Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема VII. Мастерство публичного выступленияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема VII. Мастерство публичного выступления Контакт оратора с аудиторией Каждый оратор стремится «завоевать аудиторию» – привлечь её внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удаётся создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. Однако этому нужно учиться. Известны риторические приёмы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис – вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова и словосочетания, вставные, присоединительные конструкции, прямая речь, короткие, преимущественно односоставные предложения. Иногда высказывается мнение, что оратор должен «перейти на разговорный стиль речи», но с этим согласиться нельзя. В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приёмах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления и само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д. Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории. Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, – пишет А. К. Михальская. – Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним». Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории. Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале. Например, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства П.Ф. Лесгафта, собиравшего на свои популярные лекции многочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушателей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со словами: «Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете?..» Однако подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей – эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории. Для установления психологического контакта с аудиторией нужно использовать улыбку. «Улыбка, – пишет Д. Карнеги, – ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей». Подготовка публичного выступления Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки. Готовиться к выступлению следует так: вначале определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными(«Трудности русского ударения»). Они могут бытьпризывными («Пиши правильно! ») и рекламными(«Как выучить иностранный язык за месяц? »). Многие темы получаютиндивидуальныеназвания, точно ориентирующие потенциальных слушателей(«Вступительные экзамены в ДонНАСА»). Оратор должен чётко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам. Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования – гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей. Главная составляющая подготовки к выступлению – поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории. Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках выписки из справочного материала (цифры, цитаты, примеры, доводы). Можно записать: ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет. Выступление должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть и заключение. Однако необходимо помнить о рамочных компонентах речи: а) приветствие– факультативно и уместно, если оратор только что появился в аудитории; б) обращение– обязательно в любой ситуации и должно быть тщательно продумано, чтобы объединяло присутствующих и относилось к каждому; в) благодарность за внимание– произносится после заключения и служит сигналом полного окончания речи. При составлении вступительной и заключительной части текста выступления следует помнить, что: 1) существует закон края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение вашей речи). При этом заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления; 2) вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть подготовлена и все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части. Возможные способы изложения материала: 1) индуктивный способ – изложение материала от частного к общему; 2) дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательству); 3) метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным); 4) ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей; 5) исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого); 6) концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению. Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Успех доказательства зависит от выполнения ряда правил представления тезиса. 1. Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства. 3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее. 5. Тезис должен быть обоснован фактами. 6. Тезисом не должно быть суждение очевидное, поскольку то, что достоверно само по себе, не требует доказательств. 7. Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать. Аргументация – система доказательств тезиса, аргументов, приводимых в его защиту, или опровержение. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Сильныеаргументы не вызывают критики, их невозможно оп повергнуть, разрушить, не принять во внимание.Слабыеаргументы могут вызвать сомнения оппонентов.Несостоятельныеаргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента). После того, как текст готов, рекомендуется прорепетировать выступление, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь.Владение «языком движений» – это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция пагубно влияет на выступление, отвлекая слушателей. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное – мотивированы содержанием речи. На заключительном этапе нужно еще раз проанализировать выступление, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное. ПЛАН І. Введение. ІІ. Основная часть. 1...... 1.1..... 1.2..... 2........ 3........ ІІІ. Выводы. VІ. Список литературы. Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают: конспект-план, Конспект-схему, Текстуальный конспект. Чтобы написать конспект, необходимо: выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; выделить в каждой части главную и дополнительную информацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений. При конспектировании надо записать все выходные данные источника (автор, название, место издания, издательство, год, количество страниц). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты. В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя). Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции). В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов, тогда как план их только называет. В них отсутствуют цитаты и примеры. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений. Аннотация (лат.заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она даёт общее представление о статье (о чём идёт речь), а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают: информационные (даётся описание, но нет оценки), рекомендательные (характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой даётся библиографическое описание, формулируется тема; во второй перечисляются основные проблемы или положения, указывается адресат. Аннотация невелика по объему и состоит из простых предложений. Её можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников. Используются следующие речевые клише: В книге исследуется (что? ); показан (что? ); большое место занимает рассмотрение (чего? ); в монографии дается характеристика (чего? ); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что? ); главное внимание обращается (на что? ); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что? ); сборник рассчитан (на кого? ); статья рекомендуется, предназначена... Реферат (лат.доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, а реферат является его письменным вариантом. Виды рефератов: простой информативный (изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень её основных положений с приведением аргументации); тематический (студенческий реферат на определенную тему); обзорный (для описания могут быть привлечены несколько научных работ). В отличие от аннотации, реферат содержит иллюстративный материал. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных листов. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивныепредполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы.Репродуктивныевоспроизводят содержание первичного текста. Их виды: 1. Репродуктивный –реферат-конспект, реферат-резюме; 2. Продуктивный –реферат-обзор, реферат-доклад. Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения. Реферат-резюмеприводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзорохватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения. Реферат-докладдаёт анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы. Как правило, используются речевые клише, необходимые для создания реферата: тема статьи, книги («предлагаемая книга посвящена теме», «проблеме», «выбор темы закономерен», «статья представляет собой изложение, обобщение»); композиция («статья делится на 3 части»); основное содержание («автор затрагивает», «касается», «останавливается», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает справедливость утверждения», «автор опровергает», «в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»); заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что выполненные исследования показывают», «на основании полученных данных был сделан вывод о том...»); оценка референта («автор убедительно доказывает», «к недостаткам работы можно отнести»). Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. Титульный лист содержит следующие сведения: • название вуза, • название кафедры, • тема реферата, • данные о студенте и руководителе, • указание на место написания и год написания. Образец оформления титульного листа научной работы в вузе Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Кафедра прикладной лингвистики и этнологии Секция языковой подготовки и межкультурной коммуникации Реферат Выполнил: студ. гр. ПГС-69а Иванов А.Н. Преподаватель: доц. ____________ Макеевка –2016 Рецензия (лат.рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы). Структура рецензии: введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый), краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы), оценочная часть – достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся, необходимо отметить творческий характер исследований), выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить, следует подчеркнуть). Отзыв также предполагает толкование авторской мысли, выражение своего отношения к работе, аргументацию, оценку, выводы. Компоненты отзыва и рецензии идентичны. Структура отзыва: введение (тема является актуальной...); общая характеристика, краткое содержание работы (фильм посвящён теме..., проблемам..., ....); оценочная часть – достоинства и недостатки (к достоинствам фильма относятся....; по нашему мнению, больше внимания следовало уделить..., требует более детальной характеристики... ); выводы (работа заслуживает... оценки / рекомендации). Точное, Косвенное, Ссылка. Точное цитированиепредусматривает обязательное указание источников с указанием страниц: Е.С. Отин писал: " Первые случаи фиксации гидронима Волноваха относятся к 40-м годам XVIII века" [3, с. 15]. Косвенное цитирование – соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью: " Молодая была уже не молода", – заметили Ильф и Петров о невесте Остапа Бендера, и, соглашаясь с ними, мы все же удивляемся противоречивости этого утверждения. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника: Н. И. Формановская в монографии " Русский речевой этикет" подчеркивает необходимость в совершенстве овладеть литературной речью. Для введения цитат используются вводные слова: автор подчеркивает, утверждает, считает… Важное место в научной работе отводится библиографическому описанию. Библиография – это список использованной литературы, который помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Источники должны быть описаны согласно установленным ГОСТам. Если книга написана одним автором или авторским коллективом до трёх человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, наклонная черта, после чего повторяются инициалы и фамилия автора, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц. Например: Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека: учеб. пособ. / Е. Е. Корнилова. – М.: Флинта, 2001. – 136 с. Электронные ресурсыоформляются так: Коренева А. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособ. / А. В. Коренева. – М.: Флинта, 2012. – 221 с. – Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru/index.php? page=book& id=114933 Тема VII. Мастерство публичного выступления Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы