Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экономика стран Древнего мира.



Экономика Древнего Востока. В первых государствах Древнего Востока преобладал государственный сектор эко­номики, существовавший одновременно с общинной формой ведения хозяйства. Общинники имели наследственное пра­во на обработку земли и использование необходимых ре­сурсов (лесов, пастбищ, воды). Землей и другими ресурса­ми распоряжался аппарат власти — государство или храм, существовавший за счет избыточного продукта, получаемо­го у непосредственных производителей. Повинности произ­водителей-общинников приобретали различную форму — наи­более распространенной являлась практика выделения об­щиной части урожая государству, работа на полях храма, отработки в виде трудовой повинности. Так, на основе реди- стрибутивных (распределительных) отношений создавалась материальная основа функционирования государства и его институтов.

В дальнейшем развивается процесс приватизации, сопро­вождавшийся появлением частной собственности и рыноч­ных отношений. Возникают новые явления в экономике — земельная аренда, наемный труд, ориентация производите­лей на рынок и ростовщичество. Если ранее общество было более однородным, то теперь оно дифференцируется по иму­щественному признаку. Богатые общинники начинали ис­пользовать труд бедных, появляется долговое рабство. Этот новый тип экономических отношений не получил дальней­шего распространения. Государство сдерживало его разви­тие, так как данные процессы способствовали нарушению стабильности общества и ослаблению влияния государства.

В основном избыточный продукт уходил в города, где сконцентрировались ремесло и торговля. В Древнем Восто­ке преобладала транзитная торговля, поскольку в условиях общества такого типа внутренний рынок и рыночные отно­шения не могли быть сильно развитыми. Государство и об­щество, заинтересованные в стабильности существования, сдерживали развитие города искусственным путем. Поэто­му город, как и все общество, ориентировался не на разви­тие, а на консервацию существующих отношений.

Другая ситуация возникла в городах Восточного Среди­земноморья, где не было такого сильного государственного института. Особенно это касается финикийских городов, ориентированных на транзитную торговлю. Финикийцы предвосхитили и во многом способствовали становлению античной цивилизации, которая сформировалась в грече­ском обществе.

Социальная структура обществ Древнего мира.

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его распо­лагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочислен­ный аппарат чиновников следил за управлением и функ­ционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.

Основную часть общества составляли крестьяне-общин­ники. Сельская община являлась основной производствен­ной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватиза­ции появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отноше­ний на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленни­ки часто попадали в зависимость, оказываясь в составе го­сударственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занима­ющаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военноплен­ных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав боль­шой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структу­ры сложилась система корпораций. Частично этими корпо­рациями становились уже известные социальные институ­ты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, сек­ты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой спло­ченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определен­ные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобраз­ное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контролиро­вать общество. Государственным чиновникам было доста­точно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться же­лаемого.

В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество со­стояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повы­шать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшья­ми, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила по­стоянная борьба за власть. Брахманы опирались на не­пререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахма­низму — древнейшей индийской религии, брахманы зани­мают более высокое социальное положение, чем кшат­рии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буд­дизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

Согласно представлениям жителей Древней Индии, че­ловек в течение земной жизни не мог выйти из состава сво­ей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жиз­ни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социаль­ной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.

Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавши­еся в Индию завоеватели находили в этой структуре опреде­ленное место и вливались в нее как новая каста. Ниже сис­темы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

 

Государства Древнего мира.

Государство в обществах Древнего Востока. На Восто­ке сложилось несколько типов государственного устройства.

В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных сис­тем. Характерна неограниченная власть правителя и раз­ветвленный государственный аппарат, состоящий из чинов­ников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.

В военной монархии на первое место выступала соот­ветствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).

Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государ­ства была тесно связана с транзитной торговлей (государ­ства Восточного Средиземноморья — Тир, Сидон, Угарит).

Военно-административное государство отличалось от во­енной монархии тем, что во всех завоеванных странах уста­навливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, — Новоас­сирийского, Нововавилонского и Персидского царств.

Картина мира древних людей.

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

1) самоощущение человека;

2) представление им о пространстве, видение его;

3) ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира — это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф — особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты

лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка — какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.

Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю — «чжун», верность дол­гу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великоду­шие — «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического — четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию — подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-

теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2, 5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности — клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-

ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Доричес­кий стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь