Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «культура» и культурное многообразие мира
Цель занятия: · Сформировать культурно-антропологические основания для понимания студентами проблем коммуникации в целом, и межкультурной и деловой коммуникации в частности. · Рассмотреть базовые понятия темы; · Ознакомить студентов с основными формами распространения культуры и культурными коммуникациями; · Изучить способы освоения культуры; понятия «культурный шок», «диалог культур»; · Охарактеризовать ценностный и нормативный аспекты культуры; · Показать культурное многообразием мира. Освоив учебный материал, студент должен: проявлять компетентность в определении базовых понятий темы, основных способов освоения иной культуры, способов распространения культуры и культурных коммуникаций ( в том числе межкультурной и деловой коммуникации) Основные термины и понятия: «культура» в антропологическом, аксиологическом и информационно-семиотическом контексте; структура и функции культуры; «религия» применительно к межкультурной и деловой коммуникации; «эмпатия», «толерантность»; «культурные инновации», «культурные трансферы», «культурная диффузия», «культурная селективность», «культурная вариабельность», «культурный контакт», «реформистское и революционное изменение культуры», «культурный лаг» и «культурное запаздывание», «культурная аккумуляция», «культурная трансмиссия», «культурный застой», « диверсификация культуры» и «культурная дифференциация»; «аккультурация», «ассимиляция», «сепарация», «сегрегация»; «маргинальность», «культурная ценность», «культурная норма» План семинарского занятия: 1. Понятие «культура», ее структура и функции. Основные формы распространения культуры. Культурные коммуникации. 2. Способы освоения культуры в процессе межкультурной коммуникации. Культурный шок. 3. Понятия «культурная ценность» и «культурная норма». Ценностный и нормативный аспект межкультурной и деловой коммуникации. 4. Религия в системе межкультурного и профессионального общения. 5. Диалог культур. Толерантность и эмпатия как специфические черты коммуникативных процессов. Темы докладов: 1. Культурные сценарии деятельности: труда, учебы, досуга. 2. Мода как нормативная система. 3. Буддизм как мировая религия и ее особенности в межкультурной и деловой коммуникации. 4. Особенности межкультурной и деловой коммуникации в мусульманских странах. 5. Христианство и межкультурная коммуникация. 6. Феномен маргинальности в межкультурной коммуникации. Вопросы для самопроверки: 1. Какие определения понятия «культура» существуют? Чем объясняется большое количество определений культуры? 2. Перечислите основные функции культуры. 3. Раскройте сущность религии. Назовите ее функции и особенности религии как формы культуры. 4. Расскажите о формах религий. Охарактеризуйте основные мировые религии. 5. Охарактеризуйте ценности, их разновидности, особенности, а также их функции в культурном пространстве. 6. Проведите отличия между ценностью и стоимостью. 7. Что такое регулятивы? Назовите их разновидности. Раскройте механизмы функционирования норм и регулятивов в пространстве культуры, межкультурной и деловой коммуникации. 8. Чем характеризуется регулирование общественной жизни посредством конкретных видов регулятивов (обычаи, традиции, этикет и т. д.)? 9. Назовите основные способы распространения и развития культурных форм. Приведите примеры. 10. Охарактеризуйте культурные диффузии. Приведите примеры. 11. Определите понятия «культурный лаг» и «культурное запаздывание». В чем их общее и особенное. Приведите примеры. 12. Определите понятие «культурная трансмиссия». В чем значение этого процесса для развития культуры? 13. В чем суть культурной интеграции, диверсификации культуры и культурной дифференциации? Выделите особенности этих культурных процессов. 14. Охарактеризуйте межкультурную коммуникацию. Какова ее роль в динамике культуры? Укажите способы межкультурной коммуникации. 15. Раскройте сущность и основные формы аккультурации. 16. Раскройте сущность понятия «маргинальность». Какими факторами обусловлен рост маргинальности в современной культуре? 17. В чем сущность «культурного шока»? Охарактеризуйте стадии его развития. 18. Каково значение культурной интеграции в процессе межкультурной коммуникации? 19. Раскройте сущность понятия «толерантность». Какие уровни межкультурного понимания выделил Р. Ханвей? 20. В чем сущность и значения «диалога культур»? Задания: Задание 1. К каким подходам к определению культуры относятся следующие высказывания: · «Если бы человек все извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению... Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь его жизнь; название, связанное с обработкой земли, — “культура”, либо с образом света — “просвещение” » (Гердер И.Г. Избранные соч. М.–Л., 1959. – С. 243 – 244) · В истории культуры «один великан окликает другого через пустынные промежутки времени, и эти беседы исполинов духа продолжаются, не нарушаемые резвой суетой шумного поколения карликов, которые копошатся у их ног. Задача истории заключается в том, чтобы служить посредницей между ними и этим путем снова и снова способствовать созданию великого и давать ему силы». (Шопенгауэр А. Полн. Собр. соч. Т.4. – М., 1910. – С.514.) · «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над миром хаоса» (Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2 т. Т.1. С. 217.)
· Культурный человек – это человек, соблюдающий своеобразные правила “социальной игры”. Имеются в виду различного рода договоренности экономические, юридические, политические, эстетические, религиозные. Нарушение правил означает выход за пределы “игры” и за пределы культуры, поворот к антикультуре (примером являются войны) (Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. C123). · «Культура... не обозначает ни исключительно социальное развитие, ни интеллектуальную сторону цивилизации, эта великая дефиниция включает в себя систему ценностей именно человеческого общества». (Фейблман Дж. Типы культуры. / Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. С.-П., 1997. – С. 157 – 170). · «Культура есть система всеобщих принципов смыслообразования и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия». (Пилипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. – С. 10). · «Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура – цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а – осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она – индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“» (Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. – С. 108) Задание 2. Вспомните сказку Маршака «Кошкин дом». О каком понятии в структуре культуры можно говорить на примере данного отрывка? Кошка: Мой дом для вас всегда открыт! Здесь у меня столовая. Вся мебель в ней дубовая. Вот это стул - На нем сидят. Вот это стол - За ним едят. Свинья: Вот это стол - На нем сидят!.. Коза: Вот это стул - Его едят!..
Совсем не то сказала я. Зачем вам стулья наши есть? На них вы можете присесть. Хоть мебель несъедобна, Сидеть на ней удобно. Коза: Сказать по правде, мы с козлом Есть не привыкли за столом. Мы любим на свободе Обедать в огороде. Свинья: А посади свинью за стол - Я ноги положу на стол! Петух: Вот потому о вас идет Весьма дурная слава! (Кошке) В какую комнату ведет Вот эта дверь направо? Кошка: Направо - шкаф, мои друзья, Я вешаю в нем платья. Налево - спаленка моя С лежанкой и кроватью. (http: //www.miloliza.com/marshak/koshkin-dom) Словарь к теме:
Адаптация – процесс физического, психофизического и социального приспособления к окружающей среде, например к профессиональной. Аксиология – учение о ценностях. Под ценностью в широком смысле слова понимают любое явление, имеющее значение для бытия человека, группы, общества, прежде всего, в позитивном смысле. Аккультурация – это широкие процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, и в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование. Ассимиляция – это процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Вестернизация – проникновение американской культуры на Европейский континент. Диалог культур – средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, соприкасаясь бережно и осторожно. Диверсификация культуры – увеличение степени разнообразия культуры. Досуг – свободное от работы время Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Инкультурация – процесс введение индивида в систему нормативно-ценностных установок конкретной культуры, становление человека воспитанного. Конечным результатом инкультурации А. И. Кравченко называет интеллигента. Выделяют две стадии инкультурации: 1) первичную, которая охватывает детский и подростковый период, когда человек впервые осваивает самые необходимые общезначимые социокультурные нормы; 2) вторичную, при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки, социальные роли и т.д. (например, иммигранты, адаптирующиеся к новым условиям). В последнее время большинство ученых склоняется к тому, что социализация и инкультурация являются независимыми характеристиками единого процесса вхождения индивида в социокультурную среду данного общества. Культура – способ организации жизнедеятельности людей по преобразованию природы и общества, способ творческой самореализации человека. Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру саморазвития человека. Культура – это совокупность лучших творений человека, созданных им высших духовных ценностей. Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Культура общения – сложная, исторически изменчивая система, характеризующаяся степенью усвоения гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения и определенный уровень овладения ими. Культурная аккумуляция – процесс, когда к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое. Культурная интеграция – это культурные процессы, результатом которых должна стать взаимосогласованность различных субъектов культуры, соединение разнородных элементов в едином мультикультурном ансамбле жизнедеятельности. Культурный код – способ хранения и передачи информации, тип культурной Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего, общественно одобряемого поведения. Культурные нормы представляют собой некие идеальные образцы поведения в конкретных ситуациях. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках, контролируют отклонения от нормы. Предстают в двух ипостасях – разрешение и запрещение. Культурные нормы выполняют функцию эталонов долженствования – красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Культурные нормы могут закрепляться в виде письменных кодексов (самурая, дворянина, строителя коммунизма в советскую эпоху), могут передаваться в устном предании народа путем литературной традиции и в процессе обучения. Культурная сепарация – это форма аккультурации, предполагает большую или меньшую степень изоляции от доминирующей культуры, или даже полную изоляцию от любого инокультурного влияния. Культурные сценарии – это эталонные программы жизнедеятельности, которые задаются людям социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и идеалами, нормами и правилами поведения. Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений последующим через обучение. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Культурное запаздывание – ситуация в развитии культуры, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры. Культурное истощение – процесс, когда исчезает больше культурных черт, чем добавляется. Культурное наследие – совокупность достижений материальной и духовной культуры конкретно-исторического общества, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. культурные инновации – открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий. Культурные процессы – типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры. Культурные события – это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами. культурные трансферы – это культурные заимствования через целенаправленное подражание; Культурные универсалии – черты, присущие всем культурам народов мира. Культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний. Культурный контакт – соприкосновение разных культур. Культурный лаг – это ситуация в развитии культуры, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Культурный отбор – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Культурный шок – это форма внутренней обеспокоенности человека, связанную с потерей понятных коммуникативных знаков и символов. Манера – внешняя форма поведения человека, получающая положительную или отрицательную оценку окружающих. Мода – быстро проходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мозаичная культура – социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации большинством субъектов, в результате чего информация не организуется сознанием субъекта в иерархические упорядоченные структуры, а состоит « из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными взаимоотношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». Концепция мозаичной культуры была сформирована в развернутом виде французским социопсихологом Абраамом Молем. Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение. Нравы – понятие, близкое к «обычаям», но регулирующее не столько поведенческую сторону обыденной культуры, сколько обыденный уровень нравственности членов общества. Нравы связаны с ценностными ориентациями, образом миропонимания и интерпретацией окружающей действительности, нормами и правилами человеческих отношений, преподнесенными в обыденном изложении. Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий; обычаи, имеющие моральное значение. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Обычаи – одобряемые обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Полифонизм культуры – культурологическая категория, обозначающая культуру как сложное, многослойное явление, представляющее собой органическое единство различных по уровню и качеству самостоятельных культурных образований, самобытных и оригинальных по форме и по содержанию. Привычка – установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Регулятивы – нормы, требования, правила, программы, которые задаются людям существующей в данном обществе культурой. Ритуал – стилизованный и тщательно распланированный набор символических жестов и слов, исполняемый подготовленными людьми, с целью драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Религия (лат. religae – связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей. Основные черты религии: · Вера в Бога. Бог есть личность, субъект, существо: а) разумное, б) бессмертное, в) обладающее сверхъестественными способностями, г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Эти свойства имеются у человека, но взяты в преувеличенном, абсолютизированном виде. · Эмоциональное отношение к Богу. · Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). · Религиозный культ. · Организация верующих. Сегрегация – процесс, связанный с ситуацией в развитии культуры, когда культурная сепарация осуществляется представителями доминирующей культуры политическими средст вами. Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет с целью обеспечения соблюдения различных норм. Традиции – обычаи, передаваемые от одного поколения к другому. Толерантность – терпимость к другому образу жизни, поведению, взглядам, привычкам, верованиям и т.п. Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека в контексте его культуры, понять его чувства, желания, идеи и поступки. Тема 3 Культура и народы. Межкультурная коммуникация В условиях глобализации Цель занятия: · Сформировать у студентов представление о процессах антропосоциогенеза, возникновения и развития человеческих рас и этносов; · Раскрыть различие терминов: «народ», «этнос», «нация», «национальный менталитет», «национальная идентичность»; · Проанализировать сущность национальной самоидентичности и менталитета, этнокультурных стереотипов, этноцентризма, культурные отличия Востока и запада; · Прояснить влияние выше указанных процессов на характер межкультурного и делового общения. · Охарактеризовать особенности межкультурной коммуникации в условиях глобализации. Основные термины и понятия: автостереотипы, гетеростереотипы, дихотомия Запад – Восток, ксенофобия, менталитет, народ, нация, региональные культуры, традиционные установки, этнокультурный стереотип, этнос, этническое самосознание. Освоив учебный материал, студент должен: проявлять компетентность в понимании процессов антропосоциогенеза и расогенеза, этнической и национальной культуры, национальной самоидентичности, в понимании несостоятельности нацистских и расистских теорий. План семинарского занятия: 1. Антропосоциогенез и формирование человеческих рас. 2. Народ, этнос, нация. Национальная самоидентичность. Этноцентризм. 3. Этнокультурные образцы и стереотипы как основа формирования этнического единства и этнокультурного разнообразия. Региональная типологизация культур. 4. Особенности современного типа культуры. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации Темы докладов: 1. Теоретическое обоснование расизма: от Фукидида до Леопольда Сенгору. 2. Нацизм: А. Розенберг, А. Гитлер. 3. Национальные особенности межкультурной коммуникации и делового этикета в европейских странах. 4. Межкультурная коммуникация и особенности делового общения в арабском мире. 5. Американский национальный менталитет и самоидентичность. 6. Особенности межкультурной коммуникации и делового общения в культуре стран Юго-восточной Азии (Китай, Индия, Корея). 7. Национальное самосознание и ментальные особенности русского народа. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определения понятий «народ», «этнос», «нация». В чем их различие? 2. Каковы особенности этнической культуры? Какую роль в определении этнической принадлежности имеет этническое самосознание? 3. Чем отличается национальная культура от этнической? Каковы характеристики национальной культуры? 4. Каковы условия существования разных народов в современной культуре? 5. В чем сущность этнокультурного стереотипа? Какие формы этнокультурных стереотипов существуют? Приведите примеры. 6. Охарактеризуйте региональные культуры. 7. 8. Покажите культурные различия между Востоком и Западом. 9. В чем сущность взглядов на дихотомию Запада и Востока у Киплинга и Гете? 10. Охарактеризуйте дихотомию Север – Юг. 11. Выделите сущностные черты. Определяющие своеобразие русской культуры. 12. Каковы ментальные особенности русского народа? Задания: Задание 1. Представьте, что вам предстоит разработать сценарий обслуживания делегаций из Китая, Индии и Мексики. Какие этнические факторы вы должны учесть в этой работе? Придумайте «инструкцию» по обслуживанию для персонала вашей гостиницы/конгресс-центра/турфирмы, учитывая особенности работы с иностранными гостями. Результат изложите в виде 5-минутной презентации. Задание 2. Ролевая игра. Американские антропологи придумали специальную учебную игру под названием " Бафа-Бафа", которая помогает понять, что такое культурная ментальность. Участники игры разбиваются на две группы. Одна группа образует народ с культурой «альфа», другая становится народом с культурой «бета». Каждой группе сообщаются нормы и ценности ее культуры. В альфа-группе люди должны быть доброжелательны и разговорчивы. Ее народ имеет вождя, с которым каждый стремится хоть немного поговорить. Но при этом нельзя ни обратиться к вождю, пока он сам не заговорит с тобой, ни войти внутрь круга, который начерчен вокруг него и из которого он не имеет права выйти. Нравы царят патриархальные. При встрече обязательно нужно поговорить о родственниках-мужчинах. Женщина не должна первой заговаривать с мужчиной. Если женщине покажется, что кто- то говорит с ней грубо, она поднимает руку, и тогда все, кто это увидит, бросаются ее защищать. Чужаков альфа-народ не любит, а если они попытаются заговорить с женщиной, то их немедленно изгоняют. У людей есть занятие: они обмениваются разноцветными фишками. Но приобретение фишек они не считают важным делом – важен сам процесс общения при обмене. Бета-культура требует от людей деловитости и энергичности. Главная задача у каждого - заполучить как можно больше фишек одного цвета. Все ищут партнеров, с которыми можно вступить в торг с этой целью. Вступают в общение только ради торга и общаются только посредством жестов и искусственно составленных по особым правилам звукосочетаний. Таких средств обмена информацией вполне достаточно для торговли, а кроме этого ни о чем разговаривать и не нужно. Бета-культура демократична: в ней нет никакого вождя, все равны, женщины и мужчины равноправны, к чужим относятся так же, как к своим, лишь бы они могли предложить что-нибудь для торга. Те, кто добился успеха в подборе фишек, пользуются почетом, но никаких особых прав не получают. В конце игры подводятся итоги: обсуждаются чувства и переживания представителей каждой культуры, проясняются основные тенденции и сложности межкультурной коммуникации. Словарь к теме: Антпропосоциогенез - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens как вида в процессе формирования человеческого общества. Глобализация культуры – процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры. Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Девальвация ценностей – снижение уровня нравственных ценностей в обществе. Информационная культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека, прежде всего в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетным являются общечеловеческие духовные ценности. Информационное общество – современный этап общественного развития, характеризующее переходом от индустриальных технологий производства к информационным, компьютерным. В рамках этого этапа происходит постоянное, принявшее взрывной характер повышение значимости информации о всех сферах жизни общества. Киберпространство – новый тип реальности, включающей в себя ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий в сети Интернет. Общепланетарная цивилизация – цивилизация. опирающаяся на представления о целостности мира, формирование единой общечеловеческой культуры. Первобытная культура – древнейший этап человеческой культуры, когда сформировался человек современного вида, основные паттерны и культурные универсалии. Социокультурный мир – это общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым миром культуры. Техногенная цивилизация – тип цивилизации, для которого характерно стремление преобразовывать природу в своих интересах, свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам. Техногенная цивилизация являет собой исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV – XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX-го столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Традиционное искусство – искусство современных народов Африки, Австралии, Океании, сохранившееся с первобытнообщинной стадии развития. Универсализация культуры – процесс взаимовлияния культур, формирование необходимых для этого культурных норм, ценностей общих для большинства культур различных стран мира Цивилизация (от латинского civilis – гражданский, государственный). В современном научном обиходе употребляется несколько значений данного понятия: синоним культуры; уровень, степень общественного развития, следующая за варварством; эпоха деградации и упадка культуры. Наиболее распространенное значение этого понятия сводится к характеристике той или иной ступени общественного развития и материальной культуры, характерной для определенной общественно-экономической формации. Экранный тип культуры. М. Маклюэн выдвинул идею о том, что смена исторических эпох определяется господствующими средствами коммуникации. В истории человечества выделяют дописьменный, письменный и экранный типы культуры. Экранный тип предполагает получение информации экрана телевизора или дисплея компьютера. Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности; категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Этноцентризм – пренебрежительное отношение к культуре других народов, возвеличивание своей национальной культуры. Тема 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы