Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Санкт-Петербургский государственный институт культуры



Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет мировой культуры

Кафедра искусствоведения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По прохождению Государственной Итоговой Аттестации

для студентов, обучающихся по направлению

История искусств»

Квалификация выпускника –

Бакалавр

Санкт-Петербург

 

УДК 378 Учебно-методическое пособие по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры

ББК 74.58

Составитель: Ю.И. Арутюнян, кандидат искусствоведения, доцент

 

Научный редактор: Г.Н. Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент

 

 

Утверждено на заседании кафедры искусствоведения

Протокол № 6 от 2 марта 2016 года

 

Методические материалы для студентов факультета мировой культуры

 

 

СПб.: СПбГИК 2016. – 39 с.

© Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2016.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа государственной итоговой аттестации по направлению 50.03.03 «История искусств» (далее – ГИА) включает программы государственных экзаменов и требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, а также критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и выпускных квалификационных работ. ГИА проводится в целях определения соответствия уровня подготовленности выпускника к решению профессиональных задач требованиям ФГОС ВО.

Формы государственной итоговой аттестации Санкт-Петербургского государственного института культуры: государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен проводится по дисциплине «История искусств», результаты освоения которой имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Экзамен проводиться устно. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде текста научно-исследовательского характера, посвященного изучению, описанию и анализу конкретного явления из области истории искусств, и является формой комплексной оценки уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

В процессе государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен показать свои способности, опираясь на полученные знания, умения, навыки и опыт деятельности, личностные качества и компетенции, решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, четко и лаконично излагать специальную информацию, защищать свою точку зрения, подтвердить способность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Программа ГИА предназначена студентам всех форм обучения. Настоящая программа разработана на основании: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее вместе – образовательные программы); приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.12.2013 N 1363); приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 50.03.03 «История искусств»; локальных нормативных актов Университета (Положение о выпускной квалификационной работе; Положение о государственной итоговой аттестации).


Государственный экзамен по дисциплине «История искусств»

Государственный экзамен по дисциплине «История искусств» проводиться устно по билетам. Экзаменационный билет включает два вопроса (один – по истории отечественного, другой по истории зарубежного искусства) и практическое задание в форме формально-стилистического анализа произведения искусства. Положительная оценка по результатам прохождения экзамена предполагает полный и всесторонний ответ на все вопросы и задания экзаменационного билета. Оценка по итогам экзамена выставляется в день проведения экзамена после прохождения его всеми выпускниками на основе коллегиального мнения членов ГЭК после совещания по его результатам; оценка оглашается председателем ГЭК или его заместителем всем участникам экзамена.

 

программа и основное содержание государственного экзамена

Раздел 1. Введение в историю искусства

Введение в изучение искусства: предмет, проблемы, цели. Архитектура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Живопись: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Графика: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Декоративно-прикладное искусство: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Изобразительные возможности двухмерных и трехмерных искусств. Условность и правдоподобие в искусстве, проблема сходства. Выразительность и выразительные средства: форма и содержание в произведении искусства. Стиль и проблемы искусствоведческой типологии. Жанр как обобщающая категория в искусстве.

Раздел 2. Описание и анализ памятников

Описание и анализ произведения в искусствоведческой практике. Специфика описания и анализа произведений скульптуры. Специфика описания и анализа произведений живописи. Специфика описания и анализа произведений графики. Специфика описания и анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Специфика описания и анализа произведений архитектуры. Проблема интерпретации содержания произведения изобразительного искусства. Проблема интерпретации общего и индивидуального в произведении искусства.

Раздел 3. Всеобщая история искусства. Основы искусства Древнего Востока

Архитектура и изобразительное искусство Египта додинастического периода и раннего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Древнего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Среднего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Нового царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья V – IV тысячелетий до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья III тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья II тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья I тысячелетия до н.э.

Раздел 4. Всеобщая история искусства. Основы искусства Древней Греции

Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV – III тысячелетия до н.э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы. Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира II тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи архаики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи ранней и высокой классики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи поздней классики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи эллинизма.

Раздел 10. Всеобщая история искусства. Основы искусства эпохи Возрождения

Проторенессанс в архитектуре и искусстве Италии. Архитектура и искусство Италии эпохи Кватроченто. Высокое Возрождение в Италии. Позднее Возрождение в архитектуре и искусстве Италии. Северное Возрождение в Нидерландах. Северное Возрождение в Германии. Ренессанс в Испании, Англии, Франции.

Вопросы к государственному экзамену

1. Стилистическая эволюция египетской скульптуры эпохи Нового Царства.

2. Творчество Фидия в контексте эволюции греческой школы скульптуры V в. до н.э.

3. Архитектурный ансамбль Акрополя в контексте эволюции древнегреческого зодчества в V в.

4. Региональные школы в романской архитектуре и искусстве Франции.

5. Готический витраж в европейском искусстве: особенности технологии и стилистическая эволюция.

6. Творчество Хокусая и японская гравюра школы «укиё-э».

7. Творчество Джотто и итальянская живопись эпохи Проторенессанса.

8. Творчество Л.Б. Альберти и итальянская архитектура эпохи Кватроченто.

9. Творчество Донателло и итальянская школа скульптуры эпохи Кватроченто.

10. Творчество Рафаэля Санти и римская школа живописи первой половины XVI века.

11. Творчество Караваджо в контексте итальянского искусства первой половины XVII в.

12. Л. Бернини и итальянская школа скульптуры XVII в.

13. Творчество П.П. Рубенса и фламандская школа живописи XVII в.

14. Творчество Рембрандта в контексте голландского искусства первой половины XVII в.

15. Творчество Веласкеса и испанская школа живописи XVII в.

16. Н. Пуссен и сложение европейского классицизма.

17. А. Ватто и французская школа живописи XVIII в.

18. У. Хогарт и английская школа живописи в XVIII в.

19. Ж.-Л. Давид и его школа: классицизм во французской живописи конца XVIII – первой четверти XIX вв.

20. Э. Делакруа и французская школа живописи первой половины – середины XIX в.

21. Ф. Гойя и сложение романтических тенденций в европейском искусстве.

22. У. Тернер и английская живопись XIX в.

23. Пейзаж в живописи импрессионистов.

24. О. Роден и французская скульптура второй половины XIX в.

25. А. Бурдель и французская скульптура начала ХХ в.

26. Творчество П. Пикассо: проблема эволюции художественного языка.

27. Экспрессионизм в европейском искусстве ХХ в.: характерные черты и ведущие мастера.

28. С. Дали и сюрреализм в изобразительном искусстве ХХ в.

29. Дж. Полок, абстрактный экспрессионизм и феномен «живописи действия».

30. Э. Уорхол и поп-арт как художественное течение.

31. Феофан Грек и монументальная живопись Новгорода XIV в.

32. Творчество Андрея Рублёва и русская школа живописи в XV в.

33. Живопись Дионисия и расцвет русского искусства рубежа XV – XVI вв.

34. И.Н. Никитин и русский портрет первой половины XVIII в.

35. Дж. Кваренги и русское зодчество последней трети XVIII - начала XIX вв.

36. Ф.И. Шубин и русская школа скульптуры XVIII в.

37. А.П. Лосенко и историческая живопись периода классицизма второй половины XVIII – начала XIX века.

38. Портрет в русском искусстве середины – второй половины XVIII в.: основные тенденции развития и ведущие мастера.

39. Проблема стилистической эволюции русского фарфора второй половины XVIII в.

40. О.А. Кипренский и портрет в русском искусстве первой половины XIX в.

41. Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в.

42. Творчество А.А. Иванова и русская историческая живопись первой половины XIX в.

43. А.Г. Венецианов и место бытового жанра в русской живописи первой половины – середины XIX в.

44. П.А. Федотов и проблема стилистической эволюции русской жанровой живописи 1840-х – 1860-х гг.

45. Бытовой жанр в творчестве русских художников-передвижников.

46. И.Н. Крамской и портрет в творчестве передвижников.

47. Творческий путь И.Е. Репина в контексте развития русской живописи.

48. Н.Н. Ге и исторический жанр в русской живописи 1860-х – 1870-х гг.

49. В.И. Суриков и исторический жанр в русской живописи конца XIX – начала ХХ в.

50. А.К. Саврасов и пейзаж в русском искусстве второй половины XIX в.

51. Портрет в русском искусстве начала ХХ в.

52. Творчество В.А. Серова в контексте эволюции русского искусства 1880-х – 1910-х гг.

53. Творчество М.А. Врубеля и тенденции модерна в русской живописи начала ХХ в.

54. Художественное объединение «Мир искусства»: эстетическая программа и творческая деятельность участников.

55. В.Э. Борисов-Мусатов и тенденции символизма в русском искусстве начала ХХ в.

56. «Бубновый валет» и другие художественные объединения в русском искусстве 1910-х гг.

57. К.А. Петров-Водкин и русская живопись 1910-х – 1930-х гг.

58. Творчество В.В. Кандинского и К.С. Малевича в контексте искусства русского авангарда 1910-х – 1920-х гг.

59. А.Т. Матвеев и отечественная скульптура 1910-х – 1920-х гг.

60. Творческие поиски П.Н. Филонова в контексте отечественной художественной традиции.

 

Экзаменационные задания

1. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Андрей Рублев. Троица. Около 1411 г. Москва, ГТГ.

2. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

3. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

4. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

5. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857 гг. Москва, ГТГ.

6. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848 г. Москва, ГТГ.

7. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.Г. Венецианов. Гумно. 1821–1822 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

8. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

9. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Москва, ГТГ.

10. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

11. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.И. Куинджи. Ночь на Днепре. 1882 г. Москва, ГТГ.

12. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Москва. ГТГ.

13. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г. Москва, ГТГ.

14. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887 г. Москва, ГТГ.

15. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Москва, ГТГ.

16. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

17. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Пластов. Фашист пролетел. 1942 г. Москва, ГТГ.

18. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») в Санкт-Петербурге. 1765–1782 гг.

19. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. Дрезден. Галерея старых мастеров. 1512–1513 гг.

20. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. (Джоконда). Париж. Лувр. 1503–1506 гг.

21. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Джорджоне. Юдифь. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1504 г.

22. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1595–1596 гг.

23. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Н. Пуссен Танкред и Эрминия. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Конец 1620-х – начало 1640-х гг.

24. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.

25. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Д. да С. Веласкес. Менины. Мадрид. Прадо. 1656 г.

26. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Ж.Б.С. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1766 г.

27. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Т. Жерико. Плот Медузы. Париж. Лувр. 1819 г.

28. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. Париж. Лувр. 1784 г.

29. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: П. Гоген. Женщина, держащая плод (Eu haere ia oe). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1893 г.

30. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А. Матисс. Танец. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1909–1910 гг.


Гост 7.1.- 2003 (см. Приложение 7).

 

Выпускная квалификационная работа, как и любое сочинение научно-исследовательского характера, предполагает хорошую осведомленность автора в степени изученности данного вопроса, что можно продемонстрировать в критическом анализе литературы (во введении) и с помощью ссылок и цитат. Однако использование любых научных трудов и справочных материалов по теме исследования должно носить самостоятельный и творческий характер. Следует избегать пространных цитат, за исключением редких и обоснованных автором выпускного квалификационногоисследования случаев. Не следует приводить в качестве цитаты отстраненные характеристики явлений, биографические данные, описание произведений, обзор жизни и творчества мастера, общеизвестные факты, сведения по хронологии и периодизации. Подобную информацию следует излагать на основе прочитанного и усвоенного материала своими словами, опираясь на содержание пересказываемого труда, а не на форму, в которой выражены необходимые Вам идеи, сведения, мысли. При этом наличие ссылки и четкое указание источника информации обязательны ( см. Приложение 7 ).

Цитаты не должны преобладать над авторским текстом, их использование должно быть продуманным и логичным. Цитата может использоваться в качестве повода для комментария, как авторитетное подтверждение высказанной гипотезы, аргумент в споре или пример, иллюстрирующий определенную концепцию. Необходимо продемонстрировать собственное отношение к цитируемому сочинению – согласиться, оспорить, выявить аспект, уточнить, развить затронутую тему, предложить собственное истолкование.

Цитирование оправдано в случае:

· если приводится какое-то особо важное высказывание, принципиально значимая мысль, аспекты и нюансы которой могут быть искажены пересказом;

· если стиль цитируемого труда настолько ярок (или настолько сложен), что должен быть сохранен;

· если цитируется именно источник, т.е. публикации, эпистолярное наследие и высказывания изучаемых художников, теоретические сочинения, рецептурные трактаты и научные труды, по времени восходящие к исследуемому периоду, критические выступления, статьи современников мастера и т.д.

Цитаты необходимо заключить в кавычки, их оформление должно соответствовать всем правилами цитирования ( см. Приложение 7 ).

Структура работы

1. Титульный лист (не нумеруется). См. Приложение 2.

2. Оглавление (страница «2»). См. Приложение 3.

3. Введение.

4. Основная часть, разделенная на главы и параграфы.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы. См. Приложение 7.

7. Список иллюстраций. См. Приложение 8.

8. Приложения (пронумерованные по порядку).

9. Иллюстрации (оформляются как отдельное приложение).

ВВЕДЕНИЕ

Открывающее работу введение дает общую характеристику исследования, определяет его характер. Четкость его структуры предопределяет логичность и последовательность в разработке основных вопросов исследования.

Во введении обязательно должны быть представлены:

· формулировка темы исследования;

· определение цели исследования (цель, как правило, совпадает с тематикой работы и близка по формулировке к ее заглавию, целей не может быть много, лучше выявить одну основную и сконцентрироваться на ней);

· выявление основных задач исследования (задачи обычно совпадают с основными разделами текста и соответствуют названиям глав и параграфов, следует указать не менее 3, но не более 6 задач);

· аннотированный критический обзор литературы по теме исследования (следует упомянуть не менее 10 основных трудов по теме исследования, давая им краткие характеристики, необходимо особенно подчеркнуть, что в этих сочинениях говорится именно по Вашей теме);

· определение актуальности темы исследования (актуальность исследования определяется на основе анализа литературы, именно поэтому следует особо подчеркнуть, что еще НЕ СКАЗАНО по исследуемой Вами теме, либо выявить, в каком вопросе еще остаются СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ и мнения исследователей не совпадают). Актуальность исследования в равной мере может определяться как популярностью темы (например, проведением выставок, семинаров, конференций, изданием книг по изучаемой теме), так и ее неразработанностью в отечественном или мировом искусствознании. Актуальной может быть не сама тема, а ее аспект, предлагаемый угол зрения на проблему, уточнение трактовки, датировки или атрибуции памятника. На актуальность может указывать, например, обращение современных мастеров к теме из прошлого, ее цитирование и интерпретация;

· постановка проблемы исследования;

· выявление объекта исследования (т.е. на основе какого материала будет строиться изыскание);

· указание на предмет исследования (т.е. какой аспект будет рассматриваться в исследовании);

· перечисление методов исследования (следует выделить используемые в работе приемы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, иконографический или иконологический анализ, источниковедческий, антропологический (культурно-антропологический), социокультурный, социологический, психологический подходы, феноменологический, онтологический методы, приемы типологии, классификации и систематизации и т.д.);

· четкое обозначение гипотезы исследования (т.е. какая новаторская идея лежит в основе данного исследования, какое предположение Вы хотите обосновать и доказывать в работе и отстаивать в ходе ее защиты);

· описание структуры работы (т.е. из каких частей состоит работа и чему вкратце эти разделы посвящены).

Все упомянутые разделы должны быть выделены в тексте введения шрифтом. Если автор работы смог самостоятельно сделать атрибуцию памятника, вводит в научный оборот неизвестные материалы, затрагивает редко цитируемые источники, предлагает самостоятельную интерпретацию фактов, по-новому излагая известные события или явления, это следует подчеркнуть именно во введении.

Общий объем введения не должен превышать 8 страниц.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Структура основной части предопределена тематикой исследования, ее целесообразно разделить на главы в соответствии с разрабатываемыми вопросами. Главы можно (но не обязательно) разбить на параграфы и подразделы ( см. Приложение 3 ), следя за тем, чтобы каждая часть работы имела логичный и целостный характер. Не следует выделять отдельные части работы объемом менее 5–6 страниц. Заглавия разделов должны соответствовать их содержанию и отражать некую научную проблему, исследовательскую задачу, постулат или тезис, при этом следует избегать однотипных заголовков, варьируя названия глав и параграфов. Необходимо в равной мере отказаться как от чрезмерно длинных, так и от односложных формулировок заглавий разделов. Вне зависимости от поставленной проблемы, следует стремиться к равномерному распределению материала в работе, объемы глав в исследовании должны быть примерно одинаковы. Каждая часть работы должна завершаться обобщением и предварительными выводами, которые впоследствии суммируются в заключении.

В главах основной части должны быть последовательно реализованы все поставленные во введении задачи и достигнуты обозначенные цели. Логика построения основной части должна отвечать характеру исследуемого материала, предпочтительно придерживаться концепции от общего к частному. В работе можно говорить об истории и культуре изучаемого периода, упоминать о характерных чертах эпохи и стиля, давать общие обзоры, но сконцентрировать свое внимание необходимо, прежде всего, именно на цели Вашего исследования, на теме, заявленной во введении. Следует избегать слишком общих рассуждений, исследование подобного объема предполагает конкретность формулировок и концентрацию на изучаемом материале. Широкомасштабные обзоры всех видов, жанров и направлений в искусстве исследуемого периода, детальные исторические справки уместны только в контексте весьма узкого круга тем. Подробное изложение обстоятельств жизни художника, детальные биографии, описание мельчайших нюансов техники (за исключением тех случаев, когда именно эти подробности стали предметом Вашего исследования) следует выносить в приложения ( см. Приложение 8 ).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы. Именно по заключению члены аттестационной комиссии судят о практической ценности результатов изыскания, характере научных достижений автора выпускного квалификационногоисследования, поэтому к данной части следует отнестись с особым вниманием. Необходимо не только суммировать отдельные выводы, находящиеся в разделах работы, но и обобщить материал.

Объем заключения не должен превышать 3–4 страницы, поэтому важно логично организовать материал и продумать закономерность представления итогов работы. Лучше начать с заявления о том, насколько подтвердилась выдвинутая Вами гипотеза исследования, как были реализованы поставленные цели, и в какой степени предложенные задачи позволили достигнуть результатов. Далее следует изложить выводы по главам и параграфам, последовательно развивая основную идею вашего исследования. В конце заключения подводится общий итог работы.

Если автором исследования были достигнуты определенные практические результаты (уточнение атрибуции или датировки памятников, введение в научный оборот нового материала, опубликование архивных данных, предложение нового принципа систематизации или варианта классификации и т.д.), позволяющие использовать данную работу в качестве учебного или справочного пособия, методической разработки или иной публикации, если заявленная тема имеет перспективу научной разработки на уровне исследовательского проекта, это следует особо оговорить в тексте заключения.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Выпускная квалификационная работа должна быть полностью самостоятельной, все используемые автором материалы (включая тексты книг, статьи, архивные материалы, социологические опросы, интервью, любую другую информацию, Интернет-ресурсы и т.д.) требуют творческого осмысления и изложения своими словами.

2. Обязательным условием допуска работы к защите является наличие в ней необходимых постраничных ссылок. Научная работа при этом предполагает обязательную опору на мнение ведущих специалистов по данному вопросу. Цитаты и ссылки необходимы в тексте, однако, к их месту и выбору следует подойти с особой тщательностью. Не приветствуются как слишком пространные выдержки из чужого текста (в таком случае его следует пересказать своими словами со ссылкой на излагаемый труд, ( см. Приложение 7 ), так и диплом абсолютно без цитат (это вызывает подозрение в необоснованной трактовке проблемы или в плагиате).Все применяемые в работе цитаты помещаются в кавычки, на них необходимо давать сноску внизу страницы ( см. Приложение 7 ).

3. Объем выпускной квалификационной работы выпускника должен составлять около 80 страниц (со списком использованной литературы, но без списка иллюстраций и приложений, в том числе и без альбома иллюстраций). Чрезмерный масштаб ВКР, как правило, говорит о неумении четко формулировать мысли и выделять главное в исследуемом материале. Небольшой объем указывает на недостаточную проработку проблемы исследования и неполноту раскрытия его основных вопросов. Следует добавить, тема предопределяет объем и структуру работы, поэтому к её выбору и разработке плана исследования следует подойти с особым вниманием.

4. ВКР должна быть напечатана на стандартном листе бумаги в формате А4 (296x210 мм). Размер полей должен составлять: левого – 35 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм. Допускается оформлять иллюстрации и таблицы на листах формата АЗ (297 х 420 мм).

5. Текст ВКР должен быть подготовлен в редакторе Microsoft Word. Шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1, 5. Шрифт принтера должен быть чётким, черного цвета. Выравнивание заголовков - по центру. Выравнивание основного текста - по ширине поля. Ссылки (автоматические, формат номера - арабскими цифрами, размер шрифта 10 пт, гарнитура Times New Roman Cyr, интервал – 1 ) необходимо располагать внизу страницы. Нумерация ссылок постраничная.

6. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы и составлять 1 см. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно равняться междустрочному интервалу 3. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параграфов.

7. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Каждый новый параграф отделяется междустрочным интервалом 3. Введение, главы содержательной части и заключение нумеруются в пределах всей работы, параграфы - в пределах каждой главы, пункты – в пределах каждого параграфа. Названия глав, заголовки вводной и заключительной части и наименования параграфов должны быть выделены жирным шрифтом.

8. Структура выпускной квалификационной работы предполагает наличие Введения, нескольких глав, разбитых на параграфы и подразделы, Заключения, списка использованной литературы и списка иллюстраций.

9. Глава может быть разбита на отдельные параграфы, а те, в свою очередь, на подразделы. Однако следует учитывать, что чрезмерное дробление не идет на пользу работе. В зависимости от темы и проблематики исследования работа объемом примерно 80 страниц может делиться на 2–5 глав, главы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3…) ( см. Приложение 3 ). Каждая глава в зависимости от рассматриваемых в ней проблем может подразделяться на параграфы (а может оставаться целостной), следует обратить внимание, что объем раздела не должен быть менее 5–6 страниц. В одной главе может быть не менее двух параграфов (иначе ее нет смысла делить), в одном параграфе может быть не менее двух подразделов ( см. Приложение 3 ). Заглавие любой части работы должно содержать в себе научную проблему, обозначая некоторую исследовательскую задачу. Заголовки из одного слова за редким обоснованным исключением недопустимы ( см. Приложение 3 ). В конце заглавия точка не ставится.

10. Работу могут сопровождать приложения, в которые выносятся сводные таблицы, графики и диаграммы, сопроводительные и справочные материалы, биографии и списки работ художников, сведения по истории изучаемых произведений и другая информация, важная с точки зрения темы, но не вошедшая в структуру основной части работы. Приложения нумеруются по порядку. В тексте выпускного квалификационногоисследования необходимы ссылки на Приложения (см. Приложение 8).

11. Нумерация страниц ВКР должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Нумерация страниц от центра вверху листа. Иллюстрации и таблицы включаются в общую нумерацию страниц. Если они выполнены на листах формата АЗ, то их учитывают как одну страницу.

12. Альбом иллюстраций оформляется в виде отдельного приложения, ссылки на конкретные иллюстрации в тексте ВКР обязательны ( см. Приложение 8 ). Альбом может включать 20 – 30 иллюстраций.

13. При наличии альбома к работе обязательно прилагается список иллюстраций.

14. Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 2).

15. После титульного листа помещается оглавление с указанием номеров страниц, на которых расположены основные структурные элементы ВКР. Оглавление оформляется по установленному образцу (Приложение З). Наличие оглавления в начале работы обязательно!

16. Титульный лист ВКР подписывается студентом, научным руководителем ВКР и заведующим кафедрой.

17. Выпускную квалификационную следует переплести типографским способом в жесткий переплет, включив в него 3-4 файла для CD-диска и отзывов руководителя.

18. Правила написания буквенных аббревиатур, символов, представления формул, а также оформления таблиц, рисунков, графиков, списка литературы, ссылок, приложений регламентируются методическими рекомендациями по написанию ВКР, разрабатываемыми выпускающими кафедрами.

19. Во введении формулируется тема работы, определяются ее цели и задачи, выявляется актуальность темы, упоминаются основные труды по изучаемой проблеме, описываются предмет, объект, методы, гипотеза и структура исследования. Все упомянутые выше пункты выделяются полужирным шрифтом в тексте. Объем введения не должен превышать 8 страниц. Наличие аннотированного обзора литературы с анализом основных трудов по исследуемой теме – обязательное условие допуска работы к защите!

20. Структура и характер каждой главы должны отвечать ее названию и в целом предопределены темой выпускного квалификационногоисследования. Однако следует обратить внимание на последовательность в рассмотрении вопросов и логику в распределении материала. Традиционно – от вопросов общего характера к частным проблемам.

21. Каждая глава в обязательном порядке завершается обобщающими выводами.

22. В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы. Объем заключения не должен превышать 3–4 страницы.

23. При первом упоминании произведения искусства в тексте работы необходимо указывать год его создания, место хранения и приводить в скобках ссылку на иллюстрацию в альбоме.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь