Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественный строй Киевской Руси. Правовое положение различных категорий древнерусского населения.



Общественный строй Киевской Руси. Правовое положение различных категорий древнерусского населения.

Общественный строй в Киевской Руси

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством. Поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Гак. бояре - высший слой общества- являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественною устройства Руси составляла община - замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности. являлась коллективным собственником земли и угодий. Cвою внутреннюю жизнь об-щина организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) - своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по во­просам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности. особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие - предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XIв. сдало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде. Киеве. Пскове и других городах, продолжая оказывать за­метное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Государственный строй и судебная система Киевской Руси.

Государственный строй

Вече .. Решения о войне и мире, заключения международных договоров, налогах, распор денежными средствами города и земельная собственность, о заключении договоров с князьями и их изгнание. Иногда вече выступало в качестве суд института. Решало наиболее важные вопросы.

Вече был высшим органом народного самоуправления и суда.

Полном не были оформлены.

Разрешение дел путем выслушивания доклада князя или «старейших града». После этого свое мнение высказывало вече путем крика

Князь. Первоначально власть князя была родовой и принадлежала роду. Формируется передача по наследству.

Помимо военных полномочий князь осуществлял высшую судебную власть, в его ведомстве находилась внешняя политика, возможность созывать народные собрания и др.

Опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его волостели (в сельской местности) и наместники (в городах).

Отношения между великим князей и удельными князьями строились по системе сюзеренитета-вассалитета.

Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, участвовать в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений.

В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом.

Вассалами великих князей были местные князья.

С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя.

Совет при князе. Князь, как главный землевладелец, стоял на страже интересов феодалов. Он принимал решения только с согласия своего окружения – крупных феодалов, «княжих мужей».

Не являлся классическим органом государственной власти с четко очерченной компетенцией. Впоследствии совет старших дружинников, местных князей, городских старшин, некоторых представителей родоплеменной знати трансформировался в Боярскую думу.

Дружина. Необходимо выделить две составляющие: старшую и младшую дружины.

Старшая была представлена боярами, которые постепенно оседали на пожалованных князем землях. Младшая дружина – это более дальнее окружение князя, в состав которого входили менее влиятельные дружинники.

Княжеские съезды. Рассмотрение важнейшие вопросы государственной жизни: о распределении княжеских столов, о заключении союзов, объявлении войны и заключении мира, об издании новых законов и отмене старых, об избрании новых князей и изгнании старых. Четко очерченной компетенции такие съезды не имели, собирались эпизодически, по мере необходимости.

В 1097 г. на феодальном съезде в Любече была признана независимость отдельных князей («каждый пусть держит отчину свою»). В 1103 г. на Долобском съезде было решено пойти в поход против половцев.

Местные органы управления. Деление княжеств на административные единицы было неустойчивым и неопределенным.

Области, для управления которыми назначались бояре, именовались волостями.

Вервь – сельская территориальная община – была органом самоуправления. В компетенцию верви входили: земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Существовавшая некоторое время десятичная система (тысяцкие, сотские, десятские), сохранившаяся от военной демократии.

Местное управление князья осуществляли через посадников, которых они назначали в города.

Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мечники, емцы (судебные исполнители), мостники, городники, подъездные и др.

Местная администрация содержалась («кормилась») за счет подвластного населения.

Таким образом, в Древнерусском государстве установились две системы управления, которые существовали одновременно: численная (десятичная) и дворцово-вотчинная. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной.

Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организации. При дворе возникают своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие).

Суд . Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общинного союза.

Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей.

Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления.

В качестве судебного органа выступало и вече.

Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.

Судебная система

Состязательный характер: начинался только по инициативе истца, стороны обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

Стадии:

1) «заклич» означал объявление о совершившемся преступлении, в людном месте. Если пропажа обнаруживалась в течение трех дней с момента заклича, тот, у которого она находилась, считался ответчиком. Помимо заклича процесс также мог начаться с задержания преступника, пойманного на месте преступления или настигнутого в результате преследования.

2) «свод» – напоминала очную ставку, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, неспособного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем (вором). Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.

3) «Гонение следа» – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из:

1) свидетельских показаний (видоков и послухов);

2) вещественных доказательств («поличное»);

3) «ордалий» (испытания огнем, водой, железом);

4) присяги (при краже до 2 гривен).

В качестве доказательства в Русской Правде не упоминается признание, но было.

Суд . Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву и РП. Наказанием было также изгнание из общины.

Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей.

Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления.

В качестве судебного органа выступало и вече.

Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.

Вариант 1

Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты , т.е. специальные пункты сбора дани. Ольга хочет установить разумный предел дани. Она не пытается оценить доходы, она разделила единицы, которые обложила налогом. В южной части страны, где развито земледелие, такой единицей стала «черная соха», под ней понималась площадь земельного участка, которую м. б. вспахать с помощью сохи в течение светового дня. Княгиня обложила только пахотную землю. На места она назначает управляющих, дружинников - заместителей князя – тиунов .Тиун в свою очередь смотрит, сколько сох, и докладывает в Киев. В северной части страны единица налогооблажения – дым (очаг ). Тиун считает сколько очагов, и докладывает, какая с них дань. Собирать дань поручается старостам общин.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже - денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.
Постепенно возникает административно – территориальное деление. Группа погостов тянутся по реке к крепости – граду. Так погосты объединяются в волостит, во главе которых стоит волостель. Вводя налог, княгиня начала формирование адм-территориальных округов. Т.О. Ольга – основательница русского государства.

Вариант 2

Начало налоговой реформы
Реформа началась в 946 году. «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги» - так описывает это событие Нестор в «Повести временных лет».
Княгиня Ольга установила «урок» - фиксированный размер дани, который необходимо было заплатить в определенный срок. Дань вместо «полюдья» была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась раз в год сбором продуктов, мехов и различных изделий.
В каждом административном округе были построены погосты и становища куда собиралась дань. Смысл этих построек заключался в том, что Ольга, разделив княжество на административные составляющие, в каждой его части построила небольшие крепости, способные дать отпор любому недовольному указам княгини. Погосты использовались и для торговли.
Были определены люди для сбора дани на погостах — «тиуны». Сборщик дани не называется уже «скотником», как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений — от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Значение налоговой реформы
В результате проведения налоговой реформы удалось упорядочить систему налогообложения, укрепить центральную власть, создать административное деление государства. Это был важный действенный шаг к созданию Российской государственности.

Гражданское право

У свободного человека правоспособность возникала в момент рождения и заканчивалась либо моментом смерти либо моментом превращения в холопа. Дееспособность – с достижением совершеннолетия, т.е. у мужчин – выход из родительского дома, у женщин – замужество.

Вещное право. Субъектами вещи были: род, свободные лица, корпорации (семья, община, церковь), гос-во. Объекты права – движимое и недвижимое имущ-во. Движимое: деньги, зерно, холопы, продукты промыслового хоз-ва, одежда, украшения. Недвижимое – недвижимость или земля (в РП однако таких норм нет – решалось по обычаям)

Институт владения. Владение – обладание вещью, сопряженное с намерением относиться к ней как к своей. Институт владения оформляется в 9-12 веке и предшествует институту собственности. Выделяется законные владельцы и незаконные, которые – добросовестные, недобросовестные, на основании заблуждения. Владение защищается законом как факт, в не зависимости от наличия юридического основания. Закон не допускал изъятие собственником вещи из незаконного владения в момент обнаружения.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, охраняющих и регламентирующих состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Собственнику принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться. Формируется с 11 века. Способы приобретения:

1. Захват или оккупация ранее не принадлежавшей никому

2. Давность владение

3. Пожалование

4. Находка

5. Передача

6. Отделение плодов

Виды собственности:

1. Общинная

2. Родовая

3. Государственная

4. Церковная

5. Княжеская - домениальная

6. Частная.

Способы прекращения права собственности: Передача; потеря; уничтожение; насильственное изъятие по судебному решению….

Право собственности гарантировано законодательно с помощью введения наказаний и штрафов. Восстановление нарушенного права собственности осуществлялось только через суд.

Залоговое право. Форма вещного права, связанная с возможностью извлечения полезных свойст из вещи, оставленной в качестве залога. Залог – если предметом обеспечения была недвижимая вещь, если движимая то заклад.

Обязательственное право. Обяз-ва – правоотношение в силу которого лицо, нарушившее интересы другого, либо в силу договора обязано совершить в пользую другого лица определенные действия.

Возникают из договора и из правонарушения.

Прекращаются обяз-ва – по выполнению, по смерти обязанного субъекта, по новации, замене прежнего обяз-ва новыми, с момента заключения обяз-ва возникало право на лицо, а не на действия лица. В обяз. отношениях отсутствовала индивидуальная ответственность.

Способы обеспечения: самозаклад, заклад, поручительство

Договоры – купля-продажа (в присутствии свидетелей, сепц должностных лиц и объекта продажи)

Мена – движимые вещи

Комиссии – сделка, при которой доверенное лицо от своего имени заключает сделки но за счет поручителя

Займа – до 3 гривен без свидетелей, свыше 3 гривен – со свид.

Несчастное банкротство – наступившее в следствии действия непреодолимой силы, такой банкрот освобождался от немедленной уплаты долга. Виновное – кредитор само решал судьбу должника.

Дарение – в отношении движимого имущ-ва только.

Личный найм – закупничество, подряд.

Поклажа – не юридический, а нравственный х-р.

Семейное право

Вариант 1

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. По «Повести временных лет» тогдашние мужчины имели двух-трех жен. А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

По византийскому праву существовал довольно низкий брачный возраст: 12 -— 13 лет для невесты и 14 — 15 лет для жениха. В русской практике известны и более ранние браки. Не случайно, очевидно, выдвигалось требование согласия родителей на брак. Заключению брака предшествовало обручение, которому придавалось решающее значение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния — рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами. Следует отметить, что церковный брак встречал упорное сопротивление народа. Если он быстро был воспринят господствующей верхушкой, то среди трудящихся масс новые порядки приходилось вводить силой, и это заняло не один век. Впрочем, в полной мере византийское семейное право на Руси вообще не применялось.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Вариант 2

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

Вариант 1

Преступление - «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового.

Объектами преступлений были личность и имущество.

Нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

Объективная сторона: покушение на преступление (обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия («скопом»), но еще не разделял ролей. Превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит). К смягчающим обстоятельствам: состояние опьянения преступника, к отягчающим – корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

Субъектами преступлений были все физические лица, исключая рабов (холопов). С 7 лет ответственность по церковным правилам?.

Субъективная сторона: умысел или неосторожность (на пиру).

Тяжелым преступлением считалось нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. Оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

Имущественные преступления по Русской Правде включали разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон скота, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр.

Виды татьбы, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и др. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.

Следовательно, система наказаний включала следующие виды:

1) поток и разграбление (за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т.е. продажа в рабство);

2) вира (включая дикую (повальную) виру и полувиру; одинарная и двойная 80 гривен);

3) головничество;

4) продажа- штраф в казну;

5) урок – возмещение потерпевшему;

6) возвращение украденных вещей

7) кровная месть

Таким образом, можно констатировать, что уголовное право имело характерный для феодальных отношений вид права-привилегий. Жизнь, честь и имущество феодала ограждались значительно более суровыми наказаниями, чем жизнь, честь и имущество простого свободного человека. Холопы же и вовсе не состояли под защитой закона.

Вариант 2

Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уго­ловному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.

Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие пре­ступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления — «обида».

Соответственно пониманию преступления как «обиды» строится в Русской Правде и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений — против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступле­ний. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской

власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомним, как пос­тупила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холо­па. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холо­па, посягнувшего на свободного человека.

Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийст­во на пиру). В действительности при убийстве в драке имеет значение не состояние опьянения, а элемент простой ссоры между равными людьми. Больше того, Русская Правда знает случаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность. Так, если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в граж­данском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.

Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема реша­ется просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распре­деление функций между ними пока не отмечается.

Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъ­ективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла — прямой и кос­венный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания — потоком и разграблени­ем, убийство же в «сваде» (драке) — только вирой. Впрочем, некото­рые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в раз­бое — это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта ис­ключает ответственность.

Что касается объективной стороны состава преступления, то по­давляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступа­ет при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от социальной принадлежности по­терпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людей пла­тится вира в 40 гривен. Жизнь представителей верхушки феодалов оце­нивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оце­нивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.

Русская правда знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда, как уже упоминалось, только два рода преступлений. Однако каждый из родов включает в себя довольно разнообразные виды преступлений. Среди преступле­ний против личности следует назвать убийство, телесные поврежде­ния, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимуще­ственно честь женщины.

В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассмат­риваются также половые преступления и преступления против семей­ных отношений, подлежащие церковному суду, — самовольный раз­вод, прелюбодеяние, похищение женщины, изнасилование и др.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы счи­талось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производ­ства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное уничто­жение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и раз­граблением. Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами. Поджог — наиболее легкодоступный, а по­тому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества. Он нередко применялся как средство классовой борьбы, когда закабаляе­мые крестьяне хотели отомстить своему господину. Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже го­род. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.

В княжеских уставах предусматривались и преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая но­вую форму брака, усиленно боролась против остатков языческих по­рядков.

Общественный строй

Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.

Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди.

В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель как общинных, так и незанятых. В то же время монастыри редко отчуждали свои владения, в качестве исключения могут рассматриваться сделки по продаже монастырями земли. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т. е. зажиточные), к ним можно отнести также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины. Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Первоначально бояре пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего как коллективный феодал. Однако к XIV в. сложилось уже и индивидуальное землевладение боярства. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права занимать высшие выборные должности в республике (посадника, кончанского старосты). Имевшим порой и большие состояния житьим людям путь к этим должностям был закрыт. Даже должность тысяцкого, представлявшего интересы прежде всего житьих и «черных”» людей, в XIV в. стали занимать бояре. Поскольку в Пскове крупное землевладение распространено не было, экономическое господство бояр не стало таким сильным, как в Новгороде. В силу этого роль князя и веча в Пскове была выше, чем в Новгороде.

Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях. Уже в XI в. князья, правившие Новгородом, назначали на местные правительственные должности людей из местного же общества. Таким образом, новгородская администрация по личному составу своему сделалась туземной еще прежде, чем сделалась выборной. Боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече «крикунов» и проводить решения, нужные им. Кроме того, обладая большими капиталами, бояре ссужали ими купцов и таким образом стояли во главе торговых оборотов.

Житьи люди упоминаются в Новгородской судной грамоте рядом с боярами. Они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом так же, как и бояре, горожанами. Участвовали житьи люди и в торговле. Однако главным, что определяло их статус, было именно землевладение. Как справедливо подметил еще В. О. Ключевский, житьих людей не случайно после падения Новгорода верстали в служилые люди с поместным окладом, а не записывали в городские посады, как купцов. Однако житьи люди, хотя и были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярством.

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. Исследования показали, что основная масса новгородских своеземцев (673 из 780) владела мелкими и мельчайшими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами. Около 25% обрабатывали участки своим трудом без помощи половников и холопов. Около 1 / 3 оставляли свои владения в пользовании крестьян и не жили в вотчинах. Большей частью своеземцы жили в городе. В. О. Ключевский считал, что земцы — крестьяне-собственники. Современные исследователи относят их, однако, к мелким феодалам. В сельскую общину они не входили, а пользовались привилегиями члена городской общины. Спорно происхождение своеземцев. Существует мнение, что своеземцы — это измельчавшие бояре. Некоторые исследователи полагают, что своеземцы — измельчавшие житьи люди. Считают возможным и третий путь возникновения своеземцев: распад коллективной собственности горожан или скупка земель у разоряющихся смердов-общинников. Документы и прежде всего новгородские писцовые книги, свидетельствуют, что одной из наиболее древних форм землевладения являлось коллективное землевладение горожан. Так, в коллективной собственности более чем 115 жителей г. Ямы находилось село в 52 крестьянских двора с пашней и другими угодьями. Распад такой коллективной собственности был одним из источников появления мелких вотчин.

Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета; вотчинник сохраняет связи лишь со своей городской общиной.

Таким образом, в Новгороде трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но, так или иначе, купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, однако, как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 5673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь