Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ



Предания о творении мира

I. Среди многочисленных народов земного шара сохранились предания о творении Богом мира и человека, но все они силь­но искажены ложными языческими представлениями о богах и бес­конечно отличаются от возвышенной монотеистической истории творения мира, изложенной в святой Библии. Для примера приве­дем здесь вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием «Энума элиш», которую прочитал на клинопис­ных глиняных табличках знаменитый археолог Джордж Смит. Эти клинописные таблички были найдены на юге Месопотамии и датируются примерно 1800 годом до н.э. Содержание мифологического эпоса кратко можно изложить так.

Вначале существовала только вода и царил хаос. Из это­го страшного хаоса родились первые боги. С течением веков некоторые боги решили установить порядок в мире. Это вызва­ло возмущение бога Абзу и его жены Тиамат, чудовищной боги­ни хаоса. Бунтовщики объединились под водительством мудро­го бога Эа и убили Абзу. Тиамат, изображаемая в виде драко­на, решила отомстить за смерть мужа. Тогда боги порядка под водительством Мардука в кровавой битве убили Тиамат, а ее ги­гантское тело разрубили на две части, из которых одна стала землей, а другая небом. А кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник первый человек. Но до появления челове­ка боги создали все необходимые условия для его обитания. В конце творения боги устроили пир. Заключение мифологической поэмы представляет собой гимн, восхваляющий бога Мардука, главное божество Вавилонского пантеона на втором тысячелетии до н.э.

Разумеется, между этим эпосом и повествованием святой Биб­лии имеется огромная разница. Поэтому нет основания утверждать, что библейское повествование о творении мира заимствовано от ва­вилонян. Но с другой стороны, предания о творении богом мира у различных народов подтверждают истинность библейского повествова­ния об этом событии.

2. На одной из клинописных табличек, датируемой началом второго тысячелетия до н.э. ученые прочитали описание творения первой женщины по имени Нин-ти – шумерское выражение, которое можно перевести так «женщина из ребра» или женщина, творящая жизнь, чей образ напоминает образ Евы – «матери всех живущих».

3. В руинах одного из месопотамских городов археологи наш­ли аккадскую печать (около 2000 лет до н.э.), с выгравированной сценой, которая, по мнению большинства ученых, иллюстрирует биб­лейское сказание о грехопадении первых людей. Мы видим на этой резьбе дерево со змеей, а по обеим сторонам две фигуры: мужчи­ну с рогами и женщину. Правда, контуры фигур сильно стерты и потому трудно различимы. В связи с этим некоторые исследователи вы­разили сомнение в том, имеет ли печать что-либо общее с библейским рассказом о грехопадении прародителей. Однако поскольку им не уда­лось найти другого, более убедительного объяснения сценки, то по­беждает взгляд большинства ученых, что действительно найдено до­казательство существования в древней Месопотамии предания о гре­хопадении Адама и Евы.

4. Среди ранних шумерских текстов имеются «родословные таблички», которые напоминают родословные книги Бытия (10-11). Здесь также имеются упоминания о десяти знаменитых царях, которые царствовали до великого потопа. Обозначен даже их возраст, который варьирует между 21600 и 10800 годами. В сравнении с этими годами жизни великих шумерских допотопных людей, возраст десяти библейских патриархов кажется ничтожно малым.

Предание о потопе

5. Среди людей всех рас существует множество преданий о гигантском катастрофическом наводнении. Все они говорят о совершившейся трагедии в истории человеческого рода, но передают это событие в искаженном виде. И хотя в течение многих веков первоначальное предание изменилось до неузнаваемости, все же и в искаженных преданиях мы находим удивительные совпадения с библейским повествованием о потопе. Так, почти во всех преданиях фигурируют некие предвестники беды. Этими предвестниками являются различные языческие боги, которые повелевают своим избранникам построить большой корабль.

Другой общий штрих, в числе предупрежденных и спасающихся от гибели постоянно фигурируют два человека – мужчина и женщина (иногда сопровождаемые детьми).

Следующая общая черта: спасаясь от надвигающегося бедствия, предупрежденные берут с собой различных животных. Когда же воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершину горы, первой появившейся из воды.

Библейский Ной для того, чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Предания различных континентов говорят, что и их люди, спасшиеся от потопа, поступали точно также, как и библейский Ной.

Общей деталью во всех преданиях является также радуга, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Все эти исходные детали, а также повсеместность сообщений о потопе дают нам основания утверждать, что в основе их лежит реальное событие, действительно происшедшее в мире, о котором и повествует Книга книг Библия.

Ниже мы приведем древнейшее шумерское предание о потопе, которое было обнаружено в клинописных табличках, извлеченных из библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии.

Гильгамеш, – как рассказывает нам клинописное письмо, ре­шил обеспечить себе бессмертие и отправился в долгое путешест­вие, полное приключений, чтобы найти предка Утнапиштима, от которого он надеялся узнать тайну вечного существования, кото­рой боги одарили его. Когда он достиг острова, на котором жил Утнапиштим, Гильгамеш спросил у него «Тайну Жизни». Утнапиштим сообщил ему, что он когда-то жил в Шуруппаке и был верным почита­телем бога Эа. Когда боги решили уничтожить человечество пос­редством потопа, Эа предупредил преданного ему Утнапиштима и дал такое повеление: «О, человек из Шуруппака, сын Убара Туту, разруш свой дом, построй вместо него корабль. Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Принеси семена всякого рода живых существ и корабль, который ты дол­жен построить. Пусть его размеры будут хорошо вымерены».

В соответствии с повелением бога Эа, Утнапиштим строит корабль и говорит: «На пятый день я решился на его план. Пол был 200 кв. футов. Стены были 200 футов высотой. Я дал ему шесть этажей и разделил высоту на семь. Его внутренность я раз­делил на девять. Шесть сар смолы вылил в печь».

Когда Утнапиштим окончил постройку корабля, он устроил роскошный пир. Он снабдил олениной и бараниной тех, кто помо­гал ему в работе по постройке и раздал «яблочный сок, пиво, масло и вино людям, что все лилось, как рекой».

Затем он продолжает: «Все, что я имел, я погрузил из се­мян всех живущих существ. Я ввел в корабль всю мою семью и родственников. Скот полевой, звери полевые, все мастера – я велел им войти в него. Я вошел в корабль и закрыл мою дверь. Как только проблеск рассвета засиял в небе, пришла черная ту­ча от основания неба. Внутри ее гремел Адад (бог грома). Ярость Адада достигла небес, превращая весь свет во тьму».

Боги Месопотамии, устрашенные потопом, спасаются в верхние области неба, где имеет свое обиталище бог Ану. Прежде чем войти, «они сгибаются и съеживаются, подобно собакам». Они огорчены и расстроены тем, что случилось, и слезно, в крайне подавленном состоянии подают свою жа­лобу.

Но потоп бушует не переставая, как об этом повествует Гильгамеш: «Шесть дней и ночей бушевал ветер, наводнение, циклон опустошал страну. Когда пришел седьмой день, циклон, наводнение, борьба кончилась. Все это сражалось, как армия. Море сделалось спокойным, циклон совсем прекратился. И все человечество превратилось в глину. Почва была плоска, как крыша.

Далее Утнапиштим рассказывает устрашенному Гильгамету, что произошло, когда бедствие окончилось: «Я открыл окно и свет упал на мое лицо. Корабль лежал на горе Низир». Затем Утнапиштим выпустил из окна голубя, ласточку, воро­на, а когда убедился, что земля высохла, вышел из корабля и принес богам жертву.

Сравнивая это предание с библейским повествованием, можно видеть, как с распространением язычества люди загряз­няли чистый источник первоначального предания.

Ученые о потопе

6. Повсеместные предания о потопе поставили перед уче­ными вопрос, не являются ли эти сказания отголоском стихий­ного бедствия давно минувших времен, которое глубоко вре­залось в память многих поколений. Этот вопрос с блеском разрешил знаменитый английский археолог, Леонард Вулли, открывший в 1923 году город Ур. В гигантской мусорной свал­ке, которая в течение тысячелетий скапливалась под стена­ми г. Ура, когда-то шумерейской столицы, он прорыл шахту и на глубине четырнадцати метров, обнаружил гробницы шумер­ских царей третьего тысячелетия до н.э., содержащие огромнные сокровища и человеческие останки. Но Вулли решил обязательно выяснить, что скрывается под этим местом захо­ронения. Когда был выкопан следующий пласт, археологи наткнулись на речной ил, в котором не было никаких следов чело­веческого существования. Помощники Вулли считали, что они достигли девственной почвы, но Вулли приказал копать глуб­же. Дальнейшие раскопки кладбища привели к замечательному открытию. Под слоем ила толщиной в три метра появились новые следы поселений: кирпичи, мусор, пепел от костров, осколки керамики. Как форма, так и орнамент черепков гончарных изде­лий свидетельствовали, что они относятся к совершенно иной культуре, чем те, которые были обнаружены над слоем речного ила. Расположение пластов можно было объяснить только следую­щим образом: какое-то гигантское наводнение уничтожило неиз­вестные нам поселения неведомой древности, а когда вода от­ступила, пришли другие люди и снова заселили Месопотамию. Это были шумеры, которые после потопа создали самую древнюю из известных нам цивилизаций мира.

У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть остатки гигантского и катастрофичес­кого потопа, который дал осадок в виде слоя глины. Исчисляя по­средством возраста слоев, содержащих следы человеческого оби­тания, – а в этом отношении они столь же надежны, как кален­дарь, – можно также установить достоверно, когда имел место Великий потоп. Он произошел около четырех тысяч лет до Рождества Христова. Большинство ученых считают, что это гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы это­го потопа ученые находят и на европейском континенте. Они сви­детельствуют, что всю Европу до высоких гор, как снежным покро­вом, покрывают деллювиальные суглинки, т.е. осевшая муть пото­па.

Что известно о Ноевом Ковчеге?

7. Библия сообщает, что Ноев Ковчег остановился на верши­не горы Арарат. Имеются ли у нас какие-нибудь основания утверж­дать, что Ноев ковчег, пролежав не одну тысячу лет сохранился до наших дней. И не будет ли в высшей степени безрассудно се­годня искать останки Ноева Ковчега? Прежде чем ответить на это вопрос обратимся к истории.

Первые сведения о поисках Ноева Ковчега сообщает историк древнего мира, языческий жрец Бероз в 475 г. до Р.Х. Он сообщает о том, что многие люди и в его время и раньше достигали вершины Арарата, видели там Ноев Ковчег и приноси­ли частицы его, как реликвии. В христианские времена об этом свидетельствует Николай Дамасский, что остов ковчега долгое время оставался в сохранности. Иосиф Флавий (I век. н.э.) в своем труде «Иудейские Древности» также свидетельствует, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствует и св. Феофил Антиохийский (180 г. н.э.). В 1800 году американец Клавдиус Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, который утверждал, что он добрался до вершины Арарата и видел остатки ковчега.

В 1840 году Константинопольский журнал сообщил об обнаружении Ноева Ковчега. Турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арара­те, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черно­го цвета, торчащего из ледника. Проникнув внутрь ковчега, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений. Турки могли войти только в три из этих отделений, а другие были заполнены льдом.

В 1898 году архидиакон Несторианской церкви Нури, изу­чая истоки реки Евфрата, поднялся на Арарат и официально объявил, что он видел остатки ковчега, что передняя и задняя часть корабля достижимы, а средняя остается подо льдом. Ковчег сделан из толстых досок темно-красного цвета. Обме­рив ковчег, Нури нашел точное подтверждение описания его в Библии.

После этого сообщения ничего не было слышно об экспе­дициях на Арарат до первой мировой войны. Но в августе 1916 года русский летчик Владимир Росковецкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом и наблюдал в вос­точной части вершины замерзшее озеро. На краю этого озера был каркас гигантского корабля. Часть корабля была погружена в лед, а бока открыты и местами продырявлены. Была видна одна из створок двери.

Эти свидетельства летчика были затем подтверждены русской экспедицией, документы которой, вероятно, не сохранились.

Надо сказать, что не все экспедиции достигали успеха, так как ковчег не всегда показывается изо льда, который тол­стым слоем покрывает вершину горы. Если бы корабль остановил­ся ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. Если бы он остановился на самой вершине, то после Потопа он покрылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Про­мыслом Божиим было так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км., где ледяной покров значительно меньше. В хо­лодные годы Ковчег покрыт льдами и снегом и не виден, – в жар­кие же годы летом часть его обнаруживается, что впрочем бывает очень редко. Но экспедиция французского альпиниста Ф. Наварры была на редкость удачная. Шестого июля 1955 года Наварра со своим тринадцатилетним сыном Гибраэлем совершил трудный подъем на Арарат, нашел Ноев Ковчег и сделал это открытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактивным методом анализы привезенного им мертвого куска дерева (шпангоута корабля), ко­торые показали, что дереву (дуб) пять тысяч лет. Анализы были произведены в двух лабораториях: в Каире и Мадриде.

В 1969 году журнал «За рубежом» № 52 опубликовал Лондон­скую статью, в которой сообщалось, что научная экспедиция, органи­зованная, американскими археологами, обнаружила на горе Арарат несколько деревянных обломков на том месте, где в 1955 г. Фернан Наварра обнаружил погруженный в лед корабль. Экспедиция ре­шила в 1970 году поднять на Арарат тяжелые механизмы и оборудование, с помощью которых можно будет освободить озеро от массы льда. «Даже те учение, которые скептически относятся к легенде о Ное и его ковчеге, уверены, что на дне озера покоится какое-то большое древнее сооружение из дерева» (стр. 21).

К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свою дель.

8. Предание армянского народа гласит, что недалеко от древней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально значит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древнос­ти свято почитается. Насколько достоверно это предание, трудно сказать.

О Вавилонской башне

9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Ефрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или круглых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися к вер­ху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лест­ница. Во время религиозных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах.

Самая знаменитая из этих пирамид называемых зиккуратами, находилась в великолепной столице страны Вавилоне. Археологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90х90 м., а высота его достигала также 90 метров.

Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида идентичной библейской Вавилонской башни? Известный фран­цузский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что вопрос этот не вызывает ни малейших сомнений.

В 1976 году иракское правительство решило восстановить Вавилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда турис­ты могли увидеть ее во всем своем величии.

Ур Халдейский

10. Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот пришло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-таки права.

В 1923-29 годах англо-американская археологическая экспе­диция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вули раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский – родину патриарха Авраама, и сделала это открытие достоянием всего мира. Под красными склонами громадной башни лежал це­лый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна, благодаря терпеливым и упорным трудам архе­ологов. Вули и его помощники были вне себя от радости, так как перед ними находился Ур, «Ур Халдейский», о котором говорит Библия.

Тщательные раскопки показали, что Ур Халдейский был могущественным и процветающим, красивым и деловым столичным городом в на­чале второго тысячелетия до Рождества Христова. В связи с эти­ми открытиями Вули писал: «Мы должны радикально изменить наш взгляд на еврейского Патриарха, когда мы видели, что его годы прошли в таком лишенном наивности окружении. Он был горожанином великого города и унаследовал традиции древней и высокоорганизованной цивилизации». (В. Келлер «И все-таки Библия права», 1958 г.)

Харран – город древнего царства Мари

11. Между Мосулом и Дамаском находится холм, названный арабами Тель-Харри. Однажды, копая на этом холле могилу, люди нашли там каменную статуэтку, которая на вид была очень древней. Узнав о находке, французский археолог Андре Парро поспешил туда и в 1934 году начал систематические раскопки. Уже в первые дни он нашел фигуру бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописный текст у основании скульптуры гласил: «Я Лами-Мари, царь государства Мари...».

Эта новая находка произвела колоссальное впечатление. О существовании в древности государства Мари, правда, бы­ло известно и ранее, но никому не удавалось узнать, где оно на­ходилось. В XVII веке до н.э. страну завоевали вавилонские войска и сравняли ее столицу с землей, так что от нее не осталось и следа. Дальнейшие поиски Парро подтвердили, что под холмом находятся развалины столицы Мари. Были обна­ружены храм, жилые дома, крепостные стены, зиккурат и преж­де всего великолепный царский дворец, построенный в третьем тысячелетии до н.э., который состоял из двухсот шестидеся­ти комнат. Крупнейший находкой оказался царский архив, сос­тоящий из тридцати трех тысяч шестисот табличек с клино­писными текстами. Из этих табличек мы узнали, что население Мари составляли племена амореев (симитов). В состав го­сударства входил также город Харран, причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Фарры (примерно XIX сто­летия до н.э.) В 1958 году город Харран был раскопан британским археологом Дэвидом Райс.

Лингвистический анализ клинописных табличек из Мари доказал, что евреи по своему происхождению были очень близки к амореям и даже составляли одну из их этнических ветвей, которая носила название арамеев. В древние времена от Персидского залива двигалась в северном направлении мощная волна миграции симитских племен, известных под названием амореев. Их безудержный поток продвигался вверх по Евфрату, вытесняя шумеров, и занял почти всю Месопотамию. На разва­линах покоренных маленьких государств амореи создали многочисленные собственные государства, которые в конце кон­цов сплотил в единую крепкую Вавилонскую державу самый выдающийся из аморейских царей – Хаммурапи. В переселении симитских племен несомненно принимали участие и евреи. Об этом свидетельствует факт, что первоначально они жили в Уре, а потом переселились в Харран, – город, населенный амореями. Но и здесь часть еврейского племени долго не задержалась. Примерно в 1850 году до н.э., когда орды арьев с боями продвигались по индийской земле, а на Евфрате амориты положили начало Вавилону, толпа пастухов в пестрых одеж­дах, подгоняя овец и коз, двигались по дорогам Сирии. Пастухи шли из Харрана, направляясь в Ханаанскую землю. Этих людей воз­главлял вождь или лейх Авраам. Их было немного, более трехсот человек, и уход их едва ли привлек большое внимание. В те тре­вожные годы многие семьи покидали насиженные места и отправля­лись на поиски новых земель.

Между тем это внешне неприметное событие открывало новую главу в истории всемирного Богоискательства.

12. Если бы мы захотели представить себе, как выглядели люди Авраама во время своего переселения в Ханаан, то достаточ­но взглянуть на одну египетскую фреску того времени, изображаю­щую приход сирийских бедуинов в землю фараонов.

Впереди каравана выступает шейх племени. Он и его спутники ведут прирученного дикого козла – дар пустыни. Далее следуют во­ины с луками и дротиками. Их смуглые лица обрамлены узкими бо­родками, волосы их густы и волнисты. Один из пришельцев играет на пастушеской арфе. Имущество пришельце навьючено на ослов, рядом с которыми идут женщины. Их пышные иссиня-черные волосы рассыпаны по плечам и только на лбу изящно перехвачены белой лентой. Одежда женщин мало отличается от одежды мужчин. Это просторные, падающие прямыми складками рубахи, украшенные ярким сине-красным узором и оставляющие одно плечо обнаженным. Все обуты в кожаные сандалии. Дети путешествуют на ослах среди узлов и мехов с водой.

Если бы египетский художник пожелал изобразить Авраамовых людей во время их «исхода» из Харрана, его бы картина мало чем отличалась от этой.

13. Обычай усыновлять детей действительно имел место в древней Месопотамии. В архиве, найденном среди развалин дома богатого месопотамского купца в Нузу, обнаружен брачный контра­кт семьи Тегаптилли (около 1500 г. до н.э.); в нем содержится, в частности, следующий параграф: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей не будет, она сама выберет мужу рабыню, а детей, рожденных от это­го союза, воспитает, как своих собственных».

Поиски Содома и Гоморры

14. Ученые не сомневаются в том, что библейские города Содом и Гоморра существовали в действительности, но пока что им не удалось обнаружить их место нахождения.

Вот вкратце результаты поисков, достигнутые к сегод­няшнему дню.

I). Уже в середине XIX века англичане установили, что от узкого мыса Лисан, на восточном берегу Мертвого моря, тянется под водой высокий скалистый гребень, разделяющий это озеро на два отдельных бассейна. Южный – очень мелкий, а в северном – дно резко опускается на глубину четырехсот метров. Предполагают, что мелкая часть была некогда сушей, затопленной в результате какого-то геологического катаклизма. Согласно Библии, Содом и Гоморра находились в долине Сиддим, где ныне море Соленое (Быт. 14, 3 ). Недавно найдены отрыв­ки из «Первобытной истории» финикийского жреца Санхунятона, который пишет: «Долина Сиддим провалилась и стала озером...

2). Геологические обследования обнаружили следы рез­ких вулканических катаклизмов в долине Иордана, у подножия гор Тавр и на Синайском полуострове. Геологи установили даже дату этого стихийного бедствия. Оно произошло примерно за два тысячелетия до н.э., то есть во времена Авраама.

Дубрава Мамре

15. Местность Мамре, где Авраам, а затем Исаак бла­годенствовали в тени дубрав, вообще никогда не исчезала в течение всей истории Палестины. Она расположена в трех километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-эль-Халиль (священная возвышенность Друга Божия, т.е. Авраама). Там издавна окружены религиозным почита­нием дуб, колодец и жертвенник Авраама. При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. Кроме того, в окрестных пещерах найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище. Над пещерой в Махпеле, где, согласно Библии, похоронены патриархи Авраам, Исаак, и Иаков, находится теперь одна из самых почитаемых исламских мечетей.

16. Долгое время оставался загадочным вопрос о статуэтках и домашних божков, украденных Рахилью. Какая причина побудила Рахиль украсть идолов и почему Лаван придавал им такое значе­ние. Ответ был найден лишь недавно. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет стар­шему сыну статуэтку домашнего божка – покровителя рода, и глав­ную долю наследства. Отец подчеркивает в своем завещании, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы идолу. Согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладающий статуэткою тестя, пользовался правом наравне с сыновьями.

Исходя из этого, можно предполагать, что Рахилью руководи­ли чисто практические соображения: украв статуэтку, она обеспечи­вала своему мужу право на наследство. Лаван знал об этом и имен­но потому так настойчиво добивался возвращения украденного. Архе­ологами были раскопаны развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую месть. Самый древний слой раско­пок относится к XIX веку до н.э. Там найдены остатки крепостной стены, дворца и храма.

Евреи в Египте

17. Незадолго до того, как Иосиф был продан в Египет, страну фараонов постигли большие бедствия. Около 1780 года в Египте вспыхнуло народное восстание, последствия которого долго давали о себе знать, так что в XVII веке политическая мощь Египта силь­но пошатнулась. В этот период политического упадка страну пот­рясло страшное несчастье. С востока надвинулась неисчислимая рать чужеземных воинов и, как горная лавина низринулась на Египет. Захватчики, закованные в железные латы, вооруженные длин­ными мечами с быстротой молнии мчались на боевых колесницах, запряженных лошадями. Египетские солдаты сражались в пешем строю и почти нагие; прежде чем они успевали воспользоваться своими копьями, пращами и луками, их топтали конские копы­та и давили колеса боевых колесниц. За короткий срок непо­бедимая на протяжении веков египетская держава была стерта в прах, и слава фараонов угасла почти на два столетия. Захватчики были гиксосы. Их вожди переняли все внешние ат­рибуты власти фараонов и продержались в покоренном Египте около ста пятидесяти лет (1730-1580), огнем и мечем подавляя малейшие проявления бунта. Гиксосы, правда, оккупиро­вали только Низший Египет с дельтой Нила, но провинциаль­ные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей завоевателей стал город Аварис в дельте Нила. Самое название гиксосы означает «вожди пустыни» или «цари чужеземных стран». Гиксосы были симитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, приближался к ран­ней форме древнееврейского языка.

Возникает вопрос: какое отношение к этим событиям имеют патриарх Иаков и его сыновья? Ученые в наши дни единодушно сходятся во мнении, что эмиграция семидесяти пяти израильтян в Египет совпадает с периодом господства гиксосов. Иаков и его потомство в Египте встретили гостепри­имно не только в силу заслуг Иосифа, но и по тому, что они состояли в близком родстве с оккупантами, которые для укреп­ления своей власти проводили политику заселения Египта семитскими народами. На этом политическом фоне многие эпи­зоды библейского сказания находят свое логическое истолкова­ние. И прежде всего разъясняется вопрос о возвещении Иосифа на пост наместника фараона. Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиа­тов. В книге Бытие (46, 34) о евреях буквально сказано так: «Мерзость для египтян всякий пастух овец».

Но если Иосиф сыграл большую роль в политической жизни Египта, то почему нет о нем ни одного упоминания в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и пол­ны подробностей. Такого рода пробел в египетской истори­ографии для некоторых ученых казался подозрительным и возбуждал сомнение в реальности патриарха Иосифа. Но здесь нельзя забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Историчес­кие хроники внезапно обрываются на 1730 года до н.э. и возоб­новляются только после 1580 года до н.э.

В начале XVI века против гиксосов вспыхнуло восстание. За короткое время египтяне изгнали из своей страны ненавистных им завоевателей и на престол поставили своего национального фа­раона. Фараоны египтяне повели по отношению к израильтянам совершенно иную политику. Они превратили симитские племена в рабов и заставили их выполнять тяжелые работы по строительству городов. Особенно трудно приходилось евреям при третьем фараоне; девятнадцатой династии Рамсесе II (317-1251 годы до н.э.), который расширил строительные работы. При нем была построена новая столица, носившая его имя, а такте город Пифом. Архео­логи раскопали развалины этих городов в дельте Нила и установили их происхождение.

Надо сказать, что Рамсес II был выдающимся фараоном, при его правлении Египет достиг вершины своего великодержавного могущества. Поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось уйти из Египта при жизни Рамсеса. В настоящее время преобладающее большинство исследователей полагают, что исход израильтян из Египта осуществился в 1250 году до н.э. при фараоне Мернепта, преемнике Рамсеса II.

Завоевание Ханаана

18. Может возникнуть вопрос; как вообще оказалось возмож­ным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, страну, распола­гавшую многими укреплениями города и хорошо вооруженными войсками. Успех израильтян, однако, станет понятен, если мы соот­несем его с политической ситуацией тогдашнего мира. Ханаан, как мост между Африкой и Азией, постоянно служил объектом со­перничества великих держав – Месопотамии и Египта. После изгнания гиксисов он и течение трех столетий оставался еги­петской провинцией и был разделен на множество мелких княжеств.

В то время, когда Моисей привел свой народ к Иордану, египетская мощь уже пошатнулась под ударами хетов и осо­бенно под натиском индоевропейских племен, или, как их тогда называли, «народов моря».

С другой стороны, в Месопотамии царства Ассирийское и Вавилонское вели борьбу за обладание всего Двуречия и меньше всего обращали внимание на Сирию и Ханаан. По мнению историков, это был один из тех очень редких пери­одов в истории Древнего мира, когда в Ханаане не сталки­вались экспансионистские устремления Азии и Египта.

Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каждый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до та­кой степени, что в минуту величайшей опасности они не смог­ли создать общий фронт обороны. О степени этой раздроблен­ности свидетельствует книга Иисуса Навина, в которой гово­рится, что он убил тридцать одного царя.

На фоне этих политических отношений и того нравствен­ного развращения ханаанских племен, о которой упоминает­ся в Библии, становится совершенно понятным успех Иисуса Навина, единственным, но всемогущим союзником у которо­го был Иегова.

Чудесный переход Иордана

Упомянутый в тексте город Адам дал возможность иссле­дователям Библии выдвинуть предположение об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины библейского города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между стенами из извести и глины. Оба берега часто испытывают подземные толчки вулканичес­кого происхождения. Не раз случалось, что скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину, которая останавливала течение воды. В 1927 году Иордан был таким образом перекрыт почти на целые сутки. В то время как вода скопилась к северу от бывшего города Адама, южный отрезок реки от плотины до Мертвого моря стал таким мелким, что его можно было перейти, едва замочив ноги.

Возможно и в то отдаленное время, когда израильтяне стояли у Иордана, готовясь к его переходу, Господь совершил для них чудо посредством естественного природного яв­ления – землетрясения. Для подтверждения этой гипотезы мы находим следующие места в Священном Писании. Так, например, пророчица Девора говорит в своей вдохновенной песне победы: «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась...» А в псалме сто тридца­том мы находим следующие слова: «Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы».

Следы завоевания

Археологи раскопали руины городов Вефиля, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона, которые были разрушены и сожжены Иису­сом Навином. Всюду в слое двенадцатого века до н.э. обнаруже­ны очевидные следы насилия и пожара. Зато не обнаружено сле­дов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Правда, сомнения возникли в связи с раскопками Иерихона. Руины Иерихона образуют гигантский холм, высящийся на западном берегу Иордана. Результаты проведенных розысков прямо-таки поразительны. Обнаружены толстые крепост­ные стены, дома, колодцы и могилы, наслоенные в несколько ярусов. Британская экспедиция (1952 г.) подтвердила, что Иери­хон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и раз­рушенные части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н.э. Правда, такой точки зрения придерживаются не все ученые.

Открыватели Иерихона такте считают, что эта крепость могла стать жертвой землетрясения и пожара, доказательством чего служат закопченные груды камней и кирпичей, обугленные куски дере­ва, а такте толстый слой пепла, покрывающий руины самого верхнего культурного слоя.

Если мы теперь попробуем соединить на карте черточкой те города, о которых известно, что они были сожжены в XII веке до н.э., то мы получим путь завоеваний Иисуса Навина. Он не завоевал всего Ханаана, но шел по линии наимень­шего сопротивления, обходя сильно укрепленные местности. Поход Иисуса Навина, таким образом, скорее имел харак­тер постепенного проникновения в менее заселенные и сла­бо защищенные части Ханаана.

Силом – религиозный центр Израиля

19. В наши дни город, где находилась святыня Израиля, археологами раскопан. Следы большого пожара, найденные здесь, говорят о том, что этот город был филистимлянами сожжен до основания. Точку зрения археологов косвенно подтверждает книга пророка Иеремии, где сказано: «Пой­дите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пре­бывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего, Израиля» (7, 12). И далее Про­рок говорит о разрушении Иерусалима: «Дом сей будет как Символ, и город сей опустеет, останется без жителей».

Из этого нам теперь становится понятно, почему Са­муил после смерти Илия ушел из Силома и поселился в своем родном городе Рамафаиме.

Гива – столица царя Саула


Поделиться:



Популярное:

  1. Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена Вавилонского (930-586)
  2. Беспокойство никоим образом не отражает степень компетентности человека или характер предстоящих событий.
  3. В. С. Соловьев. «Смысл современных событий»
  4. Введенное формализованное описание сложной системы как условно/событийной системы позволяет не только описывать ее структуру, но и анализировать динамические процессы, происходящие в ней.
  5. Все ценности в драме вырастают через конфликты событий.
  6. Главный ключ к предсказаниям (вероятность событий)
  7. Даты важнейших событий истории мировой экономики
  8. Другие археологические данные
  9. Другие подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета
  10. ЗАДЕРЖКА ВО ВРЕМЕНИ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ: НЕПРЕРЫВНЫЕ ФЬЮЧЕРСЫ НА КАКАО
  11. Запрос о предоставлении негативного внешнего подтверждения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь