Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поэтика и проблематика романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Цель лекции: уяснить основные принципы построения романа и выявить авторскую позицию по важнейшим нравственно-этическим и философским проблемам романа. Задачи лекции: 1. Рассмотреть эволюцию замыслов изображения художественного времени произведения. 2. Выяснить логику развития характеров главных героев романа («диалектика души»). 3. Изучить проблему «мысли народной» в толстовском понимании. 4. «Мысль семейная» и образы природы в романе. Содержание лекции. Причины возникновения романа-эпопеи «Война и мир» в 1860-е гг. Диалог эпох 1812 и 1860-х гг. Замысел романа «Декабристы» и «Война и мир». «Взлеты» и «падения » главных героев романа – князя Андрея и Пьера Безухова. «Диалектика души» как необходимый фактор формирования и развития личности. Характеры Пьера и Андрея как два типа «поведения декабристов» (Ю.М. Лотман). Изображение двух военных кампаний (русской и австрийской) как сравнительный анализ «ненародной» и «народной» войн. Сражение под Аустерлицем и Бородинское сражение как принципиально различные военные и духовные данности. Сравнительная характеристика семейных «кланов» Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых. Природа как фактор «проверки» личности. Образ «лунной ночи», «дуба», «святочного катания» и др. Природа как одно из главных действующих лиц романа.
Роман «Анна Каренина» как вершина творчества писателя. Цель лекции: рассмотреть направление нравственных поисков Л. Толстого – создателя романа «Анна Каренина». Задачи лекции: 1. Объяснить, как эпоха 1870-х гг. повлияла на замысел романа. 2. Рассмотреть образ Анны Карениной. 3. Рассмотреть образ Константина Левина, прототипом которого является сам автор. Содержание лекции. Роман «Анна Каренина» (1875 - 1877) как следствие перемен в российской действительности пореформенного и послереформенного времени. «Освобождение» общества, ощущение свободы и судьба человека, столкнувшегося с новыми проблемами: ответственностью за свои поступки, желание счастья и чувство долга и т.д. Образ Анны Карениной как продолжение литературного и общественного диспута об эмансипации женщины, о конфликте чувства и долга, ответственности перед людьми и богом. Судьба Анны и судьба русской женщины (Анна - Катерина Кабанова и Катерина Измайлова). Образ Константина Левина и русская действительность. Нравственные искания Левина и Л.Н. Толстого. Религиозные, экономические, семейные, общие этические размышления автора и героя о жизни человека, его предназначении. Образы второстепенных героев романа (Стивы, Вронского, Долли и др.) в общем замысле романа.
Смысл названия и проблематика романа «Воскресение». Цель лекции: показать связь событий эпохи и проблем романа «Воскресение». Задачи лекции: 1. Рассмотреть главные составляющие общественные данности эпохи создания произведения. 2. Изучить образы главных героев романа и их проекцию на общественные коллизии. 3. Смысл финала произведения.
Содержание лекции: В романе «Воскресение» (1899) автор рассмотрел самые острые проблемы своего времени – рубежа веков. Толстой хотел сказать современникам о том, что настала пора нравственного возрождения общества, и показал это художник на примере человека своего круга – дворянина Дмитрия Нехлюдова. Л.Н. Толстой писал свой последний роман около десяти лет и обвинил в нем общество и отдельных людей в нравственных изъянах и уродствах, которых они не замечают, к которым привыкли. История жизни Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой, с одной стороны, очень простая и обычная: молодой повеса соблазняет простую девушку. Но за этой банальной фабулой стоит судьба народа – жертвы несправедливого отношения и бесчеловечного использования. Катюшу Маслову судят за страшное преступление, которого она не совершала, и один из судей – барин Нехлюдов, в свое время предопределивший ее будущее, т.е. погубивший ее. Катюша будет осуждена и отправлена на каторгу, а Нехлюдов переживает настоящее «воскресение»: он отказывается от владения землей, занимается делом погубленной им женщины, пытается помочь другим несчастным арестантам – жертвам несправедливости и недоразумений. Финал романа очень многозначен, ведь Толстой задумал произведение как «письмо» людям, способным задуматься и одуматься. Нехлюдов читает Евангелие, Катюша отказывается от любимого человека и сближается с революционерами – знак времени! Автор – проповедник полагает, что настало время каждому пересмотреть свою жизнь или даже начать ее сначала. Раздел № 6. Творчество Ф.М. Достоевского. Биография писателя и начало жизненного пути. Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа. Задачи лекции: 1. Изучить главные вехи биографии писателя. 2. Рассмотреть проблематику романа «Бедные люди». 3. Сделать краткий обзор творчества пмсателя. Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) родился в семье, по отцовской линии принадлежавшей к старому дворянскому роду. Со старшим братом Михаилом Достоевский учился в частном московском пансионе, а затем они оба поступают в Главное инженерное училище. В 1844 г.писатель выходит в отставку и пишет свой первый роман «Бедные люди». Некрасов и Белинский были глубоко потрясены этим произведением и объявили о появлении в русской литературе «нового Гоголя». Молодой Достоевский действительно во многом ориентировался на Гоголя – его интересовали «маленькие люди» и их страдания, отношения «маленького» человека и большого жестокого мира. В апреле 1849 г. писателя арестовывают за участие в кружке Петрашевского, где по пятницам собирались социалисты-утописты. Достоевского заключают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 22 декабря на Семеновском плацу готовился обряд смертной казни, которая была заменена в последний момент каторгой в Сибири. Почти 10 лет Достоевский был вырван из литературной и общественной жизни: каторга, солдатчина и пр. В 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург, и с этого времени начинается новый период его творчества. В 1860 -1862гг. были написаны «Записки из Мертвого дома», в 1861 – «Униженные и оскорбленные», в 1866 – «Преступление и наказание», в 1868 – «Идиот», в 1875 – 1876 г. – «Подросток», в 1879 -1880гг. – «Братья Карамазовы».
Поэтика и проблематика романа «Преступление и наказание». Цель лекции: рассмотреть социальные и философские причины преступления Родиона Раскольникова. Задачи лекции: 1. Изучить социальные условия жизни главного героя. 2. Изучить философию Раскольникова. 3. Рассмотреть систему персонажей романа. 4. Рассмотреть художественный смысл финала романа. Содержание лекции. В 1865 г. писатель сообщает редактору «Русского вестника» замысел своего нового произведения – будущего романа «Преступление и наказание». Жанр нового романа балансирует между детективом и психологическим романом – это новая модель в русской литературе. Главный герой – бедный студент, из-за недостатка средств вынужденный оставить университет, где он учился на юридическом факультете. Молодой человек живет в нищенской комнате, больше похожей на «шкаф». Раскольников видит бедственное положение семьи Мармеладовых – самого Мармеладова, его дочери Сони, Катерины Ивановны и ее детей. Достоевский пишет, что письмо матери «измучило» Раскольникова – он понимал, на какие жертвы шли близкие (мать и сестра), чтобы как-то поддержать его. На этом фоне Раскольникова (и, судя по судебной хронике, не только его) возмущает социальная несправедливость, царящая в современном обществе: материальное неравенство, богатство одних и нищета других. Символом этих социальных перекосов стала старушка-процентщица, которая, не выходя из дома, получает деньги, обирая несчастных людей, попавших в критическое положение. Итогом этих раздумий, мучительных попыток найти выход из собственного положения стало убийство старухи – это была своеобразная месть обществу. Однако все не так просто – Раскольников не просто убийца, он убийца-философ. Это видно их статьи, которую написал и опубликовал герой, а также из его рассуждений. Раскольников решил проверить – «тварь» он «дрожащая» или «право имеет»? «Имеют право», по его мнению, Магомет, Ликург, Александр Македонский, Наполеон… Преступник, убивший одного человека, отправляется на каторгу, убивший тысячи (например, полководец) получает памятник и славу. Таким образом, убийство процентщицы – «проба» героя на прочность. Вся логика развития сюжета романа показывает бесчеловечность и ложность данной теории, что подчеркивается системой персонажей-двойников. Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Лужин, Разумихин высвечивают разные стороны сложной натуры Раскольникова. После долгих раздумий и мытарств Раскольников раскаивается в преступлении и его отправляют на каторгу, куда за ним последовала Соня. Широкая сибирская река символизирует воскрешение героев и продолжение их «обновленных» жизней. Роман «Преступление и наказание» в определенном смысле автобиографичен, т.к. сам Достоевский пережил период «бунта», каторги, а затем христианского смирения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы