Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий: человек, субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности. Рубинштейн: деятельность человека – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – природные и социальные условия. Внутренние – субъект деятельности. Под субъектом мы понимаем носителя активности. Исходя из этого мы можем заключить, что любая деятельность подразумевает активность и пристрастность субъекта (психическое отражение в деятельности, а оно активно; в оппозицию реактивной, пассивной природе человека – человек как машина в бихевиоризме). В чем проявляется активность субъекта в деятельности: 1. Деятельность в зависимости от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Здесь мы находим пристрастность субъекта. Различная глубина вкладов субъекта в психическое отражение проявляется на разных уровнях – от избирательности восприятия, до пристрастности отражения, обусловленной мотивами личности. Это отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия. 2. Психические процессы как творческие, продуктивные, как процессы порождения психического образа. Если рассматривать поведение как реактивное приспособление, то в возникновении психического отражения нет никакой необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на врожденных механизмах. Правильность этого взгляда имеет подтверждение в факте, что в реальной жизни как правило нам приходиться встречаться с плохо сформулированными задачами. Эти ситуации имеют следующие черты: а) они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же требуется делать; б) для решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимым к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного шаблона для всех ситуаций не напасешься. Бернштейн: моторное запоминание, как активная творческая деятельность, чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается преодолением сил из категории неподвластных, непредусмотренных и не могущих быть преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона. Идет активное построение движения. 3. Самодвижение деятельности, активность субъекта как необходимый внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней необходимости. В основе этого лежит надситуативная активность (активность вопреки установкам конкретной деятельности). Таким образом, мы выделили три группы факторов активности субъекта. Но мы не можем говорить о субъекте как однородном образовании. Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой. Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе. Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой). Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.
28. Категория личности в психологии. Общее понятие о личности. Проблема структуры личности. Основные теории личности. Личность в онтогенезе. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы