Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правовое положение различных категорий древнерусского населения.
1) феодалы; 2) духовенство; 3) зависимое население; 4) городское население (включая купцов и ремесленников). Феодалы. Входили князья, бояре, духовенство. На вершине князь, окруженный феодальной знатью. Князья и бояре являлись крупными землевладельцами, вышедшими из родоплеменной. Дружинники как землевладельцы постепенно сливались с местными, земскими боярами и становились более независимыми от князя. Бояре также имели свои дружины. Они могли участвовать в заседаниях княжеского совета, несли вассальную службу военного характера. Князья и крупные бояре, стремясь обеспечить себя военными слугами, раздавали им землю. Вотчина обладала правом передачи по наследству. Особое место в общественной иерархии занимают дворцовые слуги: тиуны (управители), мечники, гриди, детские, отроки. Приближенные ко двору князя получили общее название огнищан. В Пространной Правде «огнищане» именуются «княжими мужами». Привилегии класса феодалов. Жизнь охран двойной вирой. За принуждение огнищанина без санкции князя к испытанию железом уголовный штраф (за «муку») был в четыре раза больше, чем за «муку» смерда. По церковному уставу Ярослава честь жен и дочерей бояр ограждалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей – в 1 гривну серебра. Бояре и дружинники имели право при отсутствии сыновей передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Феодалы были полностью освобождены от платежа дани. Духовенство. представляло собой отдельную группу населения и делилось на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту. Источниками содержания для митрополита и епископов служили: 1) десятина из княжеских доходов и имения 2) различного рода пошлины - пошлины с торговых мер и весов; - судные – с церковного суда; - ставленые – за поставленные в клир ставленников. 3) недвижимые имения. Митрополит, например, имел во владении несколько городов с волостями и селами. Уставы князей утверждали за духовенством разные привилегии, в частности свободу от мирского суда, службы и податей. Около соборов, церквей и монастырей сосредоточивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы. Низшее духовенство, непосредственно связанное со своими приходскими общинами и жившее одной жизнью с народом, имело менее привилегированное и обеспеченное положение, чем высшее. Первоначально большей частью оно было пришлое. Свое содержание приходское духовенство получало главным образом от доходов за церковные службы. Церкви княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей. Зависимое население. Самой многочисленной группой феодально-зависимого населения были смерды – крестьяне-общинники, владевшие землей на основе общинной собственности. Из массы смердов выделяются «худые смерды» – разорившиеся общинники. Большая часть смердов оставалась свободной и платила дань князю. Разорившиеся становились закупами. Побои закупа без вины с его стороны (а также убийство) карались так же, как и побои (убийство) свободного. РП признавала за закупом право обращаться к судьям с жалобой на обиды, нанесенные ему хозяином. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от выплаты долга, и он превращался в свободного, господин же подвергался большому штрафу. Сбежавший закуп превращался в холопа. Господин имел право наносить ему побои за нерадивую работу. В древнерусском феодальном обществе существовали и рабы, называемые холопами или челядинами (челядью обычно называли рабов-пленников). Однако, как уже говорилось, рабство на Руси имело патриархальный характер. Источником рабства Древней Руси был плен, самопродажа, женитьба на холопке, рождение от холопа, бегство закупа. Холопы как объект права. Хозяин мог делать с хлопом все, что угодно. За убийство чужого холопа взимался «урок» – возмещение его стоимости господину и «продажа» – штраф за самовольное истребление чужой собственности. Холопы не могли вступать в какие-либо сделки без разрешения господина. Именно последний отвечал за долги холопа и получал вместо него прибыль. Не подвергался наказанию холоп и за преступления. В случае кражи, совершенной холопом, господин платил двойное возмещение похищенного. Среди феодально зависимых людей РП и летописи упоминают также изгоев, не принадлежали к общине. Городское население. Основная масса была свободна. Личность горожан и имущество были защищены законом. Большая часть из них платили налоги и несли повинности в пользу государства. Рост общественного разделения труда привел к выделению из общей массы городского населения ремесленников и купцов. «торг», т.е. место совершения торговых сделок. Среди горожан были «лучшие» или «вятшие» люди – купцы, торговцы, и «молодшие», или «черные» (т.е. бедные), люди – ремесленники и работные люди, обслуживавшие торговлю. РП различала два разряда купцов: купцов и гостей (ведущих местный торг и заграничных). Таким образом, общественный строй Древнерусского государства, свойственный для периода формирования феодальных отношений, характеризуется большой пестротой, наличием множества промежуточных категорий населения, не сформировавшимися в полной мере основными классами феодального общества. Государственный строй и судебная система Киевской Руси. Государственный строй Вече .. Решения о войне и мире, заключения международных договоров, налогах, распор денежными средствами города и земельная собственность, о заключении договоров с князьями и их изгнание. Иногда вече выступало в качестве суд института. Решало наиболее важные вопросы. Вече был высшим органом народного самоуправления и суда. Полном не были оформлены. Разрешение дел путем выслушивания доклада князя или «старейших града». После этого свое мнение высказывало вече путем крика Князь. Первоначально власть князя была родовой и принадлежала роду. Формируется передача по наследству. Помимо военных полномочий князь осуществлял высшую судебную власть, в его ведомстве находилась внешняя политика, возможность созывать народные собрания и др. Опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его волостели (в сельской местности) и наместники (в городах). Отношения между великим князей и удельными князьями строились по системе сюзеренитета-вассалитета. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, участвовать в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Вассалами великих князей были местные князья. С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. Совет при князе. Князь, как главный землевладелец, стоял на страже интересов феодалов. Он принимал решения только с согласия своего окружения – крупных феодалов, «княжих мужей». Не являлся классическим органом государственной власти с четко очерченной компетенцией. Впоследствии совет старших дружинников, местных князей, городских старшин, некоторых представителей родоплеменной знати трансформировался в Боярскую думу. Дружина. Необходимо выделить две составляющие: старшую и младшую дружины. Старшая была представлена боярами, которые постепенно оседали на пожалованных князем землях. Младшая дружина – это более дальнее окружение князя, в состав которого входили менее влиятельные дружинники. Княжеские съезды. Рассмотрение важнейшие вопросы государственной жизни: о распределении княжеских столов, о заключении союзов, объявлении войны и заключении мира, об издании новых законов и отмене старых, об избрании новых князей и изгнании старых. Четко очерченной компетенции такие съезды не имели, собирались эпизодически, по мере необходимости. В 1097 г. на феодальном съезде в Любече была признана независимость отдельных князей («каждый пусть держит отчину свою»). В 1103 г. на Долобском съезде было решено пойти в поход против половцев. Местные органы управления. Деление княжеств на административные единицы было неустойчивым и неопределенным. Области, для управления которыми назначались бояре, именовались волостями. Вервь – сельская территориальная община – была органом самоуправления. В компетенцию верви входили: земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Существовавшая некоторое время десятичная система (тысяцкие, сотские, десятские), сохранившаяся от военной демократии. Местное управление князья осуществляли через посадников, которых они назначали в города. Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мечники, емцы (судебные исполнители), мостники, городники, подъездные и др. Местная администрация содержалась («кормилась») за счет подвластного населения. Таким образом, в Древнерусском государстве установились две системы управления, которые существовали одновременно: численная (десятичная) и дворцово-вотчинная. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организации. При дворе возникают своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие). Суд . Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общинного союза. Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей. Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления. В качестве судебного органа выступало и вече. Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений. Судебная система Состязательный характер: начинался только по инициативе истца, стороны обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным. Стадии: 1) «заклич» означал объявление о совершившемся преступлении, в людном месте. Если пропажа обнаруживалась в течение трех дней с момента заклича, тот, у которого она находилась, считался ответчиком. Помимо заклича процесс также мог начаться с задержания преступника, пойманного на месте преступления или настигнутого в результате преследования. 2) «свод» – напоминала очную ставку, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, неспособного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем (вором). Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод. 3) «Гонение следа» – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из: 1) свидетельских показаний (видоков и послухов); 2) вещественных доказательств («поличное»); 3) «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); 4) присяги (при краже до 2 гривен). В качестве доказательства в Русской Правде не упоминается признание, но было. Суд . Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву и РП. Наказанием было также изгнание из общины. Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей. Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления. В качестве судебного органа выступало и вече. Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2615; Нарушение авторского права страницы