Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анархизм о праве и государстве



Главная → Лекции → Право → Теория права и государства →


В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит - анархию и деспотизм.

Термин " анархизм" произошел от греческого слова, означающего " безначалие, безвластие". Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим философом Платоном (427-347 гг. до н. э.) в его труде " Республика". Отдельные фрагменты анархизма содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона (333-262 гг. до н. э.), в христианском движении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в идеологии " бешеных" эпохи Великой французской революции.

Впервые попытку систематизированно изложить политические и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге " Исследование о политической справедливости" (1793 г.) сформулировал понятие " общество без государства".

Как общественно-политическое течение анархизм сложился в 40-х - 70-х годах XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами Макса Штирнера (Германия), Пьера Жозефа Прудона (Франция), Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина (Россия).

Наибольший подъем анархизма приходится на 70-е годы XIX в. Он распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Влияние анархизма было достаточно сильным в конце XIX - начале XX вв., когда появились анархистские революционные движения в западноевропейских странах. В настоящее время его общественное влияние незначительно. Однако и по сей день федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Италии, Великобритании и некоторых других странах.

Из-за различий в подходах к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском учении можно выделить четыре основных течения: индивидуализм, мутуализм (мютюэлизм), коллективизм и анархо-коммунизм.

В основу индивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих поступках не должен быть связан никакими нормами права и морали. Основателем этого направления считается немецкий нигилист Макс Штирнер (1806-1856 гг.), который в своем главном труде " Единственный и его собственность" (русский пер. в 1922 г.) пытался доказать, что единственной реальностью является индивид, что все имеет ценность лишь постольку, поскольку служит индивидууму.

Автором анархистского течения мутуализма (или мютюэлизма, то есть взаимопомощи) был французский социалист и философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) - автор книги " Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846 г.). Прудон видел источник социальной несправедливости в неэквивалентном обмене. В своем произведении " Что такое собственность? " (1840 г.) он утверждал: " Собственность - это кража". По его мнению, организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества обеспечит независимость личности от государства и сделает его ненужным. Взгляды Прудона на государство изложены им в книгах " Исповедь революционера" (1849 г.) и " Общая идея революции XIX века..." (1851 г.). В них Прудон выдвинул план " социальной ликвидации" - замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей, сотрудничающими в эквивалентном обмене. В более позднем сочинении " О федеративном принципе" (1863 г.) Прудон заменил лозунг " ликвидации государства" планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области, а в сочинении " Война и мир" (1861 г.) выступил с апологией войны как " источника права". Анархистская теория Прудона имела реформистский характер, однако его воззрения подготовили почву для восприятия в России идей Бакунина, который превратил мирную проповедь своего учителя в бунтарскую теорию революции.

С ростом революционных настроений в Европе формируется идея коллективистского анархизма, теоретиком которого стал Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), считавший, что государство в любой форме является орудием угнетения народных масс, и выступавший за его немедленное уничтожение революционным путем. Личную свободу каждого человека Бакунин выводил как производное от коллективной свободы всего общества. Свободу же общества видел в самоуправлении народа " посредством свободной федерации и союза" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения продуктов также носил бы коллективный характер. Все юридические законы, в отличие от законов природы, являются, как считал Бакунин, внешне навязанными, а потому и деспотическими. " Политическое законодательство" (то есть законы, созданные государством) неизменно враждебно и противоречит естественным для природы человека законам. Одна из известных работ автора - " Государственность и анархия" (1873 г.).

Во второй половине 70-х годов XIX в. идеи Бакунина получили развитие в трудах Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921 гг.). Кропоткин принадлежал к старинному княжескому роду и был последним из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма. В обоснование доктрины анархизма он ссылался на данные современной ему науки о природе и обществе и социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Кропоткин считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству и потому должны быть разрушены посредством революции. Историческая миссия государства, по его мнению, свелась на практике к " поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком". Все российские анархистские объединения выступали сторонниками классовой борьбы и социальной революции. Они заявили себя противниками и разрушителями всякого государства и частной собственности. Кропоткина и его последователей относят к анархо-коммунистам.

Несмотря на теоретическую разнородность анархизма, можно назвать несколько объединяющих его моментов:

1. в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства общества;

2. в нем отрицается полезная социальная функция государства - всякое государство есть зло;

3. отрицается то, что власть государства узаконена согласием его подданных;

4. не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные государством;

5. в качестве руководящего начала анархизм признает только волю отдельной личности;

6. анархизм как политическое течение ставит своей целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.

14Вопрос Сущность права, методологические подходы к ее выявлению и анализу.

· Сущность права - главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе; это обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности воля общества, выраженная в законе и признаваемая государством.

· Существует два подхода к выявлению и анализу сущности права:

· философский;

· прагматический.

· Философский подход к выявлению и анализу права

· Понимание права в широком смысле. Рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека.

· Право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны человеку от рождения.

· Достоинство философского подхода:

· стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает.

· Недостатки философского подхода:

· ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими;

· некоторая абстрактность права, его оторванность от жизни.

· Праматический подход к выявлению и анализу права

· Понимание права в узком смысле.

· Акцент на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права.

· Сущность права общесоциальна, оно отражает нормативно-определенную в официальных источниках и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности.

· Право выражает общую волю населения, сформированную в результате уступок, компромиссов существующих в обществе интересов.

· Общее в философском и прагматическом подходах:

· признание права эффективным нормативным регулятором.

· Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

· Иначе,

· Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность,

· формальная определенность в официальных источниках и

· обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 

16 вопрос

Под ценностью права понимается его способность служить:

целью и средством удовлетворения научно-обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и инте- i ресов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой.

Определение юридических ценностей — предмет юридической аксиологии1.

Можно выделить основные проявления ценности права:

1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

2. Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.

3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять челове-

Юридическая аксиология направлена на различение ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей) его ценностного значения и смысла.

Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов долженствования, нормативности, формальности в её различении со сферой эмпирического, сущего, фактического. В предмет юридической аксиологии входит изучение ценности права, ценностно-правового значения закона и государства.

Раздел IV. Теория правт

ку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для j свободы, активной деятельности и в то же время исключать про-| извол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достой- J ной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная пра-1 вом, вне права, может перерасти в произвол, в несправедли-;

вость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию.

Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно своей собственной ценностью право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, которые вырабатываются поколениями людей на протяжении истории.

 

Вопрос 17 Принципы права как отражение его социальной ценности: понятие, классификация. Принципы права – это основополагающие идеи (начала, положение), характеризующие его сущность, содержание и назначение, а также определяющие законодательную и правоприменительную деятельность.

В зависимости от сферы распространения действия принципов права классифицируют:

1. Общеправовые принципы права – это принципы, которые распространяют свое действие на всю систему прав (принцип справедливости, гуманизма, законности, формального равенства, единство прав и обязанностей и др.);

2. Межотраслевые принципы права – это принципы, которые лежат в основе нескольких отраслей права (например, принцип гласности судопроизводства в ГПП и УПП);

3. Отраслевые принципы права – это принципы, которые раскрывают и определяют особенности правового регулирования нескольких отраслей (принцип единства земельного участка и недвижимого имущества, расположенного на нем в земельном праве);

4. Принципы отдельных правовых институтов– это принципы, которые распространяют свое действие на отдельные правовые институты.

Общая характеристика общеправовых принципов:

1. Справедливость – это принцип, который означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2. Юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: " 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3. Гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: " 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4. Единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность;

5. Законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: " Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

Вопрос 18

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия " функции права" можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смвгс-лу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен-HBie отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения}, коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с ее помощью призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. и.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, когда нормальному процессу развития тех или иных социальных связей что-либо препятствует. Для того, чтобы убрать с пути эти препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Вопрос 19

Соотношение права, государства, политики и экономики.

Соотношение экономики, политики и права

§ Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права. Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

§ Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

§ Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:

§ 1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

§ 2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

§ 3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

§ Анализируя структуру системы права, нужно рассматривать ее в соотношении с внешней формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

§ Соотношение законодательства и права:

§ 1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

§ 2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права, так как включает в себя содержание положений, которые не могут быть отнесены к праву;

§ 3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

§ 4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

§ 5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

§ Таким образом, определение оптимального соотношения между системой права и системой законодательства – это прежде всего система характеристик, которая позволяет различить два понятия теории права, выражающиеся в доступности и сокращении большого количества повторяющихся актов, реализации деятельности по их согласованию и правильному, эффективному применению на практике.

Вопрос 20 Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт;

б) нормативно-правовой договор;

в) правовой обычай;

г) правовой прецедент.

Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.

В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.

В современной Украине нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не противоречат Конституции и законам Украины, применяются на основании Постановления Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г. " О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР" и ст. 1 раздела XV Конституции Украины.

Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов правотворчества).

Нормативно-правовой договор - основной источник права в международном праве. Ратифицированные международные договоры Украины - источник права Украины, неотъемлемая часть ее национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный договор, заключаемый профкомом предприятия от имени трудового коллектива с собственником или уполномоченным им органом.

Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.

Санкционирование того или иного обычая государством означает признание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила поведения, адресованного соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направленности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, задачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обусловливает приобретение им таких признаков как общеобязательность, охрана государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права непосредственно установленных государством

Правовые обычаи в качестве источника права появились давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XІІ. таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права- появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев.

В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.

Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

Виды правовых прецедентов:

а) судебный;

б) административный.

Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов.

В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы.

В Украине судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к числу правотворческих органов. Публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических дел высшими судебными инстанциями служат ориентиром правильного понимания и единообразного применения норм материального и процессуального права.

21 вопрос Правовой (санкционированный) обычай.

Вообще обычай представляет собой такую форму регулирования общественно значимого поведения людей, которая выделяется среди других форм или способов регулирования особенностями: а) своего формирования и б) механизма действия. Для обычая характерно то, что он складывается в результате повторения в течение длительного времени одних и тех же социально обусловленных актов поведения, что делает выполнение содержащегося в нем правила привычкой. Обычай – основная форма регулирования поведения людей в догосударственном обществе, в условиях родового строя.

Обычаи могут содержать в себе разные нормы: моральные, религиозные, бытовые, нормы гигиены и т.д. Когда содержащаяся в том или ином обычае норма с развитием общества приобретает общесоциальную значимость, т.е. становится необходимой обществу в целом, то возникает потребность сделать ее общеобязательной. В таком случае государство санкционирует норму обычая, что означает: а) признание ее государством в качестве общеобязательной и б) возможность ее государственно-принудительной реализации в случае нарушения. Таким образом, в результате государственного санкционирования правило, содержащееся в обычае, становится юридической нормой, а сам обычай превращается уже в правовой обычай – источник юридических норм (форму права).

Итак, правовой обычай – это форма права, которая содержит нормы, сложившиеся как обычай и санкционированные государством.

Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай производится в основном двумя способами:

1) путем указания на обычай в нормативном правовом акте (отсылки к обычаю);

2) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

В том же случае, если норма (правило) обычая полностью воспроизводится в тексте нормативного правового акта или кладется в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативного акта или судебного прецедента, но не в форме правового обычая. Правила правового обычая нигде в официальных документах не записаны, но признаются государством в качестве юридических норм.

Санкционированный обычай был исторически первым источником права. Он начал действовать еще в период становления государства. Первые законы, принимавшиеся государством на ранних стадиях его развития, в значительной мере представляли собой свод обычаев, существовавших еще в родовом обществе.

Правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права и в современный период. Наиболее распространено обычное право в странах Азии, Африки, в ряде арабских стран. В латиноамериканских странах (Уругвай, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и др.) правовые обычаи используются в качестве субсидиарного (дополнительного) источника права. В странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской правовой семье, правовой обычай используется в случаях, оговоренных в законе.

Для правового обычая как источника юридических норм характерно такое свойство, как консервативность. Обычай сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым.

Санкционированные деловые обыкновения – это разновидность правовых обычаев, складывающаяся в процессе практической деятельности государственных органов и хозяйственных организаций.

Источником международного права обычай признан Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980).

Вопрос

· Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.

Характеристики правового прецедента как источника права:

· множественность — в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;

· казуистичность — прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;

· гибкость — позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.

Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела — это и есть норма права, заключённая в решении.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Автоматизации функциональных задач в государственном и региональном управлении.
  2. II. Древнейший государственный строй
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Технология проведения государственной кадастровой оценки земель поселений
  6. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  7. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  8. X. Прикомандирование сотрудников к представительным органам государственной власти и органам государственного управления.
  9. XVII. Личное и общественное начало в наследственном праве
  10. А. Государственное устройство
  11. Административные запреты и ограничения в структуре правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации: понятие и содержательная характеристика.
  12. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении: Государственное и муниципальное управление — наука и искусство.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь