Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сотворение мира в историях коренных народов



 

На рисунке «Идеи сотворения мира в физике» представлены сегодняшние теории, объясняющие то, что мы наблюдаем. Однако в соответствии с определениями предыдущей главы, такие теории, основывающиеся на общепринятой реальности, представляют только часть «вселенной».

Нам по-прежнему нужно думать о сотворении мира с точки зрения сферы магии и мифа, страны грез и мира сущности.

В мифах сотворение мира тоже происходит из ничего, из поля, которое я назвал процессуальным умом. В мифах этому повседневному миру предшествует некая разновидность пустого или «нулевого» состояния, или в этом пустом состоянии присутствует разум. Иногда этот разум принимает форму человека или семени. Мифы о сотворении из всех частей света пытаются объяснить, как возникал мир, в котором живет данный народ. Например, есть мифы, объясняющие, как возникли остров, гора, пустыня, равнины или океан. Мифы о сотворении, относящиеся к данному месту, объясняют, как появилась физическая или географическая местность, точно так же, как физические теории пытаются объяснить форму вселенной.

Например, в мифе африканского племени зулу сотворение мира началось с Ункулункулу—великого духа-предка народа зулу. Считается, что он спустился с небес, чтобы стать семенем, которое росло и становилось тростником в мифическом болоте. На языке зулу имя Ункулункулу означает «самый великий или высокий».

Чтобы полностью оценить миф о сотворении, нужно знать культуру и историю народа, который его создал lviii. Но я хочу рассматривать этот миф просто как одну из многочисленных историй о сотворении мира. Замечательный упрощенный вариант этого зулусского мифа можно найти в Интернете на сайте BigMyth.com. Я буду цитировать этот чудесный текст курсивом.

Давным-давно, до появления на земле человека или каких-либо животных, была только тьма и одно очень крупное семя… Семя погрузилось в землю и начал расти тростник. Он назывался улунка, что означает «источник всего сущего». Постепенно из одной тростинки вырос Ункулункулу, первый человек и создатель всех вещей…

Давайте остановимся и подумаем о некоторых частях мифов. Здесь говорится, что в начале вселенной была «только тьма». Это напоминает мне о пустом пространстве, полях без видимого содержания. Как туда попало то семя? Заглядывая вперед на то, что говорится в мифе дальше, мы видим, что семя – это «источник всего сущего». Оно упало в почву, и из тростника произошла мифическая фигура. Кстати, мы находим тьму и в библейской истории сотворения мира. В Книге Бытия говорится: в начале «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

И в зулусском, и в библейском «мифах» вначале было какого-то рода поле (болото или вода) и в этом поле был потенциал: семя, погружавшееся в почву, или дух, который носился над водой. Во многих мифах о сотворении начальное состояние описывается как того или иного рода бесформенная пустота, в которой и дух или семя самосоздает себя и мир. Земля дает семени возможность стать божеством, точно так же, как вода отражает «Дух Божий».

Этот опыт первозданной топи или воды напоминает мне о том, что мы иногда переживаем в измененном состоянии процессуального ума. Когда вы пребываете в этом состоянии достаточно долго, оно порождает вещи или, скорее, вы чувствуете, как что-то начинает расти, спонтанно порождая новые идеи. Так или иначе, первый творец в зулусской истории вырастает в цветок. Что случится с цветком? Вы знаете, что происходит, когда цветок отцвел? Он опадает.

 

Цветок оторвался от тростника и упал на землю…

 

Такова наша человеческая дилемма. Мы расцветаем, а потом временно отрываемся от того, откуда мы произошли, от нашей сущностной природы. Когда цветок отрывается, мы входим в мир времени и пространства. До этого мы находимся в мире сущности.

 

Странствуя по земле, он видел другие тростники, превращавшиеся в мужчин и женщин. Ункулункулу срывал первых мужчин и женщин, шаманов и их сновидения, скот и рыб и птиц и свирепых тварей…

 

Как только что-либо возникло из небытия, оно способно, так сказать, «отрывать» от стебля другие вещи. Большая часть психологии и физики начинается здесь, где кончается ничто. Мы можем «срывать» шаманов и их сновидения с других тростников. Осознание возникает во тьме, замечает другие возможные формы осознания, и приводят их в мир времени и пространства.

 

Он создал реки и горы, озера и долины, ветер и дождь, солнце и луну; Ункулункулу создал все, что мы сегодня видим вокруг. Он научил первых мужчин и женщин охотиться и разводить огонь, делать одежду и готовить кукурузу, он дал животным их имена…

 

Мне нравится это зулусское объяснение того, как возникала общепринятая реальность. Оно соответствует тому, что мне известно о пробуждении из мира грез и даже выходе из «небытия» – коматозных состояний.lix Но теперь, с возникновением общепринятой реальности, Ункулункулу (фигура процессуального ума) становился отделенным от людей. И поэтому он послал людям два отдельных послания: Читайте!

 

Когда все это было сделано, Ункулункулу отправил в мир медлительного хамелеона с сообщением, что его народ никогда не будет умирать.

 

Хамелеон! Эти создания меняют цвет. Они служат метафорой изменения, и возможно именно поэтому хамелеону предстоит сказать людям, что они никогда не умрут! Смотрите, что происходит дальше.

 

Хамелеон тащился медленно, медленно, медленно. … Через несколько дней Ункулункулу потерял терпение и послал в мир проворную ящерицу с сообщением, что смерть приближается.

 

Хамелеон медлителен или, возможно, даже существует вне времени. Но люди никогда до конца не понимали «вневременную» идею, что все всегда изменяется. Так или иначе, процессуальный ум всегда меняется на уровнях сущности и страны грез, но связан временем и более линеен в общепринятой реальности! И потому Ункулункулу послал к человеческому роду «проворную ящерицу», чтобы сообщить, что мы не будем здесь вечно, что мы умрем, и что на самом деле, смерть уже в пути. Не тратьте целую вечность на то, чтобы что-нибудь делать – вытаскивайте это из трясины сейчас! Не думайте, что у вас в запасе вечность! Во всяком случае:

 

Проворная ящерица обогнала хамелеона и добралась до деревни первой; как только она доставила свое сообщение первым людям, вскоре явилась и смерть, и с тех пор она никогда не покидала человеческий род…

 

Теперь я знаю, почему жизнь зачастую так спешит вперед. Неспешный, меняющий цвет хамелеон достигает деревни позже. Жизнь означает: извлекай вещи из неизвестного, расти свой сад сейчас! Вневременное приходит позже!

 

Как мы можем быть и мертвыми, и живыми

 

В этой истории есть и вневременность, и время. Ункулункулу, создатель истории и символ процессуального ума, сначала возникает из тьмы как большое семя. Падая в почву, творец появляется как тростник, цветок, человекоподобная форма, которая отрывает другие такие формы от тростников, тем самым создавая мир людей, растений, животных, гор и всего остального. Это напоминает мне о вневременности квантовой теории и о времени и пространстве теории относительности. Что-то, присущее нам, органически вырастает из тьмы и, на другом уровне, входит во время и спешку жизни. Некоторые боятся, что их время скоро закончится, но затем в сновидениях и незадолго до смерти есть медлительный вечно меняющийся хамелеон, заверяющий нас – «Нет, смерть не приближается, вы никогда не умрете» – и мы снова оказываемся в мире безвременья.

Одна наша половина живет во вневременном мире сущности, «тьме» глубоко в ночи, в форме семени до того, как во вневременной сфере что-либо происходит; другая половина живет во времени и пространстве общепринятой реальности. В каком-то смысле мы подобны квантовому коту Шредингера: мы и мертвы и живы одновременно! (См. Главу 3) Знали ли друг друга Шредингер и Ункулункулу? Шредингер был немцем, не зулу! И физика, и мифология зулу видят нас как вневременных и связанных временем, как тьму и как людей, которые знают, что смерть близка.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  2. XIII. Формирование и обнародование рейтингового списка и списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  3. А.Каревский. Униформологический портрет адмирала А.В. Колчака.
  4. АДМИРАЛ РЕШАЕТ ТРУДНУЮ ЗАДАЧУ
  5. Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  6. Атомные электростанции мира и России.
  7. Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира
  8. Борьба народов против Монголо-татарского нашествия
  9. Вероятные следствия действия естественного отбора путем дивергенции признака и вымирания потомков одного общего предка.
  10. Воздействие человека на животных и причины их вымирания
  11. Возникновение расширяющегося, динамического мира
  12. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза славянских народов.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь