Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В. С. Соловьев. «Смысл современных событий»



 

В средневековом христианстве, в средневековой церкви открытое истинным христианством Божественное начало, христианский Бог превратился в нечто внешнее, совершенно чуждое истинно человеческому началу, и в этом качестве оно должно было рано или поздно потерять всякую силу. Результатом процесса овнешнения было отречение человека от Бога, признание Его несуществующим. Однако от христианства осталось в человеческой душе бесконечное стремление осуществить на земле, в данном мире, в данной действительности что-то лучшее, какое-то царство правды, хотя действительный характер царства правды и утратился.

Итак, Бога человек потерял. Божественное начало, скрытое в душе человека и открытое в христианстве, потерялось из виду. Остались в распоряжении человека только начало человеческое, рациональное, и инстинкт, животная природа. И вот мы видим стремление на этих началах основать царство правды; являются попытки реализовать его во имя чистого разума; эту роль выполняет французская революция провозглашением безусловности прав разума. Однако немедленно вслед за переворотом обнаруживается, что разум, сам по себе, есть начало < не> определенное, безразличное, формальное, что он может своим анализом разбить традиционные формы жизни, но бессилен дать жизни содержание сам из себя. Жизненное содержание разум получает или из бытия Божественного, или из бытия материального. Когда первое было закрыто, оставалось только второе. Поэтому мы видим, что вслед за провозглашением чисто человеческого начала, прав разума, дается полный разгул животным страстям. И если первая половина задачи французской революции, провозглашение безусловных прав человека, имела некоторый благотворительный результат, явившись довершением того, что было начато христианством, упразднив рабство в форме остатков феодализма, в форме крепостного состояния, то во второй своей половине революция, основываясь на насилии, привела лишь к худшему деспотизму.

Современное революционное движение началось с того, чем кончила французская революция, и такой ход движения логичен. Дело в том, что господствующее миросозерцание отказалось не только от теологических принципов, а и от метафизической идеи, права чистого разума, которая лежала на основе революции. Если же отнять и теологические принципы и метафизическую идею безусловной личности, остается только зверская природа, действие которой есть насилие.

Но если современная революция начинает с насилия, если она пользуется им как средством для осуществления какой-то новой правды, она тем самым обнаруживает, что в ней кроется явная ложь; ложь в принципе и на практике; в принципе - потому что, признавая только материальное начало в мире и человеке, нельзя говорить о чем-то должном, о чем-то таком, что не существует, не должно существовать, ибо с точки зрения материальной все есть материальный факт и никакого безусловного начала не может быть; это - ложь по факту, потому что, если бы действительно современная революция искала царства правды, она не могла бы смотреть на насилие как на средство его осуществить. Если она признает правду, должное, истинное, нормальное, если она верит в правду, она должна признавать, что правда сама собою сильнее неправды. Употреблять же насилие для осуществления правды – значит признать правду бессильною. Современная революция на деле показывает, что она признает правду бессильною. Но поистине правда сильна, а насилия современной революции выдают ее бессилие. Для человека, с человеческой точки зрения, всякое насилие, всякое внешнее воздействие чуждой ему силы есть бессилие. Такая внешняя сила есть для зверя - сила, а для духовного существа - бессилие, и если человеку не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности.

Соловьев В.С. Смысл современных событий. Сочинения В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 36-38.


Вопросы для анализа

1. Проанализируйте текст и выделите его основные положения:

а) о значении божественного начала в человеке;

б) о несовместимости революционного насилия со стремлением к царству правды;

в) о преодолении зла моральными усилиями.

2. Сделайте вывод о значении нравственно-этических вопросов в философии В.С. Соловьева.

 

 

Н.А. Бердяев «Душа России»

Мировая война1 остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире... С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство - к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то подлинно народное, подлинно русское…

Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества… Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия - противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами. Тютчев сказал про свою Россию:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только в е р и т ь.

И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры. Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Тогда русское самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от характерного космополитического отрицания и иноземного рабства…

Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым… В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как " земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет". Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных… Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. И потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, что государство - это " они", а не " мы" … Русская безгосударственность - не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности. Русский народ хочет быть землей, которая невестится, ждет мужа. Все эти свойства России были положены в основу славянофильской философии истории и славянофильских общественных идеалов. Но славянофильская философия истории не хочет знать антиномичности России, она считается только с одним тезисом русской жизни. В ней есть антитезис…

Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных… Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через все русской бытие.

Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности. Это - вторая антиномия, не меньшая по значению, чем отношение к государству. Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного… Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации…

Таков один тезис о России, который с правом можно было высказать. Но есть и антитезис, который не менее обоснован. Россия - самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение…

Ту же загадочную антиномичность можно проследить в России во всем. Можно установить неисчислимое количество тезисов и антитезисов о русском национальном характере, вскрыть много противоречий в русской душе. Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Россия - самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе… В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства… Только в России нет давящей власти буржуазных условностей, нет деспотизма мещанской семьи. Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни... В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни… Все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.

А вот и антитезис. Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти… Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью…

Как понять эту загадочную противоречивость России, эту одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь, как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Корень этих глубоких противоречий - в несоединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере. Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество - вечным застоем, потому что мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины. Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе. Отсюда вечная зависимость от инородного… И в других странах можно найти все противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, бюрократическая государственность рождается из анархизма, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания…

Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Советский писатель.- 1990.- С.8-23.

 

Вопросы для анализа

1. Определите, какую проблему ставит автор? Является ли она актуальной в наши дни? Каково Ваше мнение?

2. Н.А. Бердяев пишет, что Россия остается неразгаданной тайной. Как он считает возможным подойти к разгадке этой тайны?

3. Какие антиномии в жизни русского народа, в его душе формулирует Н.А. Бердяев? Проанализируйте каждую из них.

 

Пояснения к тексту:

1Статья была написана в 1915 г. во время первой мировой войны.

 

 

Указатель имен

Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, подверг критике его теорию о бестелесных сущностях (эйдосах). Признавал в качестве основного принципа бытия форму (энтелехию).

Основные сочинения: «Органон», («Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика»), «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика» и др.

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский философ, представитель экзистенциализма. Выдвигал идею создания новой философии как живознания, т.е. воссоединения мышления с живыми корнями бытия. Рассматривал творчество как способ преодоления отчуждения и путь к свободе. Свобода, в свою очередь, понималась как внебытийное, субстанциональное явление. Дал широкий анализ различных общественно-политических течений, проблем демократии, государства, социальных революций.

Основные сочинения: «Смысл творчества», «Философия свободного духа» и др.

 

Бэкон Френсис (1561-1626) - английский философ, родоначальник философии Нового времени. Развил новое понимание задач философии и науки. Выступал против схоластики. Выдвинул в качестве основного метода познания индукцию и эксперимент. Отстаивал позиции сенсуализма.

Основные сочинения: «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида», «Мысли и наблюдения», «Истории Генриха VII».

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Развил объективный идеализм и диалектику. Был сторонником логического обоснования истории и познания (панлогизм).

Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики» и др.

Декарт Рене (латинизиров. Картезий) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Один из родоначальников философии Нового времени. Выдвинул принцип сомнения как способ преодоления устаревших знаний и создания новой философии. Отстаивал позиции рационализма и дедуктивного метода познания. Учение, продолжившее идеи Декарта, получило название картезианства.

Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Разработал систему трансцендентального идеализма, оригинальное учение о познании, этическое учение - категорический императив.

Основные сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др.

», «Философские основания физики», «Введение в философию науки».

 

Конфуций(ок. 551-479 до н. э.) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Он уделял основное внимание вопросам этики, принципам построения гармоничного общества. Учение Конфуция оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии.

Основное сочинение: «Лунь-юй» (Беседы и суждения)

 

Ламетри Жюльен Офре (1709-1751) – философ-материалист. Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Ламетри рассматривал мир как проявление протяженной, внутренне активной материи. Процесс мышления Ламетри понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущения и памяти.

Основные сочинения: «Человек-машина», «Система Эпикура».

 

Лао-Цзы (Ли Эр) (IV-III в. до н. э.) - автор древнекитайского трактата «Лао-Цзы» (древнее название «Дао дэ цзин») - канонического произведения даосизма.

 

Николай Кузанский (настоящее имя Николай Кребс) (1401-1464). Кузанским зовется по месту рождения (Куза на Мозеле) - немецкий философ, ученый и богослов эпохи Возрождения. Переработал под влиянием неоплатонизма понятия христианской философии в учение о Боге как максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит явления природы. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и многого и т.д. Учение Кузанского близко пантеизму.

Основные сочинения: «Об ученом незнании», «О происхождении».

 

Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий философ, представитель философского иррационализма, один из основателей «философии жизни». На место классических категорий «материя» и «дух» поставил категории «жизнь» и «волю к власти». Произвел радикальную переоценку ценностей, сложившуюся в европейской философии. Резко критиковал христианство.

Основные сочинения: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» и др.

 

Ортега-и-Гассет (1883-1955) - испанский философ. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и экзистенциализмом. В центре внимания - социальные проблемы. Впервые в западноевропейской философии изложил основные принципы понимания «массового общества». Критиковал духовную ситуацию в Европе начала XX в. Основным интеллектуальным стилем «массового общества» считал рационализм.

Основные сочинения: «Дегуманизация искусства», «Восстание масс», «Как я понимаю философию? » и др.

 

Пико дела Мирандола(1463-1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Разделял идеи гуманизма, был близок к позиции неоплатоников. В понимании природы и человека придерживался пантеистических взглядов. Пико дела Мирандола не завершил большинства замыслов и не привел в систему свои идеи. В центре внимания – проблема человека и его особого положения в мироздании.

Основное сочинение: «Речь о достоинстве человека».

Платон (428\427-348\347 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, представитель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм, которые называл «видами» или «идеями». В центре космологии - учение о «мировой душе» и теле как темнице души. В теории познания Платон - сторонник учения о знаниях как воспоминании. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, основанное на рабском труде, где правят «философы».

Основные сочинения: диалоги «Федон», «Теэтет», «Пир» и др.

 

Сартр Жан-Поль(1905-1980) – французский философ, писатель и общественный деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Стремился применить диалектическую методологию в разработке проблем онтологии, антропологии и гносеологии. Центральное место в философии отводил концепции свободы человека.

Основные сочинения: «Бытие и ничто», «Критика диалектического разума», «Экзистенциализм – это гуманизм».

 

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ и богослов, публицист и поэт. Центральной темой в философии является учение о всеединстве. Безусловное «всеединство» есть совершенный синтез истины, добра и красоты, достигаемый цельным знанием как единством рационального, мистического и эмпирического знания.

Основные сочинения: «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве».

Фейербах Людвиг (1804-1872) - немецкий философ-материалист. Исходным пунктом его философской эволюции была критика гегелевской философии. Он первый выдвинул проблему человека как универсального и высшего предмета философии.

Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» и «Сущность христианства».

 

Фома Аквинский (1225\26-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого. В 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Философская концепция сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению, использования идей неоплатоников. Основной принцип философии - гармония веры и разума. Считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истины веры.

Основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

 

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа, психотерапевтического метода лечения неврозов, основанного на технике свободных ассоциаций. Одним из первых стал изучать психологические аспекты развития сексуальности. Идеи Фрейда оказали большое влияние на философию, на культуру XX в. в целом.

Основные сочинения: «Введение в психоанализ. Лекции», «Я и Оно», «Очерки по психологии сексуальности», «Тотем и табу» и др.

 

Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии».

Основные сочинения: «Психологические типы», «Отношения между Я и бессознательным», «Проблемы души в наше время», «Психология и религия», «О психологии бессознательного», «О корнях сознания», «Современный миф».

 

Оглавление

Предисловие 3

Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре4

Раздел 2. Культурно-исторические типы философии 15

2.1. Философия Древней Индии и Древнего Китая 16

2.2 Античная философия: основные периоды, проблемы

и представители 35

2.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения 51

Философия Средних веков 51

2.3.2. Философия эпохи Возрождения 58

2.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения 66

2.4.1. Философия Нового времени 66

2.4.2. Философия эпохи Просвещения 76

2.5. Немецкая классическая философия 80

2.6. Европейская философия конца XIX – начала XX вв. 91

2.7. Русская философия 114

Указатель имен 129


Поделиться:



Популярное:

  1. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования
  2. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования.
  3. Бенжамин Констан. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей (1819).
  4. Буксы и буксовые подшипники современных локомотивов
  5. В.С. Соловьев. «Значение государства»
  6. Влияние на окружающую среду современных электроэнергетических установок.
  7. Возможности современных ПЛИС
  8. Вопрос 1. Сколько основных проблемно-технологических уровней выделяют в архитектуре современных ИС?
  9. Вопрос № 1. Российская Федерация в системе глобальной безопасности и современных международных отношений.
  10. Выбор современных, профессиональных и эффективных средств производства, рекомендуемых для выполнения предлагаемых моделей
  11. Глава 3. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь