Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Я спросила: «И что же ты говорила (ему в таких случаях)?» Она сказала: «Я говорила: “Если бы это зависело от меня, (я бы сказала, что) не хочу уступать тебя никому другому”».
Глава 1244: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал, не входите в дома пророка, если только не разрешат вам войти для трапезы, и не дожидайтесь времени её, если же пригласят вас, то входите, а поев, расходитесь, не затягивая беседы. Поистине, подобное причиняет страдания пророку, который стыдится вас1, а Аллах не стыдится истины. А когда вы просите у них2 что-нибудь (нужное вам), то просите у них через завесу: так будет чище для ваших и их сердец. Не должно вам ни огорчать посланника Аллаха, ни жениться на его жёнах когда бы то ни было после его (смерти, ибо, ) поистине, это — великий (грех) пред Аллахом! » (“Сонмы”, 53). 1 То есть которому стыдно сказать вам об этом прямо. 2 Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1682 (4795). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды, ) уже после того, как (мусульманкам было вменено в обязанность ношение) покрывала, Сауда, да будет доволен ею Аллах, вышла (из дома) по нужде. Она была крупной женщиной, и (покрывало) не мешало знавшим (Сауду) узнавать её. Увидев её, ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить (неузнанной)! ” — и Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ужинавший в моём доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла (ко мне) и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ) откровение, а когда ниспослание закончилось, кость всё ещё находилась в его руке, так как он не положил её, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: “Вам1 было разрешено выходить по своим надобностям”».
1 Имеются в виду женщины.
Глава 1245: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Делаете вы что-нибудь открыто или скрываете это, (не имеет значения, ) ибо, поистине, Аллаху всё известно. Не совершат греха (жёны пророка, если будут появляться открытыми) перед своими отцами, сыновьями, братьями, сыновьями братьев, сыновьями сестёр, своими женщинами1 и своими невольниками. Бойтесь же Аллаха, поистине, Аллах — всему Свидетель! » ( “Сонмы”, 54 — 55). 1 Здесь подразумеваются верующие женщины.
1683 (4796). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз) после ниспослания (веления о) завесе1 разрешения войти ко мне попросил Афлях, брат Абу-ль-Ку‘айса. Я сказала: “Я не позволю ему (войти), пока не спрошу разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на это, поскольку вскормил меня не его брат Абу-ль-Ку‘айс, а жена Абу-ль-Ку‘айса”. И когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл ко мне, я сказала ему: “О посланник Аллаха, Афлях, брат Абу-ль-Ку‘айса, попросил разрешения войти ко мне, но я отказалась впустить его, пока не получу разрешения от тебя”. (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что же помешало тебе разрешить ему (войти), он же — твой дядя?! ” Я (снова) сказала: “О посланник Аллаха, но вскормил-то меня не этот человек, а жена Абу-ль-Ку‘айса! ” – и (тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) воскликнул: “Впусти же его, ведь он — твой дядя, да покроется пылью твоя правая рука2! ”»
1 См.: “Свет”, 31; см. также хадисы под №№ 119 и 255. 2 ‘‘Тарибат йамину-ки’’ – идиоматическое выражение, которое имеет следующий смысл: если ты не сделаешь того, о чём я говорю тебе, то многое потеряешь.
Глава 1246: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, кто уверовал, благословляйте его и приветствуйте часто! » ( “Cонмы”, 56). 1684 (4798). Сообщается, что Ка‘б бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды люди) сказали (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя? » (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения1 Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты (их) семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! / ”».
1 Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл — “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
1685 (4797). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) мы сказали: «О посланник Аллаха, (нам известно, что) это1 — приветствие, (с которым следует обращаться к тебе, ) но как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя? » (В ответ нам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и Твоего посланника, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ‘абди-кя ва расули-кя кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима! / ”»
1 Имеются в виду слова “Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кя, айу-ха-н-набийу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”, произносимые во время ташаххуда.
Глава 1247: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Не уподобляйтесь тем, кто обижал Мусу» (“Сонмы”, 69). 1686 (4799). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Муса был стыдливым человеком, и в этом смысл слов Всевышнего (, Который сказал): “О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь тем, кто обижал Мусу, после чего Аллах объявил его невиновным в том, что они утверждали1, и был он уважаем Аллахом”».
1 См. хадис № 192
Глава 1248: Слова Всевышнего “он только увещатель для вас перед суровым наказанием” (“Саба’”, 46). 1687 (4801). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на (холм) ас-Сафа и (громко закричал): “Йа сабаха-ху! ”1 Вокруг него собрались курайшиты, которые стали спрашивать: “Что случилось? ” Он спросил (их): “Скажите, если бы я сообщил вам, что утром или вечером на вас нападёт враг, поверили бы вы мне? ” Они ответили: “Да”. Тогда он воскликнул: “Я же, поистине, предупреждаю вас о суровом наказании! ”2 (Услышав его слова, ) Абу Ляхаб3 воскликнул: “Чтоб ты пропал! И ради этого ты нас собрал?! ” — после чего Аллах ниспослал (суру, в которой сказано): “Да сгинут руки Абу Ляхаба…! ”4»
1 “Йа сабаха-ху! ” — восклицание, которое используется как предупреждение о грозящей опасности. 2 Здесь речь идёт о самом начале призыва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предупреждал людей о том, что их ждёт, если они не обратятся к единобожию. 3 Абу Ляхаб (“отец пламени”) — прозвище Абд аль-‘Уззы бин ‘Абд аль-Мутталиба, дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одного из главных его врагов. 4 Имеется в виду вся сура “Пальмовые волокна”.
Глава 1249: Слова Всевышнего: «Скажи1: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он — Прощающий, Милосердный! ”» (“Толпы”, 53). 1 С этими словами Аллах Всевышний обращается к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, повелевая ему передать их людям от первого лица.
1688 (4810). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди из числа многобожников, которые многих убили и много раз совершали прелюбодеяния, и сказали: «Поистине, то, что ты говоришь и к чему призываешь, и в самом деле прекрасно, но мы хотели бы, чтобы ты сказал нам, что мы должны делать для искупления (наших прошлых грехов)? » — после чего (Аллах) ниспослал (айат, в котором сказано): «…те, которые наряду с Аллахом не взывают (ни к какому иному) богу, не убивают человека, которого Аллах запретил (убивать) иначе как по праву, и не прелюбодействуют», 1 (а также другой айат, в котором сказано): «Скажи: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! ”»
1 “Различение”, 68.
Глава 1250: Слова Всевышнего: «Не оценили они Аллаха должным образом1…» (“Толпы”, 67). 1 Имеется в виду, что многобожники не почитали Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений.
1689 (4811). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл учёный муж (из числа иудеев) и сказал: «О Мухаммад, мы знаем, (что в Торе сказано, ) что Аллах поместит небеса на (один) палец, (всю) землю — на другой, деревья — на третий, воду и землю — на четвёртый, а всё прочее, (что было Им) создано, — на пятый, после чего скажет: “Я — Царь! ”» — и в подтверждение правоты этого учёного мужа пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся так широко, что показались его зубы; а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал (айат, в котором сказано): «Не оценили они Аллаха должным образом, а в День воскресения вся земля окажется в руке Его, и (будут) свёрнуты небеса правой десницей Его! Преславен Он (, Который) выше того, чему они поклоняются наряду с Ним! ».
Глава 1251: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…а в День воскресения вся земля окажется в руке Его и будут свёрнуты небеса правой рукой Его! » (“Толпы”, 67). 1690 (4812). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах схватит (всю) землю и свернёт небеса Своей правой десницей, а потом скажет: “Я — Царь, а где же цари земли? ”».
Глава 1252: Слова Всевышнего: «И затрубят в трубу и будут повержены, словно молнией, (все) обитатели небес и земли, кроме тех, кого Аллах пожелает (помиловать). Потом затрубят ещё раз, и (люди) восстанут (из могил), озираясь» (“Толпы”, 68). 1691 (4814). Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал (людям, что) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между (первым и вторым) трубными гласами (пройдёт) сорок». (Абу Хурайра сказал): «Они спросили: “О Абу Хурайра, сорок дней? ” — но я отказался (отвечать)1. Они (снова) спросили: “Сорок лет? ” — но я отказался (отвечать). Они (снова) спросили: “Сорок месяцев? ”» (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ) сказал: «И я отказался (отвечать», а потом добавил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «И истлеют все (части тела) человека, кроме копчика, с которого (Аллах) создаст его (заново)».
1 Причиной отказа являлось незнание.
Глава 1253: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Я не прошу у вас (никакой) награды за это1, кроме любви к ближним» (“Совет”, 23). 1 То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана и других средств.
1692 (4818). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Не было в (племени) курайш такого рода, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имел бы родственников, и он говорил: “(Я не прошу у вас ничего, кроме того, ) чтобы вы поддерживали узы родства, существующие между нами”».
Глава 1254: Слова Всевышнего: «Господь наш! Избавь нас от (этого) наказания, поистине, мы веруем! » (“Дым”, 12). 1693 (4822). Сообщается, что Масрук, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: (Однажды) я пришёл к ‘Абдуллаху (бин Мас‘уду), который сказал: «Поистине, если о том, чего ты не знаешь, сказать: “Я не знаю”, это будет (одним из признаков) знания, ведь Аллах сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Скажи: “Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и не отношусь я к числу притворяющихся”.1 (Что же касается) курайшитов, то, когда они стали одолевать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и восставать против него, он (призвал на них проклятие и обратился к Аллаху с такими словами): “О Аллах, помоги мне (в борьбе) против них (и пошли им) семь (голодных лет), подобных семи (годам) Йусуфа! ” После этого их поразила такая засуха, что из-за истощения они стали употреблять в пищу кости и падаль, а от голода люди видели между небом и землёй нечто вроде дыма, и они стали говорить: “Господь наш! Избавь нас от (этого) наказания, поистине, мы веруем! ”2 — а (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ) было сказано: “Если Мы избавим их (от этого), они (снова) вернутся (к своему) неверию”. Однако он обратился с мольбой к своему Господу, Который избавил их от этого, после чего они (снова) вернулись (к неверию), и отмщение Аллаха настигло их в день (битвы при) Бадре, о чём Всевышний сказал так: “Жди же того дня, когда небо станет испускать ясно видимый дым, который окутает собой людей. Это (и будет) мучительное наказание. (Тогда они скажут): “Господь наш! Избавь нас от (этого) наказания, поистине, мы веруем! ” Но разве (пойдёт им на пользу) наставление? Ведь уже явился к ним посланник (, разъясняющий) ясно, а они отвернулись от него, сказав: “(Он кем-то) подучен и безумен! ” Конечно, Мы избавим (вас от этого) наказания на короткое (время), но вы ведь вернётесь (к своему неверию)! Но в тот день, когда Мы нанесём (им) величайший удар, поистине, Мы отомстим! ”3»4
1 “Сад”, 86. 2 “Дым”, 12. 3 “Дым”, 10 — 16. 4 См. хадис № 1678, а также примечание к хадису № 518.
Глава 1255: Слова Всевышнего “и губит нас только время” (“Коленопреклонённые”, 24). 1694 (4826). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама наносит Мне обиду, понося время /дахр/, тогда как Я и есть время1, всё в Моей власти, и по (Моей воле) день сменяет собой ночь! ”»
1 Это значит: Я создал время и Я управляю как временем, так и всем тем, что с ним связано.
Глава 1256: Слова Всевышнего: «И когда они увидели его в виде тучи, двигавшейся к их долинам, то сказали: “Это — туча, которая принесёт нам дождь”, (однако Худ сказал): “Нет! Это то, что вы торопили, — ветер, в котором мучительное наказание! ”» (“Пески”, 24). 1695 (4828, 4829). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я никогда не видела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смеющимся во весь рот так, чтобы был виден его язычок1, ибо он только улыбался». (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала: Когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) видел тучу или (замечал, что поднимается) ветер, (он испытывал беспокойство, что) было заметно по его лицу, (и однажды я) сказала: «О посланник Аллаха, когда люди видят тучи, они радуются, надеясь, что они принесут с собой дождь, а по твоему лицу я вижу, что (появление туч) тебя не радует». (В ответ мне) он сказал: «О ‘Аиша, а как я могу быть уверенным в том, что (эти тучи) не несут с собой наказание (Аллаха)? Ведь люди уже подвергались наказанию ветром2, а до этого они увидели (надвигающееся на них) наказание3 и сказали: “Это – туча, которая принесёт нам дождь! ”»
1 Имеется в виду надгортанник. 2 Имеется в виду народ ‘ад, уничтоженный страшным ураганом за неподчинение направленному к ним Аллахом пророку Худу, мир ему. 3 Речь идёт о туче.
Глава 1257: Слова Всевышнего: «И может ли случиться так, что … станете вы порывать родственные связи? » (“Мухаммад”, 22). 1696 (4830, 4831). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как Аллах создал (всё) сотворённое, (со своего места) поднялись (родственные связи и взялись за пояс Милостивого)1, Который спросил: “В чём дело? ” Они сказали: “Это — место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва”. (Тогда Аллах) спросил: “Удовольствуетесь ли вы тем, что Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем2, кто станет порывать вас? ” Они ответили: “Да, о Господь мой! ” — (и Аллах) сказал: “Да будет так! ”» (Передав это, ) Абу Хурайра сказал: «Прочтите, если желаете (, айат, в котором сказано): “И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле3 и порывать родственные связи? ”» В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры), да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прочтите, если желаете, (айат, в котором сказано): “И может ли случиться так…”».
1 Имеется в виду обращение с мольбой о помощи и защите. 2 То есть лишу его Своей милости. 3 В данном случае имеются в виду сражения верующих друг с другом.
Глава 1258: Слова Всевышнего: «И скажет (ад): “Будет ли добавка? ”» (“Каф”, 30). 1697 (4848). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Людей) станут бросать в огонь, который будет говорить: “Нет ли добавки? ” — до тех пор, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно! ”»
1698 (4850). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Некогда) рай и ад стали препираться друг с другом, и ад сказал: “Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых”, что же касается рая, то он спросил: “А почему же в меня не войдёт никто, кроме слабых и незаметных? ” И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах сказал раю: “Ты — милость Моя, которую Я стану оказывать, кому пожелаю из рабов Моих”, аду же Он сказал: “А ты — не что иное, как (средство) Моего наказания, которому Я стану подвергать, кого пожелаю из рабов Моих”. И будут наполнены (рай и ад до краёв); что касается ада, то не наполнится он, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно, довольно! ” — и будет он полон, а края его сойдутся, и при этом Всемогущий и Великий Аллах не обидит никого из Своих созданий. Что же касается рая, то, поистине, Всемогущий и Великий Аллах создаст (новое) творение (, чтобы заполнить его)».
Глава 1259: Слова Всевышнего: «Клянусь горой1, клянусь начертанным Писанием2…» (“Гора”, 1 — 2). 1 Имеется в виду гора Синай, где Аллах говорил с пророком Мусой, мир ему. 2 Здесь подразумевается либо Хранимая Скрижаль, либо Коран.
1699 (4854). Сообщается, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я услышал, как во время закатной молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читает (суру) “Гора”, и когда он дошёл до тех айатов (, в которых говорится): “Или созданы они без ничего1? Или сами они творцы2? Или они создали небеса и землю? Нет у них уверенности! 3 Или у них сокровищницы Господа твоего, или они управляют? ”4 — сердце моё было готово улететь5».
1 То есть без участия Творца. 2 То есть или сами они создали себя? 3 Имеется в виду, что у них нет твёрдой веры в то, что это создано Аллахом. 4 “Гора”, 35 — 37. 5 Смысл и логика этих айатов так повлияли на Джубайра, да будет доволен им Аллах, что под их воздействием он принял ислам.
Глава 1260: Слова Всевышнего: «Видели ли вы аль-Лат, и аль-‘Уззу? 1» (“Звезда”, 19). 1 Имена богинь, которым поклонялись арабы в доисламские времена. Что касается имени аль-Лат, то, по одним данным, это имя женского рода от имени Аллах, по другим же, так звали человека, который растирал (йалутту) савик* для паломников. * См. примечание к хадису № 894.
1700 (4860). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если, давая клятву, кто-нибудь (по забывчивости) произнесёт слова “Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой”, пусть скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, тот же, кто предложит своему товарищу: “Давай-ка я сыграю с тобой1”, пусть подаст милостыню2».
1 Имеются в виду азартные игры. 2 Это значит, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.
Глава 1261: Слова Всевышнего: «…но Час этот1, который является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше! » (“Луна”, 46). 1 Имеется в виду День воскресения.
1701 (4876). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда я была маленькой девочкой и играла (в детские игры), Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке был ниспослан (айат, в котором сказано): “…но Час этот, который является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше! ”»
Глава 1262: Слова Всевышнего: «А помимо этих двух есть ещё два сада1…» (“Милостивый”, 62). 1 Речь идёт о райских садах.
1702 (4878). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Кайса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра, и два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота. И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в райском саду /‘адн/, взирать на Него».
Глава 1263: Слова Всевышнего “гурии, сокрытые в шатрах” (“Милостивый”, 72). 1703 (4879, 4880). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Кайса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в раю шатёр (, сделанный) из полой жемчужины, ширина которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов находятся (женщины), которые не видят тех, что находятся в других углах, и которых будут посещать верующие1. И есть два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра, и два (других) сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из того-то, и ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в райском саду, взирать на Него».
1 Имеется в виду, что каждый верующий будет приходить к своим жёнам.
Глава 1264: Слова Всевышнего: «О те, кто уверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в покровители» (“Испытуемая”, 1). 1704 (4890). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: Отправляя меня, а также аз-Зубайра и аль-Микдада, да будет доволен Аллах ими обоими, (с поручением)1, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поезжайте в Раудат Хах2. Там находится женщина в паланкине, у которой будет письмо: отберите его у неё! » После этого мы двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не достигли Раудат (Хах), где (действительно) обнаружили в паланкине женщину, которой велели: «Доставай письмо! » Она сказала: «Нет у меня никакого письма! » Тогда мы сказали: «Доставай письмо, а иначе мы обязательно разденем тебя! » — и она вытащила его из своих волос. После этого мы доставили его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и оказалось, что в нём (написано следующее): «От Хатиба Ибн Абу Бальта‘а…» (В этом письме Хатиб) извещал находившихся в Мекке людей из числа многобожников о некоторых делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.3 (Ознакомившись с содержанием письма, ) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Что же это, о Хатиб?! » (В ответ ему Хатиб) сказал: «Не спеши (осуждать) меня, о посланник Аллаха! (Дело в том, что) я был одним из курайшитов, но к числу их не относился4. У мухаджиров, которые находятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество5, а поскольку у меня среди (курайшитов) родственников нет, я и захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я не делал этого ни от неверия, ни потому, что решил отступиться от своей религии! » (Выслушав его, ) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он действительно сказал вам правду», что же касается ‘Умара, то он воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову! ” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам! ”? » Передатчик этого хадиса сказал: «И о нём6 (говорится) в ниспосланном (тогда же айате): “О те, кто уверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в покровители”».
1 Это было в период подготовки мусульманской армии к походу на Мекку. 2 Название места, расположенного между Мединой и Меккой. 3 Хатиб предупреждал курайшитов о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занят подготовкой похода на Мекку. 4 Раньше Хатиб был союзником курайшитов и жил вместе с ними, но курайшитом по происхождению не являлся. 5 Таким образом, Хатиб опасался, что, когда курайшитам станет известно о походе мусульман на Мекку, они подвергнут преследованиям семьи тех сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые всё ещё оставались среди них. 6 То есть о Хатибе бин Абу Бальта‘а, да будет доволен им Аллах.
Глава 1265: Слова Всевышнего: «О пророк! Если придут к тебе верующие женщины (, которые пожелают) присягнуть тебе» (“Испытуемая”, 12). 1705 (4892). Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После того как мы дали клятву посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он прочитал (собравшимся у него женщинам айат, в котором есть слова) “не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом”, 1 и запретил нам громко причитать по покойным. (Услышав это, ) одна женщина убрала руку и сказала: “Но такая-то причитала над моим покойником, и я хочу ответить ей тем же”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал ей, и тогда она ушла 2, а потом вернулась, и он принял у неё клятву».
1 “Испытуемая”, 12. 2 Имеется в виду, что она ушла и выполнила то, что считала своим долгом по отношению к вышеупомянутой женщине.
Глава 1266: Слова Всевышнего: «…и других из их числа, которые ещё не присоединились к ним.1 Он — Всемогущий, Мудрый…» (“Аль-Джум‘а”, 3). 1 Имеются в виду верующие.
1706 (4897). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (которому в своё время) была ниспослана сура “Аль-Джум‘а”. (Он стал читать нам её, когда же дошёл до айата, в котором сказано): “…и других из их числа, которые ещё не присоединились к ним”, я спросил: “А кто они, о посланник Аллаха? ” — однако он не ответил мне, пока я не спросил об этом трижды. (В это время) среди нас находился Сальман аль-Фариси, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положил руку (на ногу) Сальмана, а потом сказал: “Если бы вера находилась (даже близ созвездия) Плеяды, то и тогда люди (или: человек) из числа этих1 обрели бы её”».
1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду персов или неарабов вообще.
Глава 1267: Слова Всевышнего: «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: “Мы свидетельствуем, что ты — действительно посланник Аллаха”» (“Лицемеры”, 1). 1707 (4900). Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я принимал участие в одном из военных походов1 и слышал, как ‘Абдуллах бин Убайй (бин Салюль)2 сказал: “Ничего не тратьте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него. Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных! ”3 И я передал эти (слова) своему дяде (или: ‘Умару), который, в свою очередь, передал их пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал меня к себе, и я рассказал ему (обо всём), после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за ‘Абдуллахом Ибн Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поверил мне и поверил (‘Абдуллаху и его товарищам. Из-за) этого меня охватила такая печаль, которую я никогда раньше не испытывал. Я сидел у себя дома, а мой дядя говорил мне: “Ты хотел добиться только того, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал тебя лжецом и возненавидел тебя! ” — но потом Аллах Всевышний ниспослал (суру, начинающуюся с того айата, в котором говорится): “Когда лицемеры являются к тебе…”, 4 что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал за мной, прочитал (эту суру), а потом сказал: “Поистине, Аллах подтвердил твою правоту, о Зайд! ”»
(4903). В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, ) сообщается, что он сказал: «И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их5 к себе, чтобы попросить у Аллаха прощения для них, однако они отвернулись».
1 Имеется в виду поход на Мурайcи‘, состоявшийся в 626 году. 2 Этого человека называли главой лицемеров Медины. 3 ‘Абдуллах бин Убайй имел в виду, что коренные жители Медины выгонят оттуда мухаджиров. 4 “Лицемеры”, 1. 5 То есть лицемеров.
1708 (4906). Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, прости ансаров и детей ансаров! ”» Передатчик этого хадиса был не уверен, (сказал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также): «…и детей детей ансаров! »
Глава 1268: Слова Всевышнего: «О пророк, почему, желая угодить своим жёнам, ты запрещаешь (себе) то, что разрешил тебе Аллах, (ведь) Аллах — Прощающий, Милосердный?! 1» (“Запрещение”, 1). 1 Как сообщается со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил ко всем своим жёнам после послеполуденной молитвы. Однажды он больше обычного задержался у Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, так как она угостила его мёдом, который он очень любил. Это вызвало ревность ‘Аиши, которая договорилась с Хафсой, Саудой и Сафиййей, да будет доволен ими Аллах, что все они скажут, что после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что-то поел, изо рта у него стало дурно пахнуть. Они так и сделали, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся, что больше не будет есть мёда, в связи с чем и был ниспослан этот айат. Об этом сообщается в разных версиях данного хадиса, приводимого аль-Бухари, Муслимом и другими авторитетными мухаддисами.
1709 (4912). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто ел мёд у Зайнаб бинт Джахш, (из-за чего) он задерживался у неё, и я сговорилась с Хафсой, что к кому бы из нас он ни пришёл, мы будем говорить ему: “Ты ел камедь1, поистине, я ощущаю от тебя её запах! ” (Мы так и сделали, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал (каждой из нас): “Нет, но я ел мёд у Зайнаб бинт Джахш, и я никогда больше не стану (есть его, в чём) я поклялся, а ты никому об этом не говори! ”»
1 Сладкий клей, выделяемый деревом.
Глава 1269: Слова Всевышнего “грубому и к тому же самозванцу1” (“Аль-Калам”, 13). 1 Имеется в виду человек, заявляющий о своей принадлежности к тем людям, к которым на самом деле он отношения не имеет.
1710 (4918). Сообщается, что Хариса бин Вахб аль-Хуза‘и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (людям): “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в раю? (Это —) каждый слабый и презираемый1, (однако, ) когда он клянётся Аллахом, (Аллах) обязательно осуществляет его клятву. Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? (Это —) каждый грубый, жадный и горделивый”».
1 То есть бедный и незаметный человек, с которым люди не считаются из-за его бедности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы