Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новый поиск исторического Иисуса



На протяжении долгих лет многие богословы находились под влиянием экзистенциального подхода Бультма-на. Однако начали появляться признаки того, что этот подход устраивает не всех. В 1953 г. Эрнст Кеземан в своей знаменитой лекции заявил: приверженность первых христиан определенному учению не означает, что верующих не интересовала хотя бы минимальная совокупность исторических фактов из жизни Иисуса. Вера в Иисуса предполагает определенное историческое содержание[15].

Другие последователи Бультмана вскоре присоединились к Кеземану в сдержанной критике скептических подходов, отрицавших какое бы то ни было историческое основание раннего христианства. В то же время такие ученые, как Гюнтер Борнкам, продолжали поддерживать определенные идеи Бультмана, отвергая начавшийся в девятнадцатом веке «поиск исторического Иисуса» и утверждая, что, хотя о жизни Иисуса можно узнать довольно много, вера не зависит от исторических исследований[16].

Под влиянием Кеземана, Борнкама и других исследователей Джеймс Робинсон отверг старый поиск, предложив новый подход к вопросу об историческом Иисусе. Соглашаясь с другими в том, что вера не зависит от исторических исследований, он, тем не менее, утверждал, что христианская керигма (основа учения) требует исторического основания:

«Этот акцент керигмы на историческом существовании Иисуса экзистенциально обязателен именно потому, что керигма… говорит о значимости жизни «во плоти».

Именно то внимание, которое в керигме уделяется историчности Иисуса, делает необходимым новый поиск»[17].

Ученые, занявшиеся «новым поиском» исторического Иисуса (так стали называть это движение), популяризовали тест на историческую подлинность, применявшийся к жизни Иисуса. Этот тест, который часто называют «критерием несходства», утверждает, что подлинен только тот материал, относящийся к жизни Иисуса, который не заимствован ни из раннехристианского учения, ни из иудаизма. Когда материал Евангелий не происходит ни из одного из этих источников, можно с определенной долей уверенности назвать его историческим[18].

Однако применение критерия несходства привело к тому, что материала стало гораздо меньше, чем при использовании старых методов поиска. Один из главных недостатков этого теста заключался в том, что он отрицает какую-либо общность Иисуса с иудейскими или христианскими убеждениями, что совершенно нелепо, так как Он вырос в первой среде и стал главным вдохновителем второй. Таким образом, приверженцы этого подхода не сумели освободиться от исторического скептицизма, который сами же критиковали.

Кроме того, возник вопрос: оправданно ли использование дополнительной информации, и если да, то на каких основаниях? Другие ученые пошли гораздо дальше в критике тех, кто категорично ограничивал поиск исторической основы жизни Иисуса; это ограничение было господствующей тенденцией по крайней мере до середины двадцатого века. Иногда в своих выводах они, казалось, симпатизировали традиционному христианству, особенно когда настаивали на некоторых сверхъестественных элементах, содержащихся в Евангелиях.

Вольфхарт Панненберг возглавил группу интеллектуалов, последовательно защищавших концепцию Божьего откровения в пространственно-временной истории[19].

Особое значение придавалось Воскресению Иисуса[20]. Юр-ген Мольтман защищал эсхатологическую перспективу, отводившую важную роль участию Бога в исторических событиях как прошлого, так и настоящего[21].

 

Третья волна поисков исторического Иисуса

Пожалуй, верным будет утверждение, что сейчас попытки понять Иисуса сточки зрения истории оцениваются довольно позитивно. Причем любопытно, что такой подход зачастую размывает границы между либерализмом и консерватизмом. Нельзя сказать, что среди современных ученых царит единодушие, однако современные тенденции породили то, что некоторые называют «третьей волной» поисков исторического Иисуса[22].

По сравнению с приверженцами «нового поиска» представители этого направления дают более позитивную оценку историческому Иисусу. Но выявить какие-либо общие черты этих новейших исследований сложнее, гак как в них представлен более широкий спектр взглядов. Пожалуй, главная особенность заключается в том, что жизнь Иисуса изучается на фоне Его времени, причем особое внимание уделяется еврейскому окружению и контексту, влиявшим на жизнь и учение Иисуса. Всякая интерпретация, не учитывающая еврейскую принадлежность Иисуса, рассматривается как не соответствующая этой категории.

Соответственно, подчеркивается влияние религиозных, политических, экономических и социальных факторов, характерных для Палестины. Ввиду недавних археологических находок разгорелся спор о степени эллинистического и римского влияния на жизнь в Галилее времен Иисуса.

Несколько кратких примеров помогут увидеть некоторые связующие элементы в этой разрозненной группе исследований. Геза Вермес – ученый еврейского происхождения – считает, что Иисус был знаменитым еврейским раввином и галилейским святым[23]. Бен Майер в своей книге пишет об Иисусе, обращавшемся к Израилю – избранному народу Божьему – с проповедью об обновленном обществе[24]. Э. П. Сандерс сосредоточивает внимание на очищении Иисусом храма, что в контексте тогдашнего иудаизма было серьезным оскорблением для евреев и в конечном счете привело к смерти Иисуса[25]. В интерпретации Ричарда Хорсли Иисус был сторонником ненасильственного социального противостояния[26]. В других важных трудах тоже подчеркивается роль Иисуса и еврейские корни Его мышления[27].

Примечательное исключение из этой позитивной тенденции представляют члены группы «Семинар по Иисусу». Соглашаясь с необходимостью изучать Иисуса как историческую личность, они, тем не менее, склоняются к традиции Штрауса и Бультмана, предпочитая возврат к мистическому пониманию Евангелий[28].

 

Выводы

Создается впечатление, что по крайней мере на протяжении последних двух столетий изучение жизни Иисуса вызывает живой интерес. Хотя и были периоды (например, несколько десятилетий назад), когда этот интерес среди ученых ослабевал, время от времени он снова оживает.

Именно в таком контексте продолжается изучение жизни Иисуса. И как во многих других вопросах, всегда находятся ученые, которые защищают авторитетность библейского повествования, равно как и те, кто отрицает его авторитетность или же занимает промежуточную позицию.

Но не все толкования жизни Иисуса отличаются вниманием к историческим подробностям. В этой главе были упомянуты и авторы вымышленных описаний земной жизни Иисуса. Несмотря на то, что ученые отвергают достоверность таких повествований, они, вероятно, сыграли свою роль в формировании массовых представлений о христианстве. За последние десятилетия было написано множество популярных описаний жизни Иисуса, во многом схожих с вымышленными биографиями, создававшимися около полутора веков назад. В последующих главах мы обсудим некоторые из них.

Как ни удивительно это прозвучит для некоторых исследователей, из всего этого разнообразия сочинений все же можно сделать определенный вывод. Как и во многих других материях, главный вопрос не в том, почему многие ученые придерживаются тех или иных взглядов или какие тенденции преобладают в интеллектуальном мире и даже не в том, какое мнение высказывает большинство людей в опросах.

sus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant (San Francisco: Harper Collins, 1991); John Dominic Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1994); Marcus J. BorJesus: A New Vision: Spirit, Culture, and the Life of Discipleship (San Francisco: Harper Collins, 1987). Отчасти похожая работа: Burton L. Mack, The Lost Gospel: The Book of Qand Christian Origins (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993).

Главный вопрос таков: что говорят факты об Иисусе как об исторической личности? Какие источники имеются в нашем распоряжении? Есть ли среди них нехристианские материалы? Когда жил Иисус? Что Он делал? Чему Он учил? Как Он умер? Истинно ли новозаветное утверждение, что Иисус воскрес из мертвых? Наша цель – искать ответы на такие вопросы, при этом убедительно опровергая основные возражения и выясняя, какие источники подтверждают традиционное представление об Иисусе.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь