Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 19 января / 1 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



Родился 22 апреля / 5 мая 1874 года в селе Сидоровское Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец был крестьянином. Получить образование, даже начальное, Федору не удалось. В семье было пятеро детей, и с раннего детства он помогал отцу по хозяйству.

Новомученик Федор Гусев, икона с сайта odinblag.ru

В 1912 году был избран односельчанами сельским старостой и оставался на этой должности до захвата власти большевиками. В своем хозяйстве имел дом, двор, амбар, сарай, лошадь, корову, телку, двух овец, поросенка. Его дальний родственник Сергей Гусев был церковным старостой в храме святителя Николая Чудотворца в Сидоровском. В конце 1920-х годов, когда крестьян стали загонять в колхозы, сын Сергея Гусева Иван был назначен колхозным бригадиром. Испугавшись близости отца к церкви, Иван Гусев потре­бовал от отца, чтобы тот вышел из церковного совета. На его место в 1929 году в церковный совет вошел Федор Федорович, он стал церковным казначеем.

По воспоминаниям его дочери Евдокии Федоровны, " отец всю жизнь ходил в церковь и меня с собой брал. Ходили и на ночные службы «Двенадцати Евангелий». Нас детей было восемь, и все были крещеные. Он любил молиться и нас с детства придал к молитве. Он был очень добрый, мы от него никогда не слышали грубого слова. 1 июля, на праздник Боголюбской иконы Божией Матери, всегда приезжало много священников, певчих, они останавливались у нас в доме. 1 июля ходили крестным ходом по окрестным селам с иконой Божией Матери «Боголюбская». При храме была сторожка, там жил священник отец Федор Доброхвалов с семьей. Жили они бедно, не хватало средств на пропитание. Там же жил звонарь с матерью. В этой же сторожке и невест одевали к венцу».

В 1932 году вступил в колхоз. По воспоминаниям его младшей дочери Марии Федоровны, «отец был хороший колхозник, хороший хозяин. Колхозное добро он берег, как свое. Тятя наш всегда ходил в церковь, прислуживал там. Нас всегда обзывали просвирочниками. Мы, бывало, скажем: «Тятя, лучше не ходи в церковь». А он нам говорит: «Пусть обзывают, а вы молчите, тогда и отвяжутся».

В 1933 году Федора Гусева и священника сельского храма Федора Доброхвалова привлекли к ответственности по заявлению Голубевой О. В., ко­торая утверждала, что будто бы священник и казначей оскорбили ее. Оба были осуждены к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, но московский област­ной суд не признал обвинения основательными и приговор отменил.

В 1935 году был снова привлечен к суду в связи с пропажей из храма некоторых вещей из церковной утвари.

Звенигородский районный суд обвинил его в недосмотре и приговорил к одному году условно.

В первой половине 1937 года стало ясно, что гонения на Церковь уси­ливаются многократно, и сын Федора Федоровича Иван стал уговаривать отца, чтобы тот ушел из Церкви, так как власти хотят его арестовать. По воспоминаниям Евдокии Федоровны, Иван сказал отцу: «Уходи, отец, из Церкви, под тебя «подбирают ключи». Заберут тебя, посадят, и на нас будет пятно». «Не уйду я из Церкви», — ответил Федор Федорович, — «Я от Бога не откажусь. Заберут меня за Бога, а не за хулиганство, пусть эти богохульники «подбирают ключи».

10 августа 1937 года в село приехали сотрудники Звенигородского райотдела НКВД и стали вызывать крестьян и спрашивать у них о Федоре Гусеве, не ведет ли он антисоветскую деятельность и агитацию. Они проводили допросы три дня. Большинство крестьян заявило, что ничего подобного от него не слышали. Но нашлись и те, кто согласился подписать то, что хотел получить от них НКВД. Имена этих людей известны. Среди них оказался и родственник Федора Федоровича колхозный бригадир Гусев Иван Сергеевич.

Председатель правления Сидоровского колхоза и председатель сель­совета выдали характеристики Гусева Ф.Ф., которые гласили что Гусев Ф. Ф. «напитан религиозным духом», «активный церковник, член церковного совета (бессменный). Его влияние действует при помощи его сына Гусева И. Ф. отрицательно на колхозное укрепление труддисциплины. Сам он работает в колхозе хорошо (кроме праздников, воскресенье и др.)».

На основании стандартных обвинений в «проведении контрреволю­ционной деятельности против Соввласти и правительства, высказывании террористических настроений по адресу руководителей партии и прави­тельства и сожалении расстрелянным врагам народа» 20 августа начальник Звенигородского РО НКВД по Московской области лейтенант госбезопасности П. Столетов постановил: «Гр. Гусева Федора Федоровича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Бутырской тюрьме»

Через два дня, 22 августа 1937 года, Федора Федоровича арестовали.

Евдокия Федоровна вспоминает: «Был месяц, август, овес тогда убирали. Пришли к нам домой два милиционера и два понятых, показали ордер и сделали обыск. Дома были отец, мать и я. В сундуке у отца нашли ключи от церкви, деньги. Отец говорит: «Это деньги немой, сын копит на дом». Стали все переворачивать, найти мои письма и стали читать. Составили протокол, я подписалась. И забирают отца. Я заплакала, а мили­ционер, хороший был человек, успокоил: " Не плачь, до милиции довезут и отпустят». По воспоминаниям Марии Федоровны, « отца посадили на табуретку, и давай все искать в сундуке и кроватях. Потом сказали «Вы арестованы» и повели к машине, даже не дали нам проститься. Тятя только сказал матери: «Матрена, не плачь. Знать, такая моя судьба на старости лет». Федору Федоровичу было 63 года.

Сначала его содержали в камере предварительного заключения в Голицине, затем перевели в Звенигородскую тюрьму.

Из допроса:

«Вы обвиняетесь в том, что проводите среди верующих контрре­волюционную деятельность, направленную против существующего строя. Следствие требует от Вас дать правдивые показания.»

«Никогда я среди населения контрреволюционной деятельности не проводил».

— «Кто у Вас был в доме 1 июля 1937 года? »

Федор Федорович ответил, что съезжались священники из соседних приходов, но разговоров на политические темы не было.

«Когда еще у Вас собирались служители религиозного культа? »

Федор Федорович ответил, что по случаю церковного праздника Боголюбской иконы Божией матери кроме 1 июля 1937 года служители культа собирались у него в доме 1 июля 1936 г.

«Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существую­щего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу! »

«Контрреволюционной деятельности, направленной против существую­щего советского строя, я не проводил и не провожу».

Этим допросом следствие было завершено. Все это время родствен­ники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно.

Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу №14986 по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышле­ний следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области.

11 октября 1937 года тройка УНКВД постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десть лет, считая срок с 24.8.37 г.».

Федор Федорович был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг. Родные получили от него несколько

коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле».

Скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.

В 1996 году был реаби­литирован.

16 июля 2005 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • Житие мученика Феодора (Гусева) из книги «Мученик Феодор». Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, с. Сидоровское Одинцовского района Московской области. 2006 г.
    • http: //www.obschina.info/index.php? do=static& page=feodor

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого Соборного послания первоверховного апостола Петра: 1Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 2чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

3Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

5Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

7Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

8Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

9Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

10Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

11Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

12Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

14Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

17Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

18И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

19Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Евангелие (от Марка): 1И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

2И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

3Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

4Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

5И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

6Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

7Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

8И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

9Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

13И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по́ дать

кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

18Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: 19Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

20Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

21Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

22Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

23Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

25Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

26А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?

27Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!

31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Фарисеи, видят, как Он заградил уста своим противникам. Более того, со словами о воскресении мертвых они сами вынуждены были согласиться и даже выразить это согласие. А теперь некто из иудейских богословов задает новый провокационный вопрос – какая заповедь большая из всех. Закон Моисеев имел сотни разных правил и постановлений и выбрать – какая из них важнее, представлялась трудной задачей. Так, они надеялись поставить Христа в трудное положение. Но Господь отвечает кратко – в двух словах. Более того, вопреки утверждению некоторых современных проповедников, Он не сказал им ничего нового, а лишь процитировал Пятикнижие Моисеево. 19 глава книги Левит гласит: 18Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]. А в 6 главе Второзакония есть слова: 4Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. Как видно, апостол и Евангелист Марк подчеркивает, что Господь всего лишь цитирует уже известные самим фарисеям слова. В другой ситуации один из них сам произнесет те же слова. В этих словах заключаются все правила и заповеди и имеющий эту любовь – не согрешит против того, кого любит. « Любовь долготерпит, любовь милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не мыслит зла, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же об истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, даже если пророчества прекратятся и всякое знание упразднится и языки умолкну т» - Так о любви пишет апостол Павел и это и есть описания свойств любви. Все же, что не отвечает этим признакам – не есть любовь. Ясно, что имеющий эту любовь будет всецело стремиться к угождению Богу и служению ближним, истощая себя самого…. Итак, Господь ответил провокатору, который должен был засвидетельствовать его истинность пред всеми. В ответ на это Господь сказал, что тот от Царства Божия недалеко. Неизвестно, насколько он был от Царства на деле, но ясно, что исполняющий это и воплощающий слова эти в деле действительно недалеко от Царства Божия. Фарисеи снова были посрамлены и уже не решались задавать вопросы. Тогда сам Господь сам спрашивает их о Христе. Здесь не показан диалог с фарисеям, но в других Евангелиях указано, что Господь прямо спрашивает у них: «что вы думаете о Христе? Чей (Он) сын? » Те в ответ – Давидов…. А Господь цитирует им псалом, сим намекая на себя, приводя доказательства из Писания. И снова недруги не знают, что ответить на это….

И чтения праздника преподобного Макария. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те

друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол призывает к величайшей высоте, дабы каждый сделался сосудом Духа Господня, каким являлся и сам апостол, так как если этого не будет, то место в нем займет иной дух….

Но путь к этой высоте лежит через многие труды, через отвержение своих греховных влечений, что апостол назвал «рапятием плоти», да это сравнение справедливо, так как многие греховные навыки сделались для человека естетвенными, поэтому для их искоренения требуется борьба с самим человеческим естеством. Но иного способа достичь цели нет….

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и

научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое

Благо, и бремя Мое легко.

Иго Господне благо и бремя Его легко, но путь к осознанию этого лежит через многие труды, ибо для этого следует всецело предаться в руки Божии, стать на путь Господень и не сходить с него. Кто может сказать, что делает это? Никто. Лишь только ослепленный гордостью ум может дерзнуть сказать такое, но это будет чудовищная ложь. Правда же состоит в том, что ни один человек не свободен от греха, а многие греховные навыки сделались естественными для падшей природы человека и это открывает то, какую борьбу предстоит перенести тому, кто хочет познать истинность слов Христовых. И лишь в конце этой борьбы, когда страсти отступят и Благодать Божия воцарится в нем, тогда он познает легкость бремени Христова…. Увы, нам с вами до этого далеко.


Поделиться:



Популярное:

  1. IX выездная учеба актива в Залучье с 16-19 февраля 2017 года
  2. P.S., где рассказывается о том, что было услышано 16 февраля 1995 г., во второй половине седьмого дня нашего отступления.
  3. VIII. Заявки на участие принимаются с 10 января по 10 марта 2017 года.
  4. Бухгалтерский баланс на 1 января 2008 года
  5. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики.
  6. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  7. Данные правила вступают в силу с 1 января 2017 года.
  8. Допускается ли Законом РФ от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды” ввоз в Россию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов?
  9. За период с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г.
  10. Закон «О гражданской обороне» Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 13 февраля 2015 года (Постановление №I-56П-НС).
  11. Клеточная память: беспредельные гигабайты кармиической инеформации
  12. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности и средние века. Феноменальная память. Амнезии. Процессы памяти


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь