Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания — специальное исследование познания, которое делится: — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: — природа познания; — возможности и границы познания; — отношение знания и реальности; — соотношение субъекта и объекта познания; — предпосылки познавательного процесса; — условия достоверности знания; — критерии истинности знания; — формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание); — episteme — знание, умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: — знание как данность, добытый факт; — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: — обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: — исследует природу человеческого познания; — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Виды познания: Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой. Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается: — в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; — в достоверном обобщении фактов; — в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы: — ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: — понятие; — суждение; — умозаключение. Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий. Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением. Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание. Интуитивное познание делится: — на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство); — рациональное (интеллектуальная интуиция); — эйдетическое (зрительная интуиция). СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Познание делит мир на две части: — на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе); — на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе). Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности. Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: — объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; — предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ Наука логики — диалектика. Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики. В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме. Система диалектической философии: Главные законы диалектики: — закон перехода количества в качество и обратно; — закон взаимного проникновения противоположностей; — закон отрицания отрицания. Принципы диалектики: — принцип развития через противоречия; — принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики: — сущность и явление; — единичное, особенное, всеобщее; — форма и содержание; — причина и следствие; — необходимость и случайность; — возможность и действительность. Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса. Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития: — первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого; — второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают: — прикладную логику — охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве; — чистую логику — охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении. Современная логика распадается на множество направлений: — метафизическая логика (гегельянство); — психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт); — теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство); — семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); — предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); — неосхоластическая логика; — феноменологическая логика; — логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике. Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей — это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания. Знание — объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира. Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание бывает: — чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств); — логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика — это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Важнейшие формы практики: — материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей); — социальное действие (преобразование общественного бытия); — научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: — практика — основа познания, его движущая сила; — практика — источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; — практика — цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей; — практика — критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она: — указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества; — изменяет окружающие вещи; — выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному. Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт — мера навыков и умений — в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п. Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы