Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что касается курайшитов, то они клялись своими отцами, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не клянитесь своими отцами».
1504 (3841). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми правдивыми словами, которые (когда-либо) произносил поэт, являются слова Лябида1(, который сказал): “Разве не является несостоятельным2 всё, кроме Аллаха? ”3 — (что же касается) Умаййи бин Абу-с-Сальта4, то он был близок к тому, чтобы принять ислам».
1 Лябид — поэт, который прославился ещё в доисламские времена, принял ислам и прожил очень долгую жизнь. 2 Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность. 3 Далее в этом бейте сказано: «…а всякому наслаждению неизбежно приходит конец». 4 Поэт, который интересовался религией и, по некоторым сообщениям, принял христианство.
Глава 1135: Миссия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (полное имя которого —) Мухаммад бин ‘Абдуллах бин ‘Абд аль-Мутталиб Ибн Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусайй бин Киляб бин Мурра бин Ка‘б бин Луайй бин Галиб бин Фихр бин Малик бин ан-Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Илйас бин Мудар бин Низар бин Ма‘адд бин ‘Аднан. 1505 (3851). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали ниспосылаться откровения, когда ему исполнилось сорок лет, после чего он в течение тринадцати лет оставался в Мекке, а потом ему было велено переселиться, и он переселился в Медину, где прожил десять лет, а потом скончался, да благословит его Аллах и приветствует ».
Глава 1136: О том, что претерпели в Мекке от многобожников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. 1506 (3856). Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды) я попросил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими: “Расскажи мне о наихудшем из того, что сделали многобожники с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует”». Он сказал: (Как-то раз, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в Хиджре1 Каабы, ‘Укба бин Абу Му‘айт подошёл (к нему сзади), накинул ему на шею свою одежду и сильно сдавил. (Увидев это, ) к нему бросился Абу Бакр, который схватил его за плечи, отбросил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и воскликнул: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?! » 2
1 Хиджр — место, примыкающее к северо-восточной стене Каабы и огороженное невысокой полукруглой стеной, которая именуется аль-Хатим. 2 См.: “Прощающий”, 28.
Глава 1137: Упоминание о джиннах.
Аллах Всевышний сказал: — Скажи: «Дано мне в откровении, что собравшиеся джинны слушали тайком чтение Корана, и они сказали: “Поистине, мы слышали дивный Коран…”» (“Джинны”, 1).
1507 (3859). Сообщается, что, когда ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, спросили: «Кто сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о джиннах той ночью, когда они слушали Коран? » — он ответил: «(Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ) сообщило о них дерево».
1508 (3860). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что обычно он носил за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения и (для очищения после удовлетворения нужды, и однажды, ) когда он шёл за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, со всем этим, он спросил: «Кто это? » (Абу Хурайра) отозвался: «(Это) я, Абу Хурайра», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Найди мне (несколько) камней для очищения, но не приноси ни костей, ни сухого навоза /раус/ ».1 (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я принёс ему (несколько) камней в полах своей одежды, положив их рядом с ним, а сам отошёл, когда же он закончил, я пошёл (рядом с ним) и спросил: “А чем (плохи) кости и навоз? ” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: “Ими питаются джинны. (Однажды) ко мне явилась делегация джиннов Насибина2, — и это были прекрасные джинны! — которые попросили меня (дать им) припасов на дорогу, и тогда я попросил Аллаха, чтобы пропитанием для них служили кости или сухой навоз в любом месте, где бы они ни нашли это”».
1 “Раус” — навоз мулов, лошадей или ослов. 2 Название города на Аравийском полуострове.
Глава 1138: Переселение в Эфиопию. 1509 (3874). Сообщается, что Умм Халид бинт Халид, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я была маленькой девочкой, когда приехала (в Медину) из Эфиопии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне рубаху, на которой были какие-то узоры, и стал гладить рукой эти узоры, приговаривая: “Санах, санах! ” — что (на языке эфиопов) означает “Прекрасно, прекрасно! ”»
Глава 1139: Рассказ об Абу Талибе. 1510 (3883). Сообщается, что (однажды) аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты ничем не помог твоему дяде (Абу Талибу), несмотря на то что он всегда защищал тебя и гневался из-за тебя1», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) ответил: «Он находится в верхнем слое огня, а если бы не я, то он обязательно оказался бы на самом дне его! »
1 То есть гневался, когда другие наносили тебе обиды.
1511 (3885). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, что, когда в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-нибудь вспоминал о его дяде (Абу Талибе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) говорил: «Может быть, моё заступничество пойдёт ему на пользу в День воскресения, и поместят его в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до щиколоток, из-за чего мозги его станут кипеть».
Глава 1140: Рассказ о ночном путешествии /исра’/.
Аллах Всевышний сказал: «Слава Тому, Кто перенёс раба Своего ночью, чтобы показать ему (нечто) из Наших знамений, из Запретной Мечети в Мечеть Отдалённейшую…» (“Ночное путешествие”, 1).
1512 (3886). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как курайшиты объявили мои слова ложью1, я встал в аль-Хиджре и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его».
1 Имеется в виду то, что они не поверили рассказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о его ночном путешествии, когда он был перенесён из Мекки в Иерусалим.
Глава 1141: Вознесение /ми‘радж/. 1513 (3887). Передают со слов Малика бин Са‘са‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал им о ночном путешествии (следующее): «Когда я лежал (на земле) в (пределах) аль-Хатима (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то1 неожиданно явился ко мне, разрезал2 (мне тело) от сих (пределов) до сих3 и извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли4, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла, 5 способное одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором. Потом меня посадили на (это животное), и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть (врата, его) спросили: “Кто это? ” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен (его) приход! ” Потом (ворота) были открыты, а когда я достиг (низшего неба), то увидел там Адама. (Джибрил) сказал: “Это — твой отец Адам, поприветствуй же его! ” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку! ” Затем он вознёсся (со мной) ко второму небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями6. (Джибрил) сказал: “Это — Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их! ” Я поприветствовал (их), и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку! ” Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он ответил: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (третьего неба), то увидел там Йусуфа. (Джибрил) сказал: “Это — Йусуф, поприветствуй же его! ” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку! ” Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (четвёртого неба), то (увидел там) Идриса. (Джибрил) сказал: “Это — Идрис, поприветствуй же его! ” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку! ” Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” — и когда я достиг (пятого неба), то (увидел там) Харуна. (Джибрил) сказал: “Это — Харун, поприветствуй же его! ” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку! ” Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” — и когда я достиг (шестого неба), то (увидел там) Мусу. (Джибрил) сказал: “Это — Муса, поприветствуй же его! ” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку! ” – когда же я покидал (его), он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать? ” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан (к людям) молодой человек, а в рай войдёт больше (людей) из его общины, чем из моей! ” А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это? ” Он ответил: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой? ” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали? ” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход! ” — и когда я достиг (седьмого неба), то (увидел там) Ибрахима. (Джибрил) сказал: “Это — твой отец, поприветствуй же его! ” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку! ” А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела /сидрат aль-мунтаха/ 7, и оказалось, что плоды его (по размерам) подобны кувшинам из Хаджара8, а его листья — слоновьим ушам. (Джибрил) сказал: “Это — лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две — видимыми. Я спросил: “Что это за два (вида рек), о Джибрил? ” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это — Нил и Евфрат”. А потом мне был показан Священный Дом /аль-байт aль-ма‘мур/ 9, в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов. Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а (Джибрил) сказал: “Это — (ислам)10, которого будешь придерживаться ты и твоя община”. После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв (, а именно) — пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе? ” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “(Члены) твоей общины не смогут (совершать) по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, (но напрасно, )11 возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины! ” Я вернулся, и (Аллах) уменьшил (это количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе? ” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “Поистине, (члены) твоей общины не смогут (совершать и) по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, (но напрасно, ) возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины! ” Я сказал: “Я просил Господа моего (так много), что мне уже стыдно (просить о чём-то ещё)! Я доволен, и я повинуюсь (Ему)! ” И, уходя (оттуда), я услышал голос: “Я передал12 то, чего Я требую, и облегчил (ношу) Своих рабов”13».
1 К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился ангел Джибрил, мир ему. 2 Один из передатчиков этого хадиса сказал, что слышал, как другой передатчик говорил: «…и рассёк…» 3 Передатчик этого хадиса сказал: «(Это значит): от горла до волос (на лобке)». 4 Сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было омыто водой Замзама. 5 Передатчик (этого хадиса), да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Этим (животным был) Бурак». 6 “Ибна аль-халя”. Имеется в виду, что родными сёстрами были их матери. 7 См.: “Звезда”, 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется. 8 Хаджар — город близ Медины. 9 Небесный прототип Каабы. 10 Дословно — “фитра”. См. хадис № 178. 11 Другими словами, Муса, мир ему, всеми силами старался добиться от израильтян выполнения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого. 12 Эти слова принадлежат Аллаху Всевышнему, слава Ему. 13 О вознесении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывается также в хадисе, передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. См. хадис № 221.
1514 (3888). Сообщается, что о словах Всевышнего «Вот сказали Мы тебе: “То видение, которое Мы показали тебе, сделали Мы только испытанием1 для людей”» 2 — Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Это было (не сновидение, а) видение воочию того, что было показано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был ночью перенесён в Иерусалим. (Что же касается слов Всевышнего) “а также дерево, проклятое в Коране”3, то (речь идёт о) дереве Заккум4».
1 Это видение было сделано испытанием для того, чтобы посмотреть, кто из них уверует. 2 “Ночное путешествие”, 60. 3 Там же. 4 Имеется в виду растущее в аду дерево с горькими плодами, которыми будут питаться грешники. Об этом дереве упоминается также в трёх других сурах Корана: “Выстроившиеся в ряды”, 62; “Дым”, 43; “Воскресение”, 52.
Глава 1142: Заключение брачного договора пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с ‘Аишей, её приезд в Медину и его женитьба на ней. 1515 (3894). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, был заключён, когда мне исполнилось шесть лет. Потом мы приехали в Медину и остановились (в квартале) бану аль-харис бин хазрадж. После этого я заболела, и у меня выпали волосы, а потом они снова отросли. (Однажды, когда) я качалась на качелях вместе с моими подругами, моя мать Умм Руман пришла ко мне и громко позвала меня, а я подошла к ней, не зная, чего она хотела. Она взяла меня за руку и привела к дверям дома. Я тяжело дышала, а когда моё дыхание стало успокаиваться, она взяла немного воды и протёрла мне лицо и голову, после чего ввела меня в дом. В этом доме находились женщины из числа ансаров, которые стали говорить: “(Желаем тебе) блага, благословения (Аллаха) и удачи! ” И (моя мать) передала меня (этим женщинам), которые приготовили меня (к свадьбе), а утром пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет».
1516 (3895). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты была показана мне во сне дважды. (Оба раза) я видел твоё (изображение) на куске шёлка, и (мне) говорили: “Это твоя жена, открой же его! ” — и оказывалось, что это ты, а я говорил: “Если это от Аллаха, Он приведёт это к завершению”».
Глава 1143: Переселение в Медину пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах. 1517 (3905). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Сколько я помнила своих родителей, они всегда исповедовали эту религию1, и не было такого дня, когда бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не заходил к нам утром и вечером. После того как мусульмане стали подвергаться испытаниям2, Абу Бакр (решил) переселиться в Эфиопию3, а когда он добрался до Барк аль-Гимад4, его встретил вождь (племени) аль-кара Ибн ад-Дагина, который спросил: “О Абу Бакр, куда ты (направляешься)? ” Абу Бакр ответил: “Мои соплеменники изгнали меня, и я хочу странствовать по земле5, поклоняясь моему Господу”. Ибн ад-Дагина сказал: “О Абу Бакр, поистине, такой (человек), как ты, не должен ни уезжать, ни изгоняться, ведь ты оделяешь неимущих, поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабым), оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы, а поэтому я беру тебя под свою защиту. Отправляйся назад и поклоняйся своему Господу в своём городе”. И Абу Бакр вернулся, а вместе с ним приехал и Ибн ад-Дагина, который вечером обошёл (всех) знатных курайшитов и сказал (каждому из) них: “Поистине, такой (человек), как Абу Бакр, не должен ни покидать (своего города), ни изгоняться! Неужели же вы (решились) изгнать человека, который оделяет неимущих, поддерживает связи с родственниками, помогает нести бремя (слабым), оказывает людям гостеприимство и помогает (им) переносить невзгоды судьбы? ” И курайшиты не отвергли заступничества Ибн ад-Дагины, но сказали ему: “Вели Абу Бакру, чтобы он поклонялся своему Господу у себя дома. Он может молиться там и читать, что захочет, но пусть он не задевает нас этим и не делает этого открыто, так как мы боимся, что он введёт в соблазн наших женщин и детей! ” Ибн ад-Дагина передал это Абу Бакру, и Абу Бакр (в течение некоторого времени) поклонялся своему Господу у себя дома, нигде больше открыто не совершая молитв и не читая (Коран). А потом Абу Бакру пришла в голову мысль (построить мечеть)6, и он построил её во дворе своего дома и стал молиться и читать (Коран в этой мечети), что же касается жён и детей многобожников, то они во множестве собирались вокруг него, дивясь ему и разглядывая его. (А надо сказать, что) Абу Бакр часто плакал и не мог сдерживать слёз, когда читал Коран, и всё это устрашило знатных курайшитов7 из числа многобожников, которые послали за Ибн ад-Дагиной. Когда он явился к ним, они сказали: “Мы согласились признать, что ты являешься покровителем Абу Бакра при том условии, что он будет поклоняться своему Господу у себя дома, но он нарушил (это условие), построил мечеть во дворе своего дома и стал открыто молиться и читать (Коран в этой мечети)! Мы опасаемся, что он введёт в соблазн наших жён и детей, (а поэтому вели) ему прекратить (делать это)! Если он согласен ограничиться поклонением своему Господу у себя дома, пусть делает (это), если же он не согласен (ни на что иное, кроме открытого поклонения), то попроси его отказаться от твоей защиты, ибо мы не хотим поступать вероломно по отношению к тебе8, но не можем согласиться и с тем, чтобы Абу Бакр делал всё это открыто! ”» ‘Аиша сказала: «(После этого) Ибн ад-Дагина пришёл к Абу Бакру и сказал: “Тебе ведь известно, на каких условиях я договорился (с ними) насчёт тебя, а поэтому ты должен либо (соблюдать все условия), либо отказаться от моей защиты, ибо, поистине, я не хочу, чтобы арабы услышали о том, что договор (о защите) человека, который я заключил (с людьми), был нарушен! ” (На это) Абу Бакр сказал: “Поистине, я освобождаю тебя от (обязательств, связанных с оказанием мне) покровительства, и (заявляю, что) мне достаточно покровительства Всемогущего и Великого Аллаха! ” А в то время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Мекке, и он сказал мусульманам: “Поистине, видел я во сне то место, куда вы переедете: там растут пальмы, и расположено оно меж двух каменистых полей”. (Таким образом, во сне он увидел) два лавовых поля, и после этого некоторые люди перебрались в Медину; что же касается тех, кто ещё раньше уехал в Эфиопию, то в большинстве своём они возвращались уже в Медину. Абу Бакр также собрался ехать в Медину, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Не спеши, ибо я надеюсь, что (переехать) будет позволено9 и мне”. Абу Бакр воскликнул: “Неужели и ты надеешься на это?! Да станет отец мой выкупом за тебя! ” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: “Да”, и Абу Бакр задержался, чтобы сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в течение четырёх месяцев откармливал двух своих верблюдиц листьями акации, которые люди сбивают на землю палками». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды в середине дня, когда мы сидели в доме Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, кто-то сказал ему: “Вот идёт посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывая себе лицо! В такое время он обычно к нам не приходит! ” Абу Бакр сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только (важное) дело! ” А (через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл (к дому) и попросил разрешения войти. Его впустили, а после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл, он сказал Абу Бакру: “Вели всем, кто здесь находится, выйти”. Абу Бакр сказал: “Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха! ” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: “Я получил разрешение уехать”. Абу Бакр воскликнул: “(И я буду тебя) сопровождать? Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха! ” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”. Абу Бакр сказал: “Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Возьми себе одну из двух этих верблюдиц! ” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Я возьму её, но) за деньги”. И мы быстро собрали их (в дорогу), сложив их припасы в кожаный мешок, а дочь Абу Бакра Асма оторвала кусок от своего пояса и завязала им этот кожаный мешок, в связи с чем её (потом) и стали называть “обладательницей двух поясов /зат ан-нитакейн/ ”. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с Абу Бакром укрылись в пещере на горе Саур и оставались там в течение трёх дней, а вместе с ними (в этой пещере) ночевал сын Абу Бакра ‘Абдуллах, который был понятливым и сообразительным юношей. Он покидал их ещё до рассвета и утром был уже среди курайшитов, (чтобы они думали, ) будто он провёл ночь (в городе), и если ему удавалось услышать что-нибудь о замыслах (курайшитов) против них, он запоминал это, чтобы обо всём сообщить им, когда стемнеет. Что же касается вольноотпущенника Абу Бакра ‘Амира бин Фухайры, то он пас неподалеку от них дойных овец, пригоняя их на отдых (к этой пещере) через некоторое время после наступления темноты, благодаря чему у них всегда было и свежее, и горячее молоко10 от своих овец. Угонял же их он (тоже) ещё затемно, и ‘Амир бин Фухайра поступал так в каждый из этих трёх дней. А до этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр наняли опытного проводника из (рода) бану ‘абд бин ‘ади (племени) бану ад-диль, который являлся союзником семейства аль-‘Аса бин Ва’иля ас-Сахми и исповедовал религию неверных курайшитов. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр) доверились (этому человеку) и отдали ему своих верблюдиц, взяв с него обещание привести их к пещере на горе Саур через три дня. И он действительно привёл к ним этих верблюдиц утром третьего дня, после чего они двинулись в путь вместе с ‘Амиром бин Фухайрой и этим проводником, который повёл их вдоль берега моря». Сурака бин Малик бин Джу‘шум аль-Мудлиджи, да будет доволен им Аллах, сказал: «К нам явились посланцы от неверных курайшитов, которые заявили, что они выплатят за поимку или убийство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра награду, равную вире за кровь любого из них11. А когда я находился в одном из собраний моего племени бану мудлидж, один из них пришёл туда, встал среди нас, в то время как мы продолжали сидеть, и сказал: “О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей, и я думаю, что это Мухаммад со своими товарищами! ” Я понял, что это они и есть, но сказал ему: “Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах”. После этого я ещё некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошёл (домой), где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать её для меня (наготове). Затем я взял своё копьё и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копьё как можно ниже12, подошёл к своей лошади, сел на неё и пустил её галопом. Однако, когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с неё на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и принялся гадать по ним, (желая узнать, смогу) я причинить им какой-нибудь вред или нет, и результат гадания оказался для меня неблагоприятным. Решив не обращать внимания на (результаты) гадания, я снова сел на свою лошадь и пустил её галопом, (а через некоторое время, когда) я уже услышал, как читает (Коран) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр оглядывался часто. Тут передние ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я (снова) упал с неё. Я прикрикнул на неё, и она встала, еле вытащив свои ноги (из земли), из-за чего к небу поднялся столб пыли, подобный дыму. Затем я (снова) стал гадать по стрелам, и (опять) мне выпало то, чего я не желал. Тогда я обратился к ним и сказал, что ничего дурного им не сделаю, после чего они остановились, а я сел на свою лошадь и подъехал к ним. Когда я понял, что (какая-то сила) не даёт мне (причинить им никакого вреда), мне пришло в голову, что дело посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно победит, и я сказал ему: “Твои соплеменники назначили за тебя награду (, равную) выкупу за убийство”, а потом рассказал им о том, что (замышляют) против них (курайшиты), и предложил отдать им (свои) припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чём не стали просить меня, если не считать того, что (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал (мне): “Никому о нас не говори”. Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по велению (пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ) ‘Амир бин Фухайра написал мне её на куске пергамента, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь». Передают со слов Ибн Шихаба, что ‘Урва бин аз-Зубайр передал ему следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил аз-Зубайра, да будет доволен им Аллах, который находился в караване купцов-мусульман, возвращавшихся из Шама, и аз-Зубайр подарил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру белые одежды. Между тем мусульмане Медины, узнавшие о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку, стали каждое утро выходить на харру13, где они поджидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав долгое время, (люди) снова вернулись (ни с чем), но, когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей, который забрался на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, увидел одетых в белые одежды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутников, то появлявшихся, то исчезавших в мареве. Этот иудей не удержался и закричал во весь голос: “О арабы! Вот едет ваш дед, которого вы дожидались! ” (Услышав это, ) мусульмане схватили своё оружие и встретили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на верхней точке харры, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) свернул с ними направо и доехал до домов (рода) бану ‘амр бин ‘ауф, и это было в понедельник в месяце раби‘ аль-авваль. Абу Бакр стоял, встречая людей, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, храня молчание, и поэтому некоторые явившиеся туда ансары из числа тех, кто прежде не видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали приветствовать Абу Бакра, и только после того, как солнечные лучи стали падать на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр подошёл к нему и стал прикрывать его от солнца, люди поняли, кто является посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прожил (в квартале) бану ‘амр бин ‘ауф более десяти дней, и в течение этого времени им была построена мечеть, основанная на благочестии14. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву (в этой мечети), а потом сел на свою верблюдицу (и поехал), люди же шли за ним, пока она не опустилась на колени в Медине (на том месте, где позднее была построена) мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В то время там обычно молились некоторые мусульмане, а это место, которое использовалось для сушки фиников, принадлежало Сухайлю и Сахлю, двум мальчикам-сиротам, находившимся на попечении Ас‘ада бин Зурары. Когда верблюдица посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустилась на колени, он сказал: “Если будет угодно Аллаху, мы остановимся здесь”, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвал к себе этих двух мальчиков и предложил им назначить цену за это место, желая купить его для (строительства) мечети. Они сказали: “Нет, мы дарим его тебе, о посланник Аллаха! ” — однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался принять в дар (этот участок) и купил его у них, а потом построил там мечеть. И во время её строительства посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам носил кирпичи вместе со (своими сподвижниками), произнося (такие слова): Этот груз не то, что груз Хайбара15: он более благочестив и чист пред Господом нашим! И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) говорил также: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы