Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По упорядочению богослужения
в Крымской епархии Таинства и обряды Таинство Крещения
«Следует обратить внимание на совершение Таинства крещения и под строгую ответственность о.о. настоятелей при совершении крещения соблюдать основное правило троекратного погружения в воду, не допуская обливания или окропления св. водой. Необходимо для этого иметь при каждом храме купель и кадушку для крещения детей и подростков, а при благочиннинских храмах соответствующие водоемы для крещения взрослых» [1]. «Напоминаю также о моем давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода». «С великим горем я узнал, что огромное большинство священников Симферопольской епархии и до сих пор крестят обливанием или окроплением, часто даже не раздевая крещаемых. Нашелся даже протоиерей, ныне уволенный, который ограничился тем, что просил крещаемых опустить кисти рук в воду. Другие священники вместо троекратного погружения всего тела в воду поливают немного воды на голову одетого крещаемого. В Римско-Католической церкви крещение совершается не погружением, а троекратным обливанием, но, конечно, не одетого человека, и в нашем обличительном богословии мы осуждаем их за это, а сами поступаем несравненно хуже. Народ уже так привык к крещению младенцев и одетых чуть ли не в шубы подростков и взрослых окроплением, что от верующих и с благоговением относящихся к Таинству священников требуют крещения окроплением, отказываясь от крещения троекратным погружением, и многие священники удовлетворяют их требования. Тогда как, конечно, надо самым решительным образом настаивать на погружении и упорно отказывающихся оставлять некрещеными» [2]. «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство крещения совершается некоторыми священниками через обливание, а многими другими, по лености и по нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в требнике. Е правило святых апостолов грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа. В Деяниях апостольских читаем, что для крещения вельможи эфиопской царицы, апостол Филипп сошел вместе с ним в воду, что, конечно, было нужно для погружения в воду. О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение, которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с Католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием; а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо Таинство над ними не совершено» [3]. О восприемниках
«При нынешнем падении религиозности и распространении безбожия случается иногда, что некоторые восприемники приходят нетрезвыми и требуют совершить крещение как можно скорее, или хотя и трезвы, но не знают, ни одной молитвы и даже не умеют осенить себя крестным знамением. Таких нечестивцев, конечно, нельзя допускать к участию в Таинстве» [4]. «Да будет тверда наша ревность о правде Божией, о Канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения, смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становиться пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы. Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придется нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках» [5]. Практические советы при совершении Таинства крещения
«Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая ее, не творя троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему Таинству крещения. Повинны в этом, хотя и в меньшей мере, и те священники, которые во избежание труда освящения воды оставляют на многие дни крещальную воду до следующего крещения. Только в крайних случаях нездоровья или немощи священника допустимо хранить крещальную воду не более одного-двух дней». «Весьма достоин подражания пример священников, у которых на стене храма написан Символ веры и важнейшие молитвы» [6]. «Весьма согрешают священники, совершающие Таинство крещения в одной епитрахили, а не в полном и притом белом облачении или хотя бы без поручей. Поручи можно иметь простые белые, легко высыхающие после смачивания в купели. Я писал уже раньше, как надо поступать с водой после крещения и со всякой освященной водой. Теперь повторяю, что у всякого храма или вообще в ограде должен быть выкопан сухой колодец не менее двух метров глубиной, прикрытый крышкой. Слитая в него крещальная вода будет медленно всасываться в землю. Деревянные кадки и бочки для крещения подростков и взрослых должны содержаться в полной чистоте и ни для каких других надобностей не употребляться. По этой причине крещение в домах может быть допускаемо только самых крайних случаях, ибо там священник принужден крестить в каком попало сосуде, которые и впредь будут употребляться для нечистых надобностей, и вода будет вылита куда попало. Еще два слова о помазании елеем междурамия. Это малопонятное слово толкуется различно. Я считаю правильным под словом «междурамие» понимать пространство на спине между лопатками. На священников, которые будут строго исполнять все данные мной указания, призываю благословение Божие и благодать Святого Духа. Женщина, никогда не получавшая молитвы в 40-й день после родов, привела четверых детей до десятилетнего возраста для прочтения над нею молитвы, положенной в 40-й день, и воцерковления детей и была очень раздражена отказом священника исполнить ее желание. Подобное бывало и раньше. Духовенство просит моих указаний, как поступать в таких случаях. Разумеется, не следует читать молитвы для родильницы в 40-й день, но отказывать в воцерковлении детей нет основания. Над ними должны быть прочитаны положенные молитвы и совершено воцерковление установленным порядком, с той только разницей, что введенный в алтарь мальчик сам творит земные поклоны пред престолом, а девочка на амвоне перед Царскими вратами» [7]. «Величайшее Таинство крещения чрезвычайно уничижается поступающими так священниками, дерзающими до крайности сокращать чинопоследование крещения и совершающими его в одной епитрахили, а не в полном облачении. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы