Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ассирийские цари и их взаимоотношения с Израильским царством
После 750 г. до Р. X. ассирийские цари устремились в Сирию и Ханаан. Первым таким ассирийским царем, который был «первым в череде жестоких тиранов, захвативших самое большое из существовавших до тех пор государств Древнего Востока», был Феглаффелласар (Тиг-лат-Паласар) III, которому удалось завладеть престолом, когда он был на посту верховного главнокомандующего. Он реорганизовал армию и, желая создать собственную империю, начал захватывать соседние территории. В первую очередь он присоединил страну, находившуюся на юге от его государства, т.е. Вавилонию, а затем продвинулся на запад — к Сирии и Палестине. В Ветхом Завете сообщается, что Менаим (евр. — Менахем, греч. и слав. текст — Манаим), шестнадцатый царь Израильского государства, стал данником ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула): Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра (34 000 кг), чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей (4 Цар. 15, 19). Фул был первым ассирийским монархом, чье имя упоминается в Священном Писании. Но в другой книге Священного Писания Фул, или Фалох, и Феглаффелласар предстают как разные лица: Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он выселил (то есть увел в плен) Рувимлян и Гадитян и половину колена Мацассиина... (1 Пар. 5, 26). Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что Фалох (Фул) и Феглаффелласар — разные люди. Но более внимательное изучение богодухновенного текста и новейшие археологические находки показывают, что оба имени относятся к одному и тому же лицу. Джозеф Хорнер отмечает, что как в еврейском тексте, так и в тексте Септуагинты глагол «выселил» стоит в единственном числе. Если бы речь шла о двух лицах, то в священном тексте было бы написано не «выселил», а «выселили». По мнению Хорнера, союз «и» в середине фразы следует истолковывать как выражение «известный также под именем...». Таким образом, весь стих надо понимать следующим образом: «Бог Израилев возбудил дух Фалоха (или Фула. — Н. В.), царя Ассирийского, известного также под именем Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он увел в плен племена...»1. Верность такого истолкования подтверждается и археологическими находками. Были обнаружены две глиняные таблички, предоставляющие материал о рассматриваемом периоде ассирийской истории. На одной из них написано имя Феглаффелласара, а на другой — Фула, с явным указанием на то, что речь идет об одном и том же лице2. Благодаря археологии мы располагаем также и другим текстологическим материалом. Присоединив Вавилонию и сделав ее частью великой Ассирийской империи, Феглаффелласар III сохранил в точности всю процедуру вступления на вавилонский престол. Для завоевания симпатии и благожелательного отношения вавилонян он позволил им, кроме всего прочего, называть себя Фулом (или Фалохом), чтобы они считали, что у них есть как бы свой собственный царь. Это, по мнению археолога Фри, объясняет3, почему в Четвертой книге Царств (4 Цар. 15, 19) Феглаффелласар именуется Фулом4, а в различных клинописных текстах — Фалохом (Pulu)5. Следовательно, приходит к выводу Фри, археологические находки подтверждают абсолютную верность имени ассирийского царя Фула, жившего во времена израильского царя Менаима. Те же самые находкиобъясняют наличие двух имен у ассирийского монарха. Таким образом, Священное Писание и в данном случае отличается точностью. Совершенно верным оказывается также рассказ богодухновенного текста о взимании Менаимом денег с состоятельных граждан государства для уплаты дани Фулу. Каждый богатый человек внес по пятидесяти сиклей (4 Цар. 15, 20). В настоящее время известно, что эта сумма была тогда средней ценой раба. Таким образом, Менаим оценил своих состоятельных граждан (которых должно было быть около 60000) как рабов, потому что речь шла о гарантиях его свободы! Событие имело место в 743 г. до Р. X. Феглаффелласар в своих «Анналах» рассказывает об этом следующее: «Что касается Менаима, я ниспроверг его, как снежный вихрь; он ускользнул, одинокий, как птица, и пал ниц к моим ногам. Я снова возвел его на престол и сделал своим данником»2. Видимо, Менаим был захвачен в плен, а затем он был вновь восстановлен на престоле, став данником ассирийцев. Преемником Менаима являлся его сын Факия, убитый после двух лет правления собственным сановником (премьер-министром) Факеем. Последний был провозглашен восемнадцатым царем Израильского государства. В Священном Писании рассказывается, что в период правления Факея ассирийский царь Феглаффелласар III пришел на север Израиля в Галилею и в землю Неффалимову и переселил жителей этих районов в Ассирию, т.е. захватил эти территории (4 Цар. 15, 22-29). Фа-кей был известной личностью в истории Израиля. Он заключил союз с сирийским царем Рецином (греч. — Раассон, слав. — Расин. — Прим. ред.), данником ассирийского монарха с 743 г. до Р. X., и попытался вторгнуться в Иудею. Имена Рецина и Факея, а также факт захвата Галилеи и пленения ее жителей подтверждаются археологическими находками. На глиняных табличках и в «Анналах» Феглаффелласара сообщается: «Я сделал данниками (...) Резона (то есть Рецина) Дамасского, Менаима Самаритянского, Хирама Тирского... Я подчинил города Gal'za (Галаад), Абилакку, находящиеся на границе с Израилем («Домом Амврия»), (...) и большую Неффалимову землю на всей ее протяженности...»3 Рецин Сирийский и Факей Израильский были союзниками и попытались насильно вовлечь в свой союз Иудейское царство. Они попробовали свергнуть с престола Ахаза и поставить царем некоего сына Тавеи-лова (Ис. 7, 6). Это имя также подтверждается археологией1. После того как Факей и Рецин пошли на Иерусалим (4 Цар. 16, 5. 2 Пар. 28, 5-8), иудейский царь Ахаз в страхе призвал на помощь Феглаффелласара III. Двинувшиеся на запад ассирийцы обложили данью Иудею, Аммон, Едом и Моав, захватив одновременно в плен жителей Галилеи и Галаада (4 Цар. 15, 29). Тогда пала знаменитая крепость Асор, построенная Соломоном и позднее перестроенная Ахавом. После такого набега гордая держава Израиль превратилась в крошечное зависимое государство. Эти факты подтверждаются с помощью археологии. Израильский археолог Йигаэль Ядин установил, что метровый слой пепла, покрывающий руины стен Асорского акрополя, разбросанные обломки почерневших камней, из которых эти стены были построены, обугленные балки и разбитые на куски кровли — все это свидетельствует об ожесточенности борьбы при набеге, предпринятом ассирийцами во времена Факея2. Одной из наиболее значительных находок было то, что на «гид-риях (кувшинах для воды) и разбитых предметах было имя Факея, написанное древним семитским письмом. Таким образом, впервые имя одного из Израильских царей появилось зафиксированным на письме в Галилее»3. Все это указывает на историческую достоверность богодухновенного текста. В 732 г. до Р. X. Феглаффелласар III пошел на Дамаск. В Священном Писании сказано: И пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир (город в Мидии), а Рецина умертвил (4 Цар. 16, 9). Памятники ассирийской клинописи подтверждают этотфакт. Феглаффелласар пишет: «Я схватил воинов (Рецина), сломал их оружие, захватил их коней, лучников и всех, кто носит щиты и копья. (Рецин), спасая свою жизнь, укрылся за стенами города (Дамаска). Его военачальники попали в плен и были повешены, а страна покорена. Я осадил Дамаск и запер его, как птицу в клетке»1. Одновременно (в 732 г. до Р. X.) в Самарии произошел проассирий-ский переворот, в результате которого Факей был убит, а на самаритянский престол взошел сын Илы Осия (4 Цар. 15, 30). Осия также упоминается в текстах Феглаффелласара III, которыми располагают в настоящее время ученые. Ассирийский правитель пишет: «Они (израильтяне) свергли своего царя Факея, и я поставил им царем Осию»2. Таким образом, благодаря предоставленным нам археологией клинописным надписям на камнях и глиняных табличках мы располагаем поразительным подтверждением исторической достоверности Священного Писания. После ассирийских набегов некогда сильное Израильское государство уменьшилось до пределов горы Ефремовой со столицей Самарией. Там правил Осия, но в течение очень недолгого времени. Много израильтян было убито, другие выселены в Ассирию. Южное государство (Иудея) оставалось пока целым, но оно фактически потеряло свою независимость и платило дань Феглаффелласару III. В скором времени ему также предстояло прийти в упадок.
Падение Самарии
Дань, которую ежегодно выплачивал Осия ассирийскому царю, состояла из золота, стоимостью примерно в триста тысяч долларов, и серебра, стоимостью около двух миллионов долларов. Дань эта ложилась тяжким бременем на израильтян. Поэтому, едва только умер ассирийский царь Феглаффелласар III, Осия начал вести тайные переговоры с Египтом и просить у него помощи в деле освобождения от ассирийцев. Реакция Ассирии последовала незамедлительно. Новый ассирийский монарх Салманассар V (726 [или 728] - 722 гг. до Р. X.), напав на Ханаан, взял Сихем и осадил Самарию. Царь Осия был захвачен за пределами города и уведен в плен еще до падения Самарии. После трехлетней осады город оказался в руках ассирийцев (722 г. до Р. X.), и значительная часть израильтян была уведена в плен в Ассирию. Ветхий Завет так повествует об этих событиях: И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию... (4 Цар. 17, 4-6). В Священном Писании не указывается имя царя, взявшего Самарию, и ничего не говорится о смене ассирийских правителей, произошедшей во время осады Самарии. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, склоняются к мнению (правда, в этом все еще нет единства) о том, что осада началась при Салманассаре V, а закончилась при его преемнике Саргоне II. Похоже, что ни войско, ни жители Самарии не получили известия о смене предводителя в стане врагов1. Вне зависимости от расхождения во мнениях относительно имени царя, взявшего Самарию (некоторые говорят о фальсификации текстов, осуществленной Саргоном, преемником Салманассара), археология предоставляет нам два важных текста, подтверждающих историческую достоверность сведений Священного Писания о падении Самарии. 1. «Вавилонская хроника» упоминает о разрушении Самарии как о значительном событии, произошедшем в период царствования Салманассара V. Характерно, что в еврейском тексте Самария обычно называется Шомрон (в Септуагинте — Соморон), а в 10-м стихе четвертой главы книги Ездры (еврейский текст) (в Септуагинте — II Ездры, в славянском — 1 Ездры) она именуется «Шамрайин». Точно такое же наименование мы встречаем и в «Вавилонской хронике». Пленные израильтяне были выведены в районы Ассирии — Халах, Хавор, Гозан (4 Цар. 17, 6. 1 Пар. 5, 26). Затем в подходящее время пленников доставили в Нимруд (то есть Калах) и Ниневию. Благодаря археологии мы располагаем черепками из этих двух городов, на которых упоминаются двадцать израильских имен, например Менаим, Осия и так далее. 2. Саргон II в своих «Анналах», в которых говорится о падении Самарии, утверждает, что это было делом его рук: «В начале (в первый год) моего правления я (...), осадив Самарию, захватил ее (...) и вывел27 290 пленников из числа ее жителей (...). Город я отстроил заново и лучше прежнего и поселил туда народ из захваченных мною земель. Правителем города я назначил моего военачальника, а на жителей наложил дань, обычную для ассирийских подданных»1. Сходство между событиями, изложенными в Священном Писании и в этих текстах, очевидно. Библия очень точно описывает именно ассирийцами впервые примененную тактику искоренения народа, которую в течение веков периодически использовали диктаторы и шовинисты. Целью ассирийцев было сломать всякое сопротивление и воспрепятствовать возрождению Израиля. Это была тактика варварского вытеснения и геноцида!.. Несмотря на то что в некоторых стихах Священного Писания, повествующих о царе Ассирийском (возможно, имеется в виду царь Саргон), имя «Саргон» встречается в Библии всего лишь один раз (Ис. 20, 1). Еврейский текст называет ассирийского царя Саргоном, а Септуагинта — Арна (Септуагинта дает это имя с утратой первой буквы)2. Вплоть до 1843 года мы не располагали никакими другими историческими источниками, подтверждающими существование этого царя. Американский филолог Джек Финеган отмечает, что «в течение длительного времени» упоминание имени Саргона в книге пророка Исайи было «единственным во всех письменных источниках и литературе». Специалисты по Ассирии отождествляли Саргона с Салманассаром или Сеннахиримом (Синаххерибом). В связи с отсутствием в исторических текстах имени Саргона, некоторые сомневались в самом существовании этого царя1. Тем не менее после 1843 года не осталось никаких сомнений в том, что ассирийский царь Саргон был реальной исторической личностью. В результате раскопок, произведенных французом Полем Эмилем Ботта в Мосуле и Хорсабаде (примерно в 22 км к северу от местонахождения древней Ниневии), был обнаружен большой укрепленный дворец Саргона. Ранее была раскопана огромная крепость Саргона2. Французские, а затем и английские археологи на месте крепости и дворца Саргона извлекли из земли громадные статуи, фрагменты колонн и множество табличек с рельефами и текстами «Анналов». Все это стало ценнейшим материалом, который пополнился благодаря обнаружению в Ниневии богатой библиотеки Ашшурбанипала. Спустя десятилетия удалось прочитать тексты, сохранившиеся на этих памятниках, и наука ассириология, пребывавшая до тех пор в зачаточном состоянии, начала быстро развиваться. В то же самое время свидетельства, предоставленные ассирийскими памятниками, одно за другим подтверждали историческую достоверность Священного Писания. «Правители, города, войны и истории, до того времени известные только из Ветхого Завета, становились реальностью»3. Среди всего прочего были обнаружены и тексты Феглаффелласара III (или Фула) и Саргона II, повествующие об их походах в Сирию и Палестину с целью захвата Самарии. Эти находки, ставшие достоянием не только археологов, но и всех университетов, институтов, государственных и богословских школ и духовных семинарий, ценны еще и потому, что с их помощью «легко можно дополнить Священное Писание доступным многостраничным иллюстрированным комментарием»4. Всем этим — проведением археологических исследований, обогащением музеев ценнейшим просветительским материалом и сокровищами5 — мы обязаны Священному Писанию. Именно оно подтолкнуло ученых к подобным исследованиям. В ассирийских текстах впечатление производит то, как рассказывается в них о взятии Самарии. Кайгер пишет: «Ассирийский автор описывает покорение одного из самых значительных городов в истории лаконично и равнодушно. Для него Израильское царство было не более чем одним из сотен незначительных окраинных (удаленных от центра) государств, а столица этого царства (Самария) — одним из тысяч не вызывающих особого интереса городов, которые следует подавить, ограбить, а затем растоптать и уничтожить... Что касается самих израильтян, то они не считали падение Самарии делом рук Саргона, имени которого они даже не сочли достойным упоминания, полагая, что Самарию за вероотступничество и злодеяния погубило Провидение Господне в назидание будущим поколениям»1. К вышесказанному нужно добавить следующее: прекрасный укрепленный город Самария стал мерзок иудеям, а слово «самарянин» превратилось в ругательство. Иудеи презрительно высказывались о сама-рянах и не желали вступать с ними в какие-либо отношения (Ин. 4, 9). Тем не менее Господь вернул слову «самарянин» его первоначальное значение. О прекрасном поступке жителя этого города рассказывается в одной из наиболее глубоких притч Нового Завета, повествующей о любви к ближнему (Лк. 10, 30-37). Итак, северное царство пало! Его десять колен были либо истреблены в борьбе с ассирийцами, либо ассимилированы пришлыми народами... Пестрая разнородная толпа жителей Самарии перестала называться избранным Богом народом. Эти люди стали именоваться « самарянами»!..
Царство Иуды
В то время как в 722 г. до Р. X. царство Израиля потеряло независимость, царство Иуды сохраняло ее до 586 г. до Р. X. Современная археология может предоставить нам довольно убедительный материал и о царстве Иуды. Ветхий Завет повествует о том, что на пятом году царствования Ро-воама фараон Египта Сусаким (Шешонк) III вторгся в Палестину. На барельефе Победы в храме Карнака (Египет) Сусаким III действительно упоминает множество иудейских городов, так как это вторжение было гораздо более масштабным, чем о том сказано в Ветхом Завете (4 Цар. 14, 25. 2 Пар. 12, 3). В последнем сообщается, что в войске Суса-кима были ливиане (ливийцы), троглодитяне (сукхиты) и ефиопляне (эфиопы) (2 Пар. 12, 3). До 1904 года название «троглодитяне» (троглодиты) оставалось загадкой. Но в 1904 г. немец Шпигельберг идентифицировал эту народность. Троглодиты, по Шпигельбергу, известны из египетских текстов с XIII в. до Р. X. как «джукту», или «джуктен»; они были вспомогательной военной силой — легковооруженными разведчиками, вероятно, ливийского происхождения. Это открытие было забыто вплоть до недавнего времени, когда археологи Гардинер и Олбрайт подтвердили мнение Шпигельберга1. У археологов имеется также убедительный материал, проливающий свет на сооружение крепости Гаваа. Благодаря табличкам из Рас-Шам-ры мы можем хорошо понять смысл реформ, проведенных Асой (царем Иудеи), о которых сказано в Ветхом Завете: Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукана Астарты (ЗЦар. 15, 12-13). Эти обряды и празднества идолопоклонников, как сообщают нам тексты из Рас-Шамры, были не просто идолопоклонническими, но преимущественно оргиастическими; к тому же еврейский текст рассказывает о иеродулах (храмовых проститутках) и содомитах. А Астарта была почитаемой богиней хананеев. Во время царствования Иосафата, современника Амврия (царя северного царства), наиболее интересным событием, которое подтверждается археологией, была реконструкция большого портового города Еци-он-Гавера (слав. — Асеон Гавер. — Прим. ред.), уничтоженного пожаром во время царствования Ровоама. Ветхий Завет пишет, что Иосафат построил множество кораблей в Фарсисе, чтобы они плыли к Офиру (в греч. тексте — Софира), но этот флот потерпел крушение во время шторма у гавани Ецион-Гавера (3 Цар. 22, 49). Раскопки Нельсона Глюка доказали, что второй город Ецион-Гавер датируется временем царствования Иосафата2. То, что Иосафат был одним из самых деятельных правителей Иудеи, видно еще и потому, что, помимо восстановления Ецион-Гавера и строительства большого флота, при нем Вирсавия стала самым процветающим городом района Негев. Кроме того, археологи раскопали и другие поселения, которые были возведены в то время в северной части Негев и в пустыне на севере Иудеи, как сказано в Ветхом Завете, — домы и грады крепки, построенные Иосафатом в Иудее (2 Пар. 17, 12). Это подтвердили раскопки «Соляного города», в котором через несколько веков предстояло поселиться общине ессеев3. В течение шести лет правления в Иудее Гофолии, матери Охозии (4 Цар. 8, 26), возобновилась экспансия мерзких хананейских языческих культов. Особенное почитание оказывалось Ваалу, верховным жрецом которого был Маттан. Имя Маттан - хананейское, с характерным окончанием «ан». Это подтверждается множеством обожженных глиняных табличек, найденных археологами в последние годы1. Очевидно, что Маттан был хананеем, которого пригласила царица Гофолия, чтобы внедрить чувственный культ хананеян, свидетельства о котором найдены в замечательных архивах из Рас-Шамры (Угарита)2. С восшествием Озии на трон южного царства государство Иудея вступает в период процветания (VIII в. до Р. X.). В Четвертой книге Царств (15, 1-7) даются очень краткие сведения об Озии, или Азарии; гораздо более подробно о нем рассказывается во Второй книге Парали-поменон (26, 1-23). Недавние раскопки в южной части Иудеи, в пустыне Негев, подтвердили правдивость сведений, предоставляемых Второй книгой Паралипоменон. Археологи отметили расширение площади расселения иудейского народа в том районе, зафиксировали строительство городов, крепостей и поселений, обнаружили находки, свидетельствующие о передислокации армии. Как показывают исследования археолога Глюка, в то время область Негев процветала. Это было место оживленной транзитной торговли между побережьем и внутренней частью Аравии. У Озии в то время были хорошо налаженные связи с арабами3. Он, уже в третий раз по счету, отстроил Ецион-Гавер. Впервые в истории Ецион-Гавер принял облик настоящего города; он перестал быть просто укрепленным зернохранилищем. По глиняной посуде, найденной на месте города, определили, что третий Ецион-Гавер датируется временем правления Озии. Археологи предполагают, что найденное ими погребение с арамейской надписью содержит останки царя Озии. Это погребение находилось не в царском некрополе, а на древнем кладбище у подножия горы Елеон. Озия был погребен в таком странном месте, потому что он, как повествует Ветхий Завет, был наказан Богом проказой, так как дерзнул присвоить себе священнические права. Как прокаженный, он лишился царской власти и удалился, в соответствии с иудейским законом, в особое жилище, где провел остаток своих дней, совершенно изолированный от остального мира (2 Пар. 26, 16-23)4. Во время царствования Ахаза Иудея поддерживала опасные связи с Ассирией. Ахаз, чтобы дать отпор израильскому царю Факею и сирийскому царю Рецину, позвал на помощь ассирийцев, несмотря на то что пророк Исайя дал ему другой совет (Ис. 7, 1-9). Отъезд Ахаза в Дамаск, чтобы поклониться ассирийскому правителю и стать его вассалом, способствовал тому, что Ахаз подвергся влиянию культа ассирийцев и в результате построил в Иерусалиме жертвенник, подобный тому, какой ассирийцы поставили в Дамаске (4 Цар. 16, 7-11). В «Анналах» ассирийского царя Феглаффелласара, которые рассказывают о его победах и где приводится список народов, ставших его данниками, имя Ахаз упоминается как «Иоахаз» (в другой транскрипции): «...Я принял дань и от Яухази (то есть Иоахаза) из Яу-даи (то есть Иудеи)», — пишет ассирийский правитель. В том же списке перечисляются имена царей Эдома, Моава, Газы, Аскалона и Аммона. Это все были соседние с Иудеей страны, что указывает на обширность территории, подвергшейся вторжению ассирийцев1. Священное Писание порицает Ахаза, так как он поддался влиянию восточных культов. Сообщение Священного Писания о том, что Ахаз «провел своего сына через огонь» (согласно толкованию некоторых, принес его в жертву всесожжения идолам) по мерзким обычаям других народов (4 Цар. 16, 3), подтвердилось находками археологов, согласно которым бог Молох (Мулюк, или Малик) широко почитался в странах к востоку от Палестины2. Существование богини Адрамелех, о которой говорится в Ветхом Завете (4 Цар. 17, 31), в настоящее время также нашло подтверждение у археологов. Адрамелех, по свидетельству ученых, почиталась в Сирии как Адад-Милки народами, которые жили к востоку от Палестины и которые ассирийцами поселены были в Самарии после изгнания израильтян. Кроме того, согласно археологическим находкам на севере Месопотамии мы имеем сведения о человеческих жертвоприношениях богу Ададу. Эти данные относятся к Х-VII вв. до Р. X. Археолог Томпсон, изучив эти факты, написал: «Если мы точнее хотим понять религиозные обряды Ахаза, то должны обратить внимание на эти открытия археологов»1.
Царь Езекия
Великий пророк Исайя сообщает, что в его время в Иудее правили Озия (или Азария), Иоафам, Ахаз и Езекия (Ис. 1, 1). Это большой промежуток времени - более сорока лет. Возможность иметь влияние при царском дворе представилась Исайе после смерти Ахаза, когда царем стал сын Ахаза Езекия. О периоде его царствования к настоящему времени накопился богатый археологический материал. Исайя бичевал высокомерие и алчность богатых, угнетавших народ (Ис. 3, 14-15), клеймил тщеславие и распущенность женщин Иерусалима того времени. Он осуждал их кокетство и вызывающую походку, их золотые головные украшения, полные благовоний сосуды и чрезмерную заботу о своем лице (Ис. 3, 16-24), которое выражалось в подкрашивании губ и бровей (и сейчас женщины делают это с большим искусством). Американский археолог М. Дж. Кайл, описывая раскопки в Кариаф-Зефере (производились в 1926-1932 гг.), сделал следующее замечание: «Хотя женщины времен Исайи называли свою косметику (кремы для лица, благовония и т. д.) иначе, чем современные, все же их мода и взгляды на одежду и макияж похожи на крайности в одежде и макияже наших современниц. Редко бывали дни, когда во время раскопок Иерусалима последних лет существования Иудейского царства археологи не находили украшений и особенно косметики этих тщеславных женщин»1.
Значительной удачей археологов была и находка в 1948 г. древнего еврейского манускрипта книги пророка Исайи. Известный американский ученый Олбрайт высказал мнение, что он был написан примерно в 100 г. до Р. X. Древность рукописи подтверждают и Миллар Барроуз из Йель-ского университета, Сукеник из Еврейского университета в Иерусалиме и Джон Тревер. Такой древний манускрипт Исайи особенно важен потому, что самая ранняя еврейская рукопись этой книги, которой мы располагали до этого, восходит примерно к 900 г. по Р. X. Еще большую значимость имеет близкое сходство этого манускрипта с традиционным еврейским текстом, происходящим от более позднего списка. Профессор Миллар Барроуз отмечает: этот манускрипт не содержит ничего, что можно было бы охарактеризовать как «большие добавления или пропуск» и что «нет никакой путаницы или существенного нарушения порядка в тексте»2. Археолог Джозеф Фри говорит по этому поводу: «Значительное сходство между этим древним манускриптом и теми, которые датируются тысячелетием позже, свидетельствует о тщательности, с которой переписывались тексты Священного Писания, и укрепляет нашу уверенность в особой точности позднейших списков, с которых сделаны наши английские переводы»3. В книге пророка Исайи в 20-й главе (еврейский текст) говорится о том, что примерно в 711 г. до Р. X. ассирийский царь Саргон II воевал против филистимского города Азота (или Ашдода), в котором имели место волнения против Ассирии. Это сообщение Ветхого Завета особенно интересно, так как долгое время оно было единственным, в котором упоминается о Саргоне. Никто другой из древних писателей не приводит имя Саргона. Однако во время недавних раскопок на территории древней Ассирии имя Саргона было обнаружено запечатленным в надписях на кирпичах, стелах и т.п., был найден также бюст этого знаменитого ассирийского царя. Кроме того, в надписях того времени, найденных там же, обнаружили и текст летописца двора Саргона И, который описывает поход Саргона на Азот, о котором нам сообщает Ветхий Завет. В этом тексте, высеченном на стенах царского дворца Саргона, среди прочего говорится следующее: «Азури, царь Ашдода (то есть Азота), не хотел больше платить дань и (поэтому) отправил посланцев к соседним царям, чтобы начать враждебные действия против Ассирии (...). Я быстро подошел (...) к Ашдоду, его столичному городу, осадил и взял города Ашдод, Геф и Ашдудимму...»1 Кроме того, одно интересное письмо из древнего города Нимруда, в котором речь идет о данниках из Египта, Газы, Иудеи, Моава, Эдома и Екрона (Аккарона), может быть датировано временем этого похода Саргона2. Ветхий Завет сообщает, что, когда царь Езекия заболел и был уже при смерти, пророк Исайя дал ему следующий совет: «Возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4 Цар. 20, 1, 7). Этот метод лечения известен на Востоке с древнейших времен до нашего времени. «В данном случае, однако, — как верно замечают толкователи Священного Писания, — это не столько способ лечения, сколько символ исцеления, такой, как чудеса Илии и Елисея», так как болезнь Езекии была «смертельной, а исцеление произошло тотчас же»1.
Между прочим, лечение сушеными фигами засвидетельствовано в тексте, найденном в 1939 г. в древнем Угарите (ныне Рас-Шамра). Там описывается приготовление повязки для больной лошади2. Этот рецепт является фрагментом древней ветеринарной книги, которую написал в 1500 г. до Р. X. начальник конной стражи царя Угарита. Фармацевтическое приготовление толченых смокв называлось методом «дебелах». Этот метод и посоветовал Езекии пророк Исайя для лечения нарыва. В. Келлер пишет: «Из врачебной практики библейского времени, когда по большей части использовались природные лечебные средства, с течением времени было утеряно или забыто очень многое. Но немало рецептов сохранялось, их передавали из поколения в поколение. Среди них и рецепт со смоквами. Швейцарские врачи и сейчас рекомендуют сушеный инжир, вымоченный в молоке, против определенных видов абсцесса»3. В 701 г. до Р. X. ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Палестину и подавил восстание. Усмирив своих врагов на юго-западе, Сеннахирим овладел хорошо укрепленным городом Лахишем, господствовавшем на пути из Египта в Иудею. Сегодня мы имеем впечатляющие доказательства этого страшного штурма и захвата Лахиша, о котором говорится в Ветхом Завете (4 Цар. 18, 14); они представлены в Британском музее в Лондоне. Эти свидетельства были найдены под холмом, скрывавшим древнюю Ниневию, сэром Генри Лэярдом. Речь идет об огромном и чрезвычайно выразительном рельефе, изготовленном по приказу Сен-нахирима в его дворце очевидцами событий примерно три тысячи лет назад! 4 Изображение на рельефе передает ожесточенное и упорное сопротивление осажденных: они бросают в атакующих стрелы, камни, горящие бревна («зажигательные бомбы» того времени). Снаружи ассирийцы, вооруженные до зубов, атакуют с помощью осадных машин, заливают водой пламя от бревен, делают подкопы и т. д. Видны пленники, которых уводят из города, в то время как у стен «трупы висят на высоких столбах... люди посажены на кол». Кроме того, английский археолог Джеймс Л. Старкей, который раскопал стены крепости Лахиш, видел на стенах отчетливые «дыры и проломы, сделанные ассирийскими стенобитными орудиями»5.
После захвата Лахиша Сеннахирим пошел и против укрепленных городов Иудеи (в ассирийских текстах сообщается, что их было сорок шесть). Ввиду этой неизбежной опасности Езекия, как написано в Священном Писании, попросил Сеннахирима удалиться и обещал ему следующее: что наложишь на меня, я внесу. И Сеннахирим наложил на Езекию тяжелейшую дань: триста талантов серебра и тридцать талантов золота (4 Цар. 18, 14). На шестигранной глиняной призме, датируемой 686 г. до Р. X. и найденной археологами на песчаном холме в Ниневии, детально описаны события, о которых рассказывает Ветхий Завет. Среди прочего там говорится: «Что до Езекии, иудея, который не склонился под мое ярмо, — я осадил 46 больших его городов, крепости и бесчисленное количество малых соседних поселений и захватил их с помощью постоянных осад и таранов, которые доставил под стены (...). Так я уменьшил его страну и еще больше увеличил подать (...) сверх ежегодной дани, которую он платил мне (...). Позже Езекия послал мне в Ниневию (...) тридцать золотых талантов, восемьсот талантов серебра, драгоценные камни» и т. д.1. Сопоставление текста Ветхого Завета (4 Цар. 18, 13-16) и ассирийского текста показывает поразительное сходство. Так, например, в обоих текстах упоминается имя Езекии, говорится о нападении на укрепленные города, о тяжелой дани, которой обложили Езекию, и даже «тридцать талантов золота». Разница в количестве талантов серебра (в Ветхом Завете — триста, а в ассирийском тексте — восемьсот) происходит или из-за того, что Сеннахирим включил в эту сумму и другие виды дани, или из-за незначительного искажения текста, либо из-за различия в стоимости вавилонского и палестинского талантов2. Ветхий Завет повествует о том, что, когда войско Сеннахирима вторглось в Иерусалим, Бог обещал Езекии через пророка Исайю, что защитит город. В самом деле ангел Господень поразил ассирийское войско, оставив на земле сто восемьдесят пять тысяч мертвых тел. Из-за этого сокрушительного поражения Сеннахирим был вынужден вернуться в Ниневию, не захватив Иерусалим (4 Цар. 19, 20-36. Ис. 37, 35-38). Рационалистам этот эпизод кажется невероятным. Но археология предоставила убедительные доказательства этого благодаря шестигранной глиняной призме (см. выше), которую нашел на месте древней Ниневии английский консул в Басре Тэйлор. Эта призма, которую называют «цилиндром Тэйлора», датируется 686 г. до Р. X. и содержит рассказ летописцев Сеннахирима о покорении сорока шести палестинских городов. Но когда они приступают к описанию похода Сеннахирима на Иерусалим, то избегают говорить о захвате Иерусалима и о пленении Езекии. Хотя этот текст полон хвастовства и самопревозношения Сеннахирима, однако когда речь заходит о Иерусалиме и Езекии, то это высокомерное повествование становится необыкновенно скудным и кратким! Там написано: «Что касается Езекии, то его я запер в Иерусалиме, в его царской резиденции, как птицу в клетке. Вокруг я сделал укрепления и окружил его, чтобы убивать тех, кто выходит из ворот города»1. Поскольку Сеннахи-риму не удалось захватить Иерусалим (как сообщает Ветхий Завет), он замалчивает о своем неожиданном, сокрушительном поражении. Когда абсолютные монархи и самодержцы, к которым относился и Сеннахи-рим, вели несправедливые захватнические войны, то старались не сообщать о собственных потерях. Поэтому и Сеннахирим просто говорит о том, что запер Езекию, «как птицу в клетке». На самом деле Езекия находился в полной безопасности в своей «клетке»! Кроме того, ассирийские летописцы не сообщают, почему Сеннахирим вернулся обратно в Ассирию2, но Ветхий Завет позволяет нам понять, почему. Сеннахирим возвратился, потому что потерял под стенами Иерусалима сто восемьдесят пять тысяч воинов! Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы