Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Десять ключей к умению слушать



Ключ Плохой слушатель Хороший слушатель
1. Слушайте активно Пассивен, отстранен от беседы Задает вопросы, перефразирует ска­занное
2. Находите интерес­ные темы Отключается от надоевших тем Ищет возможности, новые знания
3. Не раздражайтесь Легко выходит из себя Ведет себя сдер­жанно, проявляет терпимость к пло­хим манерам, умеет концентрироваться на главном
4. Используйте то, что мы думаем, быстрее, чем гово­рим «Засыпает», если собеседник говорит медленно Обдумывает, резю­мирует, предуга­дывает следующие слова; взвешивает аргументы, прислу­шивается к интона­циям голоса
5. Будьте отзывчивы Формально поддер­живает диалог Проявляет интерес жестами, позой, слу­шает и говорит сам, создает позитивную обратную связь
6. Оценивайте суть, а не слова Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль Оценивает суть высказываний, не обращает внима­ния на огрехи речи    
7. Поддерживайте в собеседнике инте­рес Заранее преду­бежден, начинает спорить Не вступает в дис­куссию до тех пор, пока не осознаете позицию другой стороны
8. Старайтесь все­сторонне оценить высказываемые идеи Обращает внима­ние, прежде всего, на факты Прислушивается к центральным темам разговора
9. Тренируйте уме­ние слушать Отсутствие энергии, проявление ложного внимания Работает, активно использует мимику и жесты, контакт глазами
10. Тренируйте интеллект Предпочитает иметь дело с легкими и простыми мате­риалами, избегает сложных Воспринимает слож­ные проблемы как интеллектуальную игру

Задания:

Задание 1:

1. Назовите формы интерактивного общения.

2. Приведите примеры различных форм интерактивного общения.

 

Задание 2. О какой ошибке восприятия пишет Л.Н. Толстой?:

—«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадо­стей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна»;

Задание 3. Прокомментируйте данный документ. Дайте характеристику барьеров, которые могут возникнуть при следовании этим правилам в общении.

· Вы не устанавливаете контакт. Смотрите хмуро, не улыбаетесь.

· Обращаетесь с партнером (клиентом) как с предметом или пустым местом.

· Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки.

· Говорите монотонно, невнятно, без эмоций и без пауз.

· Говорите только о том, что Вам интересно и выгодно. А он (партнер) пусть свои интересы оставит при себе.

· Перебиваете клиента, у Вас нет времени выслушивать каждого. Их много, а вы один.

· Манипулируете и применяете нечестные приемы.

· Нападаете, критикуете, обвиняете (в тупости, в агрессивности, в упрямстве и т. д.).

· Говорите в жестком тоне. Ведь это он пришел к Вам за чем-то, а не Вы к нему.

· Не признаете своих ошибок и не извиняетесь.

· Не входите в его положение. Вас на всех не хватит!

· Опоздали на встречу (точность – вежливость королей! ).

· Неудачно начали общение.

· Поняли, что не в состоянии вести диалог и окончили общение.

· У Вас разный уровень интеллекта. Вы говорите, не понимая друг друга.

· Вам не понравился внешний вид партнера, линия поведения.

 

Задание 4. Проанализируйте отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Сосед наш неуч, сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино

Он дамам к ручке не подходит;

Все «да» да «нет»; не скажет «да-с» иль «нет-с»

Таков был общий глас

 

1. О какой стороне общения можно говорить, проанализировав данное А.С. Пушкиным суждение мелкопоместного дворянства об Онегине?

2. Какую особенность отношения со стороны дворян- провинциалов к Онегину иллюстрирует данный отрывок?

 

Задание 5. Какой вид общения описан в данном стихотворении А.И. Бунина? Ответ обоснуйте.

Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке - все твое бытие,
Я всю тебя чувствую - душу и тело.
Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
1898

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988.
Источник: http: //versos.ru/verso.html? id=368
Автор: Бунин И.А.;

Задание 6. Приведите примеры:

А) ритуального общения

Б) манипулятивного общения

В) формального общения

Г) функционального общения

Д) гуманистического общения.

 

Задание 7. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Какие проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было написано «Джепин Куртас», окликнула их. – Простите. Чем могу вам помочь? – Ничем, – рявкнул через плечо Грейсон. – Мы идем в палату пятьсот пятнадцать. - Прошу остановиться, – потребовала сестра. Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки, висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул. – Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, – заявил Грейсон с преувеличенной терпеливостью. – Я – ее отец, Уиллис Грейсон, а это се личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти? Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение. – Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, – объяснила она. – Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение. Кулаки Грсйсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались. – Вы знаете, кто я такой? – заносчиво спросил он. – Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон, не хочу быть... – Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, - выпалил Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под ногами, позвоните проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется сюда. А я пошел к Лизе. Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед.

(М. Палмер)

Задание 8. Прочитайте индийскую притчу. Какие элементы общения характеризуются в данной притче? Ответ обоснуйте.

«Три фигурки» (индийская притча)

Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки - свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Этот вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их.

Один из мудрецов, Бирбал, тем не менее продолжал свои поиски. Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить. Тогда и стало очевидным, что у одной нить вышла из второго уха, у другой - изо рта, а у третьей фигурки нитка вышла через пупок.

Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так объяснил их царю:

- Решение таково. Первая фигурка - символ человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает нам человека, который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка - самая ценная из трех.

Задание 9.

В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А. Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель?

 

Задание 10.

Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?

 

Задание 11.

Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?

Задание 12.

Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?

 

Задание 13.

Тренировка внимательности при слушании, умения выделить главное. Пятеро участников, покинув аудиторию и вернувшись по очереди, передают содержание следующего теста:

Администратор страховой компании говорит агенту: «Звонил ваш клиент. Он уезжал и поэтому не позвонил раньше. Приехал и нашел у себя в почтовом ящике приглашение от другого агентства. Но он намерен сотрудничать с нами. Сейчас снова ему надо срочно уехать, и он боится, что за это время ему отключат телефон, так как он не успеет его оплатить. Поэтому он приедет к нам без звонка 20 октября в 10 часов для заключения договора. Просил подготовить все необходимые документы».

 

Словарь к теме:

 

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соот­ветствующую установку.

Гуманистическое общение — это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую чело­веческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Дружба – бескорыстные личные отношения между людьми, основанные на любви, доверии. Искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Заражение — это бессознательный, спонтанный переход личности в определенное психическое состояние.

Культура общения – сложная исторически изменчивая система, характеризующаяся степенью усвоения гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения и определенный уровень овладения ими.

Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Манипулятивное общение — это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по от­ношению к нему целей.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Общение представляет собой субъект - субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». ( М. Каган).

Подражание — это воспроизводство одним человеком оп­ределенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека.

Принуждение — это метод, основанный на использовании лицом своей официальной власти.

Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей партнеров являет­ся поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому.

Стиль общения — это индивидуально-типологические осо­бенности взаимодействия между людьми. Стиль общения опре­деляет предрасположенность к определенному взаимодействию, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Раз­личают ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили общения.

Убеждение — это и процесс, и результат целенаправлен­ного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного человека в систему воззрений другого.

Тема 5.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь