Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сословное деление индийского общества на варны
Для древней Индии было особенно характерно резко выраженное сословное деление общества на варны (сословия). Всего существовало четыре варны - брахмá ны, кшá трии, вá йшьи и шý дры. Человек принадлежал к варне по рождению, передавал свой статус по наследству. Брахманы, кшатрии, вайшьи являлись полноправными свободными лицами, а шудры неполноправными свободными. Первую варну составляли брахманы - жрецы, которые считались высшими из людей. Обязанностью брахманов было составление и изучение священных книг (вед), совершение религиозных обрядов, обучение, осуществление правосудия. Они были советниками царей, судьями, хранителями знаний, древнеиндийской интеллигенцией. Личность и имущество брахмана объявлялись неприкосновенными. Брахманы были освобождены от уплаты налогов (ЗМ, VII, 133-135), не попадали в рабство за долги, не подвергались телесному наказанию, смертной казни (ЗМ, VIII, 379-381). Вторую варну кшатриев составляли глава государства - царь (раджа), чиновники и воины. На них возлагалась защита народа, охрана порядка, государственное управление и военное дело. Кшатрии были крупными землевладельцами. Именно в руках кшатриев сосредоточилась реальная военная, политическая и экономическая власть. Наиболее многочисленной варной были вайшьи. Они должны были заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ростовщичеством. Это была варна земледельцев (крестьян - общинников), ремесленников и торговцев, которые занимались физическим трудом и являлись главными плательщиками налогов. К четвертой, самой низшей и неполноправной варне относились шудры. Они должны были со смирением обслуживать три высшие варны, особенно брахманов. Шудры как и вайшьи занимались ремеслом, земледелием, торговлей. Они жили в деревнях, но не являлись членами общины, не имели права собственности на землю как чужаки. Как неполноправные свободные они могли вступать в брак в пределах своей варны («шудра может жениться только на шудрянке»), иметь своё имущество, приобретать это имущество (то есть обогащаться), передавать его по наследству, давать свидетельские показания в суде. Закон защищал жизнь, здоровье и честь шудры Вне варн, на самой низшей ступени среди свободных людей стояли неприкасаемые (парии. Они должны были жить вне населенных пунктов, выполнять самые презираемые работы: убой животных, мясники, выделка кож, мусорщики, могильщики, палачи. В категорию неприкасаемых включались не только те, кто занимался грязной работой, но и не имеющие родственников, рождённые от смешанных браков, отсталые племена джунглей, не знавшие земледелия и скотоводства и жившие лишь рыболовством, охотой. В Индии существовали и рабы (даса), которые являлись объектом права, вещью. Законы Ману перечисляли источники рабства: «Захваченный под знаменем (военнопленный), раб за содержание (за долги), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов» (VIII, 415). Некоторые рабы могли владеть имуществом и даже, по одной из статей Законов Ману (IX, 179) иметь рабов. Индийское право собственности в Законах Ману Земельное право. Сельская община Индийское право делило вещи на движимые и недвижимые. Основным объектом собственности была земля. Земли делились на царские (дворцовые), храмовые, общинные и частные. Значительная часть земель находилась в коллективной собственности общины и частной собственности в рамках общины. Общины, как правило, состояли из одного крупного села и прилегающих к нему нескольких соседних небольших деревень, в которых проживали большие и малые семьи. В коллективной собственности общины находились леса, луга, пастбища, оросительные сооружения, храмы, дороги, свободные земли, которыми все жители общины могли пользоваться. Пахотные возделываемые земли находились в частной семейной собственности, то есть могли быть проданы, подарены, сданы в аренду, заложены полностью или частично. Они непременно должны были обрабатываться Органами управления общиной были общинный сход из глав семей, староста. писец, жрец. Главы семей, мужчины (домохозяева) избирали деревенского старосту, общинный совет из пяти наиболее уважаемых жителей общины, которые руководили делами общины, отвечали за сбор налогов, разбирали жалобы, вершили суд. Общины отдавали государству в качестве налога 1/6 часть урожая и платили налоги как единое целое. Община обладала судебной властью. Большинство споров разрешалось в общине третейскими судьями, собранием членов общины или старостой. Только самые серьёзные преступления рассматривались в царском суде. Основания приобретения права собственности. Давность владения Законы Ману устанавливали семь оснований для возникновения права собственности: получение наследства, находка, покупка, завоевание, ростовщичество (заём под проценты), исполнение работы, получение приношений (подарков). Право собственности приобреталось также в результате приобретательной давности владения. Давность распространялась на движимые и недвижимые вещи. В результате открытого, известного собственнику пользования в течение десяти лет при условии, что собственник пренебрегал своим имуществом и не защищал его, хотя был в состоянии сделать и то и другое, пользователь становился собственником.
Обязательственное право в Законах Ману Общие положения о договоре Законы Ману подробно регламентировали порядок заключения договоров. Условиями действительности договоров объявлялись достижение определенного возраста, выражение сознательной воли. Недействительными признавались договоры, противоречащие закону или установленному обычаю (ЗМ, VIII, 163-168), заключенные недееспособными или ограниченно дееспособными лицами: пьяным, безумным, одряхлевшим стариком, ребенком. Недействительными считались договоры с пороком воли, то есть заключённые путем обмана или насилия. Недействительными признавались договоры, заключенные человеком, находящимся в состоянии гнева, горя (например, по поводу смерти сына), а также, если они заключались, тайно, без свидетелей, ночью, вне деревни Договор купли-продажи Для законности купли-продажи необходимо было соблюдение следующих условий: 1. Продавцом мог выступать только собственник вещи. Гласность, публичность служила оправданием покупателю, когда приобретенное им имущество оказывалось украденным, купленным не у собственника. 2. На покупку ценных вещей - недвижимости, скота, рабов требовалось составление письменного документа, в котором обозначались имена сторон, свидетелей, объект договора и его данные, покупная цена, время и место сделки, подписи. 3. Закон запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Договор займа В договоре займа нормы древнеиндийского права довольно робко предусматривали защиту экономически слабого должника: 1. Ограничивался максимальный процент по договору займа. Кредитор мог получить с должника ежемесячный процент в зависимости от варны должника 2. Рост процентов по долгам прекращался в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника (Артхашастра, III, 11, 10). Для обеспечения исполнения обязательства использовался залог. При залоге должник брал деньги взаймы у кредитора и, для того чтобы кредитор был спокоен за возврат долга, отдавал ему во владение какое-нибудь имущество, цена которого покрывала сумму долга. В залог отдавали рабов, скот, поля, дома, свободных людей Древнеиндийские законы разрешали кредитору возвращать долг, каким угодно образом, допуская юридическое самоуправство. Кредитор, если должник не оспаривал в суде наличие долга, имел право принуждать должника к уплате долга, получая при этом поддержку государства. Должник не мог даже жаловаться на притеснения кредитора. Договор личного найма Условия договора личного найма в древней Индии были следующие. Нанявшийся получал вознаграждение за труд деньгами, продуктами и вещами (Ману. VII. 125-127). За нарушение условий договора личного найма устанавливалась ответственность, обычно штрафы, как для нанявшегося, так и для нанимателя. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы