Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЗОЛОТЫ. ИНСТРУМЕНТ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ



В нашем деле применяется листовое золото, а также золото с добавлением меди и серебра. Хранится оно в специальных книжках между листочками тончайшего пергамента. В каждой книжке 60 листов золота размером 70х120 мм и 91, 5x91, 5 мм (наиболее употребляемые размеры). Вес книжки - от 1 до 6 г в зависимости от предмета золочения.
Золото может быть отбито в тончайшую пленку толщиной до 0, 00001 мм. В таком виде оно и укладывается в книжку, а затем служит материалом для окончательного покрытия.
В этой главе я расскажу о материалах, применяемых на различных стадиях золочения (табл. 6). За свою многолетнюю практику мне приходилось приготовлять самые различные материалы. Я приведу отдельные рецептуры, основанные только на личном опыте. Несомненно, кое-что может быть успешно применено молодыми мастерами и представит интерес для позолотчика.

Таблица 6. Основные материалы, применяемые при позолотных работах (из личного опыта)
Наименование материала Составные части
Клей для проклейки Технический клей, вода
Левкас Технический клей, тертый просеянный мел, натуральная олифа (при морданных работах добавляется небольшими дозами).
Шпаклевка клеевая Столярный клей, мелкопросеянный мел
Шпаклевка масляная Клеевой раствор, олифа, плавленый мел
Шпаклевка лаковая Подмазочный лак, порошковый мел или свинцовые белила, вода, скипидар
Полимент Жирная глина, вода, белковый раствор
Матовый раствор Дивье молоко, желатинный клей, пигменты
Спиртовый лак Шеллак, спирт
Мастика Столярный клей, порошковый мел, олифа (или канифоль), вываренная бумага, вода

Приготовление клея для проклейки

Для проклейки мы обычно берем 400 г сухого (в плитках) клея и разбавляем его в 2, 8 л чистой воды. С вечера клей намачиваем и оставляем до утра. К этому времени он превращается в густую студенистую массу белого цвета, которую слегка нагреваем, все время помешивая деревянной лопаткой. Клей нельзя перегревать — левкас будет пузыриться, на нем появится сыпь.
Затем в металлическую посуду сливали потребное количество клея, добавляли примерно 50% чистой воды, доводили раствор до кипения и затем проклеили им поверхности, предназначенные для левкаса (слой должен быть сочным).

Некоторые мастера иногда допускают ошибку — проклеивают не горячим клеем. Это неправильно. Чем горячее клей, тем лучше он впитывается. Небольшие детали даже рекомендуется погружать в горячий клей.
После высыхания на поверхности (дерево, гипс, папье-маше) не должно оставаться никаких следов клея, он должен целиком впитываться в предмет.
Для второй проклейки требуется уменьшить дозу воды до 25%.

Приготовление левкаса

В теплый клей насыпается тертый плавленый мел. Когда он пропитается раствором, вся масса размешивается. Затем процеживается через волосяное сито и протирается кистью. Левкас готов. Его надо хранить (в период левкашения) в прохладном месте, в глиняной или стеклянной посуде.

На приготовление левкаса следует обратить особое внимание. От его качества зависит прочность позолоты.
К сожалению, не всегда левкас готовится доброкачественно.
Иногда замечаешь, как малоопытные позолотчики для облегчения и ускорения левкашения добавляют в массу воды. Левкас становится слабым. Этим наносится серьезный ущерб качеству золочения.
В некоторых случаях при морданных работах (без полировки) для прочности вводим в левкас немного (5—10%) натуральной олифы. Левкас не поддается размоканию и становится более устойчивым против сырости.
Места, подлежащие полировке при золочении на полименте, левкасятся без добавления олифы, при этом золото отлично полируется.
В настоящее время в практике позолотных работ широко применяется отечественный технический клей (желатинный, осетровый). В сваренный клей добавляется щепотка мела. Если последний сразу тонет, то клей получается слабым, если не тонет — крепким. Лучше взять среднее состояние (мел медленно оседает).

Шпаклевки (клеевая и масляная)

Первая составляется из мелко просеянного порошкового мела и столярного клея. Не рекомендуется приготовлять клеевую шпаклевку на одном клеевом растворе, так как она теряет качество, плохо пристает к поверхности.
Масляная шпаклевка составляется из натуральной олифы, клеевого раствора и мелко просеянного плавленого мела. Нельзя ее приготовлять на одной чистой олифе.
Некоторые мастера употребляют для приготовления шпаклевки хозяйственное мыло. Я убедился, что это ухудшает качество шпаклевки (присутствие щелочи).
При выполнении специальных лакировочных, а также позолотных (наружных и внутренних) работ на мордане употребляется лаковая шпаклевка. С этой целью применяется специальный подмазочный лак, выпускаемый лакокрасочной промышленностью. Берется мелкопросеянный порошковый мел (лучше порошковые свинцовые белила) и в него добавляется подмазочный лак: для придания пушистости в шпаклевку вливается немного чистой воды (во время сушки она испаряется). Чтобы несколько ослабить шпаклевку, в нее добавляют небольшую порцию скипидара.
При наружных работах, на воздухе, шпаклевку приготовляют из свинцового сурика (для крепости). Пропорция такова - 75% сурика и 25% мела. Такую шпаклевку я употреблял при позолотных работах в здании Смольного, в Софийском соборе (Киев), в Петродворце.
Шпаклевку следует хранить в прохладных местах и накрывать влажной тряпочкой. Перед употреблением ее рекомендуется пропустить через краскотерку.

Полимент

Как я уже указывал, полимент применяется при особом виде золочения, требующем тщательной и сложной подготовки. Полимент является основой, которая удерживает накладываемую золотую пленку.

Существует много рецептов приготовления полимента, но я остановлюсь на одном, который доступен каждому. Для освобождения от примеси песка глину отмучивают, ее просушивают и промывают. Затем высохшую глину размалывают и кладут в эмалированную кастрюлю, наливают туда столько дождевой или мягкой речной воды, чтобы она покрыла глину. В течение месяца глину квасят, доливая воду по мере ее испарения.

Когда глина заквасится, туда вводят ядровое (лучше детское) мыло, белый натуральный пчелиный воск и китовый жир. Для этого мыло мелко нарезают и кладут в воду; когда оно размокнет, варят до полного растворения. Глину опускают в котел или эмалированную кастрюлю, заливают водой и размешивают, пока глина не превратится в тестообразную массу. Потом добавляют мыло и размешивают до получения однообразной смеси.

Воск и китовый жир варят до полного растворения, а потом небольшими дозами вливают в сильно подогретое глиняное тесто. По остывании полимент кладут в стеклянную посуду и хранят в помещении, где поддерживается невысокая температура и несухой воздух.

Примерный состав полимента: на 2, 4 кг глины кладут 32 г мыла, 19, 2 г белого пчелиного воску и 9, 6 г китового жира (спермацета). Перед употреблением полимент обрабатывают, (растирают) на каменной (мраморной) плите курантом, а затем разводят яичным белком. Белки для развода полимента сбивают с водой, а затем сливают в бутылку и ставят в теплое место, чтобы жидкость сделалась «гнилой» (до появления запаха сероводорода).
На пять белков берется бутылка емкостью 0, 75 л. Для первого покрытия раствор полимента приготовляется из 25% полимента и 75% яичного белка (разводки). Для второго и третьего покрытий в раствор добавляют еще 25% полимента без яичного белка, а четвертая полиментовка производится раствором из 65% чистого полимента и 35% яичного белка.

Второй слой полимента наносится только по просушке первого и т. д. После просушки второго слоя поверхность обтирают куском чистого сукна, а затем, смотря по укрывистости полимента, снова покрывают.
Мелко растертый и разведенный белком полимент перед употреблением процеживают через чистую холщовую тряпку.
Приготовлять полимент следует, соблюдая идеальную чистоту.

Матовый раствор

Матовый раствор применяется для покрытия отдельных мест детали, подлежащей золочению.
Мне довелось участвовать в нанесении матового раствора на художественную мебель Эрмитажа и Русского музея, а также в отделке лепных украшений.
Для составления раствора существует несколько рецептов.

Приведу наиболее простые.

25 г «дивьего молока» (так позолотчики называют настой росного ладана на спирту) смешивали со стаканом разведенного желатинного клея. Для окраски добавляли шафран (оранжевый), гумми-гут (желтый) или драконову кровь (красный) и получали раствор различных оттенков.
400 г светлого шеллака растворяли в 2, 8 л спирта, добавляли туда 200 г отмученного мела и 100 г пигмента, растертого с желатинным клеем или яичным белком. В качестве пигмента употребляли желтую охру или киноварь.
Наиболее простой раствор мата состоит из мела (отмученного и спиртового шеллачного лака). Для окраски добавляется шафран или золотистая охра.
Золоченая деталь в сочетании с матовым отливом выглядит очень красиво.
Иногда вместо нанесения матового раствора предмет покрывается чистым клеевым раствором с добавлением шафрана, эффект получается неплохой.
Несколько слов о лаках. Они бывают разных сортов и назначений: масляные, спиртовые, скипидарные и т.д. Нет надобности рассказывать о том, как они приготовляются. Позолотчики обычно получают их в готовом виде. В настоящее время лакокрасочная промышленность выпускает различные сорта искусственных спиртовых лаков, которые, к сожалению, мало еще пригодны для позолотных работ.
И моей практике, уже в годы Советской власти, приходилось самому приготовлять лак. Для этого обычно брал и смешивал Шеллак и чистый спирт (на 1 л спирта — 150— 200 г шеллака). Когда шеллак растворялся, я пропускал его через фильтр (вату). Такой лак вполне годен для позолотных работ.
При бронзировании и лакировочных работах обычно применяют нитролаки и цапон­лак. Нитролаки бывают бесцветные и окрашенные, последние делятся на прозрачные и кроющие (нитрокраски и эмали). Нитролаки, обладая хорошими качествами, часто применяются при бронзировке и лакировке изделий.

Приготовление мастики

Позолотчики пользуются мастикой при восстановлении различных лепных украшений. Мастичная масса составляется из столярного клея, порошкового мела, олифы, канифоли, газетной бумаги. В специальной клеянке приготовляется горячий крепкий раствор столярного клея (на 1 л воды 750 г клея), и в него добавляются размельченные вываренные в кипятке кусочки бумаги. Затем в массу добавляли олифы, канифоли, и все это скатывали в порошковом мелу до состояния обычной оконной замазки.
Чтобы масса не застыла, ее обычно хранят на полотне, натянутом над горячей водой.
Имеются и другие рецепты приготовления мастичной массы.

Инструмент позолотчика

Качество работы зависит во многом не только от мастерства исполнителя, но и от применяемого инструмента. За многолетнюю практику в моих руках перебывало много различного золотарного инструмента, при любых условиях инструмент должен полностью отвечать профилю выполняемой работы.
Плохо, когда в позолотном деле приходится пользоваться недоброкачественным, мало пригодным инструментом. Инструмент позолотчика делится на черновой и золотарный. Черновым пользуются при выполнении черновых и подготовительных операций. К нему относятся кисти разных форм и размеров, чурочки и гремиточки. Для левкаса «внатыч» и «впригладку» применяются разные щетинные кисти, позолотных работ и полиментовки — барсучий флейц, нанесения раствора мата — беличьи, колонковые кисти и т. д.

Чурочки изготовляются из березы и служат для очистки ямок и углублений в деталях во время левкашения. Ими большие трещины заделываются замазкой или густым левкасом. Гремитки (березовые) применяются при лишевании углублений. На гремитки обычно надевается в размягченном состоянии хвощ.
К стальному черновому инструменту относятся долотья, стамески, крючки. В комплект входят: 12 крючков, 12 долотьев, 4—5 стамесок, 2 резака (больший и меньший), 4 крюкарзы (для расчистки), несколько цировотных крючков, 2 цезарика для цировки, бруски для точки инструмента, оселок.
При рассечке, полировке небольшой детали последнюю не удержать в руках, поэтому применяется специальный винт с машинкой, с помощью которой деталь прочно закрепляется между двумя плоскостями.

Черновой инструмент хранится в деревянной шкатулке, разделенной на отдельные секции.
Золотарный инструмент. Он состоит из замшевой золотарной подушки с ширмой, на которой обрабатывается золото. Ширма прикрепляется для того, чтобы при работе на воздухе защитить тонкие пленки золота от ветра. На подушке или матрасике золото разрезается золотарным стальным двухсторонним острым ножом, закругленным на конце.

Лапку из волосков беличьего хвоста позолотчики изготовляют сами. Берут беличий хвост и из самого кончика изготовляют лапку. Беличий хвост расправляют веером, накладывая на картон с клеем. Затем накладывают лапку на стекло и смачивают раствором глины. В таком состоянии лапка лежит 7— 10 дней, пока волоски не принимают форму веера. Готовую лапку снимают со стекла, промывают водой и спиртом и в сухом виде закладывают в середину книги. Здесь она лежит в течение месяца-двух. В результате получается высококачественная лапка. Их у позолотчика имеется до 10 штук.
Для предохранения от моли лапки рекомендуется пересыпать нафталином.

Кисти для золочения применяются различные: беличьи разных размеров — для смачивания водкой по полименту, притычки, нежные, сухие, обметательные беличьи кисти — при полировке золота и т. д.
Зубки разных профилей и размеров (кремневые, агатовые, сердоликовые) служат для полировки золота. Лучше применять более прочные, кремневые. Их у мастера должно быть до 10. Весь золотарный инструмент (кисти, зубки) хранится в специальной шкатулке.

Глава IV.
ПОЗОЛОТНЫЕ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

А. МОРДАННОЕ ЗОЛОЧЕНИЕ ПО МЕТАЛЛАМ

Шпиль инженерного замка

В 1934 г. я принимал участие в золочении шпиля Инженерного замка, построенного архитекторами Баженовым и Бренной. Инженерный замок — прекрасное творение русского зодчества, занимающее особое место в ансамбле Марсова поля и Летнего сада. Своеобразная композиция и оригинальность всех конструктивных деталей делают Инженерный замок одним из замечательных архитектурных памятников Ленинграда.
В начале тридцатых годов Советское правительство приняло специальное постановление о восстановлении наиболее ценных архитектурных памятников. Были ассигнованы десятки миллионов рублей на реставрационные работы. Особое внимание было уделено восстановлению архитектурных памятников Ленинграда.

Для золочения шпиля Инженерного замка ( табл. 7 ) была создана специальная бригада позолотчиков во главе со старейшим мастером, членом КПСС с 1917 г. Петром Ивановичем Смирновым. В бригаду, кроме меня, входили мастера Александр Ульянович Ширяев, Александр Дмитриевич Рябинин, Петр Федорович Большаков.
Нам было дано почетное задание — вызолотить шпиль к XVII годовщине Октября; к черновым операциям приступили в июле. Стояли ясные солнечные дни. Погода благоприятствовала. Каждый член бригады получил свой участок, свою часть шпиля, и работа закипела.
Надо отметить, что шпиль был золочен последний раз еще в конце прошлого столетия огневым, ртутным золочением — наиболее прочным и эффективным способом, о котором я рассказывал в предыдущих главах. Золотой покров в целом неплохо сохранился, но во многих местах облез, стерся, потемнел. Нужно было в первую очередь смыть старое огневое золото, к чему мы и приступили.

Произошел следующий случай. Когда бригада смывала старую позолоту, на объект явился специалист по смывочным операциям в прошлом позолотчик-соровщик Чубаров и заявил, что мы затеяли пустое дело, что, мол, старая, огневая позолота простоит дольше новой, морданной, и попросил производителя работ дать ему возможность доказать это на практике. Производитель работ выделил в распоряжение Чубарова окантовые листы на четырех факелах, раскинутых вокруг шпиля.
Чубаров начал промывать огневое золото, и листы, действительно, засияли. А когда их поставили на место, через некоторое время они стали темнеть. В чем же дело? Как позже выяснилось, Чубаров промывал огневую позолоту каустической содой и промывал водой, но недостаточно. Сода осталась, и листы почернели.

Этот пример весьма поучителен. Он еще раз убеждает в том, как важно в позолотном деле строго соблюдать все правила и законы технологии, и одновременно является предостережением для молодых позолотчиков — не употреблять при промывке старого золота каустическую соду.
Вернемся к золочению шпиля. Наша бригада удаляла старую огневую позолоту вручную при помощи наждачной шкурки и холодной воды. Это трудоемкий и кропотливый прием, но он дает хорошие результаты.
После того как с поверхности было тщательно смыто все старое золото, с меди удалили окись, окрасили поверхность свинцовым суриком для предохранения от атмосферных влияний. Сурик развели на натуральной олифе до консистенции сметаны (брали небольшую дозу олифы). Его наносили щетинными кистями ровными плавными движениями.

Таблица 7. Процесс морданного золочения по меди
Наименование операций Инструмент Материал
Смывание старого золота Шкурка, стальные щетки Вода
Покрытие поверхности свинцовым суриком (2 раза) Щетинная кисть Свинцовый сурик, натуральная олифа
Шлифовка, промывка и сушка Сухая щетинная кисть, пемза, ветошь Вода
Покрытие поверхности свинцовым кроном на натуральной олифе Щетинная кисть Свинцовый крон, натуральная олифа, оранжевый крон
Шлифовка, промывка и сушка Кисть, пемза, ветошь Вода
Покрытие поверхности копаловым лаком Кисть Копаловый лак
Шлифовка пемзой с мылом Пемза, суконная тряпка Вода, мыло
Вторичное покрытие копаловым лаком (2 раза) Щетинная кисть Копаловый лак
Покрытие поверхности лаком мордан Щетинная кисть, вата Лак мордан
Процесс золочения Золотарный нож, золотарная подушка, беличья лапка Золото
Протирка ватой Вата  

 

При благоприятной погоде поверхность должна высохнуть примерно через неделю —
полторы. Но, как назло, погода резко изменилась. Начались дожди. Это могло надолго приостановить нашу работу. Было решено остальные операции перенести в закрытое помещение.
Весь шпиль был разобран на отдельные листы. Они сушились в специальной комнате вдвое быстрее, чем на воздухе. После того как медные листы высохли, их вторично покрыли свинцовым суриком. В закрытом помещении, так же как и при работе на воздухе, необходимо соблюдать идеальную чистоту.
Затем нулевой шкуркой и сухой щетинной кистью удалили попавшую на поверхность пыль, обмыли водой и начисто протирали сырой замшей или ветошью.
Краску — свинцовый крон — составили на натуральной олифе, добавили в нее немного оранжевого крона (под цвет золота) и покрыли ею листы. Поверхность высушили, обмели пыль, протерли мокрой замшей.

Затем поверхность покрыли копаловым лаком для придания глянца (блеска).
Следующая операция — шлифовка пемзой с мылом. Кусочек суконной тряпочки слегка смачивается, мылится и опускается в порошок пемзы. Протирали мы осторожно, чтобы не снять лаковый слой, затем обмывали поверхность водой и насухо протерли замшей.
Поверхность приняла гладкий матовый вид. Затем ее вторично покрыли чистым копаловым лаком. Эту операцию надо выполнять особенно аккуратно. Чем чище и ровнее разольется лак по поверхности, тем лучше и прочнее ляжет золотая пленка, золото приобретет особый блеск. Копаловым лаком крыли два раза.
Затем поверхность вновь шлифовали пемзой с мылом, протирали суконкой и получали матовую поверхность. По ней золотить нельзя — получится матовое золочение. Для придания блеска, глянца полировали ее трепелом.

Поверхность вновь промыли губкой и протерли замшей. После высыхания приступили к покрытию лаком мордан. Крыли листы небольшими площадями, снимали мордан сухой ваткой сразу. На второй день приступили к золочению. Перед этим проверили, подсох ли мордан. При хорошо подсохшем лаке золотая пленка прочно приклеивалась и после протирания не сходила, при невысохшем — золото размазывалось, «тонуло». Процесс золочения осуществлялся обычными приемами «с книжки». Разрывы и трещины в золоте фликовались; негладкие плоскости (углы, стыки) золотили «с лапки». Брали беличьей лапкой лист золота и покрывали необходимые места. Если требовалось по ходу дела, лист разрезался на мелкие части — строфьи —.и в таком виде укладывался на поверхность.

Затем вызолоченная поверхность протиралась ватой до глянца (блеска), становясь блестящей, однотонной. Во время протирки отходы золота сметались в бумажные пакеты.
Таким способом были вызолочены все листы шпиля Инженерного замка. Их аккуратно обернули в мягкие одеяла, (чтобы не повредить молодое неокрепшее золото), блоками подняли наверх.

Затем слесари приступили к сборке вызолоченных листов. Вскоре вновь взметнулся ввысь золоченый шпиль Инженерного замка. Кстати следует отметить, что прошло более 20 лет, а позолота и по сей день сохранила свой первоначальный вид.
Как я уже говорил, часть операций производилась на открытом воздухе, а затем работы были перенесены в помещение. Золочение на открытом воздухе несколько отличается от работы в закрытом помещении.

В настоящее время золочение поверхности, подвергнутой воздействию атмосферных явлений, производится только на масляной основе со свинцовыми заполнителями (свинцовый сурик, свинцовый крон), как наиболее атмосфероустойчивыми антикоррозийными составами.

Позолота осуществляется в специально устроенных шатрах для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, ветра и сквозняков. Шатер, как правило, сооружается из фанеры, прибитой по деревянным брускам каркаса, укрепленного к стойкам лесов. Если леса металлические, то бруски каркаса прикрепляются специальными хомутами.

В фанерной обшивке шатра для освещения прорезаются окна по каждому ярусу лесов. Вместо стекла лучше всего вставлять пластиглас, как более безопасный материал. Крышу желательно делать из брезента, который прикрепляется к стропилам из деревянных брусков или металлических труб. Все щели должны быть заделаны во избежание сквозняков. В закрытых помещениях технология позолотных работ та же, но применяются другие материалы, главным образом, клеевые и спиртовые.

2. Колокольня Софийского собора (Киев)

Среди замечательных памятников русского зодчества почетное место занимает Софийский собор в Киеве. Собор был выстроен еще в XI в. Он является украшением столицы Советской Украины.
Летом 1953 г. я участвовал в золочении главного купола колокольни. Купол чешуйчатый, украшенный резным орнаментом. Старая позолота, выполненная не огневым, а морданным способом была нами счищена.
Новое золочение производилось также по мррдану. Приемы работы те же, что и при золочении шпиля Инженерного замка. Поэтому я не буду вновь останавливаться на технологическом процессе. Во время Отечественной войны купол колокольни пострадал от осколков вражеских снарядов: на нем были заметны вмятины, небольшие стертости. Эти вмятины пришлось зашпаклевать. Несколько по-иному, сложнее, выглядел сам процесс золочения. Как я уже говорил, купол был чешуйчатый, украшенный резьбой, и покрытие золотом производилось «с книжки» и «с лапки».


Поделиться:



Популярное:

  1. I Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «КУБОК ПОВОЛЖЬЯ»
  2. I. Логистика как системный инструмент.
  3. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  4. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  5. II. Материалы юридической практики
  6. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  7. III Всероссийский конкурс исполнителей на духовых инструментах «Дыхание музыки»
  8. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  9. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  10. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  11. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  12. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь