Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-экономическое развитие ((Переп))) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Создание единого Русского государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси, а прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил. Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей. Став подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие земли. Эти их владения все больше сближались с обычными вотчинами. К тому же они получали от государя вотчины на территории Великого княжества Московского и Владимирского, а также сами покупали вотчины. Таким образом, княжеское землевладение постепенно сближалось с обычным боярским. Одновременно боярская аристократия значительно расширила свои владения. В присоединенных княжествах они приобретали новые вотчины. Это делало московское боярство кровно зантересованным в создании и укреплении единого государства. Параллельно шел другой процесс: многие старые феодальные вотчины в результате семейных разделов мельчали, некоторые вотчинники разорялись. Это не отвечало государственным интересам, так как каждый вотчинник должен был на свои средства приобретать вооружение и боевых коней. Создание единого государства требовало увеличения вооруженных сил. Следовательно, земельные раздачи со стороны великого князя были необходимы. Однако теперь служилым людям, получившим владения, было запрещено продавать и дарить свои новые земли. Таких феодалов, переселенных на новые места, стали называть помещиками, а их владения - поместьями. Поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а помещики обязаны были служить великому князю Развитие поместной системы привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре. В первой трети XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны. Создание единого государства послужило в конечном счете одной из предпосылок для закрепощения крестьянства. Постепенно феодальное государство переходит в наступление на крестьян. Барщина была развита слабо. В основном землю обрабатывали пашенные холопы. Они получали от хозяина небольшой надел земли и назывались страдниками (от слова " страда" сельскохозяйственные работы). Пашенные холопы по социальному положению приближались к положению крепостных крестьян. В конце XV в. появляются кабальные холопы. Должник попадал в " служилую кабалу" и должен был отрабатывать своим трудом проценты долга. В это время развиваются ремесла. Возникает вотчинное ремесло в селах. Растет ремесленная специализация. В крупных городах появляются слободы, населенные ремесленниками одной специальности (кузнечная, гончарная и др.). Развивается литейное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, шло строительство новых каменных стен Кремля, строился Китай-город. Во второй половине XV - первой половине XVI в. расширяются торговые связи между разными областями страны. Однако господствующим еще оставалось натуральное хозяйство. В конце XV - первой половине XVI в. в России наряду с " государем всея Руси" сохраняли долю своей власти подчиненные ему удельные владетели. Василий III именовался " всея Русский земля государем государь", то есть под его руководством властвовали над своими подчиненными другие " государи", рангом пониже. Церковь В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным центром Руси. Московские князья стремились поднять не только политическое, но и духовное значение своего княжества. Иван Калига уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Москвы, расположенной на пересечении важнейших путей, привело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию митрополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который заложил по просьбе московского князя каменный Успенский собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси большим уважением, придали Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси. Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Так в малолетство князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексий фактически был главой Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал митрополит Фотий. Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее митрополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончилась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни большинством русского духовенства. В истории самой церкви XIV век интересен как время духовного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергия Радонежского и его учеников. Особые отношения складывались у великокняжеской власти с крупной феодальной организацией-церковью. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой двор, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду других вопросов над всем населением государства. Стремясь подчинить своей власти светских феодалов, великий князь хотел установить свою власть над церковью, чему она естественно сопротивлялась. Великий князь, в первую очередь, желал отобрать у церкви ее огромные земельные впадения, чтобы раздать их своим дворянам и тем самым укрепить свою власть. Одним из центральных опросов во взаимоотношениях церкви и государства в конце XV века стал вопрос о церковном землевладении. Для решения его свою пользу Иван III решил использовать развернувшуюся внутри церкви борьбу нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили о недопустимости для церкви обладания богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким выступали за богатую церковь и умножение ее земельных владений. На церковном соборе 1503 года победу одержали иосифляне. Иван III симпатизировавший, одно время нестяжателям вынужден был лояльно относиться к иосифлянскому большинству церкви. В условиях борьбы с мятежами княжеско-боярской оппозиции поддержка церкви для великого князя была очень важна. Василий III после 1508 года стал активно поддерживать иосифлян сих теорией не только сильной церкви, и государственной власти и дал большие привилегии церкви. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись or попытки ее подчинения, Флорентийская уния Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в. Погибавшая под ударами турок-османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом. В 1442 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы