Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не должен ли священник быть религиозным вождем соей паствы, а не только требоисправителем?



Немало у нас церквей, которые стоят запертыми от воскресенья до воскресенья.

А разве не должны они открываться каждое утро при звоне в один колокол, зовущем верных хоть на несколько минут зайти в храм по дороге на роботу или по мирским делам? Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нем Божественную Литургию читаются в нем часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечет в храмы все больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них.

Прошу и молю всех священников одноштатных церквей исполнять это. Очень нетрудно и в полном одиночестве, без псаломщика, прочесть часы или обедницу при свете хотя бы немногих лампад, а вечером прочесть вечерню. И велико будет благословение Божие над таким пастырем, помнящим, что он поставлен молитвенником за народ. Буди, буди!

Да возгорится ревность в сердцах всех моих сопастырей и да зажжет их ревность сердца пасомых! » [20].

«Священник обязан непременно служить Литургию каждую субботу и во все средние праздники, отмеченные крестиком в месяцеслове.

С большой скорбью слышу и узнаю, что очень многие священники не придали никакого значения моему увещанию и служат только в великие праздники и в воскресные дни. А некоторые из человекоугодия и корыстолюбия совершают полиелейную службу в те дни, когда много именинниц, хотя бы их небесным покровительницам по уставу полагалась простодневная служба.

Служение по субботним дням очень важно для поминовения умерших, и без него, и без служб в средние праздники невозможно исполнение хотя бы весьма сокращенных сорокоустов.

Священники, не желающие служить в те дни, когда по уставу положены полиелейные и субботние службы, обыкновенно отговариваются тем, что эти службы требуют лишнего расхода на свечи, масло и вино, и особенно тем, что нет молящихся в церкви.

В укор им расскажу о французском священнике Жане Мари Вианней [21], жившем во время наполеоновских войн в деревушке Арс неподалеку от большого города Лиона и позже причтенным Католической Церковью к лику святых. Церковь этой деревни долгое время оставалась без священника, народ совсем отвык от богослужений, и никто не ходил в церковь. Жан Мари Вианней в полном одиночестве начал совершать ежедневно все Божественные службы. В пустую церковь стали изредка заглядывать любопытные, чтобы посмотреть на чудака священника. Вдохновенное служение доброго пастыря привлекало все больше и больше молящихся, и скоро церковь не вмещала их. Слава о ревностном пастыре дошла до города Лиона, а потом распространилась по всей Франции, и отовсюду поехали к доброму пастырю жаждавшие исповедаться у него и послушать его бесхитростную, но, подобно Божественному пламени, исходившую из глубины сердца проповедь. О его проповеди однажды слышавший ее знаменитый парижский проповедник сказал, что по сравнению с нею ничто его собственные проповеди.

Да устыдятся же ленивые и нерадивые священники моего рассказа.

Да устыдятся и того, что я вынужден вторично обращаться к ним с увещанием бояться Бога и добросовестно исполнять свои пастырские обязанности.

В первом послании я просил даже о большем – о ежедневном служении в церкви, хотя бы и в полном одиночестве, вечерни дневному святому.

Стыдно, если даже священник ничем не почтит памяти дневных святых.

Тяжелый грех пред Богом, если он хотя бы своим усердием к молитве и богослужениям не поддерживает в народе веру, угасающую под влиянием антирелигиозной пропаганды.

Знаю имена немногих усердных священников, принявших к сердцу мое первое послание. Знаю также имена особенно нерадивых. И не оставлю их без наказания» [22].

 

Поминовение усопших

 

«Категорически запрещается в великие и двунадесятые праздники за богослужениями совершать поминовения усопших, панихиды и литии об усопших» [23].

«Введенный мною в систему вызов священников для проверки правильности их служения сразу же показал, что некоторые священники совсем не знают прстодневной службы, а только воскресную. Это значит, что они никогда не служат в будничные дни и даже в субботу. А ведь последнее обязательно для всех, ибо в субботу поминаются умершие. Исполняет ли свой долг священник, не молящийся за умерших? Это великое нерадение и большой грех пред Богом и людьми» [24].

Лития

 

«Запрещаю совершать литию в праздничные дни на просфорах.

Как мне известно, это делается часто, и я объясняю это нерадивостью священника.

Священник, опустивший литию вследствие отсутствия хлебцев для благословения, должен за такое уничижение сделать 12 земных поклонов и с покаянной молитвой.

Царские врата на литии открываются только при архиерейском богослужении, если же литию служит священник, то он и диакон должны выходить и входить боковыми вратами» [25].

 

Церковное пение

 

«СЛУШАЛИ: Текущие дела.

О церковных хорах, характере церковного пения, репертуаре, стиле и о необходимости в епархии создания показательного хора, творческая деятельность которого строилась бы на началах строгой церковности, молитвенной настроенности и отсутствии элементов светской музыки и увлечений концертно-театральными эффектами, абсолютно недопустимыми в церковном пении.

ПОСТАНОВИЛИ: Принять к сведению и обязать настоятелей проводить в жизнь указанные мероприятия по улучшению хорового церковного пения, а благочинных – неуклонно проверять исполнение данного решения» [26].

«Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалите. Это огромной степени понижает ценность и благолепие богослужения. Пусть потому пеняют на себя священники, нерадящие о пении стихир, если мало бывает молящихся в храме. Не должно быть отговоркой, что хор не хочет петь стихир. Как это не хочет? Разве священник не должен держать хористов в повиновении? По опыту кафедрального собора, в котором до меня стихиры читались, знаю, как легко заставить хористов петь их. Не надо останавливаться и перед роспуском хора, не повинующегося настоятелю» [27].

 

О недопустимости сокращения чинопоследований богослужений, Таинств и обрядов

 

«Мне известно, что многие священники допускают значительные сокращения при совершении молебнов, панихид, а особенно Таинства крещения.

Виновных в этом буду переводить в худшие приходы» [28].

«До сведения моего неоднократно доходило, что многие священники епархии совершенно недопустимо сокращают чинопоследование богослужений, Таинств и обрядов.

К глубокому моему огорчению, я вижу, что этот весьма греховный обычай укоренился, и дело дошло до того, что немногие особо благочестивые священники, совершающие службу по уставу, подвергаются обвинениям со стороны некоторых дерзких членов своей паствы в том, что они неправильно служат и вводят небывалые новшества, ибо ни один из их предшественников так не служил.

Таким образом, благочестивые священники подвергаются гонениям и терпят большие неприятности по вине гораздо менее благочестивых, тяготящихся уставной службой.

Думаю, что я согрешу пред Богом, если не приму серьезных мер к обеспечению уставной службы, и потому с тяжелым сердцем предупреждаю, что за такие тяжелые проступки, как замена панихиды литией и служение молебнов по собственному выдуманному чину вместо указанного Святейшим Патриархом в богослужебных указаниях за 1953 год чинопоследования молебна и панихиды я буду запрещать виновных в священнослужении на два месяца, а за крещение обливанием на полгода.

Взываю, братия, к иерейской совести вашей и молюсь о том, чтобы Господь Бог умножил ревность вашу о славе Его» [29].

Разное

 

«Необходимо иметь в храмах в алтаре запрестольные иконы: с правой стороны Св. Крест, а с левой стороны икону Богоматери.

Кроме имеющегося за Престолом семисвечника, во время богослужений должна быть на престоле зажженная свеча согласно требованиям Учительного известия».

«Обратить серьезное внимание на правильное произношение слов тропаря и кондака Св. Кресту, формула которых вручена о. о. благочинным для распространения по благочиниям» [30].

«СЛУШАЛИ: В текущих вопросах Владыко предложил о. о. благочинным самим поближе ознакомиться с Учительным известием и требовать того же от настоятелей церквей округа и при объездах приходов испытывать знание священником Учительных известий».

«Наблюдать, чтобы южные и северные двери иконостаса были закрыты при богослужениях.

Во избежание пролития Святых Даров во время причащения рядом со священником должен стоять кто-либо из членов клира или церковного совета и удерживать за руку крестящихся, ибо словесное предупреждение не достигает цели.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь