Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Лучи и Жизнь-Качество-Явление
Итак, приступая к разговору о Лучах, мы сразу же оказываемся в области психологии и различных психологических влияний. Имея дело со вторым лучевым проявлением, с аспектом Качества, мы касаемся тех предопределяющих факторов, которые становятся причиной несметного числа дифференциаций в феноменальном мире. Качества, особенности или типы живой энергии (наше неадекватное определение слова " жизнь" ) обусловливают соответствующие аспекты и характеристики, выражаемые всеми формами четырех царств природы. При этом определяются эманации отдельных форм, и в результате соприкосновения живого качества с принимаемой субстанцией и влияния соответствующего царства для каждой формы этого царства формируется характерное явление с особой активностью и 158] внутренним излучением. В предыдущих книгах я разделил Лучи на две группы: Группа I......... Лучи-Аспекты, три главных Луча. Группа II....... Лучи-Атрибуты, четыре малых Луча. Три больших Луча, образующих всю совокупность божественного проявления, суть Лучи-Аспекты, и тому есть две причины: Во-первых, во всей своей полноте они составляют проявленное Божество, воплощённое Слово. Они – выражение творческой цели и синтез жизни, качества и явления. Во-вторых, они действуют во всех формах каждого царства и определяют широкий диапазон общих характеристик энергий, качеств и самого этого царства. Благодаря им возникает всё разнообразие форм, выражают себя различные виды жизни и на отведённом им плане существования исполняют своё назначение множество божественных агентов. Могущественное присутствие творческих начал Бога ощущается благодаря этим трём потокам жизненной силы, несущим в себе их качества. Вследствие их активности всякая форма наделяется тем внутренним эволюционным атрибутом, который в конечном итоге должен привести её в соответствие с божественной целью, неизбежно сформировав такой тип сознания, который позволит феноменальной единице реагировать на своё окружение и выполнить, тем самым, своё назначение в качестве составной части целого. Это делает возможным развитие внутреннего качества и специфического излучения. Взаимодействие трёх Лучей определяет внешнее феноменальное явление, вводит единицу жизни в одно из царств природы и в одно из множества подразделений этого царства. Процесс отбора и выделения продолжается до тех пор, пока не оформится всё множество ветвлений в составе четырёх царств, подразделений, групп в составе подразделений, семейств и родов. Так в своей изумительной красоте и последовательности 159] предстает перед нашим пробуждённым сознанием творческий процесс, и, потрясённые, мы преисполняемся благоговения, размышляя о творческих способностях Великого Архитектора Вселенной. Перекладывая всю эту красоту на язык символов, то есть упрощая концепцию (что всегда и делают те, кто изъясняется символически), можно констатировать, что Луч I воплощает динамическую идею Бога, и так Всевышний начинает работу творения. Луч II намечает общий план, в соответствии с которым будет конструироваться форма и материализоваться идея. Так (благодаря второй великой эманации) появляются математически точные, структурно единые и геометрически совершенные чертежи. На передний план выходит Великий Геометр и делает возможной работу Строителей. Цифра, форма, число последовательность – на них возводится Храм, чтобы вобрать в себя и выразить всю славу Господа. Второй Луч – это Луч Мастера-Строителя. Луч III собирает активные строительные силы, и Великий Архитектор со Своими Строителями готовит материал, начинает работу построения и в конце концов (в течение эволюционного цикла) под руководством Бога-Сына материализует идею и цель Бога-Отца. Но эти трое являют собой такое же единство, как и человеческое существо, которое рождает идею, привлекает ум и мозг к её материализации и пользуется руками и всеми природными силами для совершенного воплощения задуманного. Разделение аспектов и сил условно и привлекается лишь для лучшего понимания. Читатели трактата, желающие получить от учения реальную пользу, должны приучать себя всегда мыслить категориями целого. Условные таблицы, тройственные и семеричные комбинации, разнообразные классификации сил, 160] представляющиеся исходящими от семи созвездий, десяти планет и двенадцати домов зодиака, нужны лишь для того, чтобы дать изучающему общую идею о мире энергий, в котором ему приходится играть свою роль. С позиций эзотерической психологии следует отметить, что ни одна школа психологии не имеет правильного подхода к человеческой единице именно по этой причине: они не рассматривают человека как синтетическое целое. Кроме того – из-за недостатка знаний и неразвитости интуиции – средний психолог редко проникает в сферы истинного качества и жизненных аспектов. Он более или менее точно исследует пациента с объективной стороны, но истинные источники феноменальной природы затрагиваются редко. Исследуются и классифицируются определяющие аспекты личностного Луча, составляющие сумму физических, эмоциональных и ментальных качеств, и здесь имеются значительные достижения. Физические реакции человека, его эмоциональные склонности и ментальные процессы – нормальные и ненормальные – понимаются сейчас гораздо лучше, чем двадцать пять лет назад. Однако, не имея более точного знания о лучевых качествах, не определив Луч души, не установив и не проанализировав его воздействие на Луч личности, практически невозможно понять истинную основу темперамента человека и реальную, субъективную причину множества его реакций, комплексов и тормозящих факторов. Когда психологи осознают, например, что именно качество и энергия души определяют, будет ли человек в какой-либо жизни интровертом или экстравертом, они направят свои усилия на установление такого баланса лучевых сил, чтобы при самовыражении открыть ему путь во внешний мир и очистить от помех путь в мир внутренний. Кто такой настоящий мистик, или интроверт по своей реальной природе? Это 161] человек, у которого сила, Луч, или качество души слишком ярко выражены, чтобы личность могла совладать с ними. Погружение во внутренние миры эмоциональных желаний, ума и духовного видения составляет для него линию наименьшего сопротивления. В результате страдают его интеграция и выражение на физическом плане. " Притяжение" души пересиливает внешнее " притяжение" и человек становится мистиком-мечтателем. Я говорю не о практическом мистике, который движется к белому оккультизму. Возможно и противоположное состояние чистого экстраверта. Луч личности фокусируется на физическом плане, а внутренняя притягательность души на время затмевается, иногда на несколько жизней. Если такое внешнее состояние, " притяжение" берёт верх и максимально выражены все качества Луча личности, получается либо то, что называют склонностью к самолюбованию, либо конструктивная высокоразвитая личность, обладающая гениальностью и творческими возможностями координированного физического, эмоционального и ментального выражения. Проявление такой координации будет направлено вовне, в мир действия, а не вовнутрь, в мир сущности или души. Оба состояния подразумевают " гениальность, близкую к совершенству." Для посредственной оснащённости характерны неуверенность в собственных силах или фрустрация и комплекс неполноценности, способный перерасти в патологический эксгибиционизм. При развитой и утонченной оснащённости получается замечательный работник, способный трудиться в любых областях человеческой деятельности. А если, как иногда бывает, добавляется ещё и склонность к интроверсии, побуждающая к познанию души и развитию интуиции, человек становится лидером, посланником богов, духовным властителем. Поэтому психологам в наши дни стоило бы (хотя бы на время) проявить интерес к гипотезам школы эзотерической психологии. От этого они бы только выиграли, и уж во всяком случае ничего не потеряли бы. 162] Четыре Луча-Атрибута, обретающие свой синтез в Третьем Луче-Аспекте, вырабатывают большее многообразие качеств, чем три Луча-Аспекта. Чтобы внести большую ясность, можно в целом констатировать, что применительно к человечеству три Луча-Аспекта находят своё главное выражение в трёх периодических проводниках: Луч I. Сила...................................... Жизнь............... Идеи........... Монада Луч II. Любовь-Мудрость............ Сознание......... Идеалы...... Душа Луч III. Активный Интеллект...... Явление........... Идолы........ Личность Своё вторичное выражение они находят в трёх телах, составляющих личность человека: Луч I. Сила.................. Идеи........... Ментальное тело.......... Цель. Жизнь. Луч II... Любовь........ Идеалы...... Астральное тело........... Качество. Луч III. Интеллект.... Идолы........ Физическое тело........... Форма Лучи-Атрибуты, хотя выражают себя равным образом на всех планах, а также через периодические проводники и через три аспекта личности, главное своё выражение находят в одном из четырех царств природы: Луч IV Гармония, Конфликт...... 4-е царство..... Человеческое. Равновесие Луч V Конкретное Знание......... 3-е царство..... Животное Луч VI Преданность..................... 2-е царство..... Растительное Луч VII Церемониал, Ритуал....... 1-е царство..... Минеральное Таковы главные сферы влияния этих Лучей в трёх мирах, о которых позднее мы поговорим более подробно. Применительно к человечеству четыре Луча-Атрибута находят широкое выражение в четырех аспектах личности или в кватернере. Взаимосвязь между ними такова: Луч IV. Гармония через Конфликт.................................. Физическое тело Луч V. Конкретное Знание................................................. Эфирное тело Луч VI. Преданность........................................................... Астральное тело Луч VII. Организация.......................................................... Ментальное тело 163] Но помните, что взаимосвязь и взаимодействие носят синтетический характер на всех планах, как на бесформенных уровнях, так и на планах формы, и, следовательно, во всех состояниях сознания и во всей сотворённой вселенной. Семь Лучей Нам говорят, что в космосе существует семь великих Лучей. В нашей солнечной системе действует только один из них. Семь его подразделений и составляют те " семь Лучей", которыми оперирует наш солнечный Логос и которые лежат в основе бесконечных вариаций в Его системе миров. Эти семь Лучей можно считать семью каналами, по которым движется всё сущее в Его Солнечной системе; семью главными характерными особенностями или модификациями жизни, поскольку Лучи формируют не только человечество, но и все семь царств. Фактически во всей Солнечной системе нет ничего – ни на одной ступени эволюции, – что ни принадлежало бы сейчас (впрочем, как и всегда) одному из семи Лучей. Следующая таблица отображает характеристики семи Лучей. № Характеристики Методы Планета Цвет развития (по А. Безант) I Воля или...................... Раджа-Йога....... Уран,............. Пламя. Могущество представляющий Солнце II Мудрость..................... Раджа-Йога....... Меркурий..... Жёлтый. Равновесие. Розовый. Интуиция. III Высший Ум................. Точное................ Венера.......... Индиго. мышление. Голубой. Высшая математика. Бронзовый. Философия. 164] IV Конфликт..................... Напряжённая.... Сатурн.......... Зелёный. Борьба Рождение Гора[24] Хатха-Йога, самый опасный способ психического роста. V Низший Ум.................. Точное действие.. Луна........... Фиолетовый.
Практическая наука. VI Преданность............... Бхакти-Йога...... Марс.............. Розовый. Потребность Голубой. в объекте. VII........................................ Церемониальный...................... Церемониальные обряды. Юпитер. Порядок Контроль Яркий. над силами природы. Светлый. Голубой. Со временем станет очевидно, что каждое царство – элементальное, минеральное, растительное и животное – так же, как и человеческое, разделено на семь первичных типов, или Лучей, а поскольку индивидуализация (то есть переход из животного царства в человеческое) в настоящее время возможна только через связь с человеком, то во главе животного царства на каждом Луче должны стоять виды животных, восприимчивые к человеческому влиянию, которое и делает индивидуализацию возможной. Считается, что слон стоит во главе животных Второго Луча, а кошка и собака занимают то же положение на Четвёртом и Шестом Лучах соответственно. Об остальных у нас нет информации за исключением того, что животных Первого Луча на земле больше не существует. Мы должны смотреть на Лучи не только как на каналы, по которым движется всё сущее, но и знать об их поочередном влиянии на мир. Каждый Луч имеет свои периоды максимального 165] влияния, которое в значительной мере испытывают на себе все – не только те, кто по природе своей принадлежит этому Лучу, но и представители всех остальных Лучей. Эти периоды включают в себя семь фаз, когда доминирует качество одного из семи основных Лучей. Влияние Луча особенно усиливается во время фазы его собственного подлуча (например, влияние Шестого Луча будет максимальным во время фазы шестого подлуча). Нужно обратить особое внимание на то, что термин " подлуч" служит лишь для обозначения более короткого периода влияния и не подразумевает никакого различия в природе Луча. Нам говорят, что в наше время доминирует Луч Преданности (Шестой Луч), хотя время его уже на исходе. Он начал свою активность ещё до рассвета христианства, а около семидесяти пяти лет назад (1860 г.) на передний план вышёл его седьмой подлуч, влияние которого, конечно, перерастет во влияние уже собственно Седьмого Луча. Первым результатом влияния седьмого подлуча был Вселенский Собор в Риме (1870 г.) с его декларацией о непогрешимости папы. В Англии в то же время зародилось Трактарианское движение. Продолжающийся рост этого влияния отмечается и неуклонным ростом значения ритуалов и духовенства в различных церквах. Даже в римской церкви явно упрочивается авторитет священника во всём, что касается догм и практических вопросов. Таково воздействие седьмого подлуча на религиозную мысль, а о других аспектах мы поговорим позднее. Нам также говорят, что религиозное возрождение в Англии по инициативе Уэсли и Уайтфилда было обусловлено влиянием шестого подлуча, и думаю, мы вправе сделать вывод о том, что появление Молиноса и квиетистов и Испании и Центральной Европе, Сен Мартена с его когортой философов-спиритуалистов во Франции и других странах может объясняться 166] влиянием того же периода, когда Луч Преданности был усилен своим собственным, шестым, подлучом. Из Приведённых фактов можно, вероятно, заключить, что влияние каждого подлуча продолжается примерно от ста пятидесяти до двухсот лет. Нам неизвестно, сколько раз в цикле основного Луча (может быть, семь? ) происходит последовательная смена подлучей. Очевидно, не один, учитывая, что Шестой основной Луч действовал ещё до зарождения христианства. Также ясно, что буддизм не мог быть, как одно время предполагалось, последним результатом периода Второго основного Луча, поскольку интервал между возникновением буддизма и христианства составляет всего пятисот лет. Скорее, буддизм возник в период действия второго подлуча Шестого основного Луча. Пытаясь ретроспективно оценить влияния 5, 4, 3, 2 и 1 подлучей, можно сделать следующие выводы. В период алхимиков и розенкрейцеров доминировал пятый подлуч; на эпоху флагеллантов и прочих фанатиков, с энтузиазмом предавшихся самоистязаниям и наносивших себе увечья, влиял четвёртый подлуч; широкое распространение астрологии определялось действием третьего подлуча, а предшествующая эпоха гностиков могла быть результатом второго подлуча. Но это всего лишь предположения, так как, если даже это и верно для последнего примера, то в остальных случаях точного совпадения во времени нет, поскольку и алхимики, и флагелланты, и астрологи существовали в средние века более или менее одновременно. Возникновение современного спиритуализма несомненно обусловлено влиянием седьмого подлуча и даже может быть уже предвестием Седьмого основного Луча. Интересно отметить, что это движение началось с тайного общества 167], существовавшего ещё тогда, когда в атлантическую эпоху последний раз доминировал Седьмой Луч. Любая великая религия зарождается под влиянием того или иного Луча, но это вовсе не означает, что каждый следующий Луч непременно должен иметь своим результатом великую, широко распространенную религию. Мы слышали, что брахманизм это последняя великая религия, возникшая под влиянием Первого Луча; нам неизвестно, какая религия могла быть результатом последнего периода Второго Луча, но халдейскую, египетскую и зороастрийскую религии можно считать представляющими Третий, Четвёртый и Пятый Лучи соответственно. Христианство и, возможно, буддизм были итогом влияния Шестого Луча. Мусульманство, имеющее столь многочисленных последователей, также находится под влиянием Шестого Луча, но это не великая коренная религия, а ответвление христианства с оттенком иудаизма. Лучи иногда делят на три группы, из которых в первую и вторую входят отдельно взятые Первый и Второй Лучи, а в третью – остальные пять. В этом случае говорят о трёх Лучах, олицетворяющих разные Троицы. Согласно другому наводящему на размышления символическому описанию, три Луча используют соответственно три вида огня для сжигания жертвы на алтаре: электрический, солнечный и искусственный, или огонь трения. Прежде чем рассматривать достоинства, недостатки и характерные черты, отличающие представителей разных Лучей, поговорим об источнике двух лучевых влияний, образующих доминирующий и определяющий фактор в характере любого человеческого существа, а также о планетарном влиянии, или Луче личности, которое, в свою очередь, модифицирует эти два больших влияния в течение любой отдельно взятой жизни. 168] Мы видели, что семь Лучей – это семь дифференциаций того великого космического Луча, который составлял внутреннюю суть нашего солнечного Логоса ещё до того, как Он приступил к Своему творению. Теперь мы знаем, что божественная искра, божественный центр сознания каждого из нас исходит из высшего принципа нашего Логоса и, следовательно, потенциально содержит в себе все Лучи. Но после того, как наш Логос образовал внутри Себя эти бесчисленные центры божественного сознания, каждый из них стал отличаться особыми атрибутами одного из Лучей. С момента ограничения (то есть отделения от абсолютного сознания Логоса хотя бы тончайшим дифференцирующим покровом) каждый из них в силу необходимости должен принадлежать одному из Лучей. Стало быть, можно утверждать, что само зерно нашей сущности, центральная искра божественности в каждом из нас находится на одном из семи Лучей, который может считаться первичным Лучом человека. Необходимо помнить, что первое великое излияние Логоса оживотворило вселенскую субстанцию и заставило каждый атом материи внутри " кольца-не-преступи" Его системы вибрировать на одной из семи различных частот. Второе излияние вызвало образование молекулярных комбинаций, сформировав на каждом плане шесть подпланов ниже атомного, а затем последовало создание форм. И во время второго же излияния каждый божественный центр сознания соединился нитью бытия с атомом на каждом из высших подпланов атмического, буддхического и манасического планов – атомом, которому суждено было стать ядром будущего тела на соответствующем плане. Эти три тела и составляют знакомую нам верхнюю триаду. Каждый атом находится под влиянием того или иного Луча, а упомянутые атмический, буддхический и манасический атомы принадлежат одному и тому же Лучу, хотя не обязательно – Лучу осеняющего центра сознания. В большинстве случаев Луч 169] центра сознания не совпадает с Лучом триады. Один, будучи первичным (названный г-жой Безант «монадическим»), умеряет действие другого – вторичного, или индивидуального Луча, называемого так потому, что манасический атом представляет собой ядро будущего каузального тела, в котором индивид переходит из одной жизни в другую. Конечно, это тело постепенно строится из частиц материи того же качества и типа, что и её центральный атом. Когда через долгие века эволюции построение каузального тела завершается, с ним соединяется осеняющий божественный центр сознания, который тоже индивидуально эволюционировал в течение этих веков, и тогда своё восхождение через человеческое царство начинает бессмертное индивидуальное Эго. Таково третье излияние для каждой души. Влияние этого вторичного, или индивидуального Луча остаётся главным фактором на ранних стадиях эволюции, то есть в элементальном, минеральном, растительном и животном царствах. Но глубочайшее коренное влияние должно, несомненно, принадлежать божественному центру сознания. Поэтому после упомянутого соединения, превратившего сущность в перевоплощающееся эго, первичный Луч становится и остаётся доминирующей силой. Но следует упомянуть ещё об одном влиянии. Оно принадлежит планетарному Лучу и сказывается на каждом человеке, который рождается здесь. Естественно, так называемое влияние планеты есть в действительности влияние управляющей планетой Иерархии. Это личностный Луч, составляющий важный фактор в характере человека в продолжение той жизни, когда он действует. Я говорю об одной жизни, но их может быть и больше, если того требуют кармические условия, ведь момент рождения для каждого индивида устанавливается исходя из кармической необходимости, и, вероятно, у каждого нас – независимо от его первичного и индивидуального Лучей – имеются позади многочисленные воплощения под личностным влиянием каждого из семи Лучей. Ныне действующий лучевой План и его Исполнители 170] В осуществлении Плана Бога для нашего мира Первый и Второй Лучи играют ведущую роль. Было бы интересно посмотреть, как этот План реализуется в настоящее время, так как обе лучевые силы – сила-воля и любовь-мудрость – особенно активны сейчас. Все, кто действует по другим силовым линиям – как объективно, так и субъективно, – на время ограничили свои интересы и частично свернули предыдущую деятельность, откликаясь на нужды мира. Есть План, исполнение которого требует сейчас внимания и прямого участия всех отделов мирового правительства. Во всяком организованном начинании, в любой широкомасштабной работе всегда существует приоритет одних факторов над другими, и это никогда не выявлялось с такой очевидностью, как при осуществлении Иерархического Плана в настоящее время. Для того, чтобы излагаемые в данном трактате учения достигли своей цели, в массе общей оккультной информации и универсальных концепций должны содержаться такие актуальные и представляющие живейший интерес сведения, которые наполнят данный трактат самым практическим смыслом. В " Трактате о Белой Магии" я обозначил один из первых шагов, предпринимаемых Иерархией для претворения нового Плана. Этот План был предварительно сформулирован в 1900 году на одном из крупных собраний Иерархии, которые проводятся раз в четвёрть века. В 1925 году, на следующей большой координационной встрече, обсуждался новый, более детальный, План, в который были внесены необходимые изменения 171] (обусловленные результатами мировой войны). Участники этого важного Совещания вынесли два решения. Во-первых, для достижения некоторых вполне конкретных результатов нужно было на определённый период (до 1950 года) объединить усилия всех членов планетарной Иерархии в одном направлении. В это время Великим необходимо было обратить Своё внимание на расширение сознания человечества, пытаясь форсировать этот процесс с тем, чтобы как можно шире раздвинуть горизонты мышления людей, укрепить их веру и уверенность в себе и стимулировать рост знаний. Требовалось рассеять некоторые сомнения. Во-вторых, было решено ещё теснее субъективно соединить друг с другом старших учеников, стремящихся и работников в мире. Для этого все Учителя установили субъективную, интуитивную, а иногда и телепатическую связь между Своими личными группами учеников. Так возникла Новая Группа Мировых Служителей. Таким образом, вместо семи работавших в мире групп, которые действовали по семи главным силовым линиям – их место в схеме определялось их Лучом, – Учителя, Их ученики и испытуемые образовали три главных подразделения, с тем чтобы адекватно решать проблемы политического, религиозного и образовательного секторов человеческой эволюции. В то же время Они организовали вспомогательную группу Мировых Служителей, которые взяли на себя функцию связников, интерпретаторов и посредников между внутренней активной Иерархией и мыслителями мира, а также функцию агентов в каждой стране и группе. Так все группы, которые вдохновлялись желанием служить и которые (несмотря на технологические и методологические ошибки) приносили хоть какую-то 172] пользу своим собратьям, были вовлечены в поток духовной стимуляции для повышения их эффективности. Группы, в целом оказавшиеся кристаллизованными и сектантскими, не отреагировали на новый импульс, но в каждой из них, даже в самых омертвевших, нашлись те немногие, кто проявил заинтересованность. Утверждение нового Плана автоматически повлекло за собой усиленную подготовку тех, кто по всем признакам отозвался на субъективные и интуитивно воспринимаемые влияния. Было признано целесообразным начать форсированными темпами развитие восприимчивости и некоторых потенциальных, но скрытых способностей человечества, и, кроме того, попытаться повысить чувствительность и духовную восприимчивость наиболее продвинутых его представителей до того уровня, который доселе был прерогативой немногих мистиков и интуитивных людей. Этот процесс идёт уже несколько лет, и результаты превзошли ожидания. Война, опустошившая мир, расчистила кучи мусора. Грубо говоря, План по замыслу его составителей охватывает три направления: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы