Иисуса: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть»[529]. Говоря о Воскресении, Игнатий утверждает, что Иисус 12) был воскрешен во плоти. 13) Затем Он явился Петру и ученикам и велел им прикоснуться к Его физическому телу, что они и сделали. 14) Иисус ел и пил с ними после Воскресения. 15) Как и Лукиан, Игнатий пишет, что, уверовав, ученики начали презирать смерть. Последнее упоминание у Игнатия об историческом Иисусе – из «Послания к магнезийцам»: «Это пишу вам… (чтобы вы) вполне были уверены о рождении и страдании, и воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею»[530]. Здесь Игнатий заверяет читателей, что они могут быть уверены в реальности 16) рождения Иисуса, 17) Его смерти и 18) Воскресения – последние два события произошли во время правления Понтия Пилата. Как и в других упоминаниях, Игнатий стремится утвердить эти события в историческом контексте. Его цель, по крайней мере, отчасти – ответить на угрозу гностицизма, зачастую отрицавшего физические толкования некоторых из этих событий.
Кодраш Афинский Кодрат – один из первых апологетов, начавших отвечать на возражения против христианства, – написал свою апологию императору Адриану около 125 г. н. э. К сожалению, это сочинение сейчас известно только по одной цитате, сохраненной Евсевием в четвертом веке. Евсевий рассказывает, что Кодрат написал апологию, чтобы ответить на злобную клевету против христианства. Эта защита содержала здравую доктрину и показывала осведомленность Кодрата. Затем Евсевий цитирует такое предложение из апологии: «Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были действительными: людей, которых Он исцелил, которых воскресил, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения; они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, некоторые дожили и до наших времен»[531]. В этой краткой цитате из апологии Кодрата подчеркивается несколько важных особенностей совершенных Иисусом чудес. 1) Те, кому интересно, могут удостовериться в реальности Его чудес, так как они совершались у всех на виду. Что касается видов чудес, то 2) некоторые люди были исцелены, 3) другие – воскрешены из мертвых. 4) У чудес были очевидцы. 5) Многие из исцеленных и воскрешенных еще были живы «после Воскресения» Иисуса, и некоторые, по сведениям Кодрата, были еще живы в его время.
Гг.н.э Послание апостола Варнавы «Послание апостола Варнавы» (которое иногда называют «Посланием псевдо-Варнавы») явно написано против законничества и содержит протест против иудаизма. Целью Послания было показать, что Иисус Христос был исполнением ветхозаветного закона, но при этом в тексте часты аллегорические интерпретации. Предполагаемые даты написания этого сочинения, как правило, варьируются от конца первого века до середины второго. Общепринятой считается датировка 130-138 гг.н.э. В одном большом фрагменте Послания приводится несколько фактов из жизни Иисуса: «Ему надлежало явиться во плоти… К тому же, Он Сам проповедовал, уча израильский народ и творя столь великие чудеса и знамения, и явил к нему особенную Свою любовь… избрал Он собственных апостолов для проповедания Евангелия Своего… Сам Он восхотел пострадать известным образом; так как Ему должно было пострадать на древе»[532]. Из этого отрывка мы узнаём, что 1) Иисус стал человеком. Он 2) проповедовал Израилю и учил его, 3) творил чудеса и 4) являл любовь Своему народу. 5) Иисус избрал Апостолов, 6) чтобы они проповедовали Евангельскую Весть. 7) Было необходимо, чтобы Иисус пострадал на древе (был распят).
Иустин Философ Труды Иустина Философа открыли новое измерение в ранней христианской мысли. Его апологетические труды во многом отличаются от наставительных, доктриналь-ных и практических увещеваний в апостольских произведениях. В этих текстах прослеживается его собственный философский путь и полемические интересы, из-за которых он снискал репутацию самого выдающегося христианского апологета второго столетия. Его сочинения содержат ряд исторических упоминаний об Иисусе. В «Первой апологии», написанной вскоре после 150 г. н. э. и адресованной преимущественно императору Антонину Пию, Иустин затрагивает некоторые аспекты жизни Иисуса. Говоря о Его рождении, Иустин упоминает, что Иисус был рожден Девою, а физическое происхождение ведет от племени Иуды, из рода Иессея[533]. Далее, упомянув о рождении Иисуса в Вифлееме, Иустин поясняет: «В земле Иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима на тридцать пять стадий, в котором родился Иисус Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квирине, первом нашем правителе в Иудее»[534]. В этих двух упоминаниях приводится несколько фактов, связанных с рождением Иисуса. 1) Он был рожден Девой, 2) а физическое родство вел от Иессея, из колена Иуды. 3) Местом Его рождения была деревня Вифлеем, 4) расположенная в тридцати пяти стадиях (примерно 8 км) от Иерусалима. 5) Место рождения Иисуса и сам факт Его рождения можно проверить по отчетам Квириния, первого прокуратора Иудеи. Иустин Философ также упоминает проповедническое служение Иисуса и официальные отчеты о Его учении. Мы уже приводили содержащееся у Иустина упоминание «Актов Понтия Пилата», где он говорит, что свидетельства о чудесах Иисуса, таких как исцеление болезней и воскрешение мертвых, можно найти в отчете Пилата[535]. Кроме того, на вопрос, не творил ли Иисус чудеса посредством волшебства, Иустин отвечает отрицательно, указывая на исполненные Иисусом пророчества как на доказательство Его учения[536]. Из этих отрывков мы узнаём, что 6) Иисус совершал чудеса, которые, по мнению Иустина, упоминались в отчете Пилата. 7) Кроме того, мессианские пророчества считались дополнительным подтверждением Его учения. Иустин тоже довольно часто упоминает смерть Иисуса на кресте. В одном случае он называет Иисуса « [Тот], кто распят во Иудее»[537]. Далее, ссылаясь на так называемые «Акты Понтия Пилата», Иустин утверждает, что Иисус был пригвожден к кресту руками и ногами и некоторые из присутствовавших бросали жребий о Его одеждах [538]. В более подробном упоминании о смерти и Воскресении Иисуса Иустин утверждает: «По распятии Его, и искрение Его все оставили, и отреклись Его; но после, когда восстал Он из мертвых, явился им и научил читать пророчества, в которых все это предсказано, и когда увидели они Его восходящего на небо и уверовали, и приняли силу, оттуда им посланную от Него, то пошли по всему роду человеческому, стали учить этому, и получили имя апостолов»[539]. Здесь Иустин сообщает, что 8) ноги и руки Иисуса были пригвождены к кресту; 9) Он был распят, 10) а Его одежду забрали. 11) Друзья отреклись от Него и оставили Его. 12) Позже Иисус воскрес из мертвых и являлся Своим последователям, 13) объясняя им пророчества, которые Он исполнил. 14) После вознесения Иисуса на небеса 15) веровавшие в Него отправились проповедовать всем и 16) назывались Апостолами. В другом произведении, «Диалог с Трифоном иудеем», Иустин обращается именно к евреям, чтобы убедить их в том, что Иисус – это Мессия. Здесь мы также находим несколько исторических упоминаний об Иисусе. Например, Иустин утверждает: «Ибо тотчас после рождения Его, волхвы из Аравии пришли и поклонились Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле»[540]. Здесь говорится, что 17) аравийские волхвы посетили Иисуса после Его рождения и поклонились Ему, а 18) перед этим они побывали у Ирода, который правил евреями. Далее, говоря о распятии Иисуса, Иустин пишет: «Ибо когда они распяли Его, прикрепивши Его гвоздями, то «пронзили руки и ноги Его», и распявшие Его разделили себе одежды Его и бросивши жребий, каждый предоставил решению жребия, что кому взять»[541]. Здесь Иустин недвусмысленно говорит еще о нескольких событиях. Он утверждает, что 19) Иисус был распят; Его руки и ноги были пригвождены к кресту. 20) Снова упоминается, что распявшие Иисуса бросали жребий о Его одежде, и каждый взял себе то, что выиграл. В Евангелии от Матфея говорится, что после смерти Иисуса иудеи распространили слух, будто ученики похитили Его тело (Мф.28: 11-15). Иустин объясняет, что евреи еще продолжают рассказывать об этом в других местах: «Христос объявлял пред вами, что Он даст вам знамение Ионы, внушая этим, чтобы вы по крайней мере после воскресения Его из мертвых покаялись в своих худых делах… несмотря на это, вы не только не покаялись, узнавши о воскресении Его, но, как я уже сказал, разослали по всей вселенной избранных мужей разглашать, что «появилась безбожная и беззаконная ересь, чрез Иисуса какого-то Галилеянина льстеца, Которого мы распяли, но ученики Его ночью похитили Его из гроба, где Он был положен по снятии со креста, и обманывают людей, говоря, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо»»[542]. В этом интересном отрывке сообщается, что 21) Иисус заранее предсказывал Свое Воскресение[543] и 22) призывал иудеев к покаянию. 23) Даже после воскресения Иисуса из мертвых иудеи не покаялись, но 24) распространили слух, что ученики вначале якобы похитили тело распятого Иисуса, а затем стали рассказывать ложь о Воскресении. 25) Ученики также говорили о последующем вознесении Иисуса на небеса, что свидетельствует, как минимум, о распространенной среди ранних христиан вере в это событие. Наконец, еще в одном отрывке «Диалога с Трифоном иудеем» Иустин Философ свидетельствует о фактичности Воскресения: «Ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его; а потом Он воскрес в третий день»[544]. Здесь Иустин пишет, что 26) Иисус висел на «дереве» до вечера[545], 27) после этого был похоронен и 28) на третий день воскрес из мертвых. Иустин Философ пишет о многих других событиях из жизни Иисуса, но часто отмечает, что его сведения почерпнуты из Писания [546]. В приведенных здесь цитатах содержится достаточно примеров того, что Иустин проявлял интерес к реальной жизни Иисуса на земле.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы