Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЛИ МЯСОПУСТНОЙ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ



 

Мясопустная Неделя, как сказано выше, посвящена воспоминанию всеобщего, последнего и страшного Суда живых и мертвых (Мф. 25, 31-46), дабы грешники по грубости своей духовной природы в надежде на неизреченное милосердие Божие не пребывали в беспечности и нерадении о своем спасении. Православная Церковь в многочисленных стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, ибо грешники предстанут перед нелицеприятным («неумытным») Судом Божиим»: «О, каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на Престоле страшном! <...> тогда труба возшумит вельми, <...> небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется <...> Мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут... Книги разгибаются, и деяния обличаются, и тайная тмы явлена бывают, Ангели обтекают, собирающе вся языки. Приидите, услышите царие и князи, раби и свободнии, грешницы и праведницы, богатии и нищий: яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней. И кто стерпит перед Лицем Его, егда Ангели предстанут обличающе деяния, помышления и мысли, яже в нощи и во дни? О, каковый час тогда! »[45].

Напоминая о последнем и страшном Суде Христовом, Церковь вместе с тем показывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог - милосерд, но Он - и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием («неумытное истязание», «неумытный суд»). Все равны будут перед праведным Судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдовица и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное! »[46]. «Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба», «ни отец возможет ни мати помогающи, ни избавляяй брат (от) осуждения»[47]. «Господь грядет, и кто стерпит страх Его? »[48]

Всем богослужением этой Недели Церковь стремится привести грешников, беспечно полагающихся на милосердие Божие, к осознанию своей греховности. «Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов <...>. Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный, тьму кромешнюю, и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный; болезнь имущу быти без меры согрешившим и нравом лукавым (Бога) прогневавшим. Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Что не трепещеши вся Страшнаго Судища Спасова? Убо что отвещаеши? Или что отречеши (возразишь)? Обратися, душе, покайся»[49].

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? На те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. Ибо Господь произнесет Свой Суд преимущественно по делам милосердия, причем по делам, возможным для всех, не упоминая о других, высших добродетелях, неодинаково доступных каждому. Никто из людей не возразит, что он не мог напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Телесные же дела милости имеют свою ценность только тогда, когда будут проявлением владеющей сердцем любови и соединятся с духовными делами милости, которыми облегчаются и тело, и душа ближнего. «Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие»[50].

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ

 

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии - масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.

Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение»[51]. Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная»[52].

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния.

«Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися»[53]. «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим»[54]. «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало»[55]. «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния»[56]. «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии»[57].

Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья).

БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ

 

В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.

На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне).

Понедельник сырной седмицы.

На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы) стихиры на " Господи, воззвах" на 6 - из Октоиха и Минеи, " Слава", если есть, из Минеи, " И ныне" - Богородичен по гласу " Славы" из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Минеи. Стихиры на стиховне - Триоди, " Слава" - святому из Минеи, если есть, " И ныне" - Богородичен по гласу " Славы" из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Триоди. (Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.)

Повечерие после вечерни - малое.

Полунощница - вседневная.

На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На " Бог Господь" поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник - покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосó м на 6, второй без ирмосá - на 4, а после них канон Минеи без ирмоса - на 4.

Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом - на 6, потом трипеснцы, каждый - на 4, оба - на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию - ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология " Гó сподеви поем".

Часы - обыкновенные. Литургия - Златоустого.

Вторник сырной седмицы.

Вечерня - вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.

Повечерие - малое.

Полунощница - вседневная.

Утреня - вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы - два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце - 2-го. Припев к тропарям " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Часы и Литургия - обычные.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает[58], за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого - окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста.

Среда сырной седмицы.

На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и Минеи – 3. «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, по гласу «Славы». Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, по гласу «Славы».

По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами. «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое по «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.

После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами (пение везде заменяется чтением).

Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: по «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину (во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 2-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 2-й.

По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й.

Псалом 50-й.

Библейские песни «Господеви поем...».

Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я).

Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум...».

По 3-й песни – малая ектения; седален Минеи, «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи.

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я).

Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я).

Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос Минеи.

Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я).

Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи по гласу «Славы».

«Благо есть...» (единожды) (Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см. Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой)). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы.

1-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши...» со своими стихами (стих 1-й: «Глаголы моя внуши Господи...», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.

3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...», и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.

6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою...», и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения...». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю Святый...», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...»[59]. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей: «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.

9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя...», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради...». «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны.

Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» – «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» – «Лик святых Ангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки:

В храме Господском – кондак дневной, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак дневной, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). И сразу начинается вечерня.

Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности.

Чтец на заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. Стихиры на " Господи, воззвах" - Октоиха 3 и Минеи святого 3, " Слава" - святого, если есть, " И ныне" - Богородичен в тот же глас из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Минеи на ряду. Входа нет.

Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[60]. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое...». Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо «Господи, помилуй» (40) священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»]12, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Литургия в этот день не совершается.

В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января/ 12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта)), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздники храмовой или Сретения, пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святого Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).

В Киево-Печерской Лавре праздник Трех святителей, случившийся в сырные среду или пятницу, не переносится, а служится по храмовой главе.

Четверг сырной седмицы.

 

Утреня - вседневная. Каноны поются из Октоиха - апостолов и Николая Чудотворца, потом Минеи, трипеснцы (4, 8 и 9-я песни) и песни из Священного Писания поются так же, как в понедельник.

Часы и Литургия - обычные.

Пятница сырной седмицы.

На вечерне те же особенности, что и в среду.

Повечерие - великое с теми же особенностями, как и в среду.

Полунощница - вседневная с поклонами.

На утрене пятницы те же особенности, что и на утрени среды. Каноны Октоиха (Креста и Богородицы), Минеи и Триоди и трипеснцы (5, 8 и 9-я песни) поются, как в среду.

1-й час так же, как в среду.

Часы и изобразительны отправляются так же, как в среду.

Непосредственно за изобразительными поется вечерня, основной порядок которой такой же, как и в среду. Стихиры на " Господи, воззвах" - Триоди на 6, " Слава" - Триоди, " И ныне" - догматик гласа. Прокимен дня: " Боже, Заступник мой еси Ты". Паримия. Прокимен паримии " Да уповает Израиль на Господа". На стиховне Триоди, на " Славу" - " Монахов множества...", на " И ныне" - Богородичен " Радуйся, чистоты сокровище". По " Отче наш" и возгласе - тропарь, глас 4-й:

" Боже отец наших, творя΄ й присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш". " Слава, и ныне": " Еже от века утаеное". Остальное все до отпуста - как в среду.

Литургия в этот день не совершается.

В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста. В Синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди перед ополченным войском и уже стоящим в строю говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей». Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников, «яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию (их), многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству[61]. «Кто изречет от земнородных чудныя ваша жития, отцы всемирнии? Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша? Страдания добродетелей, измождения плоти, борения страстей, во бдениих, в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явистеся, сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения»[62]. «Радуйся Египте верный, радуйся Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная. Радуйся, всякое место и граде и стране, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго, и сих в воздержании и болезнех возрастившая, и желаний совершенныя мужи Богу показавшая. Сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею, и дел знаменьми, просияша мысленно во вся концы»[63].

Особенность богослужения сырной субботы:

Повечерие - малое.

Полунощница - субботняя.

На утрене порядок такой же, какой имеет утреня во дни святых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди - преподобных и богоносных отцов, в подвизе просиявших. На этой утрени канон храма с ирмосом на 6 (ирмос дважды), Триоди (святых отцов) на 8, в последнем имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз; припев " Преподобнии отцы, молите Бога о нас", прочие каноны - с песнями Священного Писания по разделу " Поем Господеви". На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канона Триоди - " Песнь возслé м, людие".

По 6-й песни, кондак, глас 8-й: " Яко благочестия проповедники…". Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцов, " Слава, и ныне" - " В постничестве просиявшия". В конце утрени поются стихиры на " Хвалите", " Слава" - " Преподобнии отцы", " И ныне" - " Богородице, Ты еси Лоза", славословие великое и тропарь отцов, " Слава, и ныне" - " Еже от века..." Утреня оканчивается по-праздничному.

На часах тропарь и кондак отцов.

На Литургии Златоустого - Блаженны из канона отцов песнь 3-я на 4 и 6-я на 4, - всего на 8. Апостол и Евангелие - дня и отцов. Прокимен один отцов: " Восхвá лятся преподобнии во славе" и стих " Возношения Божия в гортани их". Аллилуиарий " Насаждé ни в домý Господни" и стих " Веселитеся о Господе". Причастен " Радуйтеся".

В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово»[64] - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився»[65].

Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. «Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа»[66]. «Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения! »[67]

Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия[68].

«Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем»[69].

В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни - «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).

Служба совершается в том же порядке, что в Недели блудного сына и мясопустную.

На великой вечерне стихиры на " Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди 4, " Слава", глас 6-й - " Сé де Адам прямо рая΄ ", " И ныне" - догматик гласа. На литии - стихира храма, " Слава" - глас 6-й: " Солнце лучи скры...", " И ныне" - " Тá инственно воспеваем Тя..." На стиховне - стихиры Октоиха, " Слава", глас 6-й - " Изгнá н бысть Адам", " И ныне" - Богородичен воскресный по гласу " Славы" - " Творец и Избá витель".

Неделя сыропустная бывает в период времени от 1 февраля до 7 марта включительно.

На утрене катавасия Триоди - " Яко по суху".

Примечание. За исключением Сретения Господня и его отдания, никогда никакой другой катавасии в сыропустную Неделю не бывает.

По 3-й песни канона - седален Триоди " Изгнан бысть Адам", " Слава" - " Ныне время добродетелей явися", " И ныне" - " Не умолчим никогда, Богородице". Чтение уставное. По 6-й песни - кондак, глас 6-й: " Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю, и нищих Защи΄ тителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устнá м моим не возбраню, во еже знвти Тебе: Милостиве, помилуй мя, падшаго".

Икос. Синаксарий.

Пред 9-ю песнью поется " Честнейшую".

По 9-й песни - " Свят Господь Бог". Светилен воскресный, " Слава" - Триоди: " Заповедь Твою, Господи", " И ныне" - " Изгнá на бывша, Господи".

Стихиры на " Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, " Слава" - Триоди " Приспé время", " И ныне" - " Преблагословенна еси".

На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди.

На Литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4.

 

По входе в храме Христовом - тропарь воскресный, " Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, " Слава" - кондак Триоди, " И ныне", - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, " Слава" - кондак храма святого, " И ныне" - кондак Триоди. Прокимен, глас 8-й - " Помоли΄ теся и воздадите". Апостол - Рим., зач. 112 (13, 12 - 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел. Аллилуиарий: " Благо есть исповé датися Господеви". Читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься Мф. зач. 17 (6, 14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.

Причастен " Хвалите Господа".

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

См. От этой Недели до Воздвижения Креста Господня в бдениях недельных (воскресных) полиелей поется только в праздники Господни, Богородицы и великих святых.

В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  8. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  9. Австралийская ягода вылечила раковые опухоли за две недели
  10. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  11. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  12. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата и его профессиональные особенности у танцовщиков и артистов балета.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь