Это отражается на качестве позолоты.
Первый раз жидким раствором полимента мы скрепляли его с левкасом, второй раз покрывали также жидким полиментом, а в третий — более крепким.
Затем чистым сукном полименту придавали блестящий, глянцевый вид, а чистым барсуковым флейцем (не щетинной кистью) выметали все мусоринки, мусор из углублений выдували мехами.
Добавив после этого к имевшемуся раствору 15% чистого полимента и получив смесь (65% полимента и 35% яичного белка), мы начинали четвертую по счету полиментовку. При помощи беличьей кисти поверхность покрывали раствором 5 — 6 раз. Если мастер видит, что смесь легла густо, он приостанавливает покрытие, а если неровно и поверхность просвечивает, добавляет несколько слоев.
Пройденные раньше золотистой охрой матовые места; (розетки, листики, чеканка) покрывали беличьей кистью тонким слоем желатинного клея, смешанного с жидкой охрой или сухим желтым кроном (под цвет золота), который перед употреблением растирали курантом.
Клеем надо покрывать так, чтобы не запачкать полимент: золото на этом месте не сполируется. Надо следить за тем, чтобы на предмет не садились мухи: в этом случае золото также не сполируется. Если же на предмете появится мушиный помет, его надо осторожно удалить, иначе он сотрется вместе с золотом, пойдут темные полоски и придется все операции делать заново.
По окончании работы предмет накрывали бумагой, чтобы на него не садилась пыль. Просушивали его 1—2 часа, затем суконкой очесывали полимент до глянца. В углублениях, где «чесом» не взять, применяли специальный штуцер (обтертая щетинная кисть). После этого обметали пыль, оставшуюся после очеса барсучьим флейцем и выдували мехами.
3атем мы приступали непосредственно к золочению. Чтобы лучше выполнить такую сложную операцию, как матовое золочение, рекомендуется поверхность предварительно посеребрить, т. е. покрыть листовым серебром. Как это сделать?
Обработанную левкасом поверхность мы покрывали ровным слоем желатина. Высохший слой клея смачивали водкой в тех местах, которые должны были покрываться золотом. На смоченное место накладывали листик серебра, и место, где он лег неровно, исправлялось беличьей кистью (притычкой). Иногда листик серебра ломался. На поврежденное место, не дожидаясь, пока засохнет водка, накладывали заплатку. Если она не приклеивалась, трещинку вторично смачивали водкой и накладывали вновь заплатку (флики).
После серебрения поверхность высыхала (1, 5—2 часа). Серебро очесывали (протирали) чистой сухой ваткой. Иногда серебро стиралось до левкаса, эти места вновь серебрили (зафликовывали). Флики подсыхали и протирались ваткой.
Затем по серебру проходили рыбьим клеем. Эту операцию надо выполнять осторожно, чтобы не смыть серебро. Движения должны быть быстрыми и четкими. Нельзя по одному месту водить несколько раз. Покрытие клеем служит подготовкой к золочению.
Процесс золочения осуществляется обычным путем: золото из книжки переносится на золотарный нож и затем на золотарную подушку, где расправляется и режется на нужные частицы. Затем беличьей кисточкой поверхность смачивается водкой, а на сырое место лапкой накладывается золотая пленка.
Все матовые места в резьбе, пройденные клеем с кроном, вызолачиваются. Этой операции подвергаются обычно и мелкие посеребрённые места.
Затем мы приступали к золочению мебели в Эрмитаже. Иногда во время золочения матовых мест полимент частично засаливается, В этом случае его требуется обработать яичным белком, дать в течение часа просохнуть и затем подвергнуть золочению.
Рекомендуется золотить такую площадь поверхности, которую в этот же день можно отполировать. Нельзя оставлять не отполированными позолоченные места на следующий день. Бывает, что левкас с полиментом пересыхает и трудно поддается полировке, особенно, если в левкасе остаются царапинки. Их трудно полировать на следующий день.
Процесс полировки.
Перед полировкой поверхность слегка проходят сухой беличьей кисточкой. Полировка производится зубком (агатовым, кремневым). Зубок должен быть идеально отделан, иначе он будет «съедать» золото (оставлять царапинки).
Во время полировки зубок протирается чистой холщовой тряпочкой. Иногда в левкасе могут обнаружиться дефекты. При нажиме зубком они выделяются. Следует покрепче надавить зубком, и дефекты на левкасе исчезнут. Давить надо осторожно, Чтобы левкас не шелушился, не слетал. Особая аккуратность и точность требуется от исполнителя, чтобы не раздавить золото.
Гладкие места полируются пластичным зубком, галтели, ложечки на профилях — ложечным, углубления в резьбе—зубком-«култышечкой». Полный комплект состоит из 10—12 зубков.
Глава II
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОЗОЛОТНЫХ РАБОТ
За свою долгую трудовую жизнь мне неоднократно приходилось выполнять различного рода золочение: матовое, комбинированное, золочение «на отлип», способом «Ормуле», бронзирование и т. д.
Матовое золочение
Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся черновая и подготовительная работа однотипна с золочением на полименте.
Если производится реставрация, то старое золото снимается, а левкас счищается инструментом. Поверхность проклеивается два-три раза жидким клеем под левкас. Затем предмет многократно левкасится способами «внатыч» и «впригладку», производится рассечка рисунка, расчистка рельефа детали. После этого предмет лишуется пемзой и хвощом и многократно покрывается полиментом. Последней операции подвергаются только те части, которые в дальнейшем полируются.
Матовые же места или вернее те части, которые должны подвергнуться матовому золочению на мордан, покрываются спиртово-шеллачным желтым лаком. Отделываются полера. Вторично матовые места покрываются спиртовым желтым лаком. Здесь очень важно, чтобы лак не попал на полированные места. При его стирании можно удалить золото. Осторожно надо затем снять пемзой соринки, удалить пыль, чтобы не испортить полер, протереть замшей, мокрой губкой и дать предмету подсохнуть.
Матовые места покрываются лаком мордан. На поверхность он наносится кистью и затем растирается тампоном из ваты «досуха». Примерно через 12 часов приступают к золочению.
Важно проследить, чтобы золото не накладывалось на сырой или пересохший мордан.
Если при золочении появляются небольшие трещинки, разрывы, они фликуются с золотарной лапки и прижимаются ваткой.
Когда все матовые места на лаке вызолочены, рельефные места осторожно обметаются забирательными кисточками, а гладкие протираются сухой ваткой. Эту операцию надо выполнять тщательно, соблюдая аккуратность.
Отходы золота сметаются барсучьим флейцем на бумагу и ссыпаются в коробку.
После этого выполняется не менее важная и сложная операция: места, вызолоченные на мордан, покрываются раствором мата, что придает поверхности бархатистый, несколько тусклый вид.
Позолота по песку
Когда нужно получить фактурный золотой фон у барельефных вставок, производят позолоту по песку или зерну в зависимости от заданной фактуры. Процесс золочения по песку или зерну тот же, что и при обычном золочении на лаке мордан.
Только перед последней операцией поверхность покрывается лаком мордан с кисти без последующего снятия ватой, и на лак накладывается мелкий, чистый песок или зерно. Когда лак высохнет и песок или зерно прочно приклеятся, поверхность вновь покрывают лаком мордан и золотят на отлип сусальным (листовым) золотом.
Таким способом золотили фона в парусных сводах под большим и малым куполами Исаакиевского собора, фон барельефов в Малиновой гостиной Аничкова дворца (нынешнего Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова), зала рисунков. Государственного Эрмитажа и др.
Песок и зерно предварительно промывают чистой водой, сушат и только после этого наносят на золотимую поверхность.
Раньше применялся еще один способ позолоты — по серебру.
Подготовка поверхности производилась обычным способом до покрытия масляным лаком включительно. После этого на лак мордан накладывали листовое серебро, по которому на том же.лаке выстилали листовое золото. Поверхность получала приятный ровный матовый тон.
Лакирование
В практике позолотных работ мастеру нередко приходится выполнять лакировочные работы (табл. 2). Это чаще требуется при отделке и позолоте художественной мебели. Дерево должно «быть хорошо выдержано, все засмолы и сучки удалены и заделаны. Затем поверхность грунтуется свинцовыми белилами, приготовленными на натуральной олифе. Отдельные изъяны, оставшиеся на дереве или резьбе, заделываются лаковой шпаклевкой из сухих свинцовых белил.
Грунтовка и шпаклевка просушиваются, шпаклевка аккуратно и осторожно чистится.
Затем поверхность первый раз окрашивают белилами на даммарном лаке. Красят сочно, чтобы ребра дерева не просвечивались. Предмет приобретает бело-матовый цвет. После этого красят второй раз. Высохшая поверхность приобретает слабый глянец, затем ее окрашивают в третий раз белилами с небольшим прибавлением лака. Появляется полный глянец.
На краску может попасть соринка (при соблюдении всех мер предосторожности это исключается), которую удаляют острием булавки. Кистью ни в коем случае водить нельзя.
После каждой окраски предмет в течение 8—10 чаоов высушивается в камере (если есть такая возможность), затем тщательно шлифуется пемзой, смачивается морской губкой, протирается чистой замшей (те же операции, что и при подготовке под золочение). Предмет приобретает чисто матовый цвет.
Важно не допускать, чтобы шлифовка дошла до дерева, что вызывает появление пятен. Углубления в резьбе, мелкие места суконкой не отшлифовать. Эти места шлифуются обдержанной щетинной кистью с мылом и пемзой.
Таблица 2. Технология выполнения лакировочно-позолотных работ
|
Наименование операций
| Инструмент
| Материал
|
Подготовка дерева Сплошная грунтовка
| Щетинная кисть, банка
| Натуральная олифа, свинцовые белила
|
Шпаклевание
| Шпатель
| Лак масляный шпаклевочный, сухие свинцовые белила
|
Очистка шпаклеванных мест
| Шкурка, резачок, стамеска
|
|
Окраска матовыми белилами (1 раз)
| Кисть щетинная
| Даммарный лак, скипидар, свинцовые белила
|
Окраска слабым глянцем (2-3 раза)
| То же
| То же
|
Окраска глянцем
| “
| “
|
Шлифовка пемзой
| Пемза порошковая, щетинная кисть обдержанная
| Мыло, суконка, губка, замша
|
Покрытие лаком мордан мест, подлежащих золочению
| Колонковая кисть, коровья кисть, банки
| Лак мордан, краска (охра, крон)
|
Золочение
| Беличья кисть (притычка), золотарная подушка, золотарный нож, лапки
| Золото
|
Поверхность затем обмывается мокрой губкой и протирается замшей, и предмет снова высушивается.
За это время краска несколько разогревается, на поверхности появляется небольшой ровный отлив глянца, затем краска высыхает. Поверхность получается отделанной под слоновую кость. Отдельные места (углубления, порезочки, язычки, ложечки) иногда прокрашиваются легким слоем краски (голубой, зеленой).
Иногда приходится выполнять одновременно и масляное золочение (на лаке мордан). Для этого подлежащие золочению места покрываются легким слоем лака с небольшим добавлением крона или охры (под цвет золота). Примерно через 12 час мордан приобретает необходимый отлип. На него наносится золото. Появившиеся трещинки фликуются. Затем золотой покров протирается сухой чистой ваткой, а углубления — забирательной кистью, отходы золота (сметки) собираются в бумажный пакет.
Бронзирование
Бронзировать деталь — значит покрыть ее особым металлическим порошком (бронзовой пудрой). При несложной технологии работ обеспечивается получение изящных, красиво отделанных деталей (табл. 3).
Раньше бронзирование осуществлялось на полименте. Это было удобнее, качество отделки значительно повышалось. Черновые операции предусматривались те же, что при полиментовке. С поверхности удалялись различные дефекты, которые затем левкасились «внатыч» и несколько раз (до шести) «впригладку».
При бронзировании выполняется операция рассечки рисунка (резьба, профили), затем деталь лишевалась в затирку, пемзой и хвощом.
После этого поверхность три-четыре раза полиментовалась (полимент составлялся не на яичном белке, а на желатинном клею).
Далее порошок бронзовой пудры разводился на водке до сметанообразного состояния с добавлением слегка согретого желатинного клея. Затем мягкими щетинными кистями поверхность Детали окрашивалась по полименту жидко разведенной бронзой (два раза). Предмет подсыхал.
Таблица 3. Процесс бронзирования
|
Наименование операций
| Инструмент
| Материал
|
Проклейка техническим клеем (2 раза)
| Щетинная кисть
| Технический клей
|
Левкасить жидким (сметанообразным) левкасом (2-3 раза)
| То же
| Левкас
|
Рассечка отдельных мест
| Стальной инструмент
|
|
Лишевка
| Кисть щетинная, хвощ, губка
| Вода
|
Шихтановка
| Мелкая шкурка
|
|
Обметание пыли
| Сухая щетинная кисть, меха
|
|
Покрытие спиртовым лаком или грунтовка олифой с краской под цвет золота
| Беличья кисть, кисть щетинная
| Спиртовый лак, олифа, крон, охра
|
Покрытие морданом (1)
| Кисть щетинная, вата
| Мордан
|
Покрытие масляным лаком
| Кисть щетинная.
| Масляный лак
|
Бронзирование (2)
| Кисть, бархатки
| Бронзовый порошок
|
1) Покрывать морданом следует сухо — из-под кисти. Если надо придать бронзе не
глянцевый вид, а матовый, мордан после кисти не снимают ватой, для придания же более
глянцевитой поверхности снимают ватой.
2) Используется сухой порошок бронзы. Для экономии бронзовый порошок
растворяется с водкой, и смесь накладывается на мордан.
Отдельные места согласно рисунку полируются зубками. На неполированных местах бронза оставляется в том же виде, как и при окраске.
Чтобы предотвратить окрашенную таким способом поверхность от окисления (и вредного воздействия осадков), ее покрывают грушевой эссенцией или высококачественными спиртовыми светлыми лаками.
В настоящее время бронзирование деталей осуществляется не на полименте, а на лаке мордан, нитролаке и других лаках. Об одной такой работе, выполненной мною, я хочу рассказать.
В 1956 г., летом, мне поручили бронзировать лепной орнамент на плафоне магазина Гастроном № 1 на Невском проспекте в Ленинграде.
В этом помещении я выполнял позолотную работу еще в 1903 г. Тогда я вызолачивал детали архитектурной лепки на потолке, отдельные фризы.
Вызывает меня главный архитектор специальных научно-реставрационных производственных мастерских, где я в то время работал, Александр Сергеевич Титов и говорит: «Надо произвести бронзировку лепки на плафоне и резьбы на деревянном фризе.
Оказывается, на плинтусе проходил резной деревянный фриз. Один из маляров, совершенно не знакомый с бронзированием, покрыл этот фриз бронзой, разведенной на масляном лаке, запатинировал под старое золочение. Фриз выглядел плохо, грубо.
Я занялся исправлением детали. Пришлось все прежние покрытия счистить до основания (дерева). Затем нанес на поверхность технический клей и покрыл жидким левкасом.
Неровности, ямки заделал замазкой, приготовленной из левкаса. Придал черновой детали чистый вид.
После этого поверхность покрыл спиртовым лаком, а затем масляным и морданом. В последнее время из-за отсутствия доброкачественного спиртового лака поверхность грунтуется тонким слоем олифы с краской под цвет золота, ей дают подсохнуть и чистят мелкой шкуркой, затем обметают пыль и один-два раза кроют масляным лаком (зависит от детали).
Когда появился необходимый отлип, я нанес мягкой кистью бронзовый порошок, который хорошо пристал к липкой поверхности. Излишки бронзы аккуратно вымел и покрыл поверхность шеллачным лаком, чтобы она не окислялась.
Сейчас при бронзировании применяется перхлорвиниловый лак. Бронзировка на этом лаке придает поверхности красивый вид, схожий с настоящей позолотой. Надо отметить, что такое покрытие устойчиво, антикоррозийно. Процесс затемнения обработанной таким образом поверхности наступает значительно медленнее.
Бронзировать на перхлорвиниловом лаке можно деревянные, металлические, бетонные детали.
Популярное:
- B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
- D. межгрупповая дискриминация – возможно это неверный ответ
- IV. Каков процент ваших друзей в соцсети - это люди, с которыми вы никогда не общались в реальности?
- VI. СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ. ЦЕНТРЫ НАСЫЩЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
- VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
- XXIX. МЫ И ЭТОТ МИР – ПОЛЕВЫЕ СТРУКТУРЫ.
- XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
- Аддитивная модель- Это модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы.
- Акселерация – хорошо это или плохо?
- Алгебраическая сумма всех электрических зарядов любой замкнутой системы остается неизменной (какие бы процессы ни происходили внутри этой системы).
- Алгоритм диагностики злокачественных лимфом
- Анализ — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно расчленяем приметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства.