Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль и место номенклатуры в советском обществе
Наибольшей властью и влиянием в советском обществе обладал партийно-государственный аппарат — номенклатура. Ей полагались наибольшие привилегии и льготы. Иногда это трактовалось как осуществление принципа вознаграждения за труд с упором на бремя ответственности, на то, как многочисленные начальники работают без сна и отдыха, зачастую, как сам тов. Сталин, — по ночам. Тем не менее наличие подобных привилегий тщательно скрывалось от остального общества. Очевидно, потому, что они плохо уживались с существующими представлениями о социализме. Впрочем, теория социализма вообще не предусматривала образование в обществе групп с особым положением, властью и влиянием. Возникновение номенклатуры в условиях советского строя некоторые авторы склонны рассматривать как образование нового господствующего класса, подрывающее всю марксистскую теорию классового деления общества. Однако все дело в том, с каких позиций подходить к определению класса. Определить номенклатуру классом в канонах марксизма нельзя, ибо она с этой точки зрения не обладает всеми необходимыми классовыми признаками, сколько бы их ни пытались для этого притянуть. Так же, как бюрократия не является классом в марксистском понимании, так же и ее верхний слой не может быть классом. Номенклатура не владеет собственностью, хотя использует свое положение, для того чтобы урвать самый жирный кусок общественного пирога. Общественные расходы и общественные фонды потребления Теория социализма предусматривает более высокую производительность общественного труда, более высокие темпы роста производства и более справедливое распределение произведенного продукта среди членов общества по сравнению с капитализмом. С учетом сказанного следует подходить к вопросу об общественных расходах и общественных фондах потребления. Ими, действительно, определяется степень " социалистичности" общественного строя. Отчисления на общественные расходы: на содержание государства, на бесплатное образование, медицинское обслуживание, культурные, воспитательные, бытовые нужды, на страхование и т. п. в советском обществе всегда были громадными и постоянно увеличивались. Общественные и государстве нные расходы росли быстрее, чем производительность труда. Это вынуждало государство изымать у трудящегося не только весь произведенный прибавочный продукт, но и значительную часть необходимого для воспроизводства рабочей силы, влияя тем самым на личную заинтересованность человека в труде и способствуя снижению его эффективности. Для того чтобы добиваться своих целей, созданный режим запускал в действие все рычаги (принцип " план — любой ценой" ), не считаясь ни с какими затратами природных, людских, материальных ресурсов. При экстенсивном, затратном механизме такой подход до определенного времени может тем не менее обеспечивать продвижение вперед, но рано или поздно он придет в противоречие с объемом вовлекаемых ресурсов. В этих условиях создание более высокой по сравнению с капитализмом общественной производительности труда оказывается эфемерной задачей. Так и получилось. Несмотря на все ухищрения советской официальной статистики, данные свидетельствуют, что за рассматриваемый период по такому синтетическому показателю, как национальный доход, СССР оставался примерно в том же ряду стран, что и дореволюционная Россия. За 1929—1941 гг. он увеличился в 1, 5 раза, в то время как фондоотдача, например, снизилась за тот же период на 30%. Это означает, что с точки зрения того, что конкретно получили члены общества, о громадных успехах социализма в СССР в тот период речь идти не может. Можно говорить лишь о более справедливом распределении общественного богатства и о частичных достижениях, особенно очевидных, если сравнивать положение людей с временами провалов в экономике, когда их жизнь резко ухудшалась. В целом же условия их существования оставались очень трудными. Очереди, коммуналки, бараки, общежития, плохое питание, отсутствие товаров массового спроса и т. п. мало напоминали о воплощении на практике этой социалистической идеи. Социализм как творчество масс Классики марксизма утверждали, что социализм без политических свобод — не социализм. Говорить о существовании таких свобод в условиях " сталинского социализма" было бы лицемерием, хотя режим постоянно пытался возбудить политическую активность масс, направляя ее в русло развития тех идей, которые он сам же провозглашал социалистическими. На все другие, даже если они проповедовались от имени социализма, налагался строжайший запрет. Отсюда догматизация социалистической идеологии, вступавшая в противоречие с краеугольным положением марксизма о том, что социализм есть живое творчество масс, что он открыт для восприятия новых конструктивных идей. Более серьезным является аргумент, что отсутствие или ограничение политических свобод диктовалось складывающейся обстановкой (гражданской войной, враждебным капиталистическим окружением, обострением классовой борьбы и пр.). Однако строить на этом теорию и выдавать ее положения за сущностные черты социализма — значило бы вступать в противоречие с социалистическими заповедями. Если раньше многое в ограничении политических прав и свобод оправдывалось теорией диктатуры пролетариата, то применительно к ситуации 1930-х годов ее положения выглядели явно устаревшими. Не случайно они исчезают из лексикона партийных руководителей и из Конституции 1936 г. Предложить же что-либо взамен догматическая идеология в довоенный период так и не смогла. Тезисы об общенародном государстве, о ведущей роли КПСС и рабочего класса в социалистическом и коммунистическом строительстве появились позже. Сложность оценки советского общества 1930-х годов упирается в расхождение между тем, какие ценности и идеалы преподносились в теории и официальной пропаганде, и тем, что было на деле. Исследователи, которые склонны доверять официальным источникам, найдут в советском обществе гораздо больше элементов социализма, чем те, которые будут изучать реалии повседневной жизни. Как писал один крестьянин: " Где же тут социализм? Здесь нет социализма! Здесь социализм уснул". Тогда, может быть, следует вообще отказаться от попыток интерпретации советского общества 1930-х годов в социалистических терминах и взять на вооружение модную сегодня теорию тоталитаризма? Тоталитаризм Многим, особенно молодым исследователям представляется, что обращение к этой теории, заимствованной из западной общественной мысли, позволяет понять и объяснить все перипетии достаточно сложных проблем развития советского общества. В теории есть свои интересные стороны. Она привлекает тем, что органически связана с понятием модернизации в историческом процессе и рассматривается в контексте новейшей истории, о чем, впрочем, постоянно нужно напоминать авторам, склонным к месту и не к месту щеголять термином " тоталитаризм". Следует напомнить также, что тоталитаризм — это, прежде всего, теория политическая, теория власти, хотя под нее зачастую подгоняются экономические модели развития общества. Если добираться до сути теории тоталитаризма, то нельзя не прийти к выводу, что в ее основе лежит наблюдение и обобщение негативных, вернее, неприемлемых для западного индивидуалистического сознания, тенденций, свойственных в определенный период новейшего времени для взаимодействия общества и власти в таких странах, как Германия, Италия, СССР и др. Из этого выводятся так называемые признаки или атрибуты тоталитаризма, коих иные авторы насчитывают до десятка, а то и более того. В результате возникает довольно жесткая конструкция, где на одну доску ставятся такие исторические феномены как " коммунизм", " фашизм", " нацизм", " военно-диктаторский режим" и пр. Сколько бы общих признаков этих политических институтов ни перечислялось, тоталитарную модель в сущности объединяет только признание некой особой формы власти, которая зиждется на насилии и индоктринации, и сосуществование с которой для " свободного мира", для демократий западного типа неприемлемо. Различия властных форм в отдельных странах, которые, по признанию идеологов тоталитаризма, могут быть весьма разнообразны и являются частью истории отдельных стран, непосредственно на сущность власти не влияют и представляют главным образом академический, т. е. научный интерес. Уже сам по себе такой подход не может не вызывать возражения у добросовестного ученого, на долю которого выпадает лишь следовать заранее предначертанной схеме и детализировать особенности тоталитаризма в своей или других странах. Однако более всего тревожит идеологическая заданность и моральные императивы, явно просматриваемые в тоталитарной модели, от которых объективный исследователь в своем научном анализе должен воздерживаться. Отчетливо осознавая, к чему может привести подобная заданность на практике — к средоточию и сгущению усилий на показе главным образом негативных черт в той или иной системе, — одна из столпов и творцов тоталитарной модели на Западе Х. Арендт призывала пользоваться термином " тоталитаризм" редко и благоразумно, чего не скажешь о нынешней нашей ситуации, когда со всех сторон только и слышно об " ужасах и гримасах тоталитаризма". Приложение тоталитарной модели к истории советского общества Как же выглядит приложение данной теории к истории России и СССР, разрабатываемое главным образом в западной историографии, поскольку пока еще мало кто из отечественных авторов озабочен методологическими основаниями заимствованных ими понятий и категорий тоталитарной модели? Вырисовывается примерно следующая картина. Вступление того или иного общества в стадию модернизации способно привести к особой организации взаимодействия общества и власти, которая может походить на прежние или отличаться от таких свойственных прошлому властных форм как деспотия, тирания, диктатура, демократия и т. д. Под влиянием ряда объективных факторов, присущих истории ХХ столетия (роста экономики, культуры, образования, урбанизации, социализации жизни человека и др.), возникает движение к тоталитаризму, связанное с пробуждением политического сознания масс, и появляется стремление к объединению в политические и общественные организации, которые становятся способом приобщения людей, не обладающих политическим опытом, к политической деятельности. На этой основе происходит формирование человека массы. Человек массы или массовый человек определяется не своей классовой принадлежностью, а некоторыми идеалами и ценностями, которые разделяют многие члены общества. Поэтому необходимой предпосылкой формирования человека массы является создание монотонного и абстрактного единства. Отсюда — установка на разрушение классов, социальных групп и других ячеек общества, обладающих какими-то своими специфическими чертами и интересами, подчинение их общему движению. Массовый человек, впервые вступающий на арену политического действия, нуждается в руководителе-вожде, которому он доверяет, которому он безоговорочно подчиняется и позволяет говорить от своего имени, отказываясь от собственного личного интереса и даже порою от здравого смысла. Это то, что в свое время известный философ и политолог Э. Фромм назвал " бегством от свободы". Тем не менее для формирования массового человека необходимы некоторые хотя и невысокие, но совершенно определенные жизненные стандарты, например элементарное образование, чтобы по крайней мере быть способным к усвоению идеологических штампов и определенных понятий. В то же время к движению могут сознательно примыкать и высококультурные люди, как правило, вследствие процесса деклассирования и маргинализации отдельных общественных групп. Эти люди формируют политическую элиту движения, его лидеров, которые несут на себе характеристику массы, разделяют ее психологию и политическую философию. Лидеры и массы образуют неразрывное единство. Предрасположенность нашей страны к тоталитаризму коренилась в ее прошлом и в том, что процесс модернизации и связанный с нею революционный взрыв происходили в стране, где деспотический режим и централизованная бюрократия управляли аморфным и бесструктурным обществом, где политически не были организованы ни остатки феодализма, ни зарождающиеся капиталистические классы. Эти обстоятельства предрасполагали к возникновению человека массы и распространению большевистских идей. Надо заметить, что в данном пункте у представителей тоталитарной школы с самого начала обнаруживается существенное противоречие, из которого никак не могут выпутаться наши доморощенные " тоталитаристы". Одни, как например З. Бжезинский, считают создателем тоталитарного режима Ленина, другие, и их большинство, связывают становление тоталитарного общества в СССР с утверждением сталинского режима. Как бы то ни было, но Октябрьский переворот отмечается как важная веха в системе становления тоталитарной власти. Он означает установление официального и официально признанного штаба в движении к тоталитаризму и создание условий для проведения разного рода социальных экспериментов. Большинство авторов, как уже было сказано, считают, что захват власти лишь шаг на пути к созданию тоталитарного общества. Цель достигается тогда, когда тоталитарная власть или государство поглощает все общество. Создание единого центра власти в виде господствующей партийной элиты, состав которой может со временем меняться, является непременным условием тоталитаризма. Поэтому партийная элита уничтожает или полностью подчиняет себе все другие центры власти, в частности Советы, путем назначений и повсеместного насаждения партийных комитетов. Ликвидация классов начинается с городских средних слоев, затем в начале 1930-х годов уничтожается крестьянство. Его рудимент — колхозники, становятся объектом политики постоянного выравнивания и обезличивания. Следующий шаг — уничтожение рабочего класса и превращение его в абстрактную рабочую силу, осуществленное к концу 1930-х годов. Дальнейшие действия сводятся к ликвидации элитных управленческих групп: административной, военной, научной. Происходит атака на все другие общественные группы, на семью, вторжение в личную жизнь. Завершается процесс всеобщей идеологической чисткой, призванной внедриться в сознание. В результате возникают люди-атомы, своеобразные обезличенные микроорганизмы тоталитарного общества, как правило объединенные различными организациями, от которых требуется прежде всего демонстрация лояльности по отношению к власти. Для массового человека на первом месте стоят не личные интересы, не семья, а чувство общности, принадлежности к организации, к партии. Террор и пропаганда — два главных инструмента, с помощью которых тоталитарное государство обеспечивает лояльность и подчинение, причем террор превалирует на первых порах, поэтому поначалу все тоталитарные формы правления обнаруживают поразительное сходство с насильственными режимами прошлого, в дальнейшем же преобладают приемы массовой индоктринации. Формы тоталитарной организации власти имеют иерархическую структуру, где назначения и перемещения производятся, исходя из значимости для движения к тоталитаризму, которые постепенно кристаллизуются и складываются в систему номенклатуры. Окружающий мир раскалывается на два враждебных лагеря: на " наших" и " ненаших", из чего якобы проистекает агрессивность тоталитарных режимов. В центре тоталитарной организации — вождь, который отделяет себя от остальной политической элиты ближним кругом лиц, чьей задачей становится создание ауры таинственности, священнодействия и магии власти. На самом же деле технология власти в тоталитарном обществе достаточно проста и эффективна. Она представляет собой абсолютную монополию вождя на принятие решений и уверенность, что все его указания будут выполнены. Для их реализации создается множество " приводных ремней", разного рода учреждений, зачастую параллельных, делающих вождя относительно независимым от подчиненных ему институтов власти. Таким образом, власть в тоталитарном обществе покоится на силе организаций и учреждений, главные из которых — карательные органы (НКВД) и партийно-идеологический аппарат. Одновременно большинство представителей тоталитарной школы отмечает смешение, отчасти умышленное, властных форм, невозможность отделить партию от государства. Такова в общих чертах представленная, может быть, несколько утрированно, вернее схематично изображенная, как и полагается концептуальной модели, конструкция тоталитарной власти, явно списанная с нашей отечественной действительности 1930-х годов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы