Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепции коэволюции и ноосферы
Химическую эволюцию можно трактовать как результат взаимодействия химических элементов, биологическую — организмов, концепция коэволюции объясняет эволюцию в схеме «хищник— жертва», когда оба объекта должны постоянно совершенствоваться. Концепция коэволюции объясняет существование альтруизма у животных — заботу о потомстве, повиновение вожакам, взаимопомощь в трудных условиях и т.д. Гипотеза о Гее — Земле возникла на основе концепции коэволюции, учения о биосфере и экологии. Ее сформулировали химик Дж. Лаклок и микробиолог Л. Маргулис, вьщелив неравновесность атмосферы Земли. Это обычно считается признаком жизни, ведь присутствие жизни обнаруживается через изменение химического состава атмосферы. Применив к Земле системный подход, Лав-лок ввел понятие геофизиологии. Они посчитали, что сохранение в течение длительного времени химической неравновесности атмосферы определено совокупностью жизненных процессов. На ранней Земле существовал механизм автоматического регулирования тепловых процессов, осуществляемый двуокисью азота. Так возникало препятствие для потепления при росте яркости солнечного света — механизм обратной связи. Изменение яркости солнечного света увеличивает разнообразие, способность регулировать температуру поверхности Земли, т. е. увеличивается биомасса. Но Земля — саморегулирующаяся система. Это связано с наличием биоты и окружающей среды, которая способна менять химический состав атмосферы и поддерживать столь важное для жизни постоянство климата. Когда эта система находится в состоянии, близком к границам саморегуляции (стресс), то даже малое изменение какого-то параметра способно вызвать переход в новое стационарное состояние («эффект бабочки», см. гл. 13). Жизнь на Земле — сеть связей, обеспечивающих саморегуляцию системы. Маргулис предположила, что эукариотические клетки произошли от симбиоза прокариотических (типа бактерий), митохондрии — от аэробных бактерий, а хлоропласта были тогда фотосинтези-рующими бактериями. Поэтому симбиоз — один из наиболее созидательных факторов эволюции. Совместная жизнь является источником разнообразия, приводит к появлению новых видов и признаков. Эта симбиотическая эволюция хорошо согласуется с идеями синергетики. Образование колонии, к примеру, можно описать так. Начальной флуктуацией служит локальное увеличение концентрации комочков земли, возникшее в какой-то точке пребывания колонии термитов. Каждый такой комочек привлекателен для других, поскольку пропитан гормонами. Флуктуация разрастается до размеров, ограниченных радиусом действия гормона. Так целесообразность на уровне организмов становится целесообразностью на уровне сообщества. Попытку научно обосновать качественные изменения взаимодействия природы и общества под влиянием деятельности человека предпринял Вернадский. Он считал, что Земля и Космос — единая система, в которой жизнь и живое вещество играют важную роль. Вернадский ссылался на минеролога и биолога Д. Д. Дана — современника Ч.Дарвина, который показал, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Он указал, что в ходе геологического времени (более 2 млрд лет) наблюдаются скачкообразный рост и усовершенствование центральной нервной системы (мозга), начиная с ракообразных и моллюсков до человека, этот необратимый однонаправленный процесс Дан назвал цефализацией. Исходя из геологической роли человека А. П. Павлов говорил об антропогенной эре. В XX в. человек не только закончил карту Земли, вышел в Космос и осмотрел ее со стороны, он благодаря средствам связи стал частью единого человечества. Развитие Человека и Общества в природной среде становятся неразрывными. Но по массе своей человечество составляет ничтожную долю массы планеты, значит, сила в растущем разуме, в цефализации. Появление человека не только изменило биосферу, но и результаты ее планетарного влияния. Начался переход простого приспособления организмов к разумному поведению и целенаправленному изменению окружающей природы разумными существами. Постепенно человек стал решающим фактором преобразования планеты, и последствия появления человека разумного на Земле многофункциональны. Человек вывел много новых растений и животных, увеличив разнообразие природы, но многие виды в силу разных причин оказались на грани уничтожения или уже исчезли. Живая природа активно реагирует на вмешательство в нее человека. Быстро возросла, например, невосприимчивость грызунов и насекомых к ядам, которые использует человек. Появляются самые разные мутанты. Человек создает техносферу, не составляющую целостную систему с биосферой, не способствующую созданию новых запасов энергии. Уничтожение полезных ископаемых и живого, изменение ландшафтов и состава атмосферы ставит биосферу уже на грань катастрофы. Вернадский говорил, что «биосфера перейдет однажды в сферу разума — ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным силой Разума». Сам термин «ноосфера» возник на семинаре, где выступал Вернадский со своей концепцией биосферы. Его широко использовали Э.Ле Руа и П.Тейяр де Шарден, но понимали его как «оболочку мысли» на планете. По мнению Тейяра де Шар-дена, возникновение мысли — явление, которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты». Ноосфера — это высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это высший этап эволюции системы «природа — общество», который только формируется и должен быть, если человечество хочет жить без глобальных потрясе- ний. Такой тип отношений «природа — общество» соответствует коэволюции. В структуре ноосферы можно выделить человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Солнечная энергия запустила геохимические циклы круговорота химических элементов, в которые втягиваются все новые массы вещества. Образовавшиеся толщи осадочных пород запасли энергию биомассы (в форме газа, угля, нефти). Эти преобразования планетарного масштаба и произвели человека — носителя Разума. Человек зависит от биосферы, он — ее порождение. Чтобы подчинить своему развитию среду обитания, он должен овладеть биосферными процессами, иначе будет обречен как биологический вид. Но обеспечение коэволюции человека, природы и общества требуют введения некоторых ограничений деятельности. Поэтому переход в ноосферу означает обязанность человека взять ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы в целом, т.е. и за себя, действуя по принципу «не навреди». В учении о ноосфере Вернадский впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук в исследовании глобальной деятельности человечества. Живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли, постепенно человек становится силой геологического масштаба, поэтому и несет ответственность за эволюцию планеты. Сам он использовал это понятие в разных смыслах: как состояние планеты, когда человек становится преобразующей геологической силой; как область активного проявления научной мысли; как основной фактор перестройки и изменения всей биосферы. Ноосферный этап (этап допустимого развития) состоит в том, что экономические и экологические проблемы взаимоотношений с биосферой определяются не выживанием человечества, а сохранением экосферы в гармонии живой и неживой материи, сохранением гармонии природы с сохранением ресурса животного и растительного миров, сосуществующих в биоценозах и экосистемах. Отношения в системе «человек—природа» строились по-разному в разных культурных традициях. В классической западноевропейской культуре: природа — пассивный материал для проявления творческих возможностей человека; в восточной культуре она — источник благоговейного почитания до полного растворения в ней человеческого начала; в российской — сложилась самоценность природы, она — активный материал, соразмерный статусу человека и мироздания. Вернадский наметил для достижения этапа ноосферы серию мероприятий: решить проблему разумной плотности народонаселения и оптимальной численности жителей Земли; ликвидировать бедность; расширить границы биосферы и выйти в космос; открыть новые источники энергии; оценить допустимость и достаточность экономического развития в рамках сбалансированного самовосстановления биосферы; исключить войны из жизни общества; поднять культуру человека на всех уровнях организации общества. Сходные предложения были разработаны биофизиком А. Л. Чижевским — создателем гелиобиологии. Он установил связь между цикличностью процессов на Солнце и явлениями в биосфере. Его концепция, основанная на богатом фактическом материале, доказывала существование космических ритмов и их связь с биологической и общественной жизнью. Чижевский ввел представление о компенсаторно-защитной функции биосферы, необходимой для существования живых организмов на Земле. О расселении человечества в будущем в космосе говорили представители течения «русский космизм», идеологами которого были Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский. Концепция устойчивого развития основана на биотической регуляции среды. Мир в целом в своем техническом, экономическом и социально-политическом развитии приблизился к точке бифуркации — рубежу, за которым равновероятны выход на качественно новый (более высокий) уровень бытия системы и ее гибель. Поэтому переход на путь устойчивого развития предлагает не только установление необходимого баланса между потреблением и воспроизводством природных ресурсов при минимальном загрязнении среды, но и обеспечение устойчивого роста благосостояния, социальной защищенности и возможностей гармоничного развития каждого. Устойчивое развитие — это альтернатива неустойчивости мира, означающая развитие системы в режиме ее внутреннего динамического равновесия. В начале XXI в. слово «выживать» стало одним из самых употребляемых в национальном и международном лексиконе. И здесь велика роль ценностных установок общества и, значит, субъективного фактора истории — особая ответственность ложится на правящие политические структуры, принимающие решения и организующие изменения в массовом сознании. Они составляют духовную основу устойчивого развития. Как выразился У. Черчилль, «Пессимист видит препятствия в каждой возможности, а оптимист — возможности в каждом препятствии». Словосочетание «устойчивое развитие» появилось после Конференции по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в июле 1992 г. Это экономически поступательное движение или устойчивость темпов экономического роста, при котором уровень давления на окружающую среду компенсировался бы темпами восстановления ее свойств. Преодоление трудностей, стоящих перед современным человечеством, не может быть достигнуто ни средствами магического мышления, ни призывами «вернуться к гармонии с чистой природой». Тут требуется мышление рациональное, которое способно не только предвидеть ката- строфы, но и в ряде случаев указать пути их недопущения. «Сложное переплетение вопросов экологии, экономики и политики можно распутать методами математического моделирования», — считают современные ученые Р.Г.Хлебопрос и А.И.Фет в книге «Приро'да и общество». Итак, единственная возможность выживания человечества при росте потребностей — это использование механизма природной среды как саморегулирующейся системы. В этом смысл ноосферных преобразований. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы